Научная статья на тему 'Тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе'

Тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1011
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова Руфина Ринатовна

В статье рассматривается тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе Шарипова Р. Р.

Шарипова Руфина Ринатовна / Sharipova Rufina Rinatovna - аспирант, кафедра башкирской литературы, фольклора и культуры, факультет башкирской филологии и журналистики, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается тема богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в средневековой башкирской литературе. Ключевые слова: деньги, материальные ценности, духовные ценности, власть.

Одним из значительных памятников средневековья, написанных на языке тюрки, является дастан «Хусрау и Ширин» Котоба. Хотя это поэма о любви, здесь затрагивается много других тем. В их числе есть и тема денег и богатства, которая показывается через борьбу за власть и богатство. Есть в дастане герой по имени Фархад, влюбленный в Ширин, для которого любовь дороже всех богатств. Он отказывается от всех благ ради того, чтобы быть с любимой. В нем автор воплощает образ идеального героя. «Любовь Фархада, несмотря на то, что безответна, свободна от завистливого эгоизма и ошибочных иллюзий. Для него любовь - это источник вдохновенного труда и высокого духа» [2, с. 181].

В дастане «Жумжума Султан» (XIV век) Хусам Катиб несколько раз обращает внимание читателя на социальное расслоение общества, однако он открыто не разоблачает поработителей, а зовет их быть более милосердными, напоминая о том, какие муки ждут грешников на том свете. Автор с восхищением пишет об Ибрагиме ибн Адхаме, который ради идей суфизма отказался от трона и владычества землями султаната Балха. Он предпочел жизнь в скитальчестве мирским радостям и стал дервишем, поехал в Мекку и продавал дрова, а вырученные деньги раздавал бедным. Так как для суфизма важны идеи аскетизма и высокой духовности, неудивительно, что в литературе средневекового востока воспевались герои, которые предпочли мирские блага служению богу.

Особо примечательным для нашего анализа является дастан Саифа Сараи «Гулистан бит-тюрки». Он состоит из 8 глав, посвященных разным темам. 1 глава (баб) посвящена жизни царей. Саиф Сараи в правителях желает видеть справедливых, мудрых, благородных людей, которые должны ставить интересы общества выше собственных, и рисует образ идеального царя. Во второй главе в контрастном плане описывается жизнь нищих. Автор предается философским размышлениям о жизни, о разделении людей на богатых и бедных, о социальном неравенстве, о жадности и о чрезмерности человеческих потребностей. Жизнь ставит перед людьми много испытаний, где разум вынужден бороться с непомерными потребностями и желаниями. В этой борьбе благоразумие всегда должно побеждать, - считает автор. На первое место Саиф Сараи ставит не материальное благополучие, а духовное богатство человека. Все злые деяния совершаются из-за духовного обнищания людей, из-за победы страстей над разумом, - говорится в дастане. В 3 главе речь идет о том, что надо довольствоваться тем, что есть, быть терпеливым, описывается, как нетерпение, желание обрести богатства приводит к каким-то трагедиям.

В 7 главе автор обращается к теме воспитания, ума, профессии, отношения к труду, щедрости и жадности. Там снова обобщаются вопросы богатства и бедности. Умение трудиться Саиф Сараи ценит выше золота и серебра. В одном из рассказов он показывает диалог бедняка и богача, раскрывает их с разных сторон, показывает, что

у обоих есть как положительные, так и отрицательные качества. По его мнению, бедные должны смириться со своим положением, а богатые должны делиться благами, дарованными им богом. Еще раз напоминает о том, что духовное богатство лучше материальных благ, и человек с чистой душой - это бриллиант. Так же как и во многих произведениях говорится о том, как важно учиться и получать знания.

В произведении Махмуда бине Гали (жил в XIV веке) «Нахдж аль-фарадис» наряду с остальными вопросами затрагивается тема денег и разумного управления ими. Это произведение является разъяснением сорока исламских хадисов и аятов. Большинство из этих сорока увлекательных рассказов посвящено вопросам воспитания - там говорится о человечности, верности, доброте, справедливости, о том, что нужно уважать и почитать старших. Резко порицаются такие явления, как измена, алкоголизм, ревность, месть, вранье, погоня за богатством. В рассказе «Что делать с богатством?» автор рисует картину о том, как два брата распоряжаются своими четырьмя тысячами золотых. Первый из них покупает на эти деньги большой роскошный сад, красивую девушку и рабынь. А второй раздает свои деньги бедным, несчастным, нуждающимся, рабам и сиротам, прося их о том, чтобы они читали молитву за него, чтобы он попал в рай. Рассказ заканчивается тем, что Бог уничтожил все богатство первого брата. Мораль рассказа проста - не надо гоняться за земными благами, ведь жизнь не вечна, надо стремиться к тому, чтобы обрести рай в иной жизни, помогать нуждающимся и заботиться о них.

В произведениях средневековья богатство и бедность воспринимаются как данность, дарованная богом, а потому осуждаются не само богатство, а те, кто неразумно им распоряжается. Осуждается алчность и погоня за богатством, потакание мирским страстям; богачам, ханам и биям рекомендуется быть милосердными и щедрыми, делиться своим богатством с неимущими. Авторы рисуют образы справедливых и мудрых правителей, которые живут интересами народа, а не гоняются за золотом.

Литература

1. Антология башкирской литературы. Том 1. ХШ-ХУШ века. Уфа: Китап, 1999. 464 с.

2. История башкирской литературы. Том 1. Уфа: Китап. 1990. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.