Научная статья на тему 'О понятии «Художественная телесность»'

О понятии «Художественная телесность» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
908
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / КОНСТРУКТ / КОГНИТИВНАЯ СЕМИОТИКА / CORPOREALITY / LITERARY TEXT / CONSTRUCT / COGNITIVE SEMIOTICS / HUMAN BODY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галуцких И.А.

В статье рассматриваются результаты лингвистического анализа телесности в художественной прозе английского модернизма и постмодернизма. Целью является изучение художественной телесности как конструкта в совокупности его когнитивного, нарративного и вербального измерений путем применения комплекса методов семантико-когнитивного, нарративного и лингвосемиотического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on the study of corporeality in the English Modernist and Postmodernist literary prose. It is aimed at the research of literary corporeality as a construct in the entity of its cognitive, narrative and verbal dimensions by means of application of an integrated methodology of the research, compiling the methods of conceptual, narrative and semiotic analyses.

Текст научной работы на тему «О понятии «Художественная телесность»»

[10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ] УДК 811.111'272:821.111.02-3.09-055.1/3

О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ»

И.А. Галуцких,

Запорожский национальный университет, г. Запорожье, Украина.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты лингвистического анализа телесности в художественной прозе английского модернизма и постмодернизма. Целью является изучение художественной телесности как конструкта в совокупности его когнитивного, нарративного и вербального измерений путем применения комплекса методов - семантико-когнитивного, нарративного и лингвосемиотического.

Ключевые слова: телесность, тело, художественный текст, конструкт, когнитивная семиотика

Abstract. The paper focuses on the study of corporeality in the English Modernist and Postmodernist literary prose. It is aimed at the research of literary corporeality as a construct in the entity of its cognitive, narrative and verbal dimensions by means of application of an integrated methodology of the research compiling the methods of conceptual, narrative and semiotic analyses.

Keywords: corporeality, human body, literary text, construct, cognitive semiotics.

Несмотря на то, что тема тела и телесного имеет в целом долгую историю в философской мысли, телесность была «открыта» вследствие онтологического поворота ХХ столетия, когда она становится фундаментальным понятием, без которого невозможно обойтись в ходе изучения феноменов человеческого бытия и иных вопросов онтологии, эпистемологии, феноменологии, что обусловливает актуальность осмысления телесности как в философской, так и ряде других гуманитарных наук.

Сегодня изучение телесности имеет междисциплинарный характер. Основными теоретическими парадигмами, в которых легитимизируется понятие телесности, выступают феноменологическая (М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти); генеалогическая - психоаналитическая и социотропная (Ж. Лакан, М. Фуко); аналитическая/прагматическая (Дж. Дьюи, Г. Дрейфус, Г. Стросон); когнитивная (Дж. Лакофф, М. Джонсон); семиотическая (Дж. Батлер, Ю. Кристева, Р.Барт, Ж. Деррида) [см. 9].

Множественность концепций и научных парадигм, апеллирующих к понятию телесности, обусловливается мультиаспектностью современного видения самого термина «телесность». В каждом из подходов - онтологическом [13], эпистемологическом [2], феноменологическом [14], социо-культурном [4], семиотическом [1] и др. акцент ставится на разных аспектах человеческой телесности - начиная от понимания ее как материальной основы и необходимого условия бытия, и завершая ее взаимосвязью с духовной и ментальной составляющими человеческого существа, окружающим миром, а также отождествлением ее со знаковыми системами.

В целом, при всем многообразии подходов, исследования телесности в перечисленных и других концепциях [1; 10; 12; 14-16] продемонстрировали факт преодоления ее понимания как биологической сущности, а также принятых в классической философии оппозиций «тело-душа/дух», «тело-мышление/сознание», «тело-общество» и т.п.

Многоаспектность понимания термина в рамках перечисленных парадигм определила доминирование конструктивистского подхода в современной теоретической интерпретации телесности, когда последняя понимается как природный феномен в совокупности соматических, физиологических, витальных проявлений человеческого тела, в единстве тела и духа, тела и сознания, а также интегрирующих комплекс социо-культурных признаков тела человека как поля взаимодействия внутренних и внешних жизненных пространств человеческого существа.

Такое понимание дает основания трактовать телесность как конструкт, который выводится гипотетически на основе эмпирического наблюдения. При этом «телесность», не отождествляясь с «телом», представляется как многоуровневое наслоение аспектов тела, наполнение которых может варьироваться в зависимости от выбранного ракурса: в частности, согласно онтолого-эпистемологическому подходу В.Буданова, среди уровней телесности находим физическое тело (соматическое, энергетическое, рефлекторное), психо-эмоциональное тело (эмоциональное, логичное, интуитивное), духовное тело (тело когерентности, тело воли) [3, с. 62-67], а согласно социокультурному подходу И. Быховской - тело природное, тело социальное и тело культурное [4].

Телесность как сложное образование, которое с целью теоретической интерпретации может подвергаться конструированию, еще более усложняется в плане его оязыковления - как его означивания в языковой системе [11], так и текстового кодирования в художественной литературе [8].

ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №1, 2015

13

[10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ]

Согласно результатам исследования, которое проводилось нами на материале английской художественной прозы модернизма и постмодернизма (произведений В.Вулф, Д.Г.Лоуренса, П.Акройда, Дж.Фаулза, Дж.Уинтерсон, И.Во, Э.Бёрджеса и др.), телесность как художественное явление также может быть представлено в виде конструкта, который имеет многомерный характер, специфика моделирования которого раскрывается посредством выявления семантико-когнитивных, нарративных и лингво-семиотических особенностей интерпретации телесности в художественных текстах.

Проведенный анализ телесности как художественного явления в его текстовом воплощении позволил вывести понятие «художественная телесность».

Итак, художественная телесность - это смысловая и эстетическая категория, которая представляет собой результат интерпретации видения человеческого тела и всей сферы телесного опыта (в комплексе указанных аспектов - физических, соматических, физиологических, витальных, психо-емоциональных и др.) в художественном тексте или комплексе художественных произведений, получивших преломление в эстетически направленном мышлении их автора как представителя определенной культуры. Таким образом, «художественная телесность» как художественная рефлексия - это динамическая категория, которая подвергается модификациям согласно индивидуально-авторскому видению, а также испытывает влияние комплекса культурно-исторических особенностей эпохи, вследствие чего вмещает как индивидуальные, так и коллективные знания и представления, в том числе, аксиологического характера, что находит проявление в образно-нарративной системе литературного произведения.

Конструирование телесности как художественного феномена, на наш взгляд, требует когнитивно-семиотического подхода, который позволяет объединить объект действительности (тело человека в многообразии его проявлений), ментальное представление об этом объекте и его языковое воплощение.

Исходя из этого и учитывая специфику текстового кодирования, считаем, что художественная телесность как конструкт предстает одновременно в трех измерениях: когнитивном (ментальном), нарративном и вербальном, каждый из которых также может быть сконструированным. Среди них ментальное измерение является общим, присущим повседневному сознанию, в то время как два других реализуются исключительно в художественной семантике.

Итак, когнитивная составляющая телесности как конструкта содержит структурированное представление о теле - его строении, функционировании, сенсорном опыте, эмоционально-психологическом фоне и умственной деятельности, будучи представленной доменами СОМАТИКА, ФИЗИОЛОГИЯ, ЕМОЦИИ/ЧУВСТВА, МЕНТАЛЬНОСТЬ.

Реализация в художественном тексте и включение тела в художественную картину мира сопровождается расширением приведенной модели когнитивного измерения конструкта, что выглядит как наслоение дополнительных измерений, среди которых - нарративное, в котором имеет место актуализация вариантов тела, акцентированных в образно-нарративном пространстве художественного тела (в художественных текстах английского модернизма и постмоденизма - это эротизированное тело [7], сенсорно-чувственное тело [5] и социализированное тело [6]), а также вербальное измерение - уровень языкового означивания в тексте, где выделяем уровень денотативного кодирования (уровень номинации тела как референта), уровень образного кодирования (уровень словесной образности, тропеики) и уровень символического кодирования (уровень художественных символов).

Предложенная концепция художественной телесности, которая трактуется как трехмерный конструкт, включающий когнитивную, нарративную и вербальную ипостаси, может служить для изучения специфики телесности в современном социо-культурном пространстве. Реконструированная модель телесности как художественного конструкта имеет теоретическую ценность как инструмент анализа значимых явлений действительности, которые находят преломление в художественном тексте, и может быть экстраполирована на другие текстовые слои, в которых находят вербальное означивание фрагменты окружающей действительности.

Библиографический список

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. - М., 1989. - 616 c.

2. Бескова И. Тело как инструмент познания // Телесность как эпистемологический феномен / под. ред. И.А. Бесковой. - М., 2009. - С. 16-30.

3. Буданов В. Как возможна квантово-синергетическая антропология (синтетические миры телесности) // Телесность как эпистемологический феномен / под. ред. И.А. Бесковой. - М., 2009. - С.55-70.

4. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. - М., 2000.-208с.

5. Галуцьких I. А. Сенсорика смаку в контекст художньо! тшесносп (досввд концептуального аналзу) // Вкник Кивського национального лшгвютичного утверситету. Сер. Фшолопя. - 2012. - Том 15, № 1. - С.27-36.

6. Галуцьких 1.А. Соцiалiзоване тшо людини у художньому текст епохи англшського модершзму: концептуальний аналiз (на матерiалi художньо! прози В. Вулф) // Нова Фшолопя: Зб. наук.праць. Вип.

14

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №1, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.