Научная статья на тему 'ТЕЛЕСНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ'

ТЕЛЕСНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / САМОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / РЕКЛАМА / ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пак Галина Станиславовна

Целью работы является поиск путей предотвращения угрозы потери целостности телесной идентичности. Рефлексия по поводу телесных трансформаций с помощью современных биотехнологий позволила выявить мировоззренческие основания их возможности. Ключевым положением является отношение человека к собственному телу. Я есть тело, или Я владею своим телом. Трансформации человеческой телесности возможны лишь в случае владения телом. Задача гуманитарной экспертизы, в которой необходимо должны быть представители православной церкви, отстаивать традиционные гуманистические ценности о единстве души и тела, телесности и сознания в широком коммуникативном пространстве. Интериоризация этих ценностей индивидом защитит его от возможности манипулирования телесностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY IDENTITY: POSSIBILITIES OF MANIPULATION

The aim of the work is to find ways to prevent the threat of loss of the integrity of bodily identity. Reflection on bodily transformations with the help of modern biotechnologies made it possible to identify the ideological foundations of their possibility. The key position is the attitude of a person to his own body. I am the body, or I own my body. Transformations of human corporality are possible only in case of possession of the body. The task of humanitarian expertise, which should include representatives of the Orthodox Church, is to uphold traditional humanistic values about the unity of soul and body, corporality and consciousness in a wide communicative space. The internalization of these values by the individual will protect him from the possibility of manipulating the corporality.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕСНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ МАНИПУЛИРОВАНИЯ»

Научные конференции

УДК 124. 2.

Пак Галина Станиславовна, доктор философских наук, профессор, кафедра философии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Россия, г. Нижний Новгород.

pak@phys.unn.ru

Телесная идентичность: возможности манипулирования

Аннотация: Целью работы является поиск путей предотвращения угрозы потери целостности телесной идентичности. Рефлексия по поводу телесных трансформаций с помощью современных биотехнологий позволила выявить мировоззренческие основания их возможности. Ключевым положением является отношение человека к собственному телу. Я есть тело, или Я владею своим телом. Трансформации человеческой телесности возможны лишь в случае владения телом. Задача гуманитарной экспертизы, в которой необходимо должны быть представители православной церкви, отстаивать традиционные гуманистические ценности о единстве души и тела, телесности и сознания в широком коммуникативном пространстве. Интериоризация этих ценностей индивидом защитит его от возможности манипулирования телесностью.

Ключевые слова: Телесность, самость, владение, коммуникация, манипуляция, экспертиза, пропаганда, агитация, реклама, идентичность.

Pak Galina Stanislavovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky.

Russia, Nizhny Novgorod. pak@phys.unn.ru

Body Identity: Possibilities of Manipulation

Abstract: The aim of the work is to find ways to prevent the threat of loss of the integrity of bodily identity. Reflection on bodily transformations with the help of modern biotechnologies made it possible to identify the ideological foundations of their

Научные конференции

possibility. The key position is the attitude of a person to his own body. I am the body, or I own my body. Transformations of human corporality are possible only in case of possession of the body. The task of humanitarian expertise, which should include representatives of the Orthodox Church, is to uphold traditional humanistic values about the unity of soul and body, corporality and consciousness in a wide communicative space. The internalization of these values by the individual will protect him from the possibility of manipulating the corporality.

Key words: Corporeality, selfhood, possession, communication, manipulation, expertise, propaganda, agitation, advertising, identity.

До конца прошлого века тело в качестве материального тела не выступало самостоятельным объектом исследования в социально-гуманитарном знании, оно в лучшем случае являлось средством анализа других тем. Тело и телесность обладали статусом "отсутствующего присутствия" и были слепой зоной социальных исследователей. Сегодня наблюдается пик интереса к телу и телесности. Ирония заключается в том, что актуальность исследования тела и телесности можно выразить словами Клода Леви- Стросса, которые цитирует Эмили Мартин в эссе "Конец тела?":"... не является ли усиление академического внимания к какому-либо предмету признаком того, что этот предмет — «исчезающий вид»? [1, Р. 121]. Встает вопрос, что означает это высказывание применительно к телесной идентичности?

Понятие идентичности характеризует взаимодействие личности и общества в эпоху модерна, когда идентичность не предписывается, а достигается. Представители символического интеракционизма считали, что идентичность вскрывается словами: " Это - я" Идентичность как процесс включает в себя две фазы: I и Me. I - мой ответ на отношение ко мне Других; Me - есть способность видеть себя глазами "обобщенного Другого. Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичности. Осознаваемая идентичность есть самостоятельное размышление индивида о своем поведении, неосознаваемая — процесс неосознанного принятия норм, привычек и ритуалов [2, С. 222-224]. В ходе исторического развития преобладание неосознанной идентичности, как принятие представлений Других о самом себе, вытесняется ясным осознанием собственной самости, которая в апогее достигается принятием её Другими. Применительно к человеческой телесности, которую Э. Гидденс, выделяет в составе идентичности, это будет выглядеть как рациональное осознание собственного тела. Процесс начинается с

Научные конференции

вопроса, что тело значит для моего Я? Я есть тело или Я владею своим телом? Даны два альтернативных ответа на этот далеко не простой вопрос. Совпадение самости и телесности представлено в телесно-ориентированном подходе, подчеркивающим значимость телесных характеристик для формирования индивидуального самосознания, для осуществления когнитивных процессов [3]. Установку второго подхода выражают слова О. Мандельштама:

"Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?"[4].

Есть Я, которое владеет телом, обладает властью над ним, правом на различные его трансформации. Последовательное логическое разворачивание этого предположения приводит к утверждению об отчуждаемости тела по аналогии с отчуждаемыми ценностями такими как власть, богатство, слава и противопоставлению ценностям неотчуждаемым: уму, чести, совести. В рассказе Урсулы Ле Гуин "Обмен разумом" тело представлено абстрактным сосудом для сознания, персонажи обмениваются телами с большей легкостью, чем современный человек меняет одежду.

Идентичность с методологических позиций З. Баумана носит процессуальный характер. Сегодня проблема состоит не в том, как обрести желаемую идентичность и заставить Других признать её, а скорее в том, "какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится её соблазнительных черт" [5, С.13]. Экстраполяция этого положения на телесную идентичность связана с признанием её текучего характера. Телесная идентичность становится нарядом, который заменяется на новый по собственному усмотрению благодаря современным биотехнологиям. Теория идентификации З. Баумана позволяет адекватно описать происходящие в современном мире процессы. Но проблема не в описании происходящих процессов, а в их оценке. Как пишет Хабермас, «к моральной точке зрения мы приближаемся уже тогда, когда начинаем проверять наши 20 максимы на совместимость с максимами других людей» [6, С. 14] .

Есть два обстоятельства, которые проблематизируют аксиологическое отношение к действительности. Выглядят они тревожно. Первое из них связано с интенсификацией процессов медикализации общества. В узком смысле под данным термином понимают процесс закрепления медицинских «ярлыков» за определенными аморальными социальными практиками [7, с.246]. В широком смысле «ме-дикализация» означает, что медицина, формирует нормативные представления о

Научные конференции

здоровье и болезни, и претендует на исцеление от социальных болезней общества. Отсюда следует вывод, что под влиянием процесса медикализации сужается сфера действия морали и нравственности. С развитием медицины осмысление нравственных пороков человека дрейфуют в сторону болезни и требуют не морального осуждения, а медицинского вмешательства. Чрезвычайная подвижность и активность ребенка, алкоголизм, наркомания сегодня оцениваются как заболевания. Из этого следует не только то, что больных людей нужно лечить, но и предполагается относиться к ним снисходительно, с состраданием. Отношение к больному как социальный феномен охарактеризован Т. Парсонсом.

Во-вторых, тревожным симптомом является новизна, в прямом смысле "неви-данность" современных медицинских биотехнологий затрудняет их определение в традиционных категориях добра и зла, блага и проклятия. В практическом плане это ведет к возрастанию сложностей в аксиологическом измерении, а иногда, просто делают его невозможным. Кто может дать однозначный ответ, не вызывающий возражений большинства, хотя бы о пользе и вреде трансплантологии, ЭКО, биологического омоложении? Даже снижение градуса оценки, переход от нравственного измерения к прагматическому не дает желаемого результата. Почему? Потому, что сегодня речь идет не о биотехнологиях в контексте здоровья и медицины, а о медицинском терапевтическом дискурсе как об одном из возможных вариантов описания, об их представленности в тексте, в языке, о его представленности в знании.

В развитии современной науки на основе схемы, предложенной В.С. Степи-ным сложилось представление об этапах эволюции науки-классическом, неклассическом, постнеклассическом [8, С. 275-283]. Смена этапов ведет к смене целей научного исследования. Идеалом классической науки является описание реальности, неклассической - изменение, преобразование реальности, постнекласси-ческая наука ориентирована на конструирование реальности.

Современная наука не изучает болезни и здоровье, а рассматривает их как медицинское знание, являющееся продуктом социального конструирования. Синонимом социального конструктивизма является социология знания. Знанием является то, что сам человек считает знанием, он объективирует его в своих повседневных практиках. На опосредованность медицины системой социальных отношений не только в практическом, но и в теоретическом знании обращает внимание западный социолог Бари. Технико-инструментальная область медицины не может быть абсолютна нейтральна и объективна. Утверждение об откры-

Научные конференции

тии болезни всегда является социальным событием и происходит в определенном социальном контексте [9, С. 137-169].

В большинстве западных обществ формируется тенденция смены политического режима на медиакратический. Концепт медиакратии отражает дисбаланс в системе «политика — медиа — аудитория СМИ», который подразумевает сращение медиа и политики в процессе распределения и отправления властных полномочий. Медиакратия эффективна с точки зрения охвата различных подходов к медиаполитическому взаимодействию и непосредственно указывает на участие медиасистемы в обновлении властной конфигурации в социуме [10, С. 203-215]. В современном обществе технонауки статус реального события и явления приобретается лишь в том случае, если существует как дискурс масс-медиа, то есть, в гиперреальности. Таким образом, вторичная символическая реальность, симу-лякр заменяет объективную социальную реальность первичного порядка. В исследовании телесной идентичности тенденции медикализации и медиатизации социальной жизни порождают сложный комплекс проблем, представляющий реальную угрозу здоровью индивида и напрямую связан с безопасностью общества и человека.

До сих пор телесная идентичность была незыблемой основой идентичности и стабильным основанием современной "текучей" или «мерцающей идентичности». Сегодня определение "мерцающая идентичность" применяется к телесности. Технонаука означает приближение к человеку и его потребностям, погружение человека в мир, обустраиваемый для него наукой и технологиями. Технонаука приближается к человеку не только извне, но и изнутри, делая его своим произведением. Современные биотехнологии улучшения и совершенствования человека лежат в широком диапазоне от косметического вмешательства до трансплантологии органов, их сознательного выращивания и технического конструирования. Новые технологии ориентированы на массовый спрос, а интересы и нужды потребителей становятся мощным стимулом. Тело подвергается атаке со стороны биотехнологий, дискурсы о которых широко представлены в коммуникативном пространстве, в том числе, в медиа - среде.

Использование в коммуникации технологий позволяет управлять социальными процессами. В коммуникативных технологиях выделяют два аспекта - формально описательный и процессуальный. Необходимо учитывать, что высокая техничность снижает влияние человеческого фактора на социальные и организационные процессы.

Научные конференции

Цель коммуникативных технологий оказать влияние, в результате которого происходит изменение у адресата установок и поведения

Доминантные коммуникации определяют культуру государства и общества. На основании эффекта воздействия на сознание адресата выделяют следующие коммуникативные технологии.

Пропаганда как технология есть навязывание адресату идей, оценок, ценностей, что хорошо, правильно и что плохо, неправильно. Пропаганда предполагает идентичные сообщения из одного источника по разным каналам. Пропаганда является интенсивной коммуникацией и направлена на достижение результата за короткий срок. Провозглашение ценностей индивидуализма, пропаганда ценности здоровья и превращения его инструментальной значимости в терминальную, формирование установки на владение телом, являются факторами, формирующими саму возможность трансформаций человеческой телесности. Масс-медиа формируют у повседневного деятеля представление о том, что считать нормальным и ненормальным с точки зрения здоровья и болезни человека. Коммуникации устанавливают дискурс, легитимирующий многие новые социальные представления и практики, о которых раньше человек не мог помыслить. Советский гражданин не знал целый ряд проблем, связанных с его здоровьем, которые сегодня воспринимаются как данность.

Агитация направлена на формирование поведенческой активности адресата и является более интенсивным воздействием по сравнению с пропагандой. Эффект достигается за счет персонального обращения к адресату или за счет включения его в малую хорошо известную ему группу. В итоге возбуждаются эмоциональные стороны личности. Агитационное высказывание есть простая конкретная инструкция по совершению нужных действий. Почувствуй себя молодым! Стань привлекательнее - обратись к пластической хирургии! "Рецепты молодости" представляют собой конкретные практики: липосакция - хирургическая откачка жира с проблемных зон, лифтинг -подтяжка кожи, блефаропластика - коррекция глазных век, ринопластика - коррекция носа, ментопластика - коррекция подбородка и т.п. Это методы решения проблем проникают в структуры повседневной реальности благодаря передачам, например, «Чудеса пластической хирургии» («ТНТ»), «Страшно красивые» («Муз-ТВ»).

Реклама есть информационное сообщение о 5-9 свойствах идеи, товара, услуги. Но облечено это сообщение в форму, способную вызвать интерес и запомниться. Положительные свойства объекта подаются в преувеличенной форме.

Научные конференции

Свойства представляются избирательно, фиксируются только те, которые формируют нужный образ. Информация преподносится как не подлежащая сомнению. В рекламе приводятся доводы к доверию в виде ссылок на авторитетных и популярных лиц. Вариацией является апелляция к успешной группе, которая уже делает это и успех способен удваиваться. Реклама диет осуществляется в контекстуальном поле высказывания: "В стройном теле - здоровый дух!" Реклама ЭКО по полису медицинского страхования понятна всем в контексте рыночного способа хозяйственной жизни [11].

Манипуляция как скрытое воздействие на сознание адресата менее интенсивное и энергичное, но имитирующее возможность адресата самостоятельно размышлять, анализировать, делать выбор. В реальности результат уже предсказан. Доминирующий признак манипуляции связан с формированием и распространением образов. Образы строятся по принципу усиления и абсолютизации одних свойств и редукции и элиминации других свойств по решению субъекта воздействия. В результате такой процедуры образы становятся неадекватными, а аудитория дезориентированной. Нарушается реальная связь субъекта с миром в результате деформации картины мира. Манипуляционное высказывание должно вызывать исключительно положительные эмоции индивида. В фокусе позитива происходит вовлечение во взаимодействие. Манипулятивные технологии направлены на создание социальных иллюзий о реальности и самом себе, что делает заблуждение и ложь условием жизни и деятельности.

Коммуникативные технологии являются условием манипулирования человеческой телесностью, включая пропаганду, агитацию, рекламу, а не только собственно манипулирование. Манипулятивный аспект коммуникативных технологий может быть выявлен путем артикулирования тех ценностей, которые явно или неявно присутствуют в дискурсе.

Современная пропаганда прекрасного в виде человеческой красоты поменяла местами главное и не главное. Если еще в прошлые советские годы считалось, что прекрасным в человеке является его душа и богатый внутренний мир, то сегодня дискурс обращен к телесности. Отсюда следует, что главное казаться, а не быть, красота рукотворная превыше естественной, акцентирование индивидуальной человеческой свободы делает легитимным любые трансформации собственного тела. Идентичность личности есть динамическое тождество, незыблемой основой идентичности до последнего времени выступала телесность, но и она перестает выступать гарантом целостности идентичности. Потеря целостности

Научные конференции

личности есть серьезная угроза психическому здоровью человека. В психологическом плане не так безобидна и трансплантации донорских органов. Больные в результате трансплантации чувствуют присутствие другого человека, по всей видимости донора. Понимание жизни как информации в этом случае является убедительным аргументом в объяснении этого явления. В коммуникативном пространстве существуют два дискурса старения: активное долголетие и вечная молодость. Концепция активного долголетия исходит из признания старения естественным и необходимым этапом человеческой жизни и направлена на обеспечение полноценной жизни в преклонном возрасте. Дискурс вечной молодости ориентирован на биологическое омоложение. Благодаря Эко сохраняются фер-тильные функции в пожилом возрасте. Открытие С. Яманаки заключается в том, что практически все "взрослые" клетки тела человека и других живых существ можно превратить в стволовые, если активировать в них четыре ключевых гена, названных "факторами Яманаки" [12]. Многие видят в этом успешное развитие трансплантологи в будущем, поскольку устраняется самый главный барьер на пути - несовместимость и отторжение пересаженных тканей и органов.

Но это еще не все, американские исследователи выяснили, что активизация генов, названных "факторами Яманаки", омолаживает "взрослые" стволовые клетки, не меняя при этом их характеристик. На практике это означает возможность восстановления повреждений, омолаживать не только отдельные клетки, но и весь организм [13]. Биологическое время можно повернуть вспять, но что из этого следует? Отмена старения оборачивается нежеланием умирать молодым и формируется желание жить вечно, что означает отказ от гуманизма и принятие идей трансгуманизма. "То, что не имеет конца, не имеет и смысла» написал Ю. Лотман в работе "Смерть как проблема сюжета"[14]. Люди стали забывать простую истину, что привлекателен не возраст, а сам человек.

Для того чтобы противостоять современным биотехнологиям направленным на манипулирование человеческой телесностью, необходимо пролить свет на те ценности и смыслы, которые делают возможными любые трансформации человеческой телесности. Где искать пути спасения?

Коммуникация не сводится к прямому воздействию субъекта на объект, масс-медиа на повседневного деятеля, это воздействие опосредуется наличием третьего звена, выполняющего функции эксперта. Этот момент обозначен в двухступенчатой модели коммуникации П. Лазарсфельда, где экспертом предстает лидер мнения[15]. Гуманитарная экспертиза и гуманитарная технология выявления и

Научные конференции

оценки степени риска должны принять на себя эту функцию. В их основе лежат человеческие ценности, которые защищает православие.

Гуманитарная экспертиза не является одноразовым актом, а носит сложный процессуальный характер. В борьбе за сохранение телесности следует использовать пропаганду здорового образа жизни, привлекательности духовного света, озаряющего плоть, душевных качеств личности, примата естественной телесности перед искусственно созданной. Одним словом, учиться быть, а не казаться.

Литература

1.Martin E. The End of the Body? // American Ethnologist . 1992 . Vol . 19 . No . 1 . P . 121-140 .

2.Мид Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль / сост. Е. И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

3.Князева Е.Н. Познающее тело и движущийся ум: концептуальный переворот в эпистемологии. / Эпистемология сегодня. Идеи проблемы, дискуссии: монография / Под. ред.чл7-корр. РАН И.Т. Касавина и Н.Н. Ворониной. - Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 339-350.

Форум Новые технологии как предмет антропологических /

4. Мандельштам О. Дано мне тело https://www.culture.ru/poems/41638/dano-mne-telo

5. Полякова Н.Л, "Идентичность" в современной социологической теории / Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2016. № 4. С.20-42.

6. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. — М.: АО «KAMI», 1995 - 244 с.

7. Аберкромби Н., Социологический словарь / Н. Аберскромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. - М.: ЗАО «Издательство "Эконо- мика"», 2004. - C. 246.

8. Степин 1995 - Философия науки и техники: Учеб. пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. -384 с.

9. Bury M.R. Social Constructionism and the development of medical sociology// Sociology of health and illness. A journal of medical sociology. 1986,Vol.8,No2. https://www.scirp.org/(S(i43dyn45teexjx455qlt3d2q))/reference/ReferencesPapers. aspx?ReferenceID=1564707

Научные конференции

10. Бодрунова Светлана Сергеевна Медиакратия: современные подходы к определению термина // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7mediakratiya-sovremennye-podhody-k-opredeleniyu-termina (дата обращения: 12.04.2023).

11. Савельева Ж.В. Рекламная коммуникация и процессы медикализации общества // ВЭПС. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklamnaya-kommunikatsiya-i-protsessy-medikalizatsii-obschestva-1 (дата обращения: 11.04.2023).

12. Kazutoshi, T, Shinya, Y. (2006) Induction of pluripotent stem cells from mouse embryonic and adult fibroblast cultures by defined factors // CELL. V. 126. Issue 4. P. 663-676.

13. 7. https://nauka.tass.ru/nauka/10132721 30 НОЯ 2020, 18:26

14. Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Studies in Slavic Literature and Poetics, Vol. 20; Literary Tradition and Practice in Russian Culture. Amsterdam; Atlanta, 1993. P. 30-41.

15. https://cyclowiki.org/wiki/Двуступенчатая_модель_Лазарсфельда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.