Научная статья на тему 'Телесно-ментальный подход в формировании информационной компетенции студентов инженерно-технических специальностей'

Телесно-ментальный подход в формировании информационной компетенции студентов инженерно-технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕЛЕСНО-МЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / НАТУРНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL EDUCATION / EMBODIED AND MENTAL APPROACH / NATURAL AND DIDACTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бархатова Д. А., Гринберг Г. М.

Рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов инженерно-технических специальностей, в которых информатика не является профильным предметом. В качестве инструмента решения поставленной проблемы предлагается использовать натурно-дидактические средства обучения информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бархатова Д. А., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND MENTAL APPROACH TO FORM INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

The paper considers the issue to form information competence of students of technical specialties, where information technology is not a profile subject. The research proposes a tool to solve the problem via using natural and didactic tools to train information technologies.

Текст научной работы на тему «Телесно-ментальный подход в формировании информационной компетенции студентов инженерно-технических специальностей»

УДК 378.1

ТЕЛЕСНО-МЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*

Д. А. Бархатова1**, Г. М. Гринберг2

1 Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

"Е-mail: [email protected]

Рассматривается проблема формирования информационной компетенции студентов инженерно-технических специальностей, в которых информатика не является профильным предметом. В качестве инструмента решения поставленной проблемы предлагается использовать натурно-дидактические средства обучения информатике.

Ключевые слова: инженерно-техническое образование, телесно-ментальный подход, натурно-дидактические средства обучения.

PHYSICAL AND MENTAL APPROACH TO FORM INFORMATION COMPETENCE

OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES

D. A. Barkhatova1**, G. M. Grinberg2

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafieva 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation "Е-mail: [email protected]

The paper considers the issue to form information competence of students of technical specialties, where information technology is not a profile subject. The research proposes a tool to solve the problem via using natural and didactic tools to train information technologies.

Keywords: technical education, embodied and mental approach, natural and didactic tools.

Современные темпы научно-технического прогресса и запросы общества сегодня требуют от человека новых знаний и умений, способности легко адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни, владения методологией и инструментарием информационной деятельности для решения ряда профессиональных и повседневных задач. Данные процессы вызывали необходимость смены образовательной парадигмы в области информационной подготовки личности, ориентированной на формирование фундаментальных знаний и способностей. Важное значение теперь имеет развитие информационной компетенции.

Под информационной компетенцией мы понимаем «интегративное качество личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в

различных сферах деятельности с использованием различных информационных технологий [1].

Сегодня информационная подготовка играет важную роль как в гуманитарном, так и в инженерно-техническом образовании. Как отмечают Б. Семкин и Т. Свит: «... современный инженер - это не только хороший производственник, а специалист, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества, отличающийся научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию своих профессиональных интересов, критическим подходом к поиску конструктивных решений проблем, умением работать с людьми. Одной из главных компетенций инженера становится способность адаптироваться к стремительно возрастающим требованиям в области новых программных продуктов, современной техники, новейших технологий. Он станет тормозом инновационного производства, если к этому не готов» [2].

* Исследование выполняется при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский крае-

вой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта № 2017031301651 «Комплект натурно-дидактических средств обучения информатике и методика их применения».

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

Таким образом, формирование информационной компетенции специалиста инженерно-технической подготовки является важной задачей современного образования, в том числе в тех специальностях, где информатика не является профильным предметом.

Однако, анализ системы подготовки студентов таких специальностей показывает, что сложность аппарата информатики приводит к понижению фундаментальной базы информационной подготовки: освоение практическими навыками, как правило, проходит без глубокой осознанности сути и механизмов предмета изучения, являясь причиной выполнения ряда заданий на механическом уровне - без полного и глубокого понимания. Абстрактность и сложность представления многих понятий и методов на уровне воображения, затрудняющие понимание учебного материала, актуализируют необходимость создания таких средств обучения, которые задействовали бы всю чувственную (сенсорную) систему человека. В условиях современных разработок здесь важен комплексный подход, в котором учитываются психолого-педагогические, дидактические, методические составляющие процесса инженерно-технической подготовки, обеспечивающие синтез объяснительно-иллюстративных и наглядно-образных методов обучения с позиции телесно-ментального подхода.

Телесно-ментальный подход в обучении заключается в формировании ментальных схем человека, развитии его мышления и воображения на основе чувственного (телесного) восприятия информации, обеспечивая перевод от конкретного к абстрактного, от действия к понятию.

Под ментальной схемой мы понимаем модель отражения реального мира в памяти в виде пространственно-временной динамической диаграммы. Со временем модельные представления претерпевают изменения в сторону обобщения и абстрагирования, формируют язык. Сформированные ментальные схемы определяют знание индивида и позволяют ему осуществлять мышление [3].

Сущность обучения в раках телесно-ментального подхода сводится к двум этапам. На первом этапе обучение нацелено на формирование связей между образами чувственной зоны (сенсорной системы восприятия окружающей действительности) и их модельными представлениями. Это этап формирования чувственного разума, где важна наглядность, максимальное включение познавательной активности учащегося через деятельность, всестороннее изучение объекта с привлечением всех каналов восприятия. Чем больше и шире вовлечена чувственная сторона познания, тем больше человек получает данных и информации об изучаемом предмете.

Второй этап обучения заключается в систематизации полученного опыта с помощью понятий и терминов предметной области. Здесь задействовано мышление. Путем систематизации, обобщения, абстрагирования и т. п. человек формирует новые ментальные схемы или дополняет уже имеющиеся в зоне памяти.

В качестве средства реализации такого подхода предлагается использование натурно-дидактических средств обучения.

Натурно-дидактические средства - это такие средства обучения, обеспечивающие непосредственное изучение понятия или метода через кинестетические и визуальные каналы восприятия путем манипулирования отдельными компонентами этого средства. В области информатики к ним можно отнести конструкторы, тренажеры, робототехнику и т. п. В процессе манипулирования отдельными компонентами данных средств, имитируя выполнения метода или алгоритма, учащиеся погружаются в суть изучаемого материала сначала на визуальном, «телесном» уровне, а уже потом переходят к абстрактным понятиям и методам.

В контексте подготовки студентов инженерно-технических специальностей интерес вызывает не только использование готовых натурно-дидактических средств, но и самостоятельная разработка таких средств. При этом студенты учатся самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы (при необходимости обращаясь к опыту и знаниям педагога), самостоятельно осваивать средства и технологии решения задач, создавая собственные обучающие средства [3]. Результат такой деятельности выполняет несколько функций:

1) образовательную функцию, заключающуюся в изучении нового материала через разработку проектов и использование их в своей образовательной деятельности;

2) конструктивно-техническую функцию, выраженную в развитии умений строить модели, планировать работу, оценивать возможности, применять полученные знания на практике, в том числе при решении нестандартных задач;

3) контролирующую функцию, где результат проектной деятельности является показателем уровня понимания учебного материала и способности применения его на практике.

Телесно-ментальный подход в подготовке специалистов инженерно-технического образования может выступать в двух значениях. С одной стороны, он является методом реализации принципа наглядности, в части представления информации в виде оптического изображения или реального объекта, с другой -средством передачи информации, наиболее полно отвечающего особенностям восприятия, понимания информации и формирования на её основе информационной компетенции.

Натурно-дидактические средства в рамках данного подхода исключают изучение нового материала с позиции пассивного наблюдателя, только созерцая те или иные процессы и явления и анализируя информацию, главной целью использования натурных средств - активное включение учащихся в познавательный процесс.

Библиографические ссылки

1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 15.10.2017).

2. Семкин Б. В., Свит Т. Ф. Проблемы инженерно-технического образования // Инновационно-анали-

тический журнал. URL: http://www.akvobr.ru/proble-my_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html (дата обращения: 15.10.2017).

3. Баженова И. В., Бабич Н., Пак Н. И. От проек-тивно-рекурсивной технологии обучения к ментальной дидактике : монография ; Сиб. федер. ун-т. Красноярск, 2016. 160 с.

References

1. Trishina S. V. Information competence as pedagogical category // Online magazine "Eidos". 2005.

10 Saint. Available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/0910-11.htm (accessed: 15.10.2017). (In Russ.).

2. Semkin B. V. Svit T. F. Problems of technical education // Innovative and analytical magazine. Available at: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnichesko go_obrazovania.html (accessed: 15.10.2017). (In Russ.)

3. Bazhenova I. V. From projective and recursive technology of training to mental didactics. Krasnojarsk : Sib. feder. un-t, 2016. 160 с. (In Russ.)

© Бархатова Д. А., Гринберг Г. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.