Научная статья на тему 'Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. Ядановой'

Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. Ядановой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басангова Тамара Горяевна

Отзыв на: Яданова К. В. Предания, легенды, былички теленгитов. Горно-Алтайск, 2013. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telengit non-fairy folklore in studies by K. V. Yadanova

Review to: Yadanova K.V. Tales, legends, true stories of Telengits. Gorno-Altaysk, 2013. 256 P.

Текст научной работы на тему «Теленгитский несказочный фольклор в исследовании К. В. Ядановой»

ТЕЛЕНГИТСКИЙ НЕСКАЗОЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ИССЛЕДОВАНИИ

К. В. ЯДАНОВОЙ

Т. Г. Басангова

Отзыв ИВ: Яданова К. В. Предания, легенды, былички теленгитов. Горно-Алтайск, 2013. 256 с.

Предпринятое К. В. Ядановой исследование очень актуально, так как фольклорная традиция теЩ ленгитов сейчас на грани исчезновения. При этом ; нет специальных научных работ, посвященных изучению несказочной прозы данной этнической группы.

Ценность монографического исследования К. В. Ядановой заключается, прежде всего, тем, что автор в процессе работы над темой сама наблюдала и фиксировала фольклорную традицию теленгитов в различных селах Кош-Агачского района Республики Алтай в 2004-2007 гг. и 2010 г.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Главы подразделяются на разделы и подразделы.

В первой главе «История собирания и публикация фольклорных произведений теленгитов Кош-Агачского района Республики Алтай» рассматривается история собирания и изучения фольклорных произведений теленгтов — этнической группы южных алтайцев; история собирания и публикации теленгитской фольклорной традиции, степень изученности алтайской несказочной прозы. Автор отмечает, что жанры несказочной прозы алтайцев до сего времени не изучены, также остается открытым вопрос об их классификации. В вопросах классификации жанров неска-

Басангова Тамара Горяевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, г. Элиста.

169

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia № 1 2014

зочной прозы К. В. Яданова прежде всего, опирается на народный термин куучын, что обозначает «устный рассказ», за которым стоят все жанры несказочной прозы: предания, легенды, былички. Известно, что у калмыков акт произнесения фольклорных произведения носит также названия «хуучан келх» — «говорить о старине». В алтайской фольклористике для обозначения предания бытует уже другой термин кеп-куучында, где «кеп» — это старинная форма.

Во второй главе «Предания — кеп-куучындар теленгитов Кош-Агач-ского района» выявляется сюжетный состав преданий, раскрывается их содержание. Самые распространенные жанры преданий, распространенные в данном регионе — топонимические. От разных информантов было записано свыше 70 текстов и их вариантов, что является ценным фактом при изучении живой фольклорной традиции. При этом автор сравнивает современные записи с записями этого жанра у Г. Н. Потанина и В. В. Рад-лова (предания о местности Абыйим боом).

Тот же сравнительный метод в изучении текстов преданий распространен и на другие виды по классификации автора: предания о камнях, горах, лиственницах, животных, потопе. Особый интерес представляет раздел о демонологических преданиях — алмысах и сакральных лицах — силачах и шаманах. Автор подчеркивает, что наиболее распространены у теленгитов топонимические и демонологические предания.

В третьей главе «Легенды. Былички. Устные рассказы» рассмотрены легенды о сотворении мира, былички, устные рассказы о камне погоды — jada таш, о вихре — теенек. Автор анализирует жанр легенд и вводит термин куучын для их обозначения, следуя и продолжая исследования С.С.Суразакова в данной области, который считал, что в рассказах-легендах, в отличие от мифов-рассказов лежит мировоззренческий элемент (Суразаков, 1975: 114). В данных типах легенд ощутимо влияние буддизма, которое носит название бурханизм, начавший свое распространение среди алтайцев в ХХ в.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.

Автором монографии К. В. Ядановой проведена огромная текстологическая и аналитическая работа на основе большого фактического материала, в том числе выявленного исследователем из архивов, печатных изданий, а также собственных полевых записей несказочной прозы те-ленгитов. Все это позволило автору сделать заключение, что генетически

170

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ»

www.tuva.asia № 1 2014

родственные сюжеты обнаруживаются в тюркско-монгольской фольклорной традиции, типологически сходные параллельные формы — у других народов.

Ценность исследования неоспорима по многим объективным причинам. Прежде всего, зафиксирована еще бытующая в начале XXI в. устная традиция теленгитов, создан фонограммоархив языка теленгитов, фиксирующий состояние языка на данный период.

В Приложении даны переводы образцов несказочной прозы (С. 153249) и словарь непереведенных слов.

К. В. Ядановой сделан значительный вклад в развитие полевой фольклористики. Автор предполагает провести в дальнейшем ряд фольклорных экспедиций по всей территории Горного Алтая.

Список литературы:

Суразаков, С. С. (1975) Алтай фольклор. Горно-Алтайск : Горно-Алтайское книжное издательство.

Дата поступления: 02.02.2014 г.

TELENGIT NoN-FAIRY FoLKLoRE IN STuDIES BY О. YADANovA

T. G. basangova

review to: yadanova k.v. tales, legends, true stories of telengits. Gomo-Altaysk, 2013. 256 p.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.