Научная статья на тему 'ТЕМА АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ И ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ'

ТЕМА АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ И ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антивоенная тема / художественный образ / трагедия Хиросимы и Нагасаки / экспрессионизм / сонорика / традиции и новаторство / anti-war theme / artistic image / the tragedy of Hiroshima and Nagasaki / expressionism / sonorica / tradition and innovation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беканова Элнура Даулетбаевна

В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории «Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of atomic bombings in the music of Alfred Schnittke and Gaziza Zhubanova

The article studies the artistic content and compositional features of anti-war works by A. Schnittke and G. Zhubanova dedicated to the atomic bomb explosions in Japan. As a result of the analysis of the oratorio "Nagasaki" by A. Schnittke and the ballet "Hiroshima" by G. Zhubanova, the common features characteristic for them, such as the expansion of means of artistic expression and innovation in the field of musical language, were revealed. The practical significance lies in the fact that the results of this work can be applied in further research on the topic and in the study of works of this period.

Текст научной работы на тему «ТЕМА АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ И ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ»

DOI: https://doi.org/Ш.26176/МАЕТАМ.2024Л 5.2.005

Элнура Беканова Первое место в категории "Студенты"

ТЕМА АТОМНЫХ БОМБАРДИРОВОК В МУЗЫКЕ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ И ГАЗИЗЫ ЖУБАНОВОЙ

Аннотация. В статье рассматривается художественное содержание и композиционные особенности антивоенных сочинений А. Шнитке и Г. Жубановой, посвященных взрывам атомных бомб в Японии. В результате анализа оратории «Нагасаки» А. Шнитке и балета «Хиросима» Г. Жубановой, были выявлены характерные для них общие черты, такие как расширение средств выразительности и новаторство в области музыкального языка.

Ключевые слова: антивоенная тема, художественный образ, трагедия Хиросимы и Нагасаки, экспрессионизм, сонорика, традиции и новаторство.

С давних времен разные исторические события, так или иначе повлиявшие на

жизнь людей, мотивировали композиторов и деятелей искусства откликаться на них.

Наиболее драматичные изменения всегда вызывали военные конфликты, однако музыка

войны и о войне не всегда обладала пафосом борьбы за мир. В ХХ веке сокрушительная

сила мировых войн достигла крайности - способности уничтожения всего живого. Взгляд

на войну полностью изменился, когда её разрушительная сила становилась все более

ужасной и приводила к гибели небывалого количества мирных людей. Как отмечает Т.

Йоргасон [11], уже во время Второй мировой войны было написано более 200 крупных

произведений соответствующего содержания. В послевоенное время подобных опусов

появилось значительно больше. Среди них значительное место занимают сочинения на

тему протеста против ядерных бомбардировок. Трагедия японских городов Хиросимы и

Нагасаки, уничтоженных в результате американских атомных бомбардировок 6 и 9

августа 1945 года (первые в истории человечества случаи боевого применения самой

мощной разрушительной техники), ставших причиной гибели более 70 тысяч человек, на

протяжении многих десятилетий привлекает к себе внимание композиторов разных

национальных культур, создавших множество произведений в разных жанрах. Среди

неяпонских композиций можно назвать наиболее часто исполняемые: «Плач по жертвам

1 2 Хиросимы» К. Пендерецкого (Польша), оратория «Нагасаки» А. Шнитке (СССР),

кантата «Хиросимские пятистишия» М. Вайнберга (СССР), симфония «Хиросима» Э.

Аалтонена (Финляндия), и другие. К этой тематике обратилась и казахский композитор Г.

Жубанова, воплотив её в жанре балета3. Среди сочинений японских авторов широко

известны симфония «Хиросима» М. Оки4, реквием «Хиросима» К. Томико, симфония

«Хиросима» И. Дана5. В этих произведениях обнаруживаются общие и отличительные

черты: с одной стороны, у них один источник вдохновения, с другой, у каждого

композитора свой подход и способ выражения мыслей.

Объектом исследования в настоящей работе стали два масштабных произведения советских композиторов - оратория «Нагасаки» Альфреда Гарриевича Шнитке и балет

1 Penderecki - Threnody (Animated Score) https://www.youtube.com/watch?v=HilGthRhwP8&t=2s

2 Шнитке - «Нагасаки», оратория https://www.youtube.com/watoh?v=3j9VLg3be2w&t=2s

3 "В музыке продолжение" Газиза Жубанова https://www.youtube.com/watch?v=nPxeLvfn6hI&t=17s

4 Masao Ohki: Symphony No. 5 "Hiroshima" (1953) https://www.youtube.com/watoh?v=0nQjf0mwuqw

5 Ikuma Dan * Sinfonia n. 6 "Hiroshima" https://www.youtube.com/watch?v=OSNVLh VJEE

«Хиросима» Газизы Ахметовны Жубановой. Они являются первыми образцами своего жанра среди сочинений, посвященных атомным бомбардировкам. Оратория Шнитке -самое раннее сочинение крупного вокального жанра среди неяпонских композиций, в то время как балет Жубановой является первым сценическим отражением трагедии городов, переживших ядерные бомбардировки.

Оратория «Нагасаки» для меццо-сопрано, смешанного хора, симфонического оркестра и органа была написана Шнитке в 1958 году (выпускное сочинение в Московской консерватории). Произведение состоит из пяти частей6, в которых использованы стихи разных поэтов. Изначально сочинение было подвергнуто жесткой критике, из-за чего первое публичное исполнение произошло спустя восемь лет после смерти композитора.

Евгений Голубев (преподаватель Шнитке в консерватории по специальности) порекомендовал взять для первой части стихотворение Анатолия Софронова «Нагасаки», опубликованное в выпуске альманаха «День поэзии» за 1956 год. Шнитке посчитал его «очень бледным и очень плохим» [10, 31-33], но затем всё-таки использовал, значительно переработав, поскольку решил, что тема может быть реализована, даже если стихи неудачные. Кроме того, композитор включил в свою ораторию строки Тосона Симадзаки и Ёнэды Эйсаку из вышедшего в 1956 году сборника переводов с японского, подготовленного Верой Марковой и Анной Глускиной. Финал первоначально автор представлял как чисто инструментальную часть, но затем Георгий Фере написал подходящий текст.

Структура оратории:

1. Нагасаки — город скорби. Andante sostenuto. Pocopesante

2. Утро. Allegretto attacca

3. В этот тягостный день... L 'istesso tempo

4. На пепелище. Andante

5. Солнце мира. Andante sostenuto

Оратория «Нагасаки» является своеобразным сочинением, где современные средства художественной выразительности сочетаются с жанрами и приёмами старинной музыки. При всей неординарности в звуковысотной организации, использовании авторских ладовых структур, монодических ладов, язык Шнитке в «Нагасаки» остаётся преимущественно тональным. Обращение к жанрам «фанфар», инвенции, фуги, аллюзии барочного и классицистского тематизма, ассоциации даже с конкретными произведениями прошлых эпох создают глубокие горизонты исторических взаимосвязей.

Тема атомной бомбардировки в представлении Жубановой выглядит иначе, но во многих моментах содержит близкие Шнитке подходы. Её балет «Хиросима» является второй частью хореографической дилогии, осуществлённой под общим названием «Легенда о белой птице» . Произведение стало одной из самых ярких страниц советского периода в истории казахстанского хореографического искусства. Либретто принадлежит Азербайджану Мамбетову. Премьера состоялась 21 мая 1966 году в Алма-Атинском театре оперы и балета [6].

6 В произведении первоначально было шесть частей, однако для студийной записи в 1959 году, композитор снял часть, следовавшую за первой.

7 Георгий Владимирович Фере (1932-2011) - видный поэт-песенник, автор текстов многих мюзиклов, сын композитора В.Г. Фере.

8 Первая часть дилогии называется «Акканат».

Идея «Легенды о Белой Птице», как символа извечной борьбы человеческого духа с враждебными ему силами, нашла яркое отражение в сюжете. Основной линией конфликта в обеих частях, составляющих «Легенду», является борьба за мир.

В либретто «Хиросимы» отражены реальные события - взрывы американских атомных бомб над Японией, которые унесли тысячи жизней, искалечили судьбы людей и вызвали бурю протестов всех передовых сил Земли. Впрочем, сам момент взрыва показан не в сюжете, а в музыке .

В балете «Хиросима» все средства художественной выразительности (в первую очередь звуковысотная организация, мелодика и ритм) нацелены на максимальный эмоциональный отклик. Наиболее действенным драматургическим приемом становится достижение предельного контраста: от микроуровня (мажор и минор, диатоника и хроматика, дуоли и триоли и так далее) до макроуровня (картины мирной жизни и военного марша, фантастического морского дна и пылающего города). Через такие глубокие противопоставления композитор ведет слушателя к катарсису - реквиему.

Сочетание экспрессионистской эстетики в эмоциональном воздействии и реализма в сценическом воплощении сюжета нацелено на максимальное сопереживание зрителя. В балете прослеживаются основные тенденции, характерные для национальной композиторской школы, советской и мировой музыки. Органично сочетание элементов казахских и японских народных песен с элементами современной музыки10. Жубанова стремилась к максимально точному отображению реальных событий в художественных образах. В музыке балета находят применение такие приемы, как расширение тональности, эмансипация диссонанса, усиление тембро-фонического параметра музыкального языка.

В рассматриваемых произведениях антивоенной тематики можно увидеть общие черты музыкального экспрессионизма. Язык музыки в классико-романтической традиции не смог бы выразить дисгармонию изуродованного войной мира и внутреннего состояния людей. Для данных сочинений характерны обострённая выразительность, гиперболичность эмоций, причудливость ситуаций, резкость звуковых характеристик и многие другие черты. Музыкальная ткань данных произведений полна острыми диссонансами, механистичными ритмами, резкими тембровыми красками, быстрыми темпами, яркой динамикой, резкой сменой комплексов выразительных средств. За счет сопоставления диатоники и хроматики, тональности и атональности усиливается контраст. Также вместо обычного состава оркестра композиторы применяют расширенный, с усиленной группой ударных инструментов (у Шнитке используется и электромузыкальный инструмент терменвокс). Всё это было нужно для естественного изображения жестокого, злобного, бесчеловечного мира.

В оратории и в балете своеобразно преломляется общий для многих художников ХХ века экспрессионистский подход [см.4].

Все перечисленные моменты присутствуют в музыке Жубановой и Шнитке в органичном сочетании. Им свойственно непосредственное и правдивое художественное отражение жизненных явлений, эмпирическая достоверность образов. В музыке это находит выражение в интонационном процессе [3], приеме «обобщения через жанр»[1], тесную связь либретто и музыкального сюжета [2].

Шнитке критиковали за «экспрессионизм, подражание, забвение реализма и так далее». Хотя использование приемов экспрессионизма было весьма уместно в произведении с антивоенной тематикой. В целом экспрессивность образов в оратории

9 Во второй картине балета, в номере «Дуэт Судзи и Тойо» композитор с помощью средств музыкальной выразительности и оркестровки передает трагический момент взрыва. В сюжете показано лишь то, что находящегося под водой главного героя ослепляет белым пламенем.

10 Цитирование народных мелодий встречается у казахских композиторов часто. Жубанова в балете использует в качестве лейтмотива японскую песню «Сакура».

находит воплощение средствами оркестровки и гармонии. В партии хора и солистов оратории применены экспрессивные интонации (широкие скачки, триольный ритм), контраст в тексте (во второй части оратории); ломаная мелодическая линия (в пятой части), распределенная по разным регистрам, которая создает впечатление скрытого двухголосия. Эти приемы очень характерны для экспрессионистов. В партии оркестра применяются сонористические средства. Например, во втором разделе четвертой части с усилением красочности в оркестре уплотняется вертикаль, постепенно присоединяются все новые инструменты, появляются характерные для экспрессионистской оркестровой звучности пассажи (нотный пример №1) (вызывает ассоциации с операми «Замок герцога Синяя борода» Б. Бриттена и «Воццек» А. Берга). В середине второй части, между хором и оркестром образуется диссонанс: аккорды терцовой структуры в секундовом соотношении на звуках диатоники с пятью бемолями у хора противопоставлены настойчиво монотонному тремоло на звуках g-a, максимально удалённых по отношению к исходному звукоряду. Такой диссонанс между хором и оркестром, весьма характерный для экспрессионистского письма (нотный пример №2), создаёт ощущение напряжённого ожидания. С приближением момента изображения атомного взрыва тональные центры часто меняются, что придает музыке чувство непостоянности и тревоги. Тональные опоры сдвигаются в основном по малым секундам и тритонам, а эти диссонирующие соотношения тональностей все больше подчеркивают экспрессионистскую направленность композиции. Наряду с современными ладо-тональными средствами, композитор прибегает к выразительным средствам пятиступенных ладов. Например, во второй и третьей частях композитор применяет ангемитонную пентатонику для изображения атмосферы Востока. Такие же ладовые и оркестровые приемы встречаются у Жубановой. В балете «Хиросима» она опирается на принципы сочетания модальности и тональности. Композитор отдает предпочтение гемитонной и ангемитонной пентатонике, для выражения восточного колорита. Но по сравнению со Шнитке, пентатоника у Жубановой занимает большее место в организации музыки балета.

На стыке номеров в балете часто используется малосекундовое соотношение тональностей, которое создает ощутимое гармоническое напряжение. Умело пользуясь средствами одноименного мажора-минора, в номере «Марш солдат» из первой картины, композитор создает квазиполитональное наложение: сопоставление мажорных тональностей на расстоянии большой секунды в начале звучит оптимистично. Одноименный мажоро-минор дает эффект «затемнения», а малотерцовое сопоставление минорных построений дает очень мрачную окраску (нотный пример №3).

Трагический момент «взрыва атомной бомбы» также находит общие черты у двух композиторов. У Жубановой «взрыв» показан во второй картине балета «Хиросима», в номере «Дуэт Судзи и Тойо». В основном экспрессивность ситуации передана композитором тембровыми средствами. Вначале чередование ангемитонной и гемитонной пентатоники создает ощущение тревожных предчувствий. Затем в полной тишине у высоких деревянных духовых и струнных с фортепиано в высоком регистре звучат «сползающие» короткие, хроматические мотивы. Нарастающие звучания медных духовых из кварт и тритонов в tutti оркестра охватывает практически весь диапазон от большой октавы до четвертой. У ударных инструментов и альтов звучат тревожные тремоло. Атмосфера становится все более напряженной. Кульминация выполнена сонорными средствами. На fff в tutti звучит аккорд, состоящий из сочетаний двух малых секунд (нотный пример №4). Трагический момент взрыва в целом имеет разомкнутую структуру.

У Шнитке момент взрыва показан в третьей части оратории «Нагасаки», то есть в центре композиции. На сонорном фоне оркестра выделяется хроматизированный восходящий мотив духовых на тремоло ударных, струнных и низких духовых инструментов, который звучит жутко и создаёт атмосферу хаоса и ужаса. Возникает ощущение начала чего-то катастрофического и разрушительного. Затем с усилением динамики и увеличением голосов в оркестре происходит наслоение хроматизированных

мотивов, тритонов и ангемитонных пентатонных интонаций, а также непрерывное тремоло у ударных инструментов создают пугающую атмосферу, рисуют моменты взрыва (нотный пример №5).

Оба композитора применяют сонорные средства оркестрового письма в этот трагический момент. У Шнитке микрополифония появляется ещё до того, как она была введена в композиторский арсенал Д. Лигети (1959 - первое применение микрополифонии во II части его «Видений») [7] и К. Пендерецким (1960 - «Плач памяти жертв Хиросимы»). Это свидетельствует не только о тонком художественном предвидении композитора, но и об объективной оправданности применения новаторских средств в связи со схожей тематикой.

Данные антивоенные композиции имеют не только общие, но и отличительные

черты, что подчеркивает индивидуальность каждого автора. Для Шнитке, который уделял

внимание проблемам современности, судьбам человечества и человеческой культуры,

было характерно стремление реализовать масштабные замыслы, использовать

контрастную драматургию, напряженную экспрессию музыкального звука. Для показа

конфликта классической гармонии мироощущения и современной

напряжённости Шнитке использовал полистилистику. Отдавая дань уважения

композиторам барокко и классицизма, он умело использовал жанровые и композиционные

приемы этих эпох. Например, с эпохой барокко его связывает использование старинных

жанров («фанфары», инвенции, фуги), полифонического стиля письма, интонационных

средств, выработанных для выражения аффектов11, формы двухчастного барочного 12

цикла12. Кроме этого, композитор обращается к форме большой двухтемной фуги.

Своеобразие авторского стиля Жубановой во многом обусловлено открытостью и восприимчивостью композитора к современным художественным тенденциям, которые органично сочетаются с верностью национальным традициям. Как и многие другие её произведения, балет «Хиросима» создан в соответствии с идеалами советского времени, для которых было характерно противопоставление добра и зла [5]. В балете эта идея показана с помощью выразительных элементов и приемов, воссоздающих как национальную казахскую, так и инонациональную японскую культуру. Связь с казахской национальной культурой обозначена следующими средствами: переменный пяти-семидольный метр во многих номерах; во «Вступлении», «Вариации девушек-рыбачек», «Интермеццо» - композитор обращается к жанру казахской похоронно-поминальной песни «жоктау». Образ прощания рыбачек с рыбаками близок к традиционному жанру «коштасу» - песне, исполняемой при расставании [9].

Связь с японской культурой также показана широким спектром приемов. В ключевых моментах звучит тема японской песни «Сакура». Звуковысотная система балета частично основана на пентатонике. Во вступлении использована мелодия современной японской песни-марша. В целом композитор обращалась к цитате как способу обозначить стилевые особенности двух народов.

Вышеперечисленные общие черты оратории Шнитке и балета Жубановой свидетельствуют о том, что острота общественной реакции на трагедии, подобные взрывам в Хиросиме и Нагасаки, обуславливает особые подходы композиторов к

11 Композитор в первой части оратории «Нагасаки» уделяет огромное внимание барочным техникам. Во-первых, это связано с самим жанром оратории, а также с теорией аффектов. Шнитке акцентирует внимание на аффекте печали, для выражения которого характерно использование диссонансов, хроматики, также медленного движения, резких синкоп, эмфаз. Аффекту печали соответствуют такие лады, как: дорийский, фригийский, эолийский. В нашем случае, Шнитке, основываясь на теории аффектов, использует выше названные средства выразительности (из ладов он выбрал дорийский).

12 Третий раздел пятой части оратории представляет собой малый барочный цикл (по типу «Фанфары и фуга»), встроенный в контрастно-составную форму. Форма фуги трактована несколько свободно, на грани с фугато.

различным жанрам и технике композиции. Все композиторы мира, несмотря на национальную принадлежность и индивидуальные особенности композиторского письма, объединяются перед лицом зла, протестуя против орудия массового уничтожения, а отличительные черты подчеркивают особенности стиля каждого из них.

Названные произведения антивоенной тематики показательны для наиболее характерных тенденций в искусстве ХХ века, где образы ужасающих последствий применения оружия массового поражения нашли выражение в расширении средств художественной выразительности, новаторстве в области музыкального языка.

Литература

1. Альшванг A.A. Оперные жанры "Кармен" // Альшванг А.А, Избранные статьи, M.: Музгиз, 1959. - С. 92.

2. Альшванг А.А. Проблемы жанрового реализма (к 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского) [Текст] / А. А. Альшванг // Избранные статьи / А.Альшванг. - М. : Советский композитор, 1959. - С. 85-90.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Музыка.: 1971. - 376 с.

4. Еременко Г.А. Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века. Аналитические очерки. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2008. - 280 с.

5. Котлова Г.К. Традиции и современность в ранних балетах Г. Жубановой [Текст] // Жизнь в искусстве. Композитор Газиза Жубанова / Ред. - сост. Кетегенова. -Алма-Ата, 2003. - С. 244-253.

6. Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. - Алма-Ата : Наука, 1976. -

176 с.

7. Трайнина Е. Дьёрдь Лигети: своеобразие эстетического сообщения // Вестник Российской Академии музыки имени Гнесиных., 2007, №1. - С.

8. Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. - М.: Советский композитор, 1990. - 346 с.

9. Шапилов В., Сабитова Д. О литературной основе оратории Газизы Жубановой "Возлюби человек человека" // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2023. №1. - С. 35-45.

10. Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. - М.: Деловая лига, 1993. - 110 с.

11. Yorgason T. Music and War Throughout the Ages: Dissertation. - Utah State Univercity, 1997. - p. 24.

Elnura Bekhanova

The theme of atomic bombings in the music of Alfred Schnittke and Gaziza Zhubanova

Abstract. The article studies the artistic content and compositional features of anti-war works by A. Schnittke and G. Zhubanova dedicated to the atomic bomb explosions in Japan. As a result of the analysis of the oratorio "Nagasaki" by A. Schnittke and the ballet "Hiroshima" by G. Zhubanova, the common features characteristic for them, such as the expansion of means of artistic expression and innovation in the field of musical language, were revealed. The practical significance lies in the fact that the results of this work can be applied in further research on the topic and in the study of works of this period.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: anti-war theme, artistic image, the tragedy of Hiroshima and Nagasaki, expressionism, sonorica, tradition and innovation.

Сведения об авторе:

Беканова Элнура Даулетбаевна - магистрантка кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алма-Ата). e-mail: elnura.bekanova@mail.ru

Information about the author:

Bekanova Elnura Dauletbaevna - undergraduate student of the Department of Musicology and Composition. Kurmangazy Kazakh National Conservatory (Alma-Ata). e-mail: elnura.bekanova@mail.ru

Приложение

Пример №1. А. Шнитке - оратория «Нагасаки». Фрагмент из второго раздела четвертой части

Пример №2. А. Шнитке - оратория «Нагасаки». Фрагмент из среднего раздела второй части

Пример №3. Г. Жубаиова - балет «Хиросима». Фрагмент из номера «Марш солдат»

Пример №4. Г. Жубанова - балет «Хиросима». Фрагмент из номера «Дуэт Судзи и Тойо» (момент взрыва)

Пример №5. А. Шнитке - оратория «Нагасаки». Фрагмент из третьей части (момент взрыва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.