Научная статья на тему 'Телемедицина в реабилитации лиц с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации'

Телемедицина в реабилитации лиц с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / ГЛУХИЕ ДЕТИ / ТУГОУХОСТЬ / СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пудов Н.В., Пудов В.И., Зонтова О.В.

В статье рассматривается проблема телемедицины и дистанционной поддержки пациентов с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации в условиях повышения реабилитационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пудов Н.В., Пудов В.И., Зонтова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телемедицина в реабилитации лиц с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации»

УДК 616.21 - 376.33

Н.В. Пудов

Программа «Я слышу мир!» Санкт-Петербург, РФ E-mail: npudov@yandex.ru В.И. Пудов

Канд.биол.наук, ФГБУ СПБ НИИ ЛОР Санкт-Петербург, РФ E-mail: v_pudov@mail.ru О.В. Зонтова ФГБУ СПБ НИИ ЛОР Санкт-Петербург, РФ E-mail: ozontova@yandex.ru

ТЕЛЕМЕДИЦИНА В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема телемедицины и дистанционной поддержки пациентов с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации в условиях повышения реабилитационного потенциала.

Ключевые слова:

реабилитация, телемедицина, кохлеарная имплантация, глухие дети, тугоухость, сенсоневральная тугоухость, слуховые аппараты.

Одним из приоритетных направлений Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации является «Развитие медицинской реабилитации». Для современной медицины важна не только профилактическая направленность здравоохранения, но и скорейшая, качественная реабилитация пациента в случае потери им здоровья и функциональности [4, с. 323].

Одним из социально значимых аспектов здоровья является слух. Снижение слуха приводит к ограничениям жизнедеятельности человека и к его инвалидизации. По статистике ВОЗ во всем мире 360 миллионов человек (примерно 5% мирового населения) живут с инвалидизирующей потерей слуха, из которых 32 миллиона - дети. Нелеченая потеря слуха серьезно сказывается как на затрагиваемых лицах, так и на их семьях и местных сообществах. Наиболее очевидным следствием потери слуха в детском возрасте является нарушение коммуникации. У глухих детей не развиваться речевые навыки, если не будут приняты своевременные меры. В случае легкой или умеренной степенью потери слуха у ребенка ему помогут слуховые аппараты. При полной потери слуха единственным эффективным методом лечения является операция кохлеарной имплантации. Метод кохлеарной имплантации, включает ряд этапов: отбор кандидатов; проведения операции и восстановительного лечения; подключение и настройки процессора системы кохлеарной имплантации и реабилитации. Учет и реализация всех этапов позволяет повысить реабилитационный потенциал, что позволяет глухим людям интегрироваться в общество [1, с.55].

Цель исследования - разработать и апробировать эффективность программу дистанционной поддержки для детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации с целью повышения их реабилитационного потенциала. Задачами исследования были следующие: обосновать необходимость дистанционной программы в рамках подхода телемедицины, внедрить в практическую работу и оценить эффективность предложенной программы.

Дистанционная поддержка детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации предполагает оказание медико-технических и психолого-педагогических услуг, направленных на слухоречевую реабилитацию. Внедрение дистанционной реабилитации после кохлеарной имплантации с

применением информационных технологий позволяет предоставлять пациенту реабилитационные услуги регулярно в дистанционном режиме в течение необходимого периода [2, с.74].

В настоящее время реабилитация осуществляется один раз в шесть месяцев в основном стационарно в медицинских учреждениях, где была проведена операция по установке кохлеарного импланта. Учитывая территориальную удаленность проживания большинства граждан с кохлеарным имплантом, возникают большие трудности с проведением регулярных циклов стационарного лечения [3, с.7]. При этом эффективная и результативная реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации может быть обеспечена наличием регулярных реабилитационных мероприятий, направленных на развитие слуха и речи у пациента, а также при направленности всех реабилитационных мероприятий на своевременную социализацию пациента в общество.

В рамках разработанной нами программы предлагается использовать дистанционную поддержку детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации с применением телемедицинских технологий.

Медико-техническая поддержка предполагает врачебное наблюдение за пациентом после операции кохлеарной имплантации в установленные сроки. После подключения речевого процессора проводится ряд телемедицинских консультаций с проведением дистанционного контроля состояния кохлеарного импланта, анкетирования реакций и слухоречевого развития пациента.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает проводить часть реабилитационных мероприятий непосредственно по месту жительства пациента и включает:

- Структурированный план реабилитации

- Он-лайн консультации профильной команды специалистов;

- Индивидуальная программа педагогической помощи;

- Обучающие видеоролики

- Интерактивные игровые упражнения;

- Система контроля за выполнением реабилитационных мероприятий.

Внедрение дистанционной реабилитации после кохлеарной имплантации с применением информационных технологий позволит предоставлять пациенту медицинские реабилитационные услуги регулярно в дистанционном режиме в течении периода определённого каждым этапом. Такое взаимодействие будет способствовать более эффективной интеграции пациента в слышащее общество и повышению комфортности жизни пациента.

Организованное специализированное сопровождение детей по месту жительства, включающее ряд аспектов: персонифицированная система занятий, регулярные (по необходимости) подстройки процессора, дополнительная дистанционная поддержка (телемедицина и телереабилитация), специализированные семинары для родителей и специалистов, - способствуют лучшим результатам слухоречевого развития. Такая программа способствует повышению реабилитационного потенциала детей с нарушенным слухом и после кохлеарной имплантации и может быть эффективно использована в практической работе.

Список использованной литературы:

1. Дайхес H.A., Орлова О.С., Тарасова Г.Д. Правовые и социальные вопросы в реабилитации тугоухости и глухоты в детском возрасте // Российская оториноларингология. 2003. № 3 (6). С. 55-61.

2. Орлова О. С. , Зонтова О. В., Совершенствование медико-педагогической реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации посредством настройки речевого процессора // Специальное образование:, 2018. - № 2 (50). - С. 74 - 86)

3. Пудов, В.И. Настройка речевого процессора: методические рекомендации. - СПб. : ФГУ НИИ уха, горла, носа и речи, 2011.

4. Pudov N., Zontova O. On-Line service to support patients after coclear implantation 15 // international conference on cochlear implant and other implantable auditory technologies // Journal of Hearing Science. Volume 8, № 2, June 2018. - p. 323

© Пудов Н.В., Пудов В.И., Зонтова О.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.