УДК 372.8
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАТУРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Е. С. Кухтина1, А. В. Сорокин2 Научный руководитель - Д. А. Бархатова
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 Е-mail: [email protected], [email protected]
Обосновывается использование натурных средств обучения в процессе изучения школьного курса информатики, как средства развития алгоритмического, логического и абстрактного мышления. Отмечается важность применения данных средств в процессе дидактической игры.
Ключевые слова: натурные средства обучения, дидактическая игра, алгоритмическое мышление, логическое мышление, абстрактное мышление.
THINKING SKILLS DEVELOPMENT WITH USE NATURAL TUTORIALS
AT INFORMATICS LESSONS
E. S. Kukhtin1, A. V. Sorokin2 Scientific supervisor - D. A. Ваг^аШуа
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedevа str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Е-mail: [email protected], [email protected]
It is given proof of the natural tutorials usage in the Informatics course, as development tutorials of algorithmic, logical and abstract thinking. The importance of these tutorials usage is noted in didactic games process.
Keywords: natural tutorials, didactic game, algorithmic thinking, logical thinking, abstract thinking.
Главной целью изучения курса информатики в школе является формирование у учащихся единой информационной картины мира, развитие информационной культуры, алгоритмического и логического мышления. Достижение этой цели реализуется через освоение и понимание на должном уровне содержательных единиц курса, что часто бывает затруднено в силу абстрактности самих категорий информатики, которыми она оперирует, а также сложностью методов, которые требуют хорошей математической подготовки. Эти трудности приводят к тому, что учащиеся просто стараются запоминать содержание пройденного материала на уровне «заучивания», они не видят связь с другими науками, не понимают суть изучаемых процессов и явлений, не могут провести аналогию с реальными задачами в быту.
Абстрактность и сложность представления многих понятий и методов курса информатики на уровне воображения, затрудняющие понимание сути изучаемых тем, актуализируют необходимость создания натурных средств обучения, которые задействовали бы всю чувственную (сенсорную) систему человека.
Процесс обучения должен строиться от простого к сложному, от единичных операций к множественным, от реальных объектов к абстрактным, однако на сегодняшний день такая последовательность изучения материала соблюдается не полностью, что в первую очередь связано с ограниченностью во времени и отсутствием специальных средств обучения. Так, например, при изучении темы «Системы счисления» учащиеся сразу разбирают алгоритм перехода из одной системы счисления в другую, используя абстрактный математический аппарат, не разбирая сначала базовые понятия счета и количества.
Данная проблема прослеживается на всех ступенях образования: от педагогических учебных заведений, где проблема уже признается, но механизмов ее решения еще не предлагается,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
до конкретной школы, где ученики по-прежнему испытывают большие затруднения при «заучивании» материала.
На наш взгляд, решение сложившейся проблемы заключается в создании ряда натурных дидактических средств, с помощью которых возможно повысить уровень понимания материала. Такими средствами могут стать натурные средства обучения, которые позволят раскрыть изучаемые понятия или алгоритмы на тактильном уровне, погрузить ребенка в процесс прохождения алгоритма или рассмотреть изучаемый объект с разных позиций. Иначе говоря, существует необходимость разработать средства обучения, используя которые учащийся мог бы сначала «вручную» разобрать смысл изучаемого процесса или понятия, а затем на основе выявленных действий построить алгоритм, построить информационную модель или выполнить другое абстрактное действие.
Обучение с использованием натурных средств должно строиться на основе принципов телесного подхода. А. Л. Алюшин и Е. Н. Князева. Суть данного подхода, с точки зрения А. Л. Алюшина и Е. Н. Князевой, заключается в «отелесненности» процесса познания, телесной об-леченности всякого познающего существа [1, С. 106]. Другими словами телесный подход фокусирует своё внимание на телесной организации познающего существа, так как то, что познаётся и как познаётся, зависит от телесности живого существа и его конкретных функциональных особенностей. М. А. Степанов отмечает, что телесный подход открывает новую перспективу на культурный мир и человека в нём, где главное отличие проходит через смену отношения к месту и времени: истолкование традиционно происходит после события, телесное познание требует готовности к будущему и решительности в спонтанном акте его реализации. Или, иначе говоря, компетентности и способности к действию [2, с. 6].
Важность применения телесного подхода в процессе развития алгоритмического и логического мышления на уроках информатики отмечает также Т. А. Степанова [3, с. 51].
Натурные средства в раках телесного подхода в обучении должны реализовать основные принципы дидактики: принцип наглядности, принцип сознательности и активности, так как ученик сам будет руководить процессом изучения материла, используя разработанные нами средства обучения, а также принцип доступности.
Натурные средства обучения будут незаменимы при изучении таких разделов курса информатики, как «Кодирование и измерение информации», «Устройство компьютера», «Алгоритмизация и программирование», «Моделирование» и другие разделы, которые оперируют неконкретными процессами и понятиями. Такими средствами здесь могут быть:
1) «Теоретические основы информатики»:
— счеты для работы в различных системах счисления;
— устройство кодирования и хранения текстовой информации;
— устройство кодирования и хранения звуковой информации;
— устройство кодирования и хранения графической информации;
— визуальные множества, демонстрирующие отбор экземпляров с помощью различных операций над множествами.
2) «Устройство компьютера»
— модели памяти компьютера и файловой системы
3) «Основы программирования»:
— работы алгоритмов с простыми типами данных;
— работы алгоритмов с массивами и строками.
Применение натурных средств обучения, будет иметь максимальный эффект в процессе обучения в форме дидактической игры, которая основана на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Школьники осознают познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.
Дидактическая игра является важным средством развивающей работы и ей принадлежит существенная роль в развитии обобщающей, логической и алгоритмической функции мышления. Таким образом, комплект натурных дидактических средств и разработанных игр для них позволят не только понять абстрактный аппарат информатики, но и развить мышление учащихся.
Натурные средства обучения помогут большей частью исправить наличие критичного дефицита в механизме обучения школьному курсу информатики, ликвидировав саму причину появления этого дефицита, упорядочив получаемую систему знаний и восстановив дидактически верную структура перехода от сенсорного оперирования к абстрактному.
Библиографические ссылки
1. Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Телесный подход в когнитивной науке // Философские науки. 2009. № 2. С. 106-125.
2. Степанов М. А. Опыт мышления тела : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.
3. Степанова Т. А. Теория алгоритмического мышления : учеб. пособие для магистрантов, учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2014. 72 с.
© Кухтина Е. С., Сорокин А. В., 2015