Телеологический подход к разрешению проблемы сохранения заработанной платы педагогическим работникам при реализации ими права на длительный отпуск сроком до одного года
Зельгин Сергей Григорьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский Университет Дружбы Народов, [email protected]
Поверинов Виктор Викторович
стажер адвоката Международной коллегии адвокатов города Москвы «Почуев, Зельгин и Партнеры», магистр, Российский государственный университет правосудия, [email protected]!
Одной из проблем, связанной с предоставлением педагогическим работникам длительного отпуска до одного года, является проблема сохранения заработной платы на период длительного отпуска. Этот вопрос является широко дискуссионным как у теоретиков, так и практиков. Нормативно-правовая неопределенность в вопросе оплаты длительного отпуска до одного года приводит к вольному толкованию положений трудового законодательства о длительном отпуске до одного года, и, как следствие, к ухудшению положения педагогических работников, нарушению их трудовых прав. В настоящей публикации, на основе телеологического подхода к толкованию российского законодательства и судебной практики, проводится научное обоснование необходимости сохранения заработанной платы педагогическим работникам на период нахождения их в длительном отпуске, а также необходимости включения в трудовой стаж срока нахождения работника в длительном отпуске. Ключевые слова: теологическое толкование, право педагогических работников на длительный отпуск, особый статус педагогических работников, творческий отпуск, сохранение заработной платы на период длительного отпуска сроком до одного года, включение в трудовой стаж срока нахождения педагогического работника в длительном отпуске до одного года.
Н
2 СО
0
сч
1П
01 2
В настоящее время существует три основных подхода к решению вопроса оплаты педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года. Длительные отпуска предоставляются:
1) без сохранения заработанной платы;
2) с сохранением средней заработанной платы;
3) на усмотрение образовательной организации.
По мнению авторов, для научно обоснованного разрешения этой проблемы, следует применить телеологический подход1, то есть выяснить целевую направленность нормы, закрепляющей право педагогических работников на длительный отпуск, ее содержание и достижения результата, которые намеревался достичь законодатель.
Какую цель поставил законодатель и какой результат ожидал получить, закрепив в законодательстве право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года?
Как следует из содержания ч. 2 ст. 47 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» [7] ожидаемый законодателем результат сводится к:
1) обеспечению высокого профессионального уровня педагогических работников;
2) созданию им условий для эффективного выполнения профессиональных задач;
3) повышению социальной значимости и престижа педагогического труда.
Преподавательская деятельность сочетает в себе и творческую, и научную, и учебную деятельность (когда педагогический работник выступает в качестве обучаемого).
Без творческого подхода педагогических работников к обучению и воспитанию обучающихся, невозможно реализовать стоящие задачи.
1 Телеологическое толкование - способ толкования, суть которого состоит в выяснении целевой направленности нормы права. Цель нормы объединяет содержание нормы единой направленностью на достижение определенного результата. Особенность телеологического толкования состоит в том, что все знания и приемы их использования привязываются к цели правового установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы, но объясняет ее содержание [13].
Широкое внедрение элементов научной деятельности в практическую работу педагогических работников особенно актуальны для образовательных организаций, реализующих программы высшего образования. Не случайно, в 2018 году Министерство науки и образования реорганизовано на два министерства:
- «просвещения» и
- «науки и высшего образования».
Каждый педагогический работник обязан совершенствовать свое профессиональное мастерство, которое достигается процессом постоянного обучения, получения работником новых знаний, умений, навыков, повышения своей квалификации, внедрения инновационных технологий в процесс обучения.
Таким образом, для правильного, научно обоснованного решения проблемы оплаты длительных отпусков педагогическим работникам, следует применить аналогию закона, регулирующего научную, учебную и творческую деятельность, в части предоставления отпусков с сохранением заработанной платы работникам.
1. Анализ законодательства, регламентирующего сохранение заработанной платы при отпуске для работников, обучающихся в аспирантуре, бакалавриате, специалитете, магистратуре, а также лиц, допущенных на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук (так называемые «учебные» и «научные» отпуска).
Трудовое законодательство Российской Федерации содержит ряд прав и гарантии для лиц, совмещающих работу с получением образования, а также для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук. Одним из таких прав, является возможность предоставления этим лицам дополнительных отпусков. Так, статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Тк РФ) [1] регламентирует, что работники, проходящие обучение по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной или очно-заочной формам обучения, имеют право на отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьей 173.1 ТК РФ установлено, что работники, обучающиеся в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре-стажировке по заочной форме обучения, имеют право на дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно абз. 4 ст. 173.1 ТК РФ работники, допущенные к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, имеют право на отпуск продолжительностью три и шесть месяцев соответственно с сохранением средней заработной платы.
Сразу же подчеркнем, что эти отпуска (так называемые «учебные» и «научные»), а так же длительные отпуска до одного года раз в десять лет для педагогических работников, по мнению ряда авторов, следует отнести к группе «творческих отпусков» (Постников Н.А. [16, с. 123] и др.). Следовательно, по тем же принципам должен решаться вопрос о необходимости сохранения заработанной
платы педагогическим работникам на период их нахождения в длительном отпуске. Совершенно очевидно, что лишенные материальной поддержки педагогические работники не будут способны реализовать цели и задачи, ради которых они получали длительные отпуска сроком до одного года.
2. Анализ правовой природы «творческих отпусков» и их соотношения с длительным отпуском до одного года для педагогических работников.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия «творческий отпуск». Имеется лишь указания на термин «творческие отпуска» в ряде законов и других нормативно-правовых актов.
Так, пункт 8 ст. 11 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» [4] регламентирует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контрактам, являющимся соискателями ученых степеней, предоставляются творческие отпуска в порядке, установленном нормативно-правовыми актами. Такой порядок установлен «Положением о порядке прохождения военной службы» (далее - Положение), утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 [9]. Данным Положением отпуска для соискателей ученых степеней относятся к группе творческих отпусков (п. 6 Положения) и регламентируется, что творческие отпуска являются дополнительными и не засчитываются в счет основного отпуска (п. 15 Положения). Соответственно, нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления творческих отпусков, установлено, что оплата должна производиться как во время основного отпуска, так и во время творческого.
Такой же подход сохранен и в отношении сотрудников таможенных органов, которым предоставляются оплачиваемые творческие отпуска. Исходя из пп. 5 п. 1 ст. 35 ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [3] творческие отпуска отнесены к категории «других» отпусков, среди которых выделены, в том числе, отпуска по беременности и родам и учебные отпуска.
Аналогичный подход к «творческим отпускам» присутствует в ФЗ РФ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] и ряде других нормативно-правовых актов.
По мнению авторов настоящей публикации, «творческие отпуска» - это:
- оплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска;
- продолжительностью до одного года;
- с гарантированным сохранением места за работниками;
- с включением срока пребывания в длительном отпуске в общий трудовой стаж работников;
Н
2
8
^
0
СЧ
1П
01
- целью которого является обеспечение высокого профессионального уровня работников и создание условий для эффективного выполнения ими профессиональных задач.
В период творческого отпуска работники проходят обучение, готовят к защите диссертации, научные публикации, разрабатывают учебные пособия, методики, учебные программы, повышают свое профессиональное мастерство и др.
3. Рассмотрение проблемы сохранения заработной платы при реализации права педагогических работников на длительный отпуск до одного года через призму предоставления работникам отпусков «без сохранения заработной платы».
Статьей 128 ТК РФ установлен порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. При этом законодатель оставил открытым перечень отпусков без сохранения заработной платы, что могло бы служить основанием для отнесения длительного отпуска педагогическим работникам сроком до одного года к перечню отпусков без сохранения заработной платы. Тем не менее, отпуска без сохранения заработной платы предоставляются по семейным обстоятельствам обычно на короткий срок для разрешения редко возникающих вопросов, а также определенным категориям работников, которые поименованы в ст. 128 ТК РФ. Для рассматриваемого в ст. 335 ТК РФ случая законодатель предусмотрел отдельную статью, значит, реализовывал свою волю с определенным намерением.
Правоведы Уруков В.Н., Урукова В.М. считают, что длительный отпуск до одного года не должен относиться к отпускам без сохранения заработной платы [20]. Чиканова Л.А., Иванкина Т.В., Мачуль-ская Е.Е., исследовавшие правовую природу отпуска без сохранения заработной платы, каждый в отдельности составили закрытый список отпусков без сохранения заработной платы, в который не вошел длительный отпуск педагогических работников до одного года [14], [15], [16].
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу, что длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года неправомерно относить к категории отпусков без сохранения заработной платы, следовательно, такой отпуск должен оплачиваться.
Однако судебной практикой вопрос об оплате длительного отпуска педагогическим работникам решался в зависимости от наличия соответствующей оговорки в уставе образовательной организации. Так, исходя из правовой позиции, содержащейся в апелляционном определении Кемеровского областного суда от 24 апреля 2012 года по делу № 33-3980 [24], уставом образовательной организации и учредителем образовательной организации не предусмотрена возможность оплаты длительного отпуска педагогических работников, следовательно, такой отпуск оплачиваться не должен. Поэтому исковые требования педагогического работника о взыскании компенсации за годичный отпуск были оставлены без удовлетворения.
Согласно кассационному определению Магаданского областного суда от 08 февраля 2011 года № 23914/2010 [23] уставом образовательной организации было предусмотрено право педагогических работников на удлиненный оплачиваемый отпуск до одного года раз в десять лет, следовательно, такой отпуск должен оплачиваться. С вступлением в силу нового Приказа Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» [12] (далее - Приказ № 644), вопрос об оплате годичного отпуска определяется коллективным договором образовательной организации (п. 5 Приказа № 644). В настоящее время педагогическим работникам предоставлена возможность совместно с образовательной организации определять некоторые вопросы, касающиеся годичного отпуска, в том числе и его оплаты. Тем не менее, порядок заключения коллективных договоров сложный и не всегда педагогические работники имеют возможность фактически участвовать в определении условий коллективных договоров. Так, преподаватели ВУЗов констатируют, что профессиональные союзы часто потакают интересам недобросовестных работодателей [9].
4. Исследование возможности признания педагогических работников, пребывающих в длительном отпуске до одного года, временно незанятыми.
Педагогические работники, находящиеся в длительном отпуске до одного года, могут не иметь иных доходов кроме заработной платы по основному месту работы. Таким образом, в случае отсутствия оплаты длительного отпуска, они не могут восполнять затраты на обеспечение своей жизнедеятельности. Своеобразное решение проблемы неоплачиваемых длительных отпусков педагогических работников содержится у Скоморо-хова Я.М. Им предлагается работников, которые длительное время (более месяца) находятся в отпуске, признавать временно незанятыми [19, с. 165] на основании ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [2]. Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» [11] минимальная величина пособия по безработице определена в размере 850 рублей, максимальная - в размере 4 900 рублей, которая ниже минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей. Таким образом, данная идея не является решением проблемы, так как педагогические работники в таком случае будут получать пособия в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, и не смогут покрывать свои затраты на жизнедеятельность, а также надлежащим образом реализовывать свой творческий потенциал в целях повышения качества учебного процесса.
6. Исследование вопроса о включении в стаж работы периода нахождения в длительном отпуске до одного года.
Законодательная неразрешенность вопроса об оплате длительных отпусков до одного года имеет причинно-следственную связь и порождает другую важную проблему для педагогических работников, а именно - включение в стаж работы периода нахождения в длительном отпуске до одного года. Так, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [5] трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного федерального закона, для лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 [10], в стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Как видно, Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не разрешается вопрос о включении в стаж периода нахождения в длительном отпуске до одного года, ввиду чего судебная практика неоднозначна по данному вопросу.
Так, согласно апелляционному определению Оренбургского областного суда от 02 апреля 2013 года по делу № 33-1876/2013 [25] суд отказал во включении в трудовой стаж периода длительного отпуска до года, мотивировав это тем, что годичный отпуск - отпуск без сохранения заработной платы. Ветлужский районный суд (Решение от 3 февраля 2016 года по делу № 2-2/2016 [26]) включил время пребывания в длительном отпуске до одного года в стаж непрерывной деятельности, на том основании, что за время длительного отпуска за работником сохраняется место работы. Имеется правовая позиция Верховного Суда РФ, которую применительно к рассматриваемой проблеме можно отнести по аналогии: периоды нахождения в учебном отпуске с сохранением среднего заработка включаются как в стаж работы, так и в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 года № 18-КГ16-85 [22]).
По мнению авторов, подход Ветлужского районного суда является правильным. Длительный отпуск сроком до одного года следует отнести к категории творческих отпусков. Такой отпуск не относится к категории отпусков без сохранения заработной платы. Также за работником сохраняется место работы, следовательно, неправомерным является отказ территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации и судов о включении в трудовой стаж периода нахождения педагогических работников в длительном отпуске до одного года.
Резюмируя изложенное, отметим, что в результате изучения эмпирического и теоретического материала, посвященного вопросам сохранения заработанной платы педагогических работников на период длительного отпуска сроком до одного года и включения в стаж работы периода нахождения в длительном отпуске, можно прийти к однозначному выводу о том, что такой отпуск должен оплачиваться, а период нахождения в отпуске должен включаться в срок трудового стажа.
Однако нормативно-правовая неопределенность в данном вопросе, к сожалению, дает возможность некоторым руководителям образовательных организаций в нарушение абз. 4 ст. 8 ТК РФ принимать локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. Действительно эффективным решением этой проблемы, на наш взгляд, было бы законодательное закрепление обязанности образовательных организаций сохранять за педагогическим работником среднюю заработанную плату на период длительного отпуска сроком до одного года.
Литература
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от
30.12.2001 № 197-ФЗ;
2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
9. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»;
10. Постановление Правительства РФ от
11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
11. Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год»;
12. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуще-
X
2
СО
0
сч
W
01
ствляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».
13. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Черво-нюк В.И. Элементарные начала общей теории права. Учебное пособие ; Под общ. ред.: Червонюк В.И. - М.: КолосС, 2003. - 544 е.;
14. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова, А.К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 7-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, КНОРУС, 2015. 1272 с. // СПС "КонсультантПлюс" (2018);
15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.Ю. Головина, А.В. Гребенщиков, Т.В. Иванкина и др.; под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. 3-е изд., пересмотр. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2015. - 848 с. // СПС "КонсультантПлюс" (2018);
16. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: монография / Э.Н. Бондаренко, Е.С. Герасимова, С.Ю. Головина и др.; под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 256 с. // СПС "КонсультантПлюс" (2018);
17. Постников Н.А. Виды и классификация отпусков в Российской Федерации дис. к.ю.н. -Пермь, 2001. — 192 с.;
18. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Том II (М-Я). Под ред. В.В. Давыдова -М: «Большая Российская Энциклопедия», 1999. -1160 с.;
19. Сафронов И. П. Творческие отпуска для преподавателей. Руководство к действию // Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы http://unisolidarity.ru/?p=5307;
20. Скоморохов Я.М. Отпуска без сохранения заработной платы по российскому трудовому праву : дис. к.ю.н. - 178 с.;
21. Уруков В.Н., Урукова В.М. Предоставление годичного отпуска преподавателям государственных высших учебных заведений (к вопросу применения ст. 335 ТК РФ) // Социальное и пенсионное право. 2011. №1. С. 35-37.
22. Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 года № 18-КГ16-85 // СПС «КонсультантПлюс» (2018);
23. Кассационное определение Магаданского областного суда от 08 февраля 2011 года № 23914/2010 // Официальный сайт Магаданского областного суда https://oblsud--mag.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num =1&name_op=doc&number=618363&delo_id=5&new =&text_number=1 ;
24. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 24 апреля 2012 года по делу № 33-3980 // СПС «КонсультантПлюс» (2018);
25. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 02 апреля 2013 года по делу № 33-1876/2013 // СПС «КонсультантПлюс» (2018);
26. Решение Ветлужского районного суда от 3 февраля 2016 года по делу № 2-2/2016 // Официальный сайт Ветлужского районного суда
https://vetlugsky--
nnov.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num =1&name_op=doc&number=189584031&delo_id=154 0005&new=0&text_number=1 .
Teleological approach to solving the problem of preserving salary of pedagogical workers in the exercise of their right to long vacation for up to one year
Zelgin S.G., Poverinov V.V.
Peoples' Friendship University of Russia, Russian university of justice
One of the problems associated with sabbaticals is maintaining wages for a period of sabbatical. This question is widely debatable both among theorists and practitioners. Regulatory uncertainty in pay leave leads to a free interpretation of labor law provisions on sabbaticals and, consequently, to a deterioration of educational workers situation, violation of their labor rights. In this publication, on the basis of a teleological approach to the interpretation of Russian legislation and judicial practice, the scientific basis was created for the need to preserve the wages paid to educational workers during sabbatical, as well as the need to include sabbatical period in the length of service.
Key words: teleological interpretation, educational workers right to a long vacation, special status of educational workers, creative vacation (sabbatical), maintaining wages for a period of sabbatical, including of sabbatical period in the length of service.
References
1. Labor Code of the Russian Federation" dated December 30, 2001 No. 197-FZ;
2. Law of the Russian Federation of April 19, 1991 No. 1032-1 "On
employment of the population in the Russian Federation";
3. Federal Law of 21.07.1997 No. 114-FZ "On Service in the Customs Authorities of the Russian Federation";
4. Federal Law of 27.05.1998 No. 76-FZ "On the status of military
personnel";
5. Federal Law of 17.12.2001 No. 173-FZ "On labor pensions in the
Russian Federation";
6. Federal Law of 30.11.2011 No. 342-03 "On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and on the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation";
7. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in
the Russian Federation";
8. Federal Law of May 23, 2016 No. 141-03 "On the service in the
federal fire service of the State Fire Service and on the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation";
9. Decree of the President of the Russian Federation of September
16, 1999 No. 1237 "Questions about the passage of military service";
10. Decree of the Government of the Russian Federation of 11.07.2002 No. 516 "On Approval of the Rules for Calculating Work Periods Giving the Right to Early Appointment of Labor Retirement Pension for Old Age in accordance with Articles 27 and 28 of the Federal Law" On Labor Pensions in the Russian Federation ";
11. Resolution of the Government of the Russian Federation of 24.11.2017 No. 1423 "On the amount of the minimum and maximum values of unemployment benefits for 2018";
12. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 644 of May 31, 2016 "On Approval of the Procedure for Granting Prolonged Vacations for Pedagogical Workers of Organizations Conducting Educational Activities for a Period of One Year."
13. Goiman-Kalinsky I.V., Ivanets G.I., Chervonyuk V.I. Elementary beginnings of the general theory of law. Tutorial ; Under total Ed .: Chervonyuk V.I. - M .: KolossS, 2003. - 544 c .;
14. Commentary on the Labor Code of the Russian Federation (itemized) / M.A. Bocharnikova, ZD Vinogradov, A.K. Gavrilin and others; rep. ed. Yu.P. Orlovsky. 7th ed., Rev., ext. and pererabat. M .: CONTRACT, KNORUS, 2015. 1272 p. // ATP "ConsultantPlus" (2018);
15. Commentary on the Labor Code of the Russian Federation (itemized) / S.Yu. Golovina, A.V. Grebenshchikov, T.V. Ivankina et al .; by ed. A.M. Kurenno, S.P. Mavrina, V.A. Safonova, E.B.
Khokhlova. 3rd ed., Revision. M .: NORMA; INFRA-M, 2015. -848 p. // ATP "ConsultantPlus" (2018);
16. International labor standards and Russian labor law: coordination perspective: monograph / E.N. Bondarenko, E.S. Gerasimova, S.Yu. Golovin et al .; by ed. S.Y. Golovina, N.L. Lyutov. M .: NORMA, INFRA-M, 2016. 256 p. // ATP "ConsultantPlus" (2018);
17. Postnikov N.A. Types and classification of vacations in the Russian Federation dis. Ph.D. - Perm, 2001. - 192 p .;
18. Russian Pedagogical Encyclopedia in two volumes. Volume II (ME). Ed. V.V. Davydov - M: "The Great Russian Encyclopedia", 1999. - 1160 p .;
19. Safronov I.P. Creative vacations for teachers. Guide to Action // The official website of the Interregional Trade Union of High School Workers http://unisolidarity.ru/?p=5307;
20. Skomorokhov Ya.M. Leave without pay in Russian labor law: dis. Ph.D. - 178 s .;
21. Urukov V.N., Urukov V.M. Granting one-year leave to teachers of state higher educational institutions (to the question of applying Article 335 of the Labor Code of the Russian Federation) // Social and pension law. 2011. №1. Pp. 35-37.
22. Determination of the Supreme Court of the Russian Federation of August 15, 2016 No. 18-KG16-85 // SPS Consultant Plus (2018);
23. Cassation definition of the Magadan Regional Court of February 8, 2011 No. 2-3914 / 2010 // The official website of the Magadan Regional Court https://oblsud--mag.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name _op=doc&number= 618363 & delo_id = 5 & new = & text_number = 1;
24. Appeals determination of the Kemerovo Regional Court of April 24, 2012 in case No. 33-3980 // ATP Consultant Plus (2018);
25. Appeal definition of the Orenburg Regional Court of April 2, 2013 in case No. 33-1876 / 2013 // ATP Consultant Plus (2018);
26. Decision of the Vetluzhsky District Court of February 3, 2016 on the case No. 2-2 / 2016 // The official site of the Vetluzhsky District Court https://vetlugsky--nnov.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&nam e_op=doc&number = 189584031 & delo_id = 1540005 & new = 0 & text number = 1.