Редакционная почта
145
основы для формирования узкопрофессиональных знаний;
♦ знания, непосредственно ориентированные на будущую профессиональную деятельность, - их в фундаментальных блокахдисциплин вузов относительно немного.
Такая система в конкретном исполнении позволит сформировать и структу-руконкретного учебного курса, осознать место и задачи каждого курса в процессе подготовки специалиста. На примере курса медицинской физики, рассмотренного выше, можно выделить две области знаний.
К первой относятся общефизические идеи о поле и веществе, вообще о роли физики в познании окружающего мира. Вторая область - представления о
возможностях физических методов для диагностики и лечения, физических законах, «работающих» в живом организме, а также о конкретных диагностических возможностях различных физических методов и причинах их использования: поглощении рентгеновского излучения различными тканями, интенсивности теплового излучения, проявляемой в норме и при патологии, возможности с помощью ультразвука фиксировать малые по размерам объекты. Сюда следует добавить и темы, связанные с профилактикой и лечением заболеваний.
Данный конкретный вариант, естественно, не является неким эталоном, однако иллюстрируетвозможности критического осмысления педагогической практики.
М. КАЛАШНИКОВА МГУ им. М.В. Ломоносова
В 6-м номере за 2001 год в рубрике «Остается людям» была опубликована подборка статей памяти академика И.Т. Фролова. В статье проф. В.Г. Борзенко-ва имеется сюжет, связанный с разработкой Иваном Тимофеевичем идеи «целевого подхода» в биологии в контексте разработанной им концепции «органического детерминизма». Хотелось бы подчеркнуть актуальность данной темы именно для современной науки. В свое время концепция «целевого подхода» открыла путь многим перспективным направлениям в биологии, физиологии высшей нервной деятельности, в общей теории систем.
Подход к истолкованию (описанию, объяснению, пониманию) поведения и
«Телос» в
современной науке
функционирования живых организмов с позиций «онтологии цели» явился прямым следствием широкого вхождения в биологические дисциплины кибернетических методов, моделей и понятий (управления, информации, обратной связи, цели, функции и др.) Все это, как следствие, породило широкую философскую дискуссию о соотношении причинности и телеологии. Остроту придавало то обстоятельство, что как раз к моменту появления кибернетики(начало 50-х) в среде ученых прочно укрепилось убеждение, что подлинно научное объяснение жизни должно строиться на основе принципа причинности, и потому в биологии не должно быть место «целесообразности», как нет ее в «физической ре-
146
Высшее образование в России • № 3, 2002
альности». Это был один из самых драматичных эпизодов в философии науки XX века. С одной стороны, возникновение цикла биокибернетических дисциплин, в которых телеологическим понятиям («цели», «целенаправленности», «функции») отводилось центральное место, а с другой - столетиями апробированный в науке (и прежде всего в физике) ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ как критерий научного объяснения природных явлений, который, как казалось, полностью несовместим с телеологией в любой ее форме. Именно в полемике И.Т. Фролов нарабатывал свое понимание «целевого подхода» как важнейшего эвристического приема познания всех слож-ноорганизованных явлений. На Западе обсуждением этой проблемы занимались такие всемирно признанные философы науки, как К. Гемпель, Э. Нагель, Р. Брей-твейт и многие другие. На сегодняшний день по этой проблеме существуют, можно сказать, целые горы публикаций, к сожалению, практически неизвестных отечественным специалистам в области философии биологии. А между тем потребность в ознакомлении с ней с годами только нарастает, потому что роль целевого подхода (опустим кавычки!) в различных областях современной науки только нарастает. Например, еще в начале 80-х годов авторы, пишущие по проблемам поведения животных, используя понятия цели и целенаправленности, нередко заключали их все-таки в кавычки (тем самым подчеркивая некую условность, т.е. метафоричность этих понятий в биологии). В современном руководстве по этологии уже твердо констатируется: «Целенаправленное поведение - явление универсальное: его можно обнаружить и у самых примитивных животных, и у животных с наиболее развитым мозгом. Оно
может включать двигательные акты разного уровня сложности. Выделение этой категории полезно при рассмотрении проблем адаптивности поведения, а также при построении моделей поведения» (Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. - М., 1999. С. 8-9).
Более того, способность живых организмов целенаправленно реагировать на внешние воздействия все чаще возводится в ранг фундаментальных, сущностных характеристик биологической реальности. Как пишут современные исследователи, «можно сказать, что живое - это совокупность объектов, способных совершать целенаправленные действия, конечная цель которых - самовоспроизведение» (Корогодин В.И., Корогодина
B.Л. Информация как основа жизни. -Дубна, 2000. - С. 8).
Все это прекрасно, но ведь и принцип причинности в биологии также, кажется, еще никто не отменял: он был и остается важнейшим принципом научного понимания жизни как природного явления. Как писал выдаюшийся английский биолог XX в. К.Х. Уоддинг-тон, «современная биология - это экспериментальное изучение живых организмов, рассматриваемых как системы, все функции которых обусловлены причинно» (Уоддингтон К.Х. Основные биологические концепции // На пути к теоретической биологии. М., 1970. -
C. 12).
Таким образом, в настоящее время вопрос о соотношении принципа причинности и целевого подхода не только полностью сохранил свою актуальность, но приобрел еще большую остроту. Поэтому привлечение к ней внимания со стороны журнала можно только приветствовать.