Научная статья на тему 'ТЕЛО И ТЕЛЕСНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОЗНАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ'

ТЕЛО И ТЕЛЕСНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОЗНАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / CORPOREALITY / ТЕЛО / BODY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ФЕНОМЕН / PHENOMENON / СЕМИОТИКА / SEMIOTICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова М.Н.

В статье анализируется понятие телесности, даются основные определения к данному термину. Телесность рассматривается с разных ракурсов социального и культурного отношений. Современные подход к представлению человеческого тела и телесности.In the article the concept of corporeality is analyzed, basic definitions are given to this term. «Telesnost» viewed from different perspectives of social and cultural relations. Modern approach to the representation of the human body and corporeality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕЛО И ТЕЛЕСНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОЗНАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ»

М.Н. Иванова Старший преподаватель КИЯ по ТиЕС Института зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

M.N. \vanova

Senior Lecturer of Department of foreign languages for technical and

natural sciences,

Institute of modern languages and international studies M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

ТЕЛО И ТЕЛЕСНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПОЗНАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ

Аннотация. В статье анализируется понятие телесности, даются основные определения к данному термину. Телесность рассматривается с разных ракурсов социального и культурного отношений. Современные подход к представлению человеческого тела и телесности. Annotation. In the article the concept of corporeality is analyzed, basic definitions are given to this term. «Telesnost» viewed from different perspectives of social and cultural relations. Modern approach to the representation of the human body and corporeality.

Ключевые слова: телесность, тело, сознание, феномен, семиотика, культура, социокультурное пространство, идеология. Key words: corporeality, body, consciousness, phenomenon, semiotics, culture, socio-cultural space, ideology.

Классическая традиция отдельного понимания культуры и телесности, внутреннего и внешнего мира человека устарела. Исследователи считают, что в настоящее время необходим не только дифференцированный анализ тела как объекта и тела как субъекта, но и интегративный анализ совокупности различного его состояния, качества и способности, объединенного в понятии телесности. Исходя из этого, одной из главных исследовательских проблем является вопрос о способности современной науки раскрыть сущность феномена телесности человека.

Тело есть сложная биофизическая система, которая обуславливает возможность проявления человека в мире и мира в человеке - при этом достаточным может считаться лишь изучение этого процесса с позиции взаимосвязанной работы тела и сознания. Однако важно понимать, что «проблема тела», «проблема телесности», равно как и включенный в эту проблему, процесс проявления человека в мире или мира в человеке - не есть само тело. Феноменологический подход к изучению тела, уже почти век, как утвердился в философии [3; 7-12].

На сущность человека очень сильно влияют экологические факторы, особенности образа жизни, социально-экономический уклад и социальные институты. Таким образом, в структуре обыденных представлений создается образ человека, с определенным набором знаний, чувствами, восприятиями и это называется - телесность.

Как отличить понятие «телесность» от «тела»? Главное их отличие заключается в «жизненности». Под «телом» подразумевается, прежде всего, физический объект, не обладающий субъективностью и лишенный духовности. Говоря о теле, мы можем говорить о: 1) естественнонаучном взгляде, т.е. рассматривать тело как биологический и физиологический организм, 2) эстетическом, 3) практическом, это обыденное понимание тела. Психологи рассматривают не само тело, а определенные изменения сознания, связанные с телом, например нарушение какой-то схемы, границ или ощущений. А «телесность» это такое понятие, которое включает в себя то, что мы собой представляем, наше сознание и наше восприятие. Телесность сознания может придать жизни человека как можно прекрасную форму, а именно в глазах окружающих людей, самого себя, а также будущих поколений, для которых можно будет послужить примером. Личная попытка реконструировать себя это образование и развитие навыков в той или иной сфере, творить и улучшать собственную жизнь.

Телесность есть результат деятельности триединой природы человека (тела, души, духа). На состояние телесности отражаются мотивации, установки, система смыслов индивида; телесность хранит универсальное знание человека и представляет собой материальный, видимый аспект души и духовного составляющего. Телесность не является отдельной сущностью человека, а это есть его преобразование, то есть его приобретенное состояние, которое возникает не в замен естественно-природному, а в дополнение к нему вследствие социокультурного бытия.

Хотя можно сказать, что противопоставление души и тела в современной социокультурной ситуации не является таким категоричным, как это было раньше.

М.М. Бахтин посвящает ряд своих работ феноменологии телесного чувства и выделению «внешнего» и «внутреннего» тела. Феноменологическая очевидность выражает, по его мнению, «внутреннее» тело [4; 43-44].

Социально-гуманитарное знание направлено не на изучение природных феноменов того, каким видится тело, а на постижение искусственного, созданного человеком мира культура, который и выделяет человека разумного из мира природы.

По мнению М. Эпштейна: в теле обнаруживается нечто призрачное, как будто оно подходит к какому-то рубежу своей биологической эволюции, перешагнув который утратит целый ряд своих важных свойств - целостности, единичности, индивидуальной невоспроизводимости, пространственно-временной ограниченности». Речь идет о том, что в информационном обществе тело все чаще рассматривается как первый, «наивный» доступ к новому, ноосферному витку развития, где сознание, вырвавшись из плена медленной биологической эволюции, будет прямо оперировать текстами и кодами, не нуждаясь в посредничестве тела. Рассматривая тело как «игру дискурсивных систем», постмодерная идеология ставит информационную модель выше ее материального воплощения, считая материальность тела вторичной по отношению к тем логическим и семиотическим структурам, которые в ней закодированы [8; 66-71].

Отношение к телу как к ценности может иметь различный смысловой характер, обладать различной модальностью - от абсолютизации этой цен-

ности, превращая ее в самоцель (я - это прежде всего мое тело, и на него должна быть сориентирована моя личностно значимая деятельность) до признания второстепенности значимости тела в общей системе социальных ценностей. В первом случае абсолютизация ценности телесного в человеке носит столь же актуальный характер, как и в случае функционального отчуждения тела от объекта. Феномены «здоровье для здоровья», «мускулы для мускулов», «модель для модели» и т.п. - это явления социального, а не культурного пространства. Более того, вероятно, самоценность телесного начала в человеке не может быть атрибутом и основой строения «культурного тела», будучи одним из проявлений принципа абсолютизации, противоречащего самой сущности феномена культуры.

Итак, более подробно рассмотрим, как сильно влияет средство массовой информации в глянцевых журналах и каналах ТВ пропагандирующих спорт и моду на восприятие обществом телесности. Здесь на психологию человека имеют глобальное влияние идеалы (или даже идолы), которые слепили в индустрии моды и спорта. Особенно сильному воздействию рекламной информации подвергаются те социальные группы, которые проходят первичную социализацию - дети и молодёжь, то есть люди, не достигшие интеллектуальной и духовно-мировоззренческой устойчивости.

Что касается спортивной деятельности, то тут тело рассматривается как инструмент или некий имидж, выполняющий функции иллюстрирующие результаты, достижения, рекорды, а также может демонстрировать красоту (скорее искусственную красоту). Процесс трансляции социально-культурных ценностей спортивного движения по каналам массовой коммуникации является стимулирующим мотивом телесной трансформации. Профессиональный спорт посредством СМИ демонстрируется как производитель психологического влияния на понимание бытия и тела. Но как мы понимаем спорт имеет не абсолютно положительное влияние на человека, он, в то же время, может являться фактором разрушения тела (травмы, сердечные приступы и др.). Экспериментируя с самореализацией телесной организации, профессиональные спортсмены примеряют различные образы. Разнообразие телесных образов формируется доминирующей культурной мифологией в отдельно взятый период времени. С ее помощью спортсмен вырабатывает некий облик и определенный стиль жизни - имеет социальное и культурное тело. Семиотический код повседневной одежды, спортивной формы, ювелирных украшений, татуировок, жестов, ритуальных действий, спортивного инвентаря выступает своеобразным продолжением его тела. Подобное искусственно расширенное спортивное тело, механизированное, видимое является новым способом персонификации атлета, спортсмена.

Современное тело, являясь социальным, культурным, а теперь еще и спортивным, не только предстает как опыт и визуализирует свои знания в шрамах, ранах, через боль; оно аккумулирует и интегрирует информацию посредством медиа-протезов. Спортивное тело представляется не более чем знак современной культуры. Тело спортсмена - это семиотический код, требующий информационно-биологической расшифровки и трансформации, это продукт торговли и инструмент профессиональной карьеры, это

мощное средство аргументации в политической и идеологической борьбе [1; 51-58].

Представители экстремальных видов спорта все чаще становятся героями ярких рекламных роликов крупных корпораций. Конечно же, это не случайно. Будучи прообразом динамики и активной жизни, подразумевает под собой и активность продаж рекламируемого товара. Кроме того, зрелищный рекламный ролик, креатив, красивый сюжет и музыка - единственное, что может помочь создателям рекламы обратить внимание зрителя на свое детище. Есть достаточное количество картин с участием спортсменов (чаще всего Adidas, Reebok, и даже сотовые операторы и автомобильные производители), на которые хочется смотреть бесконечно. Подобные работы, влияющие на интеграцию спорта, сильно влияют на восприятие человека, одновременно на его разум, образ и ритм жизни, а, следовательно, на культуру, на его телесность. Результатом всей этой тенденции является появления в соцсетях множества блоггеров пропагандирующих и мотивирующих своих подписчиков на стремление следовать красивому образу: созданию стройности, правильному питанию, обращение к косметологам, «лечь под нож» пластическим хирургам, приобретать дорогие вещи, даже за последние деньги.

Вот некоторые самые знаменитые фразы однозначно имеющих мощное подсознательное влияние на психологическое восприятие жизни обществом: 1) рекламные слоганы: Adidas - «Impossible is nothing» (невозможное возможно); Lexus - «The pursuit of perfection» (стремление к совершенству); Fiat - «Driven by passion» (Управляемый страстью); MasterCard -«There are some things money can't buy. For everything else, there's MasterCard» (есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть MasterCard). 2) Цитаты: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» - Лев Николаевич Толстой; «ты не проигравший до тех пор, пока ты не сдался» - Майкл Джордан; «Сила духа разбивает любую силу мышц» - Сильвестр Сталлоне.

Как мы видим, в современном мире очевидна тенденция возрастания зависимости человеческой телесности от многочисленных факторов социального порядка. Не случайно в западной литературе появляются все больше неологизмов, фиксирующих разные аспекты этой зависимости, отражающих характер и последствия разного рода социальных взаимодействий: «медикализованное тело», «технологизированное тело», «социально-дисциплинированное тело», «исчезающее естественное тело», «потреби-

/-Ч о о

тельское тело». С одной стороны, этот темп интеграции социальной зависимости носит объективный характер, связанный с повышением возможностей цивилизации трансформировать, подчинять заданному режиму самые разные стороны жизни человека, в том числе и его телесное бытие. С другой стороны, именно это обстоятельство и заставляет все более серьезно относиться к проблеме становления «социального тела», так чтобы оно не стало некоторым цивилизационным суррогатом «тела природного», исказив до непотребности и вытеснив последнее, являющееся, хотим мы того или нет, биологической основой человеческого существования.

Таким образом, требуется какая-то новая парадигма телесности человека, изменение самой ценностной системы в ее исследовании. Одним из

доминирующих мотивов такой модернизации становится поворот в сторону «основ», обращение к исходной точке в бытии человека, его природе. Смысл телесности в силу своей естественности по происхождению, «натуральности», «природности», в отличие от множества социальных артефактов, засоряющих пространство бытия человека, приобретает огромную ценность и значимость. Признание телесности как отправной точки и ориентира в самых разных формах жизнедеятельности облекается в массовом сознании в предписания и установки такого рода, как «слушайте свое тело и оно расскажет вам о бесконечном мире», «высшая ценность для человека - это свобода; общество все больше стремится ограничить ее», «возврат к природному, естественному - возможность обретения свободы от оков общества». Источники:

1. Богданова Д.Ш. Спортивное тело как объект культурфилософского дискурса // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. №2. С.51-58.

2. Корецкая Л.Ф. Телесность человека как объект социогуманитарного познания // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. №1. С. 69-74.

3. Маслов Р.В. Проблема телесности в русской философской традиции [Электронный ресурс] // Сайт Саратовского государственного университета. 2006. №1/2. С. 23-29.

4. Подорога В.А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию: материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. М.: А<1 Ма^теш, 1995. 339 с.

5. Румянцев О. Культура как место и время человека // Творение - творчество - репродукция: философский и эрелигиозный : междунар. чтения по теории, истории и философии культуры № 15. СПб. : Эйдос, 2003. С. 30-43.

6. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет : пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.

7. Цветус-Сальхова Т.Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2011. №351. С. 70-73.

8. Эпштейн М. Тело на перекрестке времени: к философии осязания // Вопросы философии. 2005. №8. С.66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.