Научная статья на тему '«Тело» и «Телесность» в мире культуры'

«Тело» и «Телесность» в мире культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
850
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / СИСТЕМА / ЦЕННОСТЬ / CULTURE / LANGUAGE / SYSTEM / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорьянц Т. А.

Специалисты в области семиотики тела и психологии склоняются к мнению, что возможности телесного языка безграничны. Проблема состоит в том, что зная о существовании языка тела, мы не владеем им в полной мере. В статье рассматриваются понятия «тело» и телесность», как социокультурные явления, анализируются их границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BODY» AND « CORPORALITY» IN THE WORLD OF CULTURE

Experts in the field of body semiotics and psychology tend to the opinion that corporal language possibilities are boundless. The problem is that knowing about body language existence we do not use it to the full extent. Concepts "body" and «corporality » as social and cultural phenomena are considered and their limits are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему ««Тело» и «Телесность» в мире культуры»

5. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. - М.: Изд-во Москов. ин-та социологии РАН, 1999. - 170 с.

6. Fiske J. Television culture. - London, 2003.

УДК 130 Т.А. Григорьянц

«ТЕЛО» И «ТЕЛЕСНОСТЬ» В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

Специалисты в области семиотики тела и психологии склоняются к мнению, что возможности телесного языка безграничны. Проблема состоит в том, что зная о существовании языка тела, мы не владеем им в полной мере. В статье рассматриваются понятия «тело» и телесность», как социокультурные явления, анализируются их границы.

Ключевые слова: культура, язык, система, ценность.

T.A. Grigoryants «BODY» AND « CORPORALITY» IN THE WORLD OF CULTURE

Experts in the field of body semiotics and psychology tend to the opinion that corporal language possibilities are boundless. The problem is that knowing about body language existence we do not use it to the full extent. Concepts "body" and «corporality » as social and cultural phenomena are considered and their limits are analyzed in the article.

Key words: culture, language, system, value.

Одним из языков мира культуры, возможно находящийся ближе других существующих к объективному окружению, - телесный язык человека, точнее, язык его всевозможных внешних проявлений. Исследуя функциональные особенности естественного языка, Р.О. Якобсон в своих работах говорит о «потенциальном иконизме», то есть о проявлении художественности, которой обладают все языки без исключения. Академик А.А. Потебня высказывал мысль о том, что «вся сфера языка принадлежит искусству» [1].

Существует мнение, что этот язык не является частью естественной природы, поскольку представляет собой продукт сознательной деятельности человека, элемент культуры. Тем не менее природой даны предпосылки к его рождению и существованию. Во-первых, способность человека к моторным реакциям на внешние раздражители различных видов. Во-вторых, способность вчувствоваться в ситуацию другого человека, сопереживание его мыслям, эмоциям и т.д., а также в условия внешнего предметного мира. Процессы эмпатии всех уровней и форм, сопровождающие человека всю жизнь, всегда проявляются внешне - телесно. И, в-третьих, только человек имеет возможность фиксировать подобные проявления, осуществлять их отбор и пользоваться ими. Имея в своей основе природные предпосылки, телесный язык формируется и существует, как элемент культуры, как явление, способное передавать огромное количество информации, то есть является элементом невербального общения.

Как мы видим, факт существования телесного языка очевиден - мы можем рассуждать о его составляющих, функциях, пытаться выявлять единицы и закономерности его бытия. Но вместе с тем никто не будет отрицать того, что до сих пор не существует полного определения тела, охватывающего все сферы его проявлений, связывающие аспекты исследования телесности в целое. Таким образом, на наш взгляд, язык тела человека - это своеобразный язык всех телесных проявлений и тех, которые исследованы (например, симптомы различных заболеваний в терапии) и тех, которые до сих пор являются в некоторой степени загадкой (художественные жесты).

Необходимо отметить, что, анализируя различные аспекты телесно-пластических проявлений, мы встречаем два понятия, которые являются базовыми в исследовании телесной культуры. Это - «тело» и «телесность». Притом что они взаимопроникаемы и взаимодополняемы, каждое из них имеет свои границы. Границы «тела», представляющего собой естественно-природный феномен, принято отождествлять с

внешним покровом тела человека. Границы социокультурного явления, отождествляемого с понятием «телесность», по мнению современных культурологов значительно менее определены: «в силу зависимости от особенностей социального пространства своего существования, использования, формирования, ситуативности восприятия человеческого тела и т.п. границы этого феномена не имеют однозначной трактовки и описания, а само понятие телесности, считают ученые (например, И.М. Быховская), - в высокой степени амбивалентно» [2]. Можно сказать, что «телесность» это конкретная представленность конкретного тела.

Специалисты в области психологии относятся к телесности, как к пространственной структуре, определенному внутреннему пространству, которое воспринимается и понимается человеком как нечто, относящееся исключительно к его Я и выделяющее его Я из внешнего мира. Причем, телесность, представляя собой структурное объединение, образующее внутреннее пространство, «оказывается «вложенной» именно в этот моделируемый внешний мир. Между внешним пространством и пространством внутренним проходит граница, задающая субъектно-объектное членение реальности» [3, с. 23]. По мнению ученых, именно здесь на этой демаркационной линии осуществляется взаимодействие двух пространств: пространства тела субъекта и внешней реальности. Опираясь на позиции психологии, можно предположить, что в результате этого взаимодействия может происходить некоторое искажение пространства внутреннего мира, что является причиной неэффективности дальнейшего взаимодействия с реальностью, то есть возникновение у человека психических и психологических проблем. Исследуя существование двух пространств и их взаимовлияние, современные ученые пришли к заключению о существовании двух границ: внешней и внутренней. Внешнюю границу определяют, как объективно существующую область взаимодействия внешнего мира и человека (имеется в виду телесная поверхность). Внутреннюю границу связывают с субъективным ощущением человека того, «где он заканчивается» [3, с. 238]. На наш взгляд, наличие двух границ дает возможность рассматривать пространство между ними как некую тонкую «демаркационную область», соединяющую и разъединяющую телесность и окружающий мир. Имея общие функции, «общее» пространство (точнее общую грань, принадлежащую одновременно им обеим), внешняя и внутренняя границы представляют собой психофизические образования, которые обнаруживаются как на уровне ментальности в виде снов, фантазий, неопределенных образов, так и на уровне физических проявлений, то есть на уровне тела [3, с. 238-239]. Внешняя граница телесности объективируется, как уже было замечено, кожей, представляющей собой своеобразную зону, в которой тело человека заканчивается и возникает внешнее окружение. Внутренняя граница телесности, ее объективация, как утверждают современные психологи, во многом связаны с феноменом «культурного тела», которое складывается в результате разнообразных социокультурных процессов, то есть в результате социализации тела человека. Если границы физического тела представляют собой более стабильное «образование», то внутренняя граница более подвижна и по сравнению с внешней менее устойчива. Существует мнение, что одной из сторон изменения внутренней границы является одежда, «как «кожа культурного тела». Экспериментальные мероприятия позволили ученым прийти к заключению, по которому «как кожа «вкладывает» человеческое тело в физический универсум, так и одежда, как «кожа тела культурного», встраивает субъекта в социум» [3, с. 240].

Таким образом, если внешняя и внутренняя границы телесности установлены и в некоторой степени исследованы, то их общая грань, несмотря на выявленные общие функции, нуждается в подробном анализе.

Телесность, так же как и тело, - «особенное явление: самое близкое человеку и одно из наименее известных ему» [4, с. 558]. Между понятиями «телесность» и «тело» нельзя поставить знак равенства. Современные ученые (например, Е.Э. Газарова) рассматривают телесность, как качество, силу и знак телесных реакций человека, складывающихся в течение всей жизни с момента зачатия. Телесность «вбирает» в себя тело и, таким образом, представляет понятие более широкое. Е.Э. Газарова утверждает, что телесность «не является продуктом одного лишь тела - это отдельная реальность - результат деятельности триединой природы человека... это объективно наблюдаемое и субъективно переживаемое выражение и свидетельство вектора совокупной энергии индивида (здесь греч. energeia - деятельность, активность, сила в действии)» [4, с. 572]. Выражается телесность в оригинальных движениях, способах проявляться пластически, в осанке и походке, темпах, ритмическом рисунке, дыхании, температуре тела и т.д. Телесность обладает способностью изменяться - характер ее меняется в соответствии со знаком телесно-чувственных процессов. Причем, трансформации телесности не связаны напрямую с процессами развития человека и его старения, хотя все эти процессы в ней естественным образом проявляются и влияют на ее состояние. Поскольку формирование телесности обуславливается внешними и внутренними факторами, то значительные изменения в условиях ее становления являются причинами ее трансформаций. Исследователи представляют телесность своеобразной материализацией внутреннего

мира (души) человека, потому, что в ней «отражаются мотивации, установки и в целом системы смыслов индивидуума»; ее (телесность) можно определить «хранилищем» обобщенных знаний человечества. Характеризуя понятие «телесность», специалисты отмечают, что от уровня ее развития зависит качество включенности человека во внешний мир, а также возможность совершенствования как физически, так и духовно. Таким образом, несмотря на то, что понятия «тело» и «телесность» не являются тождественными и обладают разными объемами, они органически связаны и взаимообусловлены. И тело, и телесность, как было отмечено, способны изменяться, поскольку имеют подвижные внутренние и внешние границы. По словам исследователей, лицо человека представляет собой самый изменчивый объект природы. Они определяют его своеобразным «вечным двигателем», «обладающим собственным ритмом и неуловимой формой» [5]. По их мнению, лицо человека - «это сцена, где нос, глаза, брови, рот исполняют каждый свою партию» [5]. Весь человек от мельчайших клеток до тела, как системы, находится в постоянном движении, а неисследованная в полной мере его природа подвержена закону «переменной, бесструктурной логики, связывающий воедино движение, покой и различную скорость изменений» [5].

Тело человека представляет собой «единство множеств» - это живая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся биологическая система с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости» [4, с. 560]. Являясь носителем информации, а также системой формирующей и считывающей эту информацию, мы отмечаем, что тело человека в процессе общения одновременно и «сообщает» и «принимает сообщения», то есть выполняет функции тонко организованного «инструмента» коммуникации. Более того, тело человека постоянно подвержено влиянию внешней среды, которая представляет собой непрекращающиеся потоки всегда новой информации. Становится понятным, насколько «система» тела органично впаяна в систему внешнего мира, ведь для существования ему (телу) необходим постоянный обмен энергиями, который происходит при взаимодействии с окружающей реальностью. Причем, тело каждого человека обладает своими индивидуальными особенностями в переработке сообщений из внешнего мира. Это связано с разными условиями зарождения, развития и бытия жизни тела. Качество и характер освоения новой информации зависит от особенностей той информационной базы, которой обладает тело к этому моменту.

М.М. Бахтин в своей работе «Эстетика словесного творчества» представляет тело в виде двух телесных канонов, которые попеременно доминируют, находясь при этом в самой тесной связи. Он говорит о наличии тела внутреннего («переживаемое изнутри») и тела внешнего («пластическая форма Другого»). Это проблема диалога между внутренним и внешним голосом, или, другими словами, голоса тела и внутреннего голоса. Бахтин считает, что «внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов, являющихся в нем пластическими и живописными ценностями» [6]. Далее, рассуждая о реакциях на внешнее тело другого человека, он говорит, что только в этом случае «переживается мною красота человеческого тела, то есть оно начинает жить для меня в совершенно ином ценностном плане», невозможном при внутреннем оценивании своего тела. Бахтин приходит к выводу, что «воплощен для меня ценностноэстетически только другой человек. В этом отношении тело не есть нечто самодостаточное, оно нуждается в другом его признании и формирующей деятельности» [6]. Внутреннее тело, по рассуждениям Бахтина, представляется как мое тело, момент моего самосознания и есть совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира, при этом внешний момент достаточно фрагментарен и не достигает самостоятельности и полноты и, имея всегда внутренний эквивалент, через его посредство принадлежит внутреннему единству. Человек не может реагировать на свое внешнее тело, так как все, что непосредственно с ним связано, относится к внутреннему состоянию и внутренним возможностям. Испытывая страсть, наслаждение, страдание, мы реагируем телесно, но корни нашей реакции и рождающие ее импульсы находятся глубоко внутри.

Язык тела, таким образом, представляет собой целый комплекс, состоящий из телесных проявлений разного уровня; сюда можно внести, на наш взгляд, не только «знаки тела», либо непосредственно с ним связанные, но и в некоторой степени (по физическому способу организации) язык естественный. Из всего комплекса невербальных компонентов жестовый язык находится ближе остальных к естественному языку, который способен описать большую часть жестов, но не все. Правильнее будет сказать, что вербализованная речь доносит в основном общее значение движения, структуру смысла, но с трудом и не всегда способна дать адекватное описание эмоциональному фону, который непременно сопутствует любому жесту. Учитывая важность естественного языка и языка невербального, можно предположить, что в общении каждый из них выполняет свою функцию. В отдельных случаях они способны замещать друг друга. Но в основном невербальный язык дополняет язык естественный, поскольку оба выражают совершенно разные

уровни информации в общем потоке коммуникации. Для человека имеет большое значение и то, что сказано, и то, как сказано.

Литература

1. Лосев Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - 162 с.

2. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. -

108 с.

3. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности между душой и телом. - М.: АСТ, 2005. - С. 237-240.

4. Газарова Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ // Психология телесности между душой и телом. - М.: АСТ, 2005. - 558 с.

5. Баскаков В.Ю. Свободное тело. - М.: Ин-тут общегуманитарных исследований, 2001. - С. 51.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.