Научная статья на тему 'Телеологическая оценка в русском языке: опыт анализа отдельных репрезентаций'

Телеологическая оценка в русском языке: опыт анализа отдельных репрезентаций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
857
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ТЕЛЕОЛОГИЯ / ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ПРОПОЗИЦИЯ / ПРЕДИКАТ / ASSESSMENT / TELEOLOGY / UTTERANCE / PROPOSITION / PREDICATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкилъ Ольга Олеговна

Статья посвящена телеологической оценке как лингвистической категории. Автор предлагает собственную трактовку данной категории и описывает функционирование ядерных репрезентаций в современных русскоязычных текстах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teleological estimation as a linguistic category is the topic of the article. The author's interpretation of the given category is offered, and functioning of the nuclear representations in modern Russian texts is described.

Текст научной работы на тему «Телеологическая оценка в русском языке: опыт анализа отдельных репрезентаций»

О. О. Шкиль

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ:

ОПЫТ АНАЛИЗА ОТДЕЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ

Статья посвящена телеологической оценке как лингвистической категории. Автор предлагает собственную трактовку данной категории и описывает функционирование ядерных репрезентаций в современных русскоязычных текстах.

Ключевые слова: оценка; телеология; высказывание; пропозиция; предикат.

Известно, что окружающий нас мир концептуализируется в языке, и, чтобы выявить сущность какого-либо объекта действительности, нужно обратиться к анализу языковых средств, его репрезентирующих.

Цель настоящей статьи - определить некоторые особенности телеологической оценки (далее Т-оценка), выраженной высказываниями с лексемами целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно). Материалом для наблюдений послужили примеры из Интернет-ресурса - Национального корпуса русского языка [1]. Как оказалось, основная часть рассматриваемых высказываний принадлежит научному, производственному, публицистическому, реже художественному, художественно-публицистическому дискурсам.

В современной отечественной лингвистике отсутствуют специальные работы, посвященные данному типу аксиологической деятельности человека, и этот пробел в изучении функционально-семантического аспекта языка ничем не оправдан. Кроме того, результаты анализа Т-оценок, с нашей точки зрения, могут быть востребованы философами (для получения новых знаний о субъектах и объектах телеологической деятельности), социологами (с целью определения сфер деятельности, в которых наиболее актуально целеполагание), культурологами (в рамках решения проблемы рациональности/иррациональности национального характера). Все это делает тему исследования актуальной.

Обобщая многочисленные лингвистические интерпретации оценки [2-6], будем исходить из того, что оценка является семантико-прагматической категорией, представленной элементами разных языковых уровней, и имеет следующие признаки: устанавливает ценность всевозможных объектов [6]; является наиболее ярким представителем прагматического значения; обладает реляционным значением (оно устанавливает соответствие между миром и его идеализированной моделью), противопоставленным дескриптивному [3].

Прежде чем перейти к анализу Т-оценок, сделаем замечание относительно термина «телеологический». Понятие «телеология», к которому он восходит, имеет философские истоки. По данным соответствующих статей в «Большой советской энциклопедии» [7] и в «Философском словаре» [8], телеология - идеалистическое учение о цели и целесообразности, постулирующее целевой вид причинности (отвечающий на вопрос: для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс) и приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию).

В лингвистической аксиологии понятие «телеологический» не имеет строгой дефиниции и понимается

как имеющий отношение к цели, целесообразности или целеполаганию. При такой трактовке практически любая оценка может быть квалифицирована как телеологическая. Так, в работе Н.Д. Арутюновой отмечается: «Более всего и наиболее точно оцениваются человеком те средства, которые ему нужны для достижения практических целей. Оценка целеориентирована в широком и узком смысле. Она применима ко всему, что устремлено к облагороженной модели малого и большого мира, то есть к тому, что человек считает добром» [3. С. 59]. Автор подчеркивает телеологичность любой оценки (общей и частной): «Оценка представляет Человека как цель, на которую обращен мир», «...если жизнь Человечества имеет цель, оценка явно или неявно подчинена этой цели» [3. С. 58-59]. В то же время в своей классификации частных оценок исследователь выделяет Т-оценку как особую разновидность рационалистических оценок: «Эти (рационалистические. -О.Ш.) оценки связаны с практической деятельностью, практическими интересами и повседневным опытом человека» [3. С. 76].

Полагаем, что представление о Т-оценке может быть уточнено за счет соотнесения «телеологических составляющих» (целеполагание, цель, целесообразность) с различными аспектами объекта оценки - человека и его деятельности. Целеполагание - ментальное состояние объекта оценки с точки зрения его направленности на определенный результат (пример репрезентанта оценки - целенаправленный). На этапе завершения действия оценивается собственно достижение/недостижение цели (примеры репрезентантов оценки - эффективный, неэффективный, результативный, безрезультатный). Целесообразность имеет отношение к прогнозам относительно достижения/недостижения положительного результата в рамках более общего замысла (репрезентанты оценки - целесообразный, нецелесообразный). Таким образом, Т-оценка - частная оценка, которая квалифицирует деятельность человека (а также группы, общества) с позиций направленности на определенную цель, достижения/недостижения определенной цели, перспектив (прогнозов) относительно достижения/недостижения цели.

Специализированными средствами выражения Т-оценки, по мнению Н.Д. Арутюновой, являются прилагательные эффективный - неэффективный, целесообразный - нецелесообразный, удачный - неудачный [3]. Исходя из принятого понимания Т-оценки, считаем возможным расширить этот список словами результативный - безрезультатный (нерезультативный), целенаправленный, целеустремленный, успешный.

Как было сказано выше, Т-оценки в языке антропо-центричны и направлены на практическую деятель-

ность человека. В современной лингвистической аксиологии человек рассматривается с двух позиций: с одной стороны, он субъект оценки, «человек аксиологический, выражающий те или иные оценки»; с другой - объект оценки, предстающий как «человек моральный/аморальный», «человек любящий», «homo sapiens» и т.д. [9]. Наша задача - наблюдение над обеими этими ипостасями, поэтому инструментом анализа является описание диктумно-модусной организации высказываний, содержащих предикаты (далее -Т-предикаты) целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно). Как отмечал В.Г. Гак, «отношения между референтной областью и грамматическими феноменами рассматриваются как отношения взаимного тяготения» [10. С. 76]. В данном случае референтной областью является фрагмент аксиологической картины мира, грамматическим феноменом - высказывание с его формально-смысловой организацией.

1. Диктумная структура высказываний с Т-пре-дикатами целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно).

Рассматриваемые высказывания являются полипро-позитивными структурами и включают как минимум две пропозиции, одна из которых - событийная, а другая - логическая [11].

Объекты оценки

Событийные пропозиции в данном случае связаны с объектом Т-оценки: введение ренты вполне целесообразно, целесообразно рассмотреть один частный вопрос, работали его ученики результативно, состоялась открытая результативная дискуссия об отношениях между ЕС и Россией, ветеран Чечни результативно сыграл в «русскую рулетку», требования Президента Российской Федерации Владимира Путина выполняются недостаточно результативно.

Как видно из примеров, языковая концептуализация Т-оценки отличается от философского понимания телеологии, при котором цели, целесообразность и способность к целеполаганию приписываются природе. Объектом Т-оценки, представленной Т-предикатами целесообразный (целесообразно), результативный (результативно), является деятельность человека. Отметим также, что Т-оценки присваиваются практической деятельности человека с опорой на разумное, рациональное начало личности (вряд ли возможна Т-оценка применительно к действиям типа «восторгаться», «мечтать»). Таким образом, объект Т-оценки - человек практический, деятельный, действующий.

Оценочные предикаты

Логические, а именно оценочно-характеризующие, пропозиции высказываний, содержащих Т-предикаты

целесообразный (целесообразно), результативный (результативно), вербализуют собственно Т-оценку: целесообразно сохранение льгот, раздельное рассмотрение требований будет целесообразно, все предыдущие выступления профсоюза РАН были достаточно результативными, на уровне местного самоуправления эта проблема может решаться результативно.

Т-оценки, представленные лексемами целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно), в равной степени характеризуются градуально-стью. Мера и степень целесообразности и результативности определенной человеческой деятельности эксплицируются с помощью количественных и качественных интенсификаторов: насколько, наиболее, вполне, более, гораздо, весьма, значительно более, очень, не слишком. Приведем примеры: (1) Традиционно первыми к столу подаются закуски, что весьма целесообразно, так как они способствуют выделению желудочного сока и возбуждению аппетита (100% здоровья. 2002); (2) Вестготы сопротивлялись натиску Халифата энергично, но не слишком результативно (Богатей. 2003.10.02).

Субъекты оценки

Оценка действий (ситуаций) с точки зрения целесообразности/результативности производится человеком, анализирующим некое положение дел с позиций разумности, соответствия определенной цели. Таким образом, обязательным компонентом субъектной организации высказываний с Т-оценкой является субъект-аналитик (ср. субъект-интерпретатор в случаях этической оценки [12]). Присутствие субъекта-аналитика обязательно, однако он может быть имплицирован. Выраженность либо невыраженность субъекта Т-оцен-ки зависит от типа дискурса. Там, где высказывания, содержащие Т-оценку, стремятся к предельной объективности передаваемой информации, например в производственном дискурсе (термин В.Г. Адмони [13]), субъект-аналитик, в типичном случае совпадающий с говорящим, как правило, невербализован: (3) Для защиты молодняков от повреждений животными целесообразно подстригать лиственные породы в коридорах с помощью РКР-1,5 на высоте 0,8-1 м (Лесное хозяйство. 2004); (4) Днем прослушивание в горах результативно при дымной мгле, в тумане и при стелющихся по скатам облаках (Боевое искусство планеты. 2004). Обратим внимание на типичность безличных конструкций (пример 3). Там, где объективность излагаемого не столь важна, например в художественном либо мемуарном тексте, субъект Т-оценки вербализован и обычно не совпадает с субъектом речи: (5) Со знанием дела Сергей писал: «Иосиф - единственный влиятельный русский на Западе, который явно, много и результативно помогает людям» (Александр Генис. Довлатов и окрестности); (6) И хотя Иоганн понимал, что в данном случае поступает правильно, целесообразно, он был все же удручен и несколько завидовал Зубову, который с отчаянным бесстрашием вольно распоряжается своей жизнью (Вадим Кожевников. Щит и меч).

Как следует из сказанного, субъект Т-оценки является человеком рациональным и анализирующим.

Основания оценки

Референтная область высказываний, содержащих Т-оценку, - практическая деятельность человека. Такая деятельность и ситуации, связанные с ней, оцениваются на базе определенных данных, опыта, анализа, прак-

тики. Следовательно, Т-оценка имеет более или менее объективные основания. Это свойственно и Т-оценке, выраженной Т-предикатом целесообразный (целесообразно), и Т-оценке, выраженной Т-предикатом результативный (результативно). Основания оценки могут эксплицироваться частью диктумного содержания или модальной рамкой: накопленный опыт показывает; учитывая практику ведения..; практика показывает; оценка позволяет утверждать; анализ позволяет сделать вывод; на основе логики. Приведем примеры: (7) Накопленный опыт разработки компьютерных методик на основе нечеткой логики показывает, что выбирать оптимальный вид функций принадлежности термов лингвистических переменных целесообразно среди треугольных, гауссовых, эллиптических и трапециевидных функций (Информационные технологии. 2004); (8) Практика показывает, что только короткими очередями и при такой изготовочной технике, хорошо «упершись» в землю, можно результативно и быстро «накрыть» ростовой силуэт на дистанции до 75 м (Боевое искусство планеты. 2004).

Заметим, что по данному параметру Т-оценки, выраженные разными Т-предикатами, не вполне совпадают. Т-оценка, представленная лексемой результативный (результативно), дается на основе практического опыта. Основанием оценки, выраженной лексемой целесообразный (целесообразно), может быть не только опыт, но и чистое умозаключение. В связи с этим в высказываниях с Т-предикатом целесообразный (целесообразно) нередко присутствуют конструкции обусловленности: (9) «Введение ренты вполне целесообразно, поскольку реформировать отрасль естественных монополий необходимо», - заявил корреспонденту «НГ» научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин (Независимая газета. 2003.06.11); (10) Если в запрошенный срок всю информацию предоставить невозможно, целесообразно указать, что оставшаяся часть информации будет предоставлена в конкретный более поздний срок (Арбитражный и гражданский процессы. 2004). Соответственно в высказываниях с Т-предикатом результативный (результативно) конструкций обусловленности нет: (11) Все предыдущие выступления профсоюза РАН были достаточно результативными (Проблемы Дальнего Востока. 2002); (12) Дора Борисовна была удивительно результативным педагогом (Российский химический журнал. 2002).

Важно к тому же отметить разную ориентацию Т-оценок на оси времени. Т-предикат целесообразный (целесообразно) обращен в будущее, прогнозируя возможную целесообразность намечаемой деятельности: (13) А дальше уже целесообразнее использовать более тонкие инструменты (Еженедельный журнал.

2003.06.30); (14) Будет целесообразно встретиться с ним через несколько дней (Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны). Оценки с Т-предикатом результативный (результативно), как показывают уже приведенные примеры, обращены в прошлое.

2. Модусная организация высказываний, содержащих Т-предикаты целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно).

На модусном уровне высказываний, содержащих Т-предикат целесообразный (целесообразно), мы на-

блюдаем «присутствие» говорящего благодаря субъективно-модальным операторам с персуазивными значениями: видимо, вероятно, по-видимому, конечно, несомненно, возможно. В том случае, если вывод о целесообразности/нецелесообразности практической деятельности человека делается на основе чистых умозаключений, чаще выражается неполная уверенность, например: (15) Целесообразно, видимо, возродить институт «собственных корреспондентов» секции в московских исследовательских научных ячейках (Вопросы статистики. 2004); (16) Вероятно, целесообразно при подготовке реассортантных вакцинных штаммов целенаправленно отбирать эпидемические родительские вирусы, обладающие не только антигенной актуальностью, но и пвп^'-фенотипом (Вопросы вирусологии. 2003).

В высказываниях с Т-предикатом результативный (результативно) в типичном случае персуазивный модус не эксплицируется, что, согласно общепринятым нормам коммуникации, означает уверенность. Очевидно, это связано с денотативной областью Т-оценок, которая в данном случае предполагает более однозначное, объективное толкование оцениваемой ситуации на основе прошлого опыта.

Объективность Т-оценок может снижаться также при помощи операторов авторизации и модальных рамок: считают, считаю, я лично не уверена, по оценкам экспертов, с его точки зрения, по мнению многих современных исследователей СФВ, как считают в Московском обществе защиты прав потребителей, по мнению А. Фомина, я бы сказала.

Достаточно регулярна в высказываниях, содержащих Т-предикаты целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно), конструкция с точки зрения - чего, которая ограничивает сферу применения оценки определенным аспектом и подчеркивает аналитическое начало аксиологической деятельности субъекта: с точки зрения брэндинга, с этической точки зрения, с научной точки зрения, с этой точки зрения, с технической точки зрения, с точки зрения организации исследовательских и демонстративных экспериментов.

Сделаем выводы. Положительный полюс Т-оценок, выраженных предикатами целесообразный (целесообразно), результативный (результативно), характеризует практическую деятельность в ценностно-маркированной сфере жизни как перспективную, нацеленную на результат и завершающуюся результатом. Объект Т-оценок - человек деятельный, действующий, практический. Субъектом Т-оценок является «аналитик» - человек рациональный, анализирующий. Субъекты и объекты Т-оценок, представленных Т-предикатами целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно), совпадают.

Оценка, выраженная лексемами целесообразный (целесообразно), присваивается деятельности человека, группы людей, социума на основе опыта, практики, фактических данных, анализа ситуации, а также чистых умозаключений, поэтому в высказываниях, содержащих такую оценку, нередко присутствуют конструкции обусловленности. Предикат целесообразный (целесообразно) обращен в будущее, прогнозируя целесообразность/нецелесообразность предстоящей деятельности. Оценка, выраженная предикатом результативный

(результативно), дается практической человеческой деятельности на основе практики, прошлого опыта.

Т-оценка, представленная предикатами целесообразный (целесообразно) и результативный (результативно), не распределена по полюсам дихотомической оппозиции. По данным речи, можно «измерить» степень целесообразности и результативности прак-

тической деятельности человека, следовательно, оценка находится на шкале и обладает признаком гра-дуальности.

Т-оценка имеет более или менее объективные основания, однако эта объективность может снижаться, что выражается операторами персуазивности, авторизации и модальными рамками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный корпус русского языка. Режим доступа: www.ruscorpora.ru

2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985.

3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.

4. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры»,

1995.

5. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1996.

6. Чернявская Е.А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи (на материале поэтического, прозаического и эпистолярного насле-

дия А. С. Пушкина): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2001.

7. Фролов И.Т. Телеология // Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 25. С. 398.

8. Борзенков В.Г. Телеология // Философский словарь. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 556-557.

9. Одинцова М.П. Лингвоантропологические исследования омских русистов (1990-2002 гг.) // Вестник Омского государственного университе-

та. 2002. № 2. С. 5-13.

10. Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.

11. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис: Лекции. 2-е изд. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1994.

12. Орлова Н.В. Наивная этика: лингвистические модели. Омск: Вариант-Омск, 2005.

13. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. СПб.: Наука, 1994.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 11 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.