Научная статья на тему 'ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
348
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА (ТМ) / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ / ИНТЕРНЕТ - МЕДИЦИНА / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яриков А.В., Игнатьева О.И., Калинкин А.А., Липатов К.С., Ким Е.Р.

В настоящее время инновационное развитие национального здравоохранения невозможно представить без комплексного объединения традиционных клинических методов и современных инфокоммуникационных технологий. Важным направлением в государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации (РФ) является широкое использование телемедицинских систем или телемедицины (ТМ). В работе приводится аналитический обзор материалов по развитию относительно нового междисциплинарного научного направления - телемедицины в РФ. Данное исследование позволяет рассмотреть ТМ, как социально значимый и экономически эффективный инструмент в практическом здравоохранении страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 616:621.39

ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Яриков А.В.,

к.м.н., нейрохирург/травматолог-ортопед

ФБУЗ «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, г. Нижний Новгород , доцент кафедры клинической медицины ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

Игнатьева О.И., к.м.н., доцент, невролог

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск

Калинкин А.А., к.м.н., нейрохирург

ФГБУ «Сибирский федеральный научно-клинический центр» ФМБА России, г. Красноярск

Липатов К.С.,

к.м.н., доцент

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток

Ким Е.Р.,

к.м.н., невролог ФГБУ «Дальневосточный окружной медицинский центр»

ФМБА России, г. Владивосток Фраерман А.П., д.м.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

Перльмуттер О.А.,

д.м.н., профессор, Заслуженный врач РФ ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

Соснин А.Г., к.м.н., травматолог-ортопед

ФГБУ «Сибирский федеральный научно-клинический центр» ФМБА России, г. Красноярск

Туткин А.В.,

нейрохирург Клиническая больница «РЖД-Медицина», г. Владивосток

Цыбусов С.Н.,

д.м.н., профессор, руководитель медицинского факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород

В настоящее время инновационное развитие национального здравоохранения невозможно представить без комплексного объединения традиционных клинических методов и современных инфокомму-никационных технологий. Важным направлением в государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации (РФ) является широкое использование телемедицинских систем или телемедицины (ТМ). В работе приводится аналитический обзор материалов по развитию относительно нового междисциплинарного научного направления - телемедицины в РФ. Данное исследование позволяет рассмотреть ТМ, как социально значимый и экономически эффективный инструмент в практическом здравоохранении страны.

Ключевые слова: телемедицина (ТМ), электронное здравоохранение, видеоконференция, интернет-медицина, телемедицинские технологии, доступность медицинской помощи

методов телемедицины (ТМ). По определению

Введение ВОЗ, ТМ («медицина на расстоянии», от греч.

В настоящее время применение информа- «tele» - вдаль, далеко) - метод предоставления

ционных компьютерных технологий для пере- услуг по медицинскому обслуживанию там,

дачи данных, в частности интернет-техноло- где расстояние является ключевым фактором

гий, находит все более широкое применение [1]. Термин ТМ был введен R. Mark в 1974 г.

в клинической медицине [11, 15]. Когда необ- (по другим данным Thomas Bird в 1970 г.) [8]

ходимо предоставление медицинской инфор- и представляет собой прикладное направление

мации на расстоянии, возможно применение медицинской науки, связанное с разработкой

и применением на практике методов дистанционного это сделал оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [20].

ТМ сформировалась на стыке нескольких областей — медицины, телекоммуникаций и информационных технологий [3, 9]. В качестве первого эксперимента можно рассматривать проведение медицинских консультаций с 1922 года по радиоканалам в Швеции в университетском госпитале Готтенбурга моряков, находящихся в плавании. В 1959 году в США была проведена первая телевизионная консультация, в том же году из США в Канаду было передано изображение флюорограммы. В 1965 году кардиохирург М. Дебейки через канал спутника связи консультировал ход операции на сердце, выполняемой в Женеве. В России история ТМ ведет отсчет с момента возникновения космической медицины [10]. Первым крупномасштабным применением методов ТМ в России по праву считаются проводившиеся под эгидой рабочей группы СССР — США по космической биологии и медицине телемедицинские «мосты», позволившие провести более 300 клинических консультаций больных, пострадавших от землетрясения в Армении в 1988 году и взрыва газопровода в Уфе в 1989 году [8].

Целью проведения консультаций с помощью ТМ являются взаимодействие медицинских работников между собой (получение заключения узкого специалиста, уточнение диагноза, определение тактики обследования и лечения и т.д.) или с пациентами (наблюдение за пациентом в динамике, оценка эффективности лечения, интерпретация результатов анализов и т.д.).

ТМ как система характеризуется наличием следующих основных признаков [4, 14]:

• видом передаваемой информации (медицинская карта, видео или картина ультразвукового или эндоскопического исследования, изображения рентгеновских снимков, электрокардиограммы, данные лабораторных исследований, и т.п.);

• способом, используемым для передачи информации (телефонные линии, спутниковая и сотовая связь, электронная почта и т. п.).

Самым простым примером использования

ТМ является консультирование пациента врачом с помощью телефонной линии [7, 21]. Сложная система ТМ использует интерактивное видео- и аудиоканалы. Она состоит из программного обеспечения, стандартных телефонных линий, современных компьютеров, цифровых информационных технологий, периферического оборудования, спутников связи.

Для осуществления возможности проведения телеконсультаций применяются самые разнообразные технологии, наиболее популярные из них в нашей стране — телемосты, но используется также и передача медицинской информации через Internet в режиме online, или посредством электронной почты [5, 22, 32]. По способу проведения консультации ТМ можно классифицировать на синхронные и асинхронные [6]. В случае проведения «синхронный» консультации обмен информацией между врачом и пациентом идет в режиме реального времени с помощью видеосвязи. При асинхронной консультации общение между двумя сторонами осуществляется в письменном виде аналогично переписке по Email [13]. Очевидно, что применение такой технологи актуально для медицины в целом, но и она оказывается еще более полезной для сверхсложных и быстро-развивающихся направлений [28, 29].

Цель исследования

Оценить современные возможности телемедицины на основании изучения отечественной и зарубежной литературы.

Материалы и методы

С 1996 года в РФ в рамках реализации проекта «Здоровье» ТМ представлена как одно из важных направлений повышения качества оказания медицинской помощи. На законодательном уровне ТМ регулируется двумя основными актами: Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и Приказом Минздрава РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

К функциям современной ТМ следует отнести следующее [18, 23]:

— трансляция и передача видеоизображения и медицинских данных;

— консультации в режиме реального време-

ни;

— проведение интерактивных консилиумов;

— диагностика;

— дистанционное обучение;

— домашняя ТМ (пациент проходит курс лечения в домашних условиях).

Программное обеспечение осуществляет для ТМ [24]:

— предварительную подготовку сопроводительной медицинской информации и материалов по консультируемому больному в необходимом и достаточном объеме, формирование и отправку запросов на проведение консультаций;

— визуальное и речевое взаимодействие эксперта с лечащим врачом и больным;

— обсуждение материалов в процессе консультации;

— обеспечение удаленного осмотра пациента экспертом с помощью управляемой дистанционно (экспертом) видеокамеры;

— обеспечение использования диагностической аппаратуры, используемой при проведении консультации (аппаратура ультразвуковой диагностики, электрокардиограф и т.д.) как по видеосигналу, так и по предусмотренным интерфейсам передачи данных, в том числе, путем сетевого подключение к PACS диагностического оборудования (компьютерные томографы, магниторезонансные томографы, рентгенограммы и т.д.), и получение материалов в виде файлов формата DICOM;

— ведение формализованной переписки в процессе подготовки телеконсультаций в режиме реального времени, а также при проведении заочных консультаций;

— подготовку и отправку заключений по результатам консультаций;

— прием, временное хранение и доставку по требованию всех необходимых при проведении консультаций материалов;

— ведение базы данных по консультируемым пациентам, включающей всю совокупность использованных при телеконсультировании материалов, а также другой медицинской информации по больным.

Основными преимуществами ТМ являются скорость передачи медицинской информации и ее сравнительно низкая стоимость [19, 33]. Например, «синхронная» консультация нейро-

хирурга в первичных сосудистых отделениях при выявлении внутричерепных кровоизлияний позволяет в течение одного часа решить вопрос о транспортировке пациента из удаленных районов для оказания высокоспециализированной хирургической помощи.Очевидно, что применение таких методов актуально для медицины в целом, но и ТМ оказывается еще более полезной для сверхсложных, эксклюзивных и быстроразвивающихся направлений [1].

В настоящее время информационные технологии позволяют значительно расширить спектр дистанционных возможностей. Практически во всех медицинских учреждениях используется электронная интеграционная система данных по пациентам [31, 36], которая позволяет просмотреть всю историю лечению, данные инструментальных методов обследования и собрать всю необходимую информацию в научных и статистических целях. Врач, открыв программный продукт в медицинской организации, уже может владеть всей необходимой и имеющейся информацией о пациенте [38]. Также электронная история болезни позволяет уменьшить число врачебных ошибок и повысить эффективность лечения. В настоящее время имеется обширный перечень электронных программ: Пациент.Ые^ Ариадна, САМСОН, MGERM, Санаториум, МЕДМИС, Медиалог, ЕРМИС, 1С, Medesk, АРМ, ТеКоМед [35].

Инновационная модель развития здравоохранения строится на единстве практики, технологий, ТМ, науки и образования. В настоящее время в РФ значительно вырос рынок телемедицинских услуг, особенно показательно в период ухудшения эпидемиологической обстановки. Представлен достаточно большой перечень телемедицинских сервисов, однако не все позиционируются с возможностью дистанционного оказания полноценной медицинской помощи. В основном, они предоставляют услуги информационно-рекомендательного характера, не имея возможности очного осмотра пациента, получения его информированного согласия для проведения лечения, нет условия проведения этих услуг в систему обязательного медицинского страхования и др. Обзор наиболее популярных приложений позволил выделить ряд сервисов высокого уровня по предоставляемой информации: OnDoc/ТелеМед, Онлайн Доктор, Smart Med, Согаз телемеди-

цина, Медведь телемед, Единый медицинский портал, которые предоставляют качественные ТМ- и online-консультации пациенту от врача из любого участка страны. Данные сервисы позволяют скидывать фото, снимки, RAR или ZIP файлы с результатами исследований.

На платформах YouTube, RuTube и Telegram содержатся странички групп, ассоциаций на которых имеются видеозаписи лекций, медицинских работников. В мессенджерах Telegram, Viber, WhatsApp ассоциации и врачи создают группы, на которых обмениваются информацией, обсуждают сложные клинические случаи, проводят консилиумы. Это позволяет повышать уровень образования врачей, качество медицинской помощи, в том числе в отдаленных участках РФ.

Для проведения образовательных мероприятий (видеолекции, вебинары, видеоконференции и др.) используются платформы и программы с возможностями показа презентаций, использования камеры, микрофона для проведения дискуссий. Наиболее известными ресурсами в РФ являются следующие: Proficont — облачный сервис для проведения видеоконференций с HD качеством; Zoom — программа позволяет проводить видеоконференции в режиме реального времени, с видео, с демонстрацией экрана, предоставляет возможность общения в коллективном чате, записи экрана; TrueCont — программа с облачным и серверным решением, оснащенная помимо традиционных функций набором дополнительных, таких как планировщик встреч, обмен сообщениями, личный и общий онлайн-чат; VideoGrase — программный комплекс с FullHD качеством для проведения не только видеоконференций, но и видеоселекторов, программа поддерживает возможность удаленного управления и бесплатный тариф для видеозвонков до 8 участников.

Результаты и обсуждение

Высокое качество оказания медицинских услуг населению возможно только при развитии современных методов преподавания в медицинском образовании [37]. Использование технологий в медицинском образовании развивается на протяжении многих лет. Сама медицинская среда стала более цифровой, причем как в обучении медицинских работников, так и в их рутинной практике.

Использование ТМ позволяет повысить эффективность оказания медицинской помощи населению за счет [2, 16, 25]:

— снижения потерь времени в системе здравоохранения;

— преодоления трудностей в диагностике и лечении сложных клинических случаев;

— возможности диагностики и лечения в местных клиниках при обеспечении универсальности оказываемой медицинской помощи;

— мониторинга удаленных пациентов, что уменьшает число дней пребывания в стационаре;

— глобального распространения профессиональных знаний и навыков;

— улучшения общественного здравоохранения, включая контроль над заболеваемостью;

— снижения затрат на транспорт как пациентам, так и врачам;

— снижения затрат на обучение персонала.

В настоящее время широкое применение

нашли несколько классов услуг ТМ [8, 17]:

• клинические: телеконсультирование, дистанционная диагностика;

• образовательные: видеолекции, демонстрационные операции, научно-практические видеоконференции, дистанционные учебные курсы;

• управленческие: проведение видеосовещаний и коллегий, рассылка официальных документов.

Из всех разделов ТМ консультации на расстоянии являются наиболее социально значимыми и имеют наибольший потенциал экономической эффективности [27]. Исключаются случаи, когда необходимая помощь может быть оказана в том городе, где проживает пациент, и поездка на консультации и лечение в другой город нецелесообразна [26]. Экономия средств от поездок работающих пациентов значительно превышает затраты на организацию и проведение телеконсультаций, это актуально также для тех людей, для которых поездка в специализированные центры затруднительна (дети, престарелые, больные втяжелом состоянии). Телеконсультации значительно повышают оперативность принятия решений в случаях, когда в лечении временной фактор является решающим.

Стратегия развития ТМ показала экономическую эффективность и продемонстрирова-

ла свою жизнеспособность в высокоразвитых странах, например в США. В штате Калифорния благодаря внедрению ТМ удалось добиться высоких результатов в области нейрохирургии: данная система в течение 60 минут позволяет проводить online консультации специалистов для районов, где до того неотложная нейрохирургическая помощь была недоступна [4]. Наиболее востребованными оказались программы, связанные с неотложной кардиологией, рентгенологией, нейрохирургией, дерматовенерологией, общей хирургией, экстренной медицинской помощью, психиатрией и педиатрией [12]. ТМ так же широко применяется для оказания медицинской помощи пациентам, отбывающим наказания в местах лишения свободы [4]. В США некоторые телемедицинские проекты зачастую финансируются благодаря правительственным грантам, а результаты публикуются в медицинских журналах (PartnersTe-lestrokeCenter; STARR; STRokEDOC; REACH; RUN-Stroke; clinicaltrials.gov).

В Дании подсчитали влияние на бюджет и целесообразность общенационального использования тромболизиса, проводимого с помощью ТМ. Результаты показали, что тром-болизисов, проводимых с помощью телемедицинских сетей, было больше, чем проводимых с помощью традиционных методов. Рассчитано, что возрастающий уровень экономической эффективности будет составлять около 50000 $ в краткосрочной перспективе (1 год), но наименее затратным и более эффективным тром-болизис станет после 2-х лет использования программы, а экономическая эффективность возрастает в долгосрочной перспективе.

Преимуществами образовательных дистанционных технологий последипломного обучения [30, 34] являются:

— гарантированное качество обучения доступное для всех;

— возможность обучения по месту жительства — это позволит расширить круг обучающихся врачей, особенно из сельской местности, где недостаток кадров не позволяет на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы;

— экономия временных и финансовых затрат — особенно эффективно для подготовки врачей, которые работают полный рабочий день и имеют ограниченное время для обуче-

ния;

— использование современных информационных систем — учебные социальные сети Е-mail, электронные библиотеки, компьютерные конференции, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы, оценка знаний online, тестирование;

— непосредственный контакт с известными отечественными и зарубежными специалистами посредством ТМ, видеоконференций, телефонных консультаций, online обучения;

— архивирование полученных знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Из-за обширной территории РФ и низкой плотности населения нашей страны имеется разный уровень оказания медицинской помощи. За короткое время ТМ доказала, что является динамически развивающейся информационной технологией для обеспечения повышения качества медицинских услуг. Внедрение ТМ способствует оказанию квалифицированной помощи на расстоянии пациентам со сложными заболеваниями, на труднодоступных территориях (космонавты, геологи), а также для лиц, которые в силу своей недееспособности, физических трудностей не способны получить консультацию в медицинских учреждениях.

Внедрение технологий ТМ в образовательный процесс способствует подготовке врачей к эффективной будущей работе в больницах и поликлиниках и оказанию высококачественной медицинской помощи пациентам. Дистанционное обучение с использованием ТМ возможно; оно позволяет эффективно решать актуальные на сегодня образовательные задачи: обучение в течение всей жизни, непрерывное профессиональное обучение, обучение «без границ» и в интерактивном режиме, пропаганда знаний на расстоянии.

Технологии ТМ способствуют достижению целей образования, а задача преподавателя состоит в том, чтобы эффективно развиватьэти новые технологии для превращения обучения в совместный, персонализированный и расширяющий возможности процесс.

Литература

1. Шевелев, И.Н., Коновалов, Н.А., Шифрин, М.А., Ильяшенко, А.И., Черкашов, А.М., Шарам-ко, Т.Г., Бушминкин, К.В., Молодченков, А.И., Тимонин, С.Ю., Асютин, Д.С., Назаренко, А.Г. Метод контроля действий хирурга в операционной с помощью технологий телемедицины. Хирургия позвоночника. 2013. № 4. С. 067-074.

2. Федулов, А.С., Лихачев, С.А., Астапенко, А.В., Борисов, А.В., Ващилин, В.В., Щенов, Ю.Э., Кулеш, С.Д., Денисевич, Н.И., Делендик, И.Е., Томашев, Г.П., Логвиненко, Е.В. Телемедицина - приоритетное направление развития современного здравоохранения. Неврология и нейрохирургия. Восточная Европа. 2012. № 3 (15). С. 4-14.

3. Федулов, А.С., Лихачев, С.А., Астапенко, А.В., Борисов, А.В., Ващилин, В.В., Щенов, Ю.Э., Митьковская, Н.П., Григоренко, Е.А., Цурко, К.И. Использование отечественного телемедицинского комплекса для консультирования пациентов неврологического профиля. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2012. № S. С. 285-287.

4. Корчагин, Е.Е., Гордеева, Н.В., Демко, И.В., Соловьева, И.А., Крапошина, А.Ю., Мамаева, М.Г., Вербицкая, Е.А. Использование информационных систем в здравоохранении. Сибирское медицинское обозрение. 2019. № 3 (117). С. 106-111.

5. Житникова, Л.М., Прохорец, О.А., Власенко, Ю.В. Обзор медицинских информационных систем Хабаровского края и некоторых регионов Дальнего Востока. Врач и информационные технологии. 2009. № 4. С. 12-22.

6. Дьяченко, В.Г., Кирик, Ю.В. Персонализированная медицина и задачи высшей медицинской школы Дальнего Востока России по совершенствованию подготовки современного врача (обзор литературы). Дальневосточный медицинский журнал. 2020. № 2. С. 79-87.

7. Фролов, С.С., Файзулин, В.К. Проблемы развития телемедицины в Хабаровском крае. Дальневосточный медицинский журнал. 2001. № 2. С. 62-64.

8. Пашко, М.М., Данилова, Е.В., Рацин, А.П. Развитие телемедицинских технологий на Дальневосточной железной дороге. Амурский медицинский журнал. 2014. № 2 (6). С. 73-76.

9. Писарева, И.Г. О применении телемедицинских технологий при оказании экстренной консультативной медицинской помощи. Здравоохранение Дальнего Востока 2019. № 1 (79). С. 40-43.

10.Казеннов, В.Е., Когут, Б.М., Савин, С.З., Смагин, Ч.К.Р.Н., Крыжановский, С.П. Принципы создания телемедицинской сети ДВО РАН. Вестник

Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2007. № 1 (131). С. 20-26.

11.Толкачева, Е.В. Социальная адаптация населения Хабаровского края к использованию телемедицинских технологий при обращении за медицинской помощью. В сборнике: Охрана здоровья населения Дальнего Востока: векторы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. И. А. Гареева. 2019. С. 110-113.

12.Саклаков, А.В. Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь жителям Забайкальского края. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2009. № 3 (67). С. 287-292.

13.Вахрушев, С.Г., Хорольская, М.А., Терскова, Н.В., Иванов, В.А., Буренков, Г.И., Торопова, Л.А., Жуйкова, Т.В., Кривопалов, А.А. Проблемы и перспективы развития телемедицины в Красноярском крае. В сборнике: Инновационные педагогические технологии как ресурс повышения качества образования. сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции. Кузбасская государственная педагогическая академия, Факультет педагогики и методики начального образования. Новокузнецк, 2011. С. 122-124.

14.Шнякин, П.Г., Исаева, Н.В., Кузнецов, В.Ю., Протопопов, А.В., Корчагин, Е.Е., Довбыш, Н.Ю., Литвинюк, Н.В. Работа STROKE TEAM: опыт перевода пациентов с ишемическим инсультом на тромбэкстракцию из межрайонных больниц в региональный сосудистый центр г. Красноярска. Бюллетень сибирской медицины. 2021. Т. 20. № 4. С. 218-224.

15.Антропова, П.А., Гутик, Т.В. Предпосылки развития медицинского туризма в России. В сборнике: Индустрия туризма и гостеприимства: состояние, проблемы, перспективы развития. Сборник Всероссийской студенческой интернет-конференции с международным участием, посвящённой 80-летию ДВГУПС и 15-летию кафедры «Международные коммуникации, сервис и туризм». Под редакцией Л.М. Курбановой. 2018. С. 19-23.

16.Беляков, В.К., Пивень, Д.В., Барышева, С.А. Применение телемедицины для обеспечения качества медицинской помощи. Врач и информационные технологии. 2007. № 3. С. 62-63.

17.Малинина, Е.В., Гноевая, В.А. Использование телемедицинских технологий в системе оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. В книге: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Функциониро-

вание автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы в целях повышения готовности Службы медицины катастроф Минздрава России к реагированию и действиям в ЧС». ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России. 2018. С. 60-61.

18.Грибань, П.А., Сотниченко, С.А., Терехов, С.М.У.В.В., Майстровский, К.В., Партин, А.П., Бондарчук, Д.В., Попов, М.Д., Усов, В.В. Эвакуация тяжелообожженных как этап активной тактики оказания специализированной комбусти-ологической помощи. Опыт ФГБУЗ ДВОМЦ ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2018. Т. 20. № 2. С. 159-165.

19.Топчибаев, Д.Е. Критические условия будущего развития Дальнего Востока. Сборник: Проблемы и перспективы экономического развития Дальнего Востока России. материалы городского конкурса-конференции научных работ. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2020. С. 57-59.

20.Бутова, Т.Г., Данилина, Е.П., Канюкова, Е.А. Современные технологии в оценке качества медицинских услуг в цифровом обществе России. Сборник Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП - 2018. Труды XIV Международной научно-технической конференции. В 8-ми томах. 2018. С. 53-56.

21.Гершенович, Г.М., Петров, А.С., Мокшина, Т.О. Опыт применения телемедицинских технологий в судебно-психиатрической экспертизе в Красноярском крае. В книге: Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья. Материалы VII Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. 2018. С. 49-50.

22.Модестов, А.А., Дыхно, Ю.А., Зуков, Р.А., Рук-ша, Т.Г., Сафонцев, И.П. Итоги Всероссийской конференции «научно-практические аспекты современной онкологии».Сибирское медицинское обозрение. 2014. № 2 (86). С. 100-103.

23.Юсупова, Е.Ю., Сидоренко, В.В., Шелягин, И.С. Дистанционная передача и описание электрокардиограмм на территории Тюменской области. Сибирский вестник медицинской информатики и информатизации здравоохранения. 2018. № 1-2. С. 37-40.

24.Белых, С.П. Некоторые аспекты применения телемедицинских технологий в Иркутской области. В сборнике: Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2-х томах.

Под общей редакцией Г.М. Гайдарова. Иркутск, 2021. С. 200-205.

25.Буцко (Кривушкина), Е.В., Шарапов, И.В., Ива-нинский, О.И. Обоснование организационных направлений развития телемедицинских технологий (по материалам Новосибирской области). Медицина и образование в Сибири. 2014. № 5. С. 3.

26.Якушенко, С.С. Сельское здравоохранение: особенности функционирования, дифференцированный подход к решению проблем на примере Комсомольского муниципального района. Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2015. № 2 (19). С. 5.

27.Гордеева, Н.В., Демко, И.В., Корчагин, Е.Е., Соловьева, И.А., Крапошина, А.Ю., Мамаева, М.Г., Вербицкая, Е.А. Использование телемедицины при лечении тяжелой внебольничной пневмонии в Красноярском крае. Медицинский совет. 2020. № 17. С. 40-49.

28.Суфианов, А.А., Якимов, Ю.А., Гизатуллин, М.Р., Суфианов, Р.А., Макаров, С.С., Машкин, А.М. Опыт комплексного обучения врачей-нейрохирургов. Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 4 (26). С. 18-20.

29.Закондырин, Д.Е., Полунина, Н.А., Лукьянчи-ков, В.А., Токарев, А.С., Сенько, И.В., Далибал-дян, В.А., Крылов, В.В. Внедрение результатов симуляционного обучения в практику оказания нейрохирургической помощи пациентам со сте-нозирующими поражениями сонных артерий. Нейрохирургия. 2018. Т. 20. № 1. С. 103-108.

30.Вахрушев, С.Г., Хорольская, М.А., Терскова, Н.В., Иванов, В.А., Буренков, Г.И., Торопова, Л.А., Жуйкова, Т.В., Кривопалов, А.А. Проблемы и перспективы развития телемедицины вКрасноярском крае. В сборнике: Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции. Главный редактор С.Ю. Никулина. 2010. С. 122-124.

31.Васильева, З.А., Филимоненко, И.В., Русина, А.Н. Концепция и структура кластера «умный город» (на примере г. Красноярска). В книге: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика. Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией А.В. Бабкина. 2017. С. 88-101.

32.Родионова В.В., Карапетян Г.Э., Рощупкин Г.Й. Передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)» (Красноярская Железная Дорога). Управление здравоохранением. 2014. № 2 (40). С. 8286.

33.Левинталь, А.Б., Руссу, Е.Ю. О состоянии и пер-

спективах развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации: дальневосточное измерение. Власть и управление на Востоке России. 2013. № 3 (64). С. 8-14.

34.Митникова, В.В., Шершнева, С.В. Курс на повышение. Здравоохранение Дальнего Востока. 2016. № 2 (68). С. 108-112.

35.Малаев, А.А., Савенко, Е.С., Маркина, Т.А. «Электронная история болезни», разработанная коллективом детской больницы, как один из основных аспектов автоматизации в системе здравоохранения. Детская больница. 2014. № 1 (55). С. 3-9.

36.Кузьмин, А.В., Овчинников, В.В., Богданова, Л.А., Шульман, Е.И. Информационные технологии в здравоохранении: перспективы развития и правовое регулирование. Тихоокеанский медицинский журнал. 2013. № 3 (53). С. 86-89.

опыт и инновации №3 2022

37.Карась, С.И., Острикова, О.И., Аржаник, М.Б., Корнева, И.О. Развитие информационных компетенций студентов врачебных специальностей. Бюллетень сибирской медицины. 2014. Т. 13. № 4. С. 47-52.

38.Елфимов, Д.А., Елфимова, И.В., Долгова, И.Г., Санников, А.Г., Скудных, А.С., Вохминцев, А.П. Применение информационных технологий в практическом здравоохранении. Медицинская наука и образование Урала. 2019. Т. 20. № 1 (97). С. 129-132.

© Яриков А.В., Игнатьева О.И., Калинкин А.А., Липатов К.С., Ким Е.Р., Фраерман А.П., Перльмуттер О.А., Соснин А.Г., Туткин А.В.,

Цыбусов С.Н., 2022

УДК 616.716.3-009

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИКСАЦИИ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К СЪЕМНЫМ ЗУБНЫМ ПРОТЕЗАМ

Керимханов К.А.,

главный врач стоматологической клиники «МедИс», г. Санкт-Петербург

Иорданишвили А.К.,

доктор мед. наук, профессор

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова, г. Санкт-Петербург,

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург

Баринов Е.Х.,

заслуженный врач РФ, доктор мед. наук, профессор Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, г. Москва

В работе представлены результаты клинической оценки психологического состояния пациентов в процессе адаптации к съемным зубным протезам и роль средств для фиксации зубных протезов на оптимизацию привыкания к ним.

Ключевые слова: съемные акриловые зубные протезы, люди старших возрастных групп, протезное ложе, психологическое состояние, привыкание к протезам, адаптационный период, травма протезного ложа, крем для фиксации съемных зубных протезов

Актуальность

В настоящее время в Российской Федерации в структуре населения увеличивается количество людей пожилого и старческого возраста. С возрастом болезни полости рта прогрессируют, что приводит к потере зубов и необходимости проведения зубного протезирования. Использование зубных протезов на искусственных опорах не всегда возможно для людей старших возрастных групп не только по

медицинским, а, главным образом, по экономическим соображениям, так как на свои сбережения пожилые и старые люди могут позволить себе только съемные зубные протезы. Поэтому оптимизация пользования съемными зубными протезами, облегчение для пациентов протекания периода адаптации к таким ортопедическим замещающим стоматологическим конструкциям в полости рта является актуальной задачей практической стоматологии [1, 2, 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.