Научная статья на тему 'Телемедицинские услуги - новации гражданско-правового регулирования'

Телемедицинские услуги - новации гражданско-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулиев Фуад Гулу Оглы, Кокоева Луиза Темболатовна

В данной статье раскрыты основные причины включения в российское гражданско-правовое регулирование норм об оказании медицинских услуг посредством телекоммуникационных технологий, рассмотрены основные гражданско-правовые акты, которые регулируют данный вид услуг, проанализированы основные изменения с точки зрения их актуальности. Предложены направления изменений в целях создания полноценной базы гражданско-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TELEMEDICINE SERVICES - THE INNOVATIONS OF CIVIL REGULATION SHAPE \* MERGEFORMAT

The main reasons for inclusion in the Russian civil regulation of norms on rendering medical services by means of telecommunication technologies are opened in this article, the main civil acts which regulate this type of service are considered, the main changes from the point of view of their relevance are analyses. The directions of changes for creation of full-fledged base of civil regulation are offered.

Текст научной работы на тему «Телемедицинские услуги - новации гражданско-правового регулирования»

так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится

прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующихполитическихрешений.

ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ - НОВАЦИИ ГРАЖДАНСКО-

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ THE TELEMEDICINE SERVICES - THE INNOVATIONS OF CIVIL _REGULATION_

Гулиев Фуад Гулу оглы,

старший медицинский сотрудник НИИТО Минздрава Азербайджанской Республики,

Кокоева Луиза Темболатовна,

д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой предпринимательского и трудового права ФГБОУ ВО

«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»

Guliyev Fuad Gulu oglu,

senior medical officer of the NIITO Ministry of Health of the Azerbaijan Republic,

Kokoyeva Luiza Tembolatovna,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Entrepreneurial and Labor Law of the North-Caucasian

Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)

Аннотация: в данной статье раскрыты основные причины включения в российское гражданско-правовое регулирование норм об оказании медицинских услуг посредством телекоммуникационных технологий, рассмотрены основные гражданско-правовые акты, которые регулируют данный вид услуг, проанализированы основные изменения с точки зрения их актуальности. Предложены направления изменений в целях создания полноценной базы гражданско-правового регулирования.

Summary: the main reasons for inclusion in the Russian civil regulation of norms on rendering medical services by means of telecommunication technologies are opened in this article, the main civil acts which regulate this type of service are considered, the main changes from the point of view of their relevance are analyses. The directions of changes for creation of full-fledged base of civil regulation are offered.

Ключевые слова: медицинская услуга, телемедицинские технологии, охрана здоровья, защита информации, дистанционный мониторинг, медицинская помощь, приоритетный проект.

Key words: the medical service, the telemedicine technologies, the health care, the information security, the remote monitoring, the medical care, the priority project.

В 1997 году по инициативе Министерства здравоохранения, Российской академии медицинских наук и Министерства науки был создан «Фонд Телемедицина»; в 2000 году - начала работу Телемедицинская Ассоциация и Совет по координации телемедицины Министерства здравоохранения и Российской академии медицинских наук.

В последующем в 2001 году начал приступил к выполнению обязанностей Комитет «Телемедицина России», а с 2002 года финансировалась программа «Электронная Россия 2002-2010», которая также закладывала возможность применения телемедицинских технологий.

В августе 2001 года Координационный совет Министерства здравоохранения и Российской академии медицинских наук разработал и подписал

«Концепцию развития телемедицинских технологий в России и планы по их реализации» [14]. План действий по реализации этой концепции включал в себя подготовку обзора телемедицинских услуг, уточнение платы и оплаты, предложение о включении телемедицины в другие медицинские службы, в которых не взимается взнос пациента, программу организации телемедицинской помощи в условиях чрезвычайного положения / крупных бедствий, а также определение требований к дистанционному образованию в области дальнейшего образования и последипломному образованию для медицинских работников.

В мае 2002 года в парламенте состоялись дебаты по поводу телемедицины. Все, кто участвовал в дискуссии, говорили, что пришло время собрать

опыт из разных регионов, использующих телемедицину, обобщить их и рекомендовать общую систему телемедицины для всей России. Все согласились с тем, что необходим общий стандарт на оборудование и программное обеспечение.

Основными требованиями правового регулирования телемедицины на являлись:

- разработка государственной политики в области телемедицины;

- создание организационных и финансовых условий, которые могут способствовать наиболее эффективному использованию телемедицины;

- права для всех пользователей телемедицины, в первую очередь пациентов;

- правила, обеспечивающие качество телемедицинских услуг.

Очевидно, что необходимость разработки и внедрения закона об использовании телемедицинских технологий назрела уже давно. Так, Министерство транспорта в свое время пыталось инициировать в законодательстве изменения, которые бы позволили проводить предрейсовый осмотр дистанционно, но отсутствие соответствующих норм в федеральном законодательстве об охране здоровья не было.

Кроме того, в последние несколько лет наблюдался бум в области удаленной диагностики и медицинских решений. Крупные производители как специализированного медицинского оборудования, так и бытовой электроники наводнили рынок все более и более сложными гаджетами для пациентов, чтобы контролировать все их жизненные показатели в режиме реального времени, передавать эту информацию врачам и получать оперативные консультации, в которых они нуждались.

До сих пор дистанционное здравоохранение прямо не охватывалось федеральным законодательством об охране здоровья. Пациенты в рамках правовой базы могли лишь получить медицинскую консультацию или рецепты только путем посещения или вызова врача. Практическая работа в рамках региональных программ ИТ-поддержки здравоохранения состояла в основном в ведении специфических для пациентов записей о предоставлении медицинских услуг, поддержании истории болезни, бронировании назначений врача в интернете и постепенном внедрении электронных систем управления документами. Четкой правовой основы для обмена телемедицинскими данными до недавнего времени не существовало.

Требования к телемедицине так или иначе содержатся во многих действующих нормативных документах: дистанционный консилиум в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], возможность финансирования телемедицинских систем в законе «Об обязательном медицинском страховании» [2], понятие телемедицины и телемедицинских технологий в «Модельном законе о телемедицинских услугах» [9].

То есть сложилась такая ситуация, когда реальная практика вынудила создать механизмы регулирования на государственном уровне.

Помимо вышеуказанного, одним из толчков к изменению законодательства об охране здоровья в части установления возможности оказания медицинских услуг посредством телекоммуникационных технологий явился сам факт того, что телемедицинские услуги уже существовали и оказывались. Так, например, ряд клиник уже с 2008 года предлагали, например, программы наблюдения, в рамках которых проводился мониторинг показателей дистанционно (глюкоза крови, артериальное давление), давалась возможность позвонить дежурному врачу при острой необходимости и т.д. [12], а подведомственным учреждением Минздрава России в 2015 году был подготовлен доклад о применение дистанционных технологий в диспансерном наблюдении пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями [13].

Именно поэтому, одним из первых результатов реализации приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» («Электронное здравоохранение») [10] и явилось создание правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан.

Закон о телемедицине принят не как отдельный законодательный акт, призванный самостоятельно регулировать сферу телемедицинских технологий, им предусмотрено внесение изменений в ряд действующих законов.

Так, Федеральным законом от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [3] в нормы гражданского права внесено понятие «телемедицинские технологии», которые представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Теперь Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установил, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе благодаря применению телемедицинских технологий [1].

В целях организации процесса оказания медицинских услуг посредством телемедицинских технологий также определены особенности такого рода медицинской помощи, в том числе уполномоченный орган на установление порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (Минздрав РФ) [6], цели консультаций, проводимых посредством ресурса, пределы полномочий врача при назначении лечения, особенности дистанционного наблюдения за пациентом.

С учетом того, что персональные данные имеют некоторые законодательные ограничения использования, важным является факт установления необходимости соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных [4], и соблюдения врачебной тайны [1].

Важным средством реализации оказания услуг с применением телемедицинских технологий является федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», созданная для идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия. Регулирование ее сопровождения и использования также уже закреплено на законодательном уровне [5].

Ввиду цифрового формата такого рода услуг, а также в целях удостоверения достоверности и подлинности медицинских заключений и иной медицинской документации врача и пациента в законодательстве определена необходимость использования усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.

Телемедицина, как инновационное вспомогательное направление медицины, основана на применении современных коммуникационных и информационных технологий для оказания медицинской помощи пациентам удаленно. Данный вид медицины давно развивается и широко применяется во всем мире.

Таким образом, новый закон регулирует возможность организации удаленных посещений врача, выдачу заключений на амбулаторное обследование и лечение, проведение отдаленных тематических конференций, выдача электронных рецептов, использование телеметрических данных (удаленный обмен информацией о состоянии здоровья между пациентами и врачами, в том числе в режиме реального времени), ведение электронных историй пациентов и обмен информацией между компаниями и государственными учреждениями, участвующими в здравоохранении.

Вместе с тем, ввиду относительной новизны предмета гражданско-правового регулирования в настоящее время существуют некоторые проблемы гражданско-правового регулирования.

В целях унификации правовых норм и для установления возможности использования телекоммуникационных технологий в настоящее время разработан и проходит процедуру согласования проект приказа Минздрава РФ об особенностях оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению может быть оказана с применением телемедицинских технологий путем организации и проведения консультаций и (или) участия в консилиуме врачей в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации в соответствии со статьей 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11].

Минздраву России необходимо разработать Порядок оказания телемедицинских услуг или, возможно, несколько такого рода документов - по различным профилям и(или) видам медицинской помощи), который должен включать, в том числе правила и процедуры идентификации и аутентификации участников, правила документирования результатов оказания телемедицинских услуг, требования к учету и состав отчетных показателей по оказанным телемедицинским услугам, а также требования к оснащению телемедицинских центров (кабинетов) и другие нормативы. Для разработки методических документов и регламентов, а также для расчета затрат необходимо разработать типовые технологические карты выполнения телемедицинских услуг.

На сегодняшний день отсутствует правовое регулирование методики расчета нормативных затрат на выполнение телемедицинских услуг и, соответственно, не урегулированы особенности формирования стоимости единицы такой услуги для бюджетных организаций. Соответственно, требуется уточнить Правила обязательного медицинского страхования [7].

В соответствии с частью 5 статьи 19 федерального закона «О персональных данных» [4] Минздравом России и Фондом обязательного медицинского страхования должны быть приняты нормативные правовые акты, в которых определены угрозы безопасности персональных данных, актуальные при их обработке в информационных системах, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки. Иными словами, должна быть разработана и согласована с ФСТЭК России типовая отраслевая модель (перечень) угроз безопасности персональных данных в организациях здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

Требования к защите информации в государственных информационных системах, в том числе к ЕГИС в сфере здравоохранения, изложены в приказе ФСТЭК России от 11.02.2013 г. № 17 [8]. Указанный правовой акт также не уточнен на предмет регулирования телемедицинских технологий при оказании медицинских услуг и, соответственно, возникают сложности и вопросы относительно обработке медицинских изображений в централизованных архивах вне медорганизаций (без применения методов и процедур обезличивания \ псевдони-мизации).

Минздраву России совместно с Фондом обязательного медицинского страхования необходимо разработать и утвердить методику расчета нормативных затрат на выполнение и определения тарифов на телемедицинские услуги, и включить рекомендации по расчету тарифов на телемедицинские услуги в «Правила обязательного медицинского страхования».

Также на сегодняшний день не урегулированы вопросы кибербезопасности, профессиональных и

образовательных стандартов для медицинских и фармацевтических работников, осуществлять с учетом необходимости их компетенций в области применения информационных, в том числе телемедицинских технологий. Также сложным является вопрос инфраструктуры: в субъектах РФ и на местном уровне необходимо планирование и выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационной инфраструктуры территорий с учетом потребностей в телемедицинских услугах.

Следует отметить, что закон о телемедицине не отражает на данный момент все возможности, предлагаемые современными технологиями, которые могли бы использоваться в сфере российского здравоохранения, однако важно, что законодателем сделан первый шаг в этом направлении. Новое регулирование фактически предусматривает плавный переход к инновационным методам взаимодействия субъектов сферы здравоохранения.

Введение в действие закона о телемедицине в России позволит бы врачам консультироваться с пациентами дистанционно, повысит доступность медицинских услуг и впоследствии ожидаемую продолжительность жизни россиян.

Библиографический список

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2017, № 31 (Часть I), ст. 4791.

2. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) / «Российская газета», № 165, 29.07.2006.

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] Режим доступа; http://fzrf.su/zakon/ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-323^й/ Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) / «Российская газета», № 274, 03.12.2010.

4. О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме: Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977 (ред. от

09.12.2013) / «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, № 49 (ч. 5), ст. 7284.

5. Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий: Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н / Официальный интернет-портал правовой информации http ://www.pravo.gov. ru, 10.01.2018.

6. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: приказ Минздравсоцраз-вития России от 28.02.2011 № 158н (ред. от 11.01.2017) / «Российская газета», № 51, 11.03.2011.

7. Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах: Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (ред. от 15.02.2017) / «Российская газета», № 136, 26.06.2013.

8. Модельный закон о телемедицинских услугах: принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 Постановлением 35-7 на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ / Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2011. № 49. С. 62 - 76.).

9. Утверждён паспорт приоритетного проекта «Электронное здравоохранение» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://government.ru/proj ects/selection/634/25714/.

10. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению: Проект Приказа Минздрава России / http://regulation.gov.ru/.

11. PMT Online (ООО «Дистанционная медицина») [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pmtonline.ru/aboutcompany/.

12. Применение дистанционных технологий в диспансерном наблюдении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://portaLegisz.rosminzdrav.ш/files/Примене-ние%20дистанционных%20техноло-гий%20в%20диспансерном%20наблюдении%20па-циентов%20с%20сердечно-сосудистыми%20забо-леваниями%20Комков.pdf.

13. Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901796267 (утратил силу).

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2(47), 2018 | ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ_69

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ _НЭПА(1921 - 1929Г.Г.)._

Никулин Виктор Васильевич

доктор исторических наук, профессор, кафедра «Конституционное и административное право», ФГБОУ ВО Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов.

Аннотация: рассматриваются правовые и организационные формы акционерных обществ в период нэпа. Утверждается, что акционерные общества функционировали в условиях общей ограниченности нэпа. Анализируются правовые ограничения деятельности акционерных обществ. Делается вывод о том, что правовой режим функционирования акционерных обществ соотносился с общими тактическими задачами нэпа, что предопределило правовые и организационные ограничения их деятельности.

Ключевые слова: нэп, политика, право, закон, акционерное общество, экономика, государство, собственность, кодекс, капитал, предпринимательство.

Переход советского государства от войны к миру после окончания гражданской войны неизбежно вели к поиску путей восстановления разрушенной экономики. Выживание могла обеспечить новая экономическая политика, основанная на правовых способах регулирования экономической жизни и использования способов и форм организации экономики, обеспечивающих восстановление экономики. Одной из таких форм становился институт акционерных обществ. Задача данной статьи - реконструировать правовой режим функционирования института акционерного общества в условиях новой экономической политики.

Природа появления акционерных обществ в экономике нэпа закономерна, поскольку в целом нэп - это система форм и методов рыночной экономики, примененных в советской России для достижения узкопрагматической цели - восстановления экономики. Акционерные же общества естественная форма организации рыночной экономики, поэтому разрешение и даже поощрение создания акционерных обществ находятся в общем русле нэпа. С точки зрения политической доктрины и концептуального подхода большевиков к соотношению политики, права и экономики в гражданском законодательстве периода нэпа, акционерные общества находились под воздействием фактора законодательного ограничения частного капитала, что, существенно снижало мотивационное действие экономических стимулов и негативно влияло на повышение их деловой активности.

Эта проблема связана с общей проблемой теоретического разрешения дилеммы: сохранение социализма при развитии капиталистических товарных отношениях. Нужны были четко очерченные политические рамки деятельности частного капитала в условиях нэпа. Принципиальная сторона вопроса была решена уже в начале мая 1921г. В письме Наркому юстиции Курскому от 20.02.1922г. Ленин определил политическую задачу юстиции в сфере экономики следующим образом: «...Обуздать, ограничить, контролировать, ловить на месте преступников, карать внушительно всякий капитализм, выходящий за рамки государственного капи-тализма»[5, с. 397]. Именно в этих ограниченных политико - правовых рамках и функционировали акционерные общества.

В начале нэпа принимается ряд важнейших декретов, менявших условия экономической деятельности. Декреты ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» и «О свободном товарообороте» остановили окончательный распад экономики и «вдохнули» жизнь в экономически обескровленную страну. В условиях «ограниченного нэпа» 1921- 1922 годов акционерные общества не стали реальным субъектом экономики, однако логика нэпа неизбежно вела к их увеличению и повышения влияния на экономические процессы, поскольку они обеспечивали решение стратегической задачи - привлечение частного капитала в экономику.

Начало широкого процесса создания акционерных обществ связано с постановлением ВЦИК от 22 мая 1922 года «Об основных частных имущественных паях», которым разрешалось создание акционерных обществ всем правоспособным гражда-нам[3, 1922, № 36, ст. 423]. В августе 1922 года постановлением СТО РСФСР были утверждены «Временные правила о порядке утверждения и открытия акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правлений». Тем самым начался процесс правового определения их статуса. Базовое значение для развития акционерной формы предпринимательства имел принятый в октябре 1922 года Гражданский кодекс РСФСР. Кодекс содержал 45 статей, посвященных акционерным об-ществам[2, ст. 322 - 366]. Положения кодекса достаточно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь анализом принципиальных норм, определявших статус и регулировавших деятельность акционерных обществ. Признаки акционерного общества кодекс трактовал в классическом понимании, основываясь на понимании, сложившемся в дореволюционной отечественной цивилистике. Это проявилось в том, что Кодекс 1922 года во многом заимствовал нормы проекта Гражданского уложения 1913 года[7]. Кодекс определял акционерное общество как товарищество (общество), которое учреждается под особым наименованием или фирмою с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций) и по обязательствам которого отвечает только имущество общества"[2, ст. 322]. Тем са-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.