УДК 316.774:621.397.13 ББК 76.032 П 58
Т.В. Попова,
кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, г. Москва, тел.: +79031113626, e-mail: [email protected]
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье ставится вопрос о необходимости формирования конструктивных социальных факторов, способствующих стабилизации системы общественных отношений. В качестве одного из таких факторов рассматривается область социального сознания. В свете обозначенной проблемы ставится вопрос о необходимости формирования у членов общества конструктивных установок социального мировоззрения. В ходе теоретического обзора основных факторов формирования социального мировоззрения ставится вопрос о роли телевидения в его изменении и развитии. Доказывается, что телевидение представляет собой один из основных каналов приобретения опосредованного социального опыта, что оказывает решающее воздействие на формирование индивидуальной социальной картины мира. Рассматриваются перспективы применения телевизионного канала информационного воздействия в качестве инструмента оптимизации культурно-информационных процессов в обществе. Доказывается, что в текущих условиях область телевизионного вещания таит в себе как существенные риски, так и серьезные возможности по осуществлению социального регулирования.
Ключевые слова: общество, динамика социальных процессов, телевидение, информационные процессы, общественное сознание.
T.V. Popova,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of Department of Research of Problems of Branch Administrating, Research Center of the MIA Academy of Management, Moscow,ph.: +79031113626, e-mail: [email protected]
TELEVISION AS A TOOL TO CONTROL MODERN SOCIAL PROCESSES: PHENOMENOLOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM
Abstract. The paper puts the question about need to form the efficient social factors promoting stabilization of a system of the public relations. The area of social consciousness is considered as one of such factors. In the light of the put problem, the author tells about need to form constructive principles of social outlook at members of society. In the course of the theoretical review of major factors of formation of social outlook, a role the television plays in its change and development is revealed. The publication proves that the television represents one of the main channels of acquisition of the mediated social experience that makes decisive impact on formation of an individual social picture of the world. The author examines prospects of application of television channel of information influence as the tool to
optimize cultural and information processes in society. A conclusion is drawn that in the current conditions the field of television broadcasting conceals in itself both essential risks and serious opportunities for implementation of social regulation.
Keywords: society, dynamics of social processes, television, information processes, public consciousness.
Развитие общества не происходит равномерно. Как отмечает С.П. Капица, основные трансформационные процессы подвержены общей тенденции экспоненциального ускорения, что связано с ростом населения планеты и, как следствие - общим повышением числа активных участников общественных отношений, вносящих свой вклад в развитие общества [1]. Современный этап характеризуется чрезвычайно высокой интенсивностью трансформационных процессов, связанных с переходом общества в качественно новое состояние. Речь идет о беспрецедентной динамике экономических, политических, информационных процессов [2]. Изменение специфики протекания общественных процессов закономерно сказывается на условиях осуществления социальной регуляции: все чаще актуализируется проблема снижения возможностей государства по контролю над социальными явлениями, по факту, выходящими на самостоятельный уровень развития и регуляции, что зачастую влечет за собой возникновение кризисных тенденций. И здесь мы приходим к важному принципу, связанному с соотношением макро- и микроуровней организации общественных процессов, выраженному во взаимодополняющем характере внешнего и внутреннего их регулирования. Конкретизируя данный аспект, отметим, что в большинстве сфер социальной активности имеет место соотношение внешних аспектов регуляции, выраженных на уровне правил взаимодействия и институционально определенных целей, и внутренних факторов, связанных с личными целями и ценностными установками социальных акторов. История знает множество примеров ситуаций,
когда в условиях нарушения внешних механизмов социальной регуляции в качестве важнейшего стабилизирующего фактора выступает конструктивная инициатива членов общества, ориентированная на сдерживание деструктивных процессов и общую стабилизацию социальной ситуации. В современных условиях, когда глобальная трансформация влечет за собой ограничение возможностей политических структур и одновременно активизацию кризисных тенденций, данный принцип имеет чрезвычайно большое значение.
Рассмотренная выше ситуация свидетельствует о том, что в настоящее время социальное сознание выступает в качестве одного из ключевых факторов стабилизации общественного процесса. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос о механизмах воздействия на область общественного сознания, которое могло бы направить его развитие в конструктивное русло. Одним из таковых институционально определенных механизмов управления общественным сознанием являются средства массовой информации [3], среди которых в настоящее время одним из наиболее влиятельных является телевидение. Таким образом, объектом настоящего исследования является совокупность процессов формирования социального мировоззрения, предметом - роль телевидения в формировании сферы социального мировоззрения членов общества. Цель данной статьи состоит в раскрытии специфики телевидения как фактора формирования общественного сознания и определении перспектив воздействия телевидения на область общественных процессов.
Рассматривая возможности телевидения по влиянию на сферу
социального сознания, следует обратить внимание на два значимых аспекта. Во-первых, область телевизионных коммуникаций задает возможность населения получать опосредованный социальный опыт. Соответственно, в зависимости от того, какова выборка транслируемой информации, а также от того, какая интерпретация происходящих в обществе событий и явлений дается, может сформироваться как конструктивная форма социального мировоззрения, так и деструктивная модель социального восприятия и отношения. Это отражает один из важнейших аспектов социальной ответственности современных СМИ. Не меньшую важность имеет и то, что в рамках телевещания производится трансляция разнообразной культурной продукции (кинофильмы, телепередачи), на уровне которой происходит закладывание ценностных установок, моделей взаимодействия, критериев оценки социальных явлений и преимущественных способов деятельного отношения к ним. Все это в совокупности определяет чрезвычайно высокую значимость телевидения как фактора формирования общественного сознания. При этом, если рассматривать телевизионную сферу как некое самостоятельное в социальном плане явление, следует отметить, что она представляет собой одновременно и существенный источник социальных рисков, связанных с трансляцией негативных социальных моделей, и перспективный инструмент социального регулирования, связанный с формированием здоровых установок общественного сознания.
Конкретизируя специфику влияния телевидения на область общественного сознания, отметим, что в рамках телевизионного вещания имеет место суррогатное приобретение социального опыта, который зачастую воспринимается субъектами социального познания некритически. И здесь имеют значение несколько важных факторов:
- авторитет СМИ;
- иллюзия самостоятельного познания общественных процессов и явлений;
- некритичное принятие способов трактовки социальных явлений, осуществляемых журналистами;
- выборочный характер подачи социального знания, результатом которого становится искажение представлений о состоянии отдельных областей общественной жизни.
Анализируя специфику влияния телевидения на общественное сознание, в качестве теоретико-методологической основы мы берем теорию социального конструирования реальности, разработанную П. Бергером и Т. Лукманом [4], а также социально-феноменологическую теорию, разработанную А. Шютцем [5].
Одним из центральных аспектов социального конструктивизма, важным для понимания роли телевидения в формировании социального мировоззрения, является то, что всякое социальное знание является не чистым социальным опытом, но представляет собой совокупность опыта и его интерпретации [4]. В этом плане, например, новостная продукция представляет собой уже готовое знание, имплицитно содержащее в себе конкретные предпосылки познания, с позиции которых осуществляется трактовка рассматриваемых явлений. Таким образом, на уровне готовой информационной продукции, транслируемой в рамках телевещания, реализуется навязывание предпосылок социального познания, которые ложатся в основу мировоззрения членов общества и определяют как их ценностные установки, так и преобладающие способы трактовки приобретаемого опыта и ожидания, направленные в сторону различных областей общественной жизни. Одновременно с этим нельзя не обратить внимания на важный аспект социального познания, получивший освещение в работах А. Шютца: в ходе своего социального развития
человек приобретает массу опосредованного социального опыта, при этом наибольшим доверием располагают представители ближайшего социального окружения - ближнего круга или, пользуясь терминологией Шютца - «домашней группы» [5]. Однако с развитием информационных технологий происходит включение в область часто повторяющегося опыта восприятия различных медийных личностей, отношение к которым (несмотря на реальную их удаленность от субъекта восприятия) по ряду аспектов приближается к восприятию позиции представителей ближнего окружения. Как результат, представители публичной сферы телевизионной деятельности приобретают возможность влияния на умы зрителей, испытывающих
по отношению к ним симпатию, расположение, доверие.
Проведенный обзор позволяет заключить о том, что телевидение не только позволяет акцентировать внимание аудитории на отдельных социальных проблемах и явлениях, но также и обладает серьезным ресурсом по формированию конкретных способов осмысления социальной реальности, что проявляется в навязывании предпосылок социального познания. При этом большое значение имеет то, что речь идет не только о передаче отдельных стереотипов восприятия и ожиданий, направленных на конкретные сферы, но и о формировании ценностных установок аудитории, что оказывает непосредственное влияние на характер социальной активности членов общества.
Примечания:
1. Капица С.П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М.: Альпина Нон-фикшн, 2010. 192 с.
2. Стризое А.Л., Токарева С.Б. Трансформация социальной ответственности и развитие общества модерна // Logos et Praxis. 2010. № 7-12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-i-razvitie-obschestva-moderna (дата обращения: 24.10.2018).
3. Хлопков К.А. Значение средств массовой коммуникации в процессе манипуляции массовым сознанием // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. № 2.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Москва: Медиум, 1995.
5. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А.Я. Алхасов; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлу-мяновой; научн. ред. перевода Г.С. Батыгин. Москва: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.
References:
1. Kapitsa S.P. Paradoxes of growth: The laws of human development. M.: Alpina Non-fiction, 2010. 192 pp.
2. Strizoe A.L., Tokareva S.B. Transformation of social responsibility and the development of the modern society // Logos et Praxis. 2010. No. 7-12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sotsialnoy-otvetstvennosti-i-razvitie-ob-schestva-moderna (access date: 10.24.2018).
3. Khlopkov K.A. The meaning of the mass media in the process of manipulation of the mass consciousness // Bulletin of the KSPU. of V.P. Astafyev. 2009. No. 2.
4. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. Moscow: Medium, 1995.
5. Schütz A. The Structures of the Life-World: essays on phenomenological sociology / comp. by A.Ya. Alkhasov; transl. from English by A.Ya. Alkhasov, N.Ya. Mazlumyanova; scientific ed. by G.S. Batygin. Moscow: Institute of Public Opinion Foundation, 2003. 336 pp.