Научная статья на тему 'ТЕМА БЕЗВЕРИЯ В РОМАНЕ "МЕСТО" ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА'

ТЕМА БЕЗВЕРИЯ В РОМАНЕ "МЕСТО" ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ МЕСТА / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АТЕИЗМ / ХАРАКТЕРОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / CATEGORY OF PLACE / SOVIET LITERATURE / ATHEISM / CHARACTEROLOGY / RELIGION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кравчук В.Г.

В данной работе предпринимается попытка прояснить позицию советского писателя Фридриха Горенштейна относительно веры. Посредством рассмотрения темы безверия в романе «Место» происходит раскрытие указанной позиции. В статье также выносится предположение о том, что тема безверия является важным характерологическим аспектом для автора романа. Категория места Горенштейна предполагается как свободное духовное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF UNFAITH IN FRIEDRICH GORENSTEIN''S NOVEL THE "PLACE"

I tryed to clarify soviet writer Friedrich Gorenstein's position about faith in this article. I had reached my aim by investigation of the theme of unfaith in his novel “The Place”. I also made an assumption about theme of unfaith as important charactherological aspect for the novel's author in this paper. The Gorenstein's category of place had been defined as free spiritual space.

Текст научной работы на тему «ТЕМА БЕЗВЕРИЯ В РОМАНЕ "МЕСТО" ФРИДРИХА ГОРЕНШТЕЙНА»

пособие. Таганрог: ТРТУ

8. Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации региональной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 2.

9. Networked Readiness Index (2016). Global information technology report // The World Economic Forum's (http://reports.weforam.org/global-information-technology-report-2016/ - Дата обращения: 30.03.2018).

10.Trugman M. (2014). Welcome to 21st-century Ponzi scheme: Bitcoin. // The New York Post, NYP Holdings, inc. (15 February 2014) (https://nypost.com/2014/02/15/welcome-to-21st-century-ponzi-scheme-bitcoin -Дата обращения: 20.03.2018).

УДК 821.161.1

Кравчук В.Г. аспирант Филологический факультет Воронежский Государственный Университет

Россия, г. Воронеж ТЕМА БЕЗВЕРИЯ В РОМАНЕ «МЕСТО» ФРИДРИХА

ГОРЕНШТЕЙНА Аннотация: В данной работе предпринимается попытка прояснить позицию советского писателя Фридриха Горенштейна относительно веры. Посредством рассмотрения темы безверия в романе «Место» происходит раскрытие указанной позиции. В статье также выносится предположение о том, что тема безверия является важным характерологическим аспектом для автора романа. Категория места Горенштейна предполагается как свободное духовное пространство.

Ключевые слова: категория места, советская литература, атеизм, характерология, религия.

Rravchuk V. postgraduate student Faculty of Philology Voronezh State University, Russia, Voronezh THE THEME OF UNFAITH IN FRIEDRICH GORENSTEIN'S NOVEL THE «PLACE» Abstract: I tryed to clarify soviet writer Friedrich Gorenstein's position about faith in this article. I had reached my aim by investigation of the theme of unfaith in his novel "The Place". I also made an assumption about theme of unfaith as important charactherological aspect for the novel's author in this paper. The Gorenstein's category ofplace had been defined as free spiritual space.

Key words: category of place, soviet literature, atheism, characterology, religion.

Фридрих Наумович Горенштейн в своей статье «Мой Чехов осени и зимы 1968 года» выразил мысль, в которой, на мой взгляд, достаточно явно отражена позиция ее автора относительно веры: «...рядом с атеизмом, научным материалистическим мировоззрением, родилось безверие, мировоззрение не духовно свободных людей, а скорее непокорных лакеев» 158. Действительно, на основании данного высказывания можно заключить, что духовная свобода, по Горенштейну, не может исключать веру, а атеизм, как мировоззрение научное, вере вовсе параллелен. Но в таком случае стоит задуматься. Возможно ли безверие вне атеизма? Может ли безверие быть продолжением, глубинной скрепой веры?

Как человек, родившийся и проживший большую часть своей жизни в СССР, Горенштейн испытал на себе плоды марксистской идеологии, материалистического мировоззрения, был свидетелем и частью сформированной ими социальной системы, что очевидным образом повлияло на Горенштейна как писателя. Немалая доля его произведений посвящена советскому быту, изнаночной стороне жизни «Самой большой страны».

Фридрих Наумович пытался отыскать за идеологическими покровами духовное наполнение, создавал посредством своей литературы ситуации, в которых духовность, даже не присутствуя в полной мере, всё -таки может себя проявить. Горенштейн в своих работах часто апеллирует к библейским мотивам, прибегает к цитированию Писания, тем самым, по моему мнению, создавая своеобразные ловушки для читателя, места, в которых происходит испытание духовности, во всяком случае, в романе «Место», на примере которого я попытаюсь проанализировать тему безверия и подкрепить свое мнение, это действительно так.

Цитаты из Библии встречают нас в самом начале, а также в каждой из трех оставшихся глав «Места» в виде эпиграфов. Первый: «Ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе» 159 . После прочтения становится ясно, что автор говорит нам о том, что главный герой романа — Гоша Цвибышев — в начале пути еще не утратил Спасения, то есть на данном этапе герой еще не решил свою судьбу. Второй: «И сказал Господь: Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» 160. Сатана искушает, испытывает нас, а проявляем мы себя перед Богом через наши поступки, которые возможны и проходят при участии других людей, несущих в себе лик Божий. Поэтому испытания мы испытываем от других людей и из-за других людей, в этом смысле люди также выступают сами для себя и в качестве сатаны (что ярко отражено в романе Горенштейна «Псалом», где Антихрист «осуществляет путь Христа» в советской действительности). Третий: «Лисицы имеют норы, и птицы

158Горенштейн Ф.Н. Место. — М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. — С.1.

159 Второзаконие, 12, 9.

160 Евангелие от Луки, 22, 31.

небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову»161. Эта строчка указывает на избранность человека как творения, которому по своей природе доступно место именно у Бога, а не в мирском, греховном мире, из-за этого у людей нет на земле дома как у животных. Главный герой всю первую главу борется за свое койко-место в общежитии, за мнимый дом, даже просит Бога о возможности его сохранить, но, как следует из последнего эпиграфа первой части, просит не о том, что приближает к Богу.

Вторая часть. Эпиграф: «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтоб не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» 162. Он поясняет, что наши физические потребности, наши страсти загоняют нас в обстоятельства, которые не всегда располагают, обладают возможностью для совершения нами очевидно правильного выбора, иногда приходится унять, сдержать чувства, чтобы избежать искушения. Подобные обстоятельства выстраиваются во второй части, когда главный герой попадает в тайное антиправительственное террористическое общество, но слишком поздно понимает, что ему там не место, но покинуть его уже можно только лишь в качестве предателя, «стукача».

Часть третья. Первый эпиграф: «В те дни не было Царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» 163, и второй: «Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь»164. Попав вместе с остальными членами подпольного общества в Москву, герою приходит идея самостоятельно возглавить Россию, которая оказывается и его любовью в лице Маши. Чувство любви пробудило в Цвибышеве его духовное начало, приоткрыло истину, и он захотел стать царем для всех через эту любовь, ведь спящим духовно нужен пастырь, царь, как мы понимаем из эпиграфов. Но главному герою не суждено стать таким царем, его любовь была опорочена, а вместе с ней и идея править Россией. «С кем поделишься своей ненавистью к России... Прежней Маши уже не вернуть, святыня загажена, и теперь только мстить за все, покорить для мести». Напоминаю, это случалось и позднее, но в период «разорванности мышления» я часто путал или соединял в единый женский образ Машу и Россию.» 165. Герой теряет возможность духовного откровения, и теперь желает не вести людей, а возглавлять систему мест, стать сатаной, испытывающим.

Касаемо сатаны, с ним в романе можно сравнить Сталина, здесь он предстает как своеобразный предшествующий Иисусу божий посланник-

161 Там же, 9, 58.

162 Там же, 14, 7-9.

163 Книга Судей, 21, 25.

164 Евангелие от Луки, 23, 3.

165 Горенштейн Ф.Н. Место. — М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. — 864 с.

испытатель. И в этой связи сталинская эпоха сравнивается с ветхозаветным этапом, а сталинисты хрущевского периода, переосмысливая Сталина относительно него самого, олицетворяют этап новозаветный. Сталинисты в романе постоянно проливают (источают) кровь и мирятся с положением вещей, но не проливают крови чужой. Они раскаиваются, боятся своих поступков и, в целом, сочувствуют положению христианства в СССР. Подпольщики общества, в котором пребывал главный герой, наоборот — жаждущие пустить чью-то кровь, находящиеся в агонии, так как мечтают приблизиться к истине и к любви, но не могут. Однако главному герою, все же посчастливилось ощутить любовь, поэтому, потеряв ее, он становится более кровожадным. Веру Цвибышева опошляют, ее насилуют в прямом смысле, телесность — это испытания для его веры. Но герой не может смириться и принять божью волю, поэтому он продолжает бороться, проливает чужую кровь, именно поэтому после драки во время бунта в третьей главе он не умирает физически, поскольку ответил, отстоял себя в этом материальном мире, но окончательно умер духовно. Именно в третьей главе наступает этап безверия как утрата духовности.

Часть четвертая. Эпиграф: «Вкусная пища, поставленная перед человеком с завязанным ртом, все равно, что пища, поставленная на могиле» ...» 166. Он подсказывает нам, что герой уже не удостоится Спасения, потому что не хочет смириться, раскаяться. Пережитая символическая смерть, духовная смерть (в романе он впадает в кому), оставляет пустоту. Он находит свою цель в жизни - стать долгожителем, то есть жизнь ради самого процесса, что, с одной стороны, очень логично с точки зрения материалиста, но, с другой стороны, становится единственной альтернативой закрытой духовной жизни. При этом он, наконец, занял место в рамках системы, став советским человеком в самом полном смысле. Цвибышев становится частью режима, служащим КГБ, трудится, полностью интегрировавшись в общество, находит свое место на земле. Но он так же становится и служащим Господа, служащим истины (пытается донести до читателя Горенштейн), ведь жизнь Цвибышева - это пример, показывающий, какого это — лишится истины, насколько она важна, и насколько трагично безверие. «Можно служить истине независимо от принадлежности к той или другой категории или партии» .»167.

В эпилоге Горенштейн объясняет причину, по которой главный герой решил написать автобиографию. Написанная история Цвибышева - это переосмысленная, преодоленная жизнь, это Новый завет по отношению к Ветхому. Низменный импульс, который заставляет писать (тщеславие Цвибышева), в итоге способен родить нечто духовно прекрасное. «Мне кажется, первоначальный позыв к писательству исходит не от разума, а от некоего врожденного инстинкта. Инстинкт дает о себе знать в ранние годы и,

166 Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 30,18

167 Горенштейн Ф.Н. Почему я пишу // Журнал «Страна и мир». — 1985. — №°6[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gorenstein.imwerden.de/pochemu_pishu.pdf (дата обращения 21.09.2018).

по-моему, где-то совпадает с началом полового созревания. Не хочется так думать о явлении, столь много дающем сердцу, разуму и душе. Но что поделаешь: очевидно, природный грех присутствует в физиологической, телесной основе творчества и непорочного зачатия тут ждать не приходится» 168 — пишет Горенштейн.

Подводя итог, можно заключить, что тема безверия в романе «Место» используется Фридрихом Горенштейном в оппозиции к библейскому канону с целью создания своеобразного свободного духовного пространства, уникального места для читателя, а также является важным характерологическим аспектом для Горенштейна. Роман «Место» являет советскому человеку надежду на то, что духовная свобода обязательно возродится, так как история Цвибышева - это путь героя, обладавшего всеми возможностями для духовного поиска, но ими не воспользовавшегося и потерявшего в итоге данную возможность для себя, но не для других. Безверие - это почва для надежды, а атеизм - не препятствие для духовной свободы.

Использованные источники:

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. - М. : Издание Моск. Патриархии, 1988. - 1376 с.

2. Горенштейн Ф.Н. Место. — М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2016. — 864 с.

3. Горенштейн Ф.Н. МОЙ ЧЕХОВ осени и зимы 1968 года // Эссе. — 1968.

— [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gorenstein.imwerden.de/Chehov_1968.pdf (дата обращения 21.09.2018) — 11 с.

4. Горенштейн Ф.Н. Почему я пишу // Журнал «Страна и мир». — 1985. — №6[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gorenstein.imwerden.de/pochemu_pishu.pdf (дата обращения 21.09.2018)

— 2 с.

5. Горенштейн Ф.Н. Чехов и мыслящий пролетарий // Русская мысль. — 1981. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gorenstein.imwerden.de/Chehov_1981.pdf (дата обращения 21.09.2018) — 3 с.

168 Горенштейн Ф.Н. МОЙ ЧЕХОВ осени и зимы 1968 года // Эссе. — 1968. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gorenstein.imwerden.de/Chehov_1968.pdf (дата обращения 21.09.2018) — 11 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.