Научная статья на тему 'Тема для философии повседневности: супермаркет'

Тема для философии повседневности: супермаркет Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
683
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / СУПЕРМАРКЕТ / ИДЕОЛОГИЯ / EVERYDAY LIFE / CULTURE / SUPERMARKET / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнев Вячеслав Вячеславович

Определяются несколько аспектов философского понимания повседневности, дается определение повседневности как специфической формы современного сознания. В качестве практического приложения к этому подходу анализируется частное выражение феномена повседневности супермаркет. В конце статьи автор делает вывод, что основная «покупка» в супермаркете это сама иллюзия свободного выбора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article some aspects of philosophical understanding of daily occurrence are defined, daily occurrence definition as specific form of modern consciousness is made. As the practical appendix to this approach, author analyze private expression of a phenomenon of daily occurrence a supermarket In the end of article author do a conclusion that basic «purchase2 in a supermarket is a illusion of a free choice.

Текст научной работы на тему «Тема для философии повседневности: супермаркет»

В. В. Корнев

ТЕМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: СУПЕРМАРКЕТ

Определяются несколько аспектов философского понимания повседневности, дается определение повседневности как специфической формы современного сознания. В качестве практического приложения к этому подходу анализируется частное выражение феномена повседневности - супермаркет. В конце статьи автор делает вывод, что основная «покупка» в супермаркете - это сама иллюзия свободного выбора.

Ключевые слова: повседневность; культура; супермаркет; идеология.

Одним из самых перспективных направлений современной гуманитаристики является философия повседневности, оформившаяся на Западе еще полвека назад и связанная с именами А. Шюца, Ж. Бодрийяра, М. Вебера, Р. Барта, М. Хайдеггера и др. Важно отличать философию повседневности, с ее приоритетным интересом к обыденному сознанию, от социологии или истории повседневности, занимающихся преимущественно исследованием наличного материала и отдельных явлений обыденного мира. С нашей точки зрения, можно выделить ряд конкретных философских подходов к анализу повседневности, внимание которых фокусируется на сущностных ментальных признаках данного феномена.

Например, с позиций экзистенциализма повседневность можно связать с понятиями (экзистенциалами) дремлющей бодрости, рассеянной сосредоточенности, неустойчивого забвения подлинности, пассивной субъективности (все это коррелируется с хайдеггеровским экзистенциалом «Das Man»).

Для гуманитарного психоанализа (в варианте Ж. Лакана, С. Жижека, Г. Маркузе и др.) мир повседневности - это сфера формально пустой речи и автоматического поведения, которые на деле проявляют важнейшие симптомы, травмы, преткновения психической реальности современного общества.

С точки зрения семиотики и мифогенетического анализа, повседневность - это область спрятанных идеологических коннотаций, базовая структура социальной мифологии, метатекст и метаязык обыденного сознания.

Для философской герменевтики сама ситуация понимания повседневных явлений превращается в вариант «герменевтического круга», в логике которого проблема состоит не в достижении точного «объективного» знания, но в рефлексивной коррекции степени собственной ангажированности, в осмыслении принципов этой обусловленности искомого ищущим. Интерпретируя для данного случая идеи Х.-Г. Гадамера, можно сказать, что «нейтральное», научное понимание феномена повседнева сводилось бы на практике к «нулю» понимания, ибо оно питало бы иллюзии возможности некоего чисто технического, не ангажированного языком, стереотипами и прочими «идолами» познания [1. С. 88-91].

Наконец, исходя из общих принципов современной философской антропологии, повседневность - это область не абстрактного, но самого конкретного и практического гуманизма в изначальном значении (лат. humus - почва) этого слова. Если универсалию гуманизма достаточно понимать (в духе известного хайдеггеровского «Письма о гуманизме») в качестве ложной метафизической посылки, сводящей человеческую реальность к разного рода философским и даже

идеологическим шаблонам, то повседневный гуманизм есть фактичность, почвенность всякого вопроса о конкретном человеке на его собственном месте и в его настоящем времени. Повседневный гуманизм озабочен, можно сказать, «кухонными вопросами» (так, например, темы философии В.В. Розанова определил Виктор Шкловский). Такова известная розановская максима повседневного гуманизма, «снижающего» глобальные проблемы и вопросы до значения некой ментальной наличности: «Что делать?» - спросил нетерпеливый петербургский юноша. - Как что делать: если это лето - чистить ягоды и варить варенье; если зима - пить с этим вареньем чай» [2. С. 166].

На стыке же этих подходов и в противоположность банальным негативно-оценочным концепциям повседневности, мы предлагаем рассматривать данное явление как область не усредненного как в масскульте, но усредняемого быта, не сводимого полностью к набору обывательских шаблонов, как внешним лишь образом стандартизируемое разнообразие речевых и коммуникативных практик, познавательных и поведенческих приемов. Повседневность - это сфера не высокого и не низкого бытия, но самодостаточного быта, проявляющего свой креативный потенциал через для-себя-наглядность [1. С. 85-88].

В модели такого подхода следует переосмыслить целый ряд вещей и явлений современного мира, как, например, феномен торговли или, конкретнее, супермаркет. В настоящее время универсальный магазин приобретает, скажем иронично, значение настоящей ментальной универсалии, выполняя повсеместно культовые, просветительские, организаторские, идеологические функции, претендуя на статус одного из важнейших социальных институтов. Это стало особенно очевидным в конце 1990-х гг., когда на Западе супермаркеты стали центрами культурной жизни (сегодня уже самой обычной практикой является проведение всевозможных концертов и празднеств под крышей или под эгидой торговых центров), а на охваченном запоздалой лихорадкой консьюмеризма Востоке супермакеты изначально воспринимались как форпосты истинной цивилизации, и потому степень их психологического воздействия на неискушенные умы и очи аборигенов была просто запредельной.

В самом начале 1990-х г. поэт А. Левин так осмыслил эффект измененного в зарубежном супермаркете сознания президента огромной, но слабо консьюмери-зованной страны:

В огромном супермаркере Борису Нелокаичу показывали вайзоры, кондомеры, гарпункели <...> компотеры, плей-бодеры, люлякеры-кебаберы, горячие собакеры, холодный банкер-бир.

Показывали разные девайсы и бутлегеры, кингсайзы, голопоптеры, невсейпоры и прочее.

И Борис НелокаеуксИ поклялся, что на родине Такой же цукермаркерет народу возведет!

Прошла пара десятилетий и утопия всегда отстающего от потребительской гонки Востока сбылась. Теперь у супермаркетов нет конкурентов. Дворцы культуры, книжные магазины, спортивные центры почти все закрыты, перепрофилированы, превращены в барахолки. Мелкие конкуренты (перестроечные «комки») безвозвратно вытеснены с рынка. И вот оно - новое чудо света. Среди серых приземистых городских кварталов возвышаются, как египетские пирамиды, храмы новой товарной религии, пантеоны божественных брендов. От подножия этих величественных построек к вершинам потребления нас возносят эскалаторы. В бесконечных анфиладах цукермаркетов зеленеют целые рощи, бьют фонтаны, звучит слащавая музыка. В стеклянных ячейках и в зеркальных витринах россыпью драгоценностей лежат вожделенные Товары. Симпатичные девушки в форменных одеяниях маркетинговых весталок дарят свои улыбки и бросаются навстречу каждому посетителю.

Нет ни малейших сомнений, что по своему символическому статусу супермаркет соответствует античному Олимпу или христианскому раю. В популярном эссе «Мир как супермаркет» Мишель Уэльбек рассматривает супермаркеты и ночные клубы именно как бинарные означающие рая и ада: «Супермаркет - настоящий современный рай, - пишет Уэльбек, - житейская борьба прекращается у его дверей. Бедняки, например, сюда вообще не заходят. Люди где-то заработали денег, а теперь хотят их потратить, здесь их ждет огромный, постоянно обновляемый ассортимент товаров, продукты нередко оказываются и в самом деле вкусными, а подробные сведения о содержании полезных веществ всегда указаны на упаковке. В ночных клубах мы видим совершенно иную картину. Много закомплексованных людей - без всякой надежды -продолжают посещать эти заведения. То есть возникает ситуация, при которой они постоянно, каждую минуту ощущают свое унижение - это уже далеко не рай, а скорее ад» [3. С. 42].

Впрочем, дуальные культурные модели часто переворачивают значения семиотических полюсов, и тогда «плюс» оборачивается «минусом», первые становятся последними, грех оборачивается спасением и т. п. Та же самая метаморфоза происходит и с системой «супермаркеты - ночные клубы». Последние могут с успехом играть роль островков истинной свободы и нонконформизма (несмотря на жесткие регламентирующие отбор посетителей процедуры: металлоискатели, клубные карты, «фейсконтроль» и т.п.), а первые превращаются в дисциплинарные учреждения или облегченного типа концлагеря. Начать с того, что на территории супермаркета не действуют нормы гражданского права, поскольку, как замечает в «Записках из торгового дома» Н. Клименко, «охраной порядка в торговых центрах занимаются не копы, а ЧОПы, правила поведения определяются не законами государства, а внутренним распорядком. Даже в незыблемо демократических странах в торговых центрах возможна и активно прак-

тикуется цензура. В торговых центрах также может быть ограничена свобода слова и права на демонстрации» [4. С. 11].

Попадая в пространство супермаркета, мы оказываемся в положении пускай не узников, но посетителей тюремного заведения, где никак не избежать контакта с натасканными «секьюрити», электронными системами слежения, магнитными воротами и т.п. На входе у тебя забирают личные вещи, вручают корзинку или тележку (помнится, как в только что открытых супермаркетах охранники просто насильно навязывали эту корзину, теперь же потребительские рефлексы уже поставлены и необходимость в насилии отпала). Все действия покупателя в пространстве торгового комплекса отслеживаются бдительными сотрудниками, а также видеокамерами и электронными «антикражными» устройствами. Интересно, что на выходе из магазина часто возникает бессознательное чувство вины в случаях, когда ты выходишь с пустыми руками. В «нормальных» магазинах такая ситуация немыслима, но в супермаркете, покидая неотоваренным такой оазис изобилия и встречая разочарованные и критические взгляды кассиров, потребитель действительно чувствуешь себя очень некомфортно.

Другая модель описания супермаркета - лаборатория, научный центр. В «продвинутых» сверхмагазинах системы наблюдения давно выполняют двойственную функцию - помимо собственно контроля, это еще и функция научного наблюдения за реакциями посетителей. Камеры фиксируют особенности восприятия тех или иных продуктов в зависимости от их расположения, формы, упаковки, цвета и т.п. Есть камеры, способные считывать изменения объема зрачка и частоту мигания: например, если у нормального человека глаза мигают около 30 раз в минуту, то при расслабленном состоянии - до 20, а показатель около 15 миганий в минуту, наблюдаемый у многих заторможенных потребителей, соответствует уже состоянию гипноза или транса. Авторы статьи сами нередко ловили себя на этом отчужденном состоянии, когда после сомнамбулического прохода по рядам и наполнения корзины грудой ненужных вещей, ты механически набиваешь корзину чем-нибудь мало необходимым, а слегка отрезвляешься лишь у кассы или уже на улице. Что потребитель желал и что ты в итоге получил - эта психоаналитическая оппозиция наводит на мысль о ненормальном течении реакций и эмоций внутри супермаркета. Особая статья - эксперименты с подпороговыми эффектами, о принципах действия которых сегодня знают все мало-мальски образованные люди, но иммунитета к потребительскими пристрастиям это знание не дает. Ироничное осмысление темы можно найти в фильме «Рассвет мертвецов» Дж. Ромеро, где, явно пародируя поведение одурманенных обывателей, в супермаркет стекаются отряды зомби и бессмысленно бродят вдоль прилавков. Как объясняет один из героев картины, зомби приходят в супермаркеты «по старой памяти, наверное, это очень важное место в их жизни. Им нужен магазин, но они не знают, зачем. Они просто помнят». Что и говорить, вырабатываемые в потребительских институциях рефлексы сильнее жизни и смерти, они управляют не мозгом, а мозжечком, доходят до самых печенок.

Впрочем, дело не в одних лишь рефлексах, привычках или культовой ауре брендов и супермаркетов. Всем известен тот парадокс рекламы, что самые закаленные и искушенные ее критики все равно совершают в итоге выбор между теми же самыми рекламируемыми (но мнимо альтернативными и конкурентными) торговыми марками. В «Матрице» (часть 2 -«Перезагрузка») братьев Вачовски - в действительно приличного уровня кинорефлексии на темы общества потребления - Архитектор (создатель Матрицы) так поясняет один из главных алгоритмов действия всей системы: «Найти решение мне помогла программа интуитивного типа, специально созданная для изучения определенных сторон человеческой души. Суть этой программы в следующем: почти 99% испытуемых принимали правила игры, если им предлагалось право выбора, несмотря на то, что выбор существовал только в их воображении».

Таков секрет и супермаркетинговой стратегии. Потребитель находится в полной уверенности, что выбор в этом мире беспредельного изобилия совершает он сам. Покупатель уверен, что его предпочтения - результат эмоционального или интеллектуального самоопределения, что свободный и непосредственный кон-

такт с массой разного типа товаров, в отсутствие по-средника-продавца, предполагает самостоятельные решения. Можно сказать, что самое интересное в этом случае не то, что мы покупаем, а то, на что мы покупаемся. Основная «покупка» в супермаркете - это иллюзия свободного выбора. «Программа интуитивного типа» здесь, как и Пифия в «Матрице», всегда предлагает альтернативу, но лишь внутри данных вариантов. Однако как же по-детски вдохновляет эта свобода набивать корзину ненужными предметами. Как увлекателен даже не шоппинг, а своего рода товарный вуайеризм: процедуры осмотра ненужных в обозримом будущем вещей.

Думается, что супермаркеты - это настоящая эмблема нынешней культуры. Если символами ушедших эпох были храмы, крепости, скульптуры, то наше время увековечило Товары и Торговлю. Достаточно вспомнить, какой ажиотаж вызывало в Москве (и вызывает по сей день в странах третьего мира и «третьего Рима») открытие ресторана «Макдоналдс». Группирующиеся в необъятные очереди туземцы, жаждущие причаститься биг-маком или гамбургером, - это образ времени, выражение подлинно метафизической страсти, триумф новой религии Потребления. Это то, чем мы запомнимся в истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнев В.В. Проблематизация категории «повседневность» // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2008. № 2.

С. 85-90.

2. Розанов В.В. Эмбрионы // Русская философия. Конец XIX - начало XX в.: Антология. СПб., 1993. С. 160-179.

3. УэльбекМ. Мир как супермаркет. М., 2003. 158 с.

4. Клименко Н. Записки из торгового дома // Эксперт-Вещь. 2004. № 4. С. 10-12.

Статья предоставлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 3 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.