Научная статья на тему 'ТЕЛЕМЕДИЦИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЧЕБОКСАРСКОГО ФИЛИАЛА ФГАУ «НМИЦ «МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» ИМ. АКАД. С.Н. ФЕДОРОВА» МИНЗДРАВА РОССИИ'

ТЕЛЕМЕДИЦИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЧЕБОКСАРСКОГО ФИЛИАЛА ФГАУ «НМИЦ «МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» ИМ. АКАД. С.Н. ФЕДОРОВА» МИНЗДРАВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / ЕГИСЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поздеева Н.А., Авершина Л.А., Сорокина О.В.

В настоящее время возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке земного шара стала реальностью благодаря развитию телемедицинских технологий. Развитие и совершенствование телемедицинских технологий происходит благодаря нормативно-правовому регулированию и реализации национального проекта «Здравоохранение», который разработан на основании указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204) [1]. Национальным медицинским исследовательским центрам (НМИЦ) была поставлена задача организации консультативной и методологической экспертной поддержки профильных региональных медицинских организаций 3 уровня субъектов РФ. В рамках НМИЦ Чебоксарский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» курирует офтальмологическую службу 8 субъектов Российской Федерации: Нижегородской, Кировской, Ульяновской областей, Республики Мордовия, Удмуртия, Марий-Эл, Татарстан и Чувашия. В статье представлен опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских технологий с целью совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Офтальмология». За 3-х летний период работы значительно выросло количество запросов на проведение телемедицинских консультаций на уровне «врач-врач». Кроме того, с января 2021 года Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микро- хирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» оказывает консультативную помощь на уровне «врач-пациент».Цель исследования - представить опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских консультаций (ТМК), осуществленных с использованием компонента «Телемедицинские консультации» подсистемы федеральной электронной регистратуры единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ) за период с 2019 г. по 2021 г. и Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕРА Телемедицина» с 2021 года.Материал и методы. Телемедицинские консультации на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» осуществляют профильные высококвалифицированные специалисты - руководители подразделений, научные сотрудники, ведущие специалисты в различных областях офтальмологии. Телемедицинская консультация уровня «врач-врач» выполняется следующим образом: на начальном этапе поступает запрос от профильных медицинских организаций субъектов РФ на консультацию, который обрабатывается сотрудниками отдела телемедицинских консультаций. Осуществляется регистрация информации о запросе в базе данных, оценка его профильности, а также качества, полноты и актуальности данных приложенной медицинской документации. Для проведения консультации «врач-пациент» в режиме реального времени посредством видео или аудиоконферецсвязи пациент самостоятельно записывается на удобную ему дату и время к определённому специалисту.Результаты. На протяжении 3-х лет функционирования ТМК на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России наблюдается прогрессивный рост количества запросов на проведение телемедицинских консультаций уровня «врач-врач» по профилю «Офтальмология» из 8 субъектов РФ © Поздеева Н.А., Авершина Л.А., Сорокина О.В. , 2022 г. № 5202238ТелемедицинаПриволжского федерального округа. Основную массу телемедицинской консультации составляют плановые запросы. За 3-х летний период проведения телемедицинских консультаций на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России из Республики Татарстан было 94 ТМК, из Чувашской Республики - 79 ТМК, из Республики Марий Эл - 6 1 ТМК, из Республики Удмуртия - 53 ТМК, из Кировской области - 4 6 ТМК, из Нижегородской области - 37 ТМК, из Ульяновской области - 36 ТМК, из Республики Мордовия - 23 ТМК.Выводы. Обобщая результаты проведённого анализа структуры телемедицинских консультаций, выполненных с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ, можно резюмировать, что компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ является удобным, эффективным средством, позволяющим соблюдать законодательство РФ при проведении телемедицинских консультаций, а также выполнять анализ структуры телемедицинских консультаций, проведенных с его использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поздеева Н.А., Авершина Л.А., Сорокина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEMEDICINE AS A TOOL FOR INTER-REGIONAL REMOTE INTERACTION WITH SPECIALIZED MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: EXPERIENCE OF THE CHEBOKSARY BRANCH «THE S. FYODOROV EYE MICROSURGERY FEDERAL STATE INSTITUTION». RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH

At present, the possibility of providing qualified medical care anywhere in the world has become a reality thanks to the development of telemedicine technologies. The development and improvement of telemedicine technologies is due to the regulatory and legal regulation and implementation of the national project «Health Care», which was developed on the basis of the Presidential Decree№ 204 of 07.05.2018 «On the national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period until 2024». (hereinafter - the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204) [9].The National Medical Research Centers (NMRCs) were tasked with organizing advisory and methodological expert support for specialized regional medical organizations of the 3rd level of RF subjects. Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» supervises ophthalmological service of 8 subjects of the Russian Federation: Nizhny Novgorod, Kirov, Ulyanovsk regions, Republics of Mordovia, Udmurtia, Mari-El, Tatarstan and Chuvashia. The article presents the experience of Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of Health of Russia on the use of telemedicine technologies to improve the provision of specialized, including high-tech medical care in the profile «Ophthalmology». Over the 3-year period of operation, the number of requests for telemedicine consultations at the «doctor-physician» level has increased significantly. In addition, from January 2021, Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» provides consultative care at the «doctor-patient» level.Purpose of the study is to present the experience of Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of Health of Russia on the use of telemedicine consultations (TMC) performed using the «Telemedicine consultations» component of the federal electronic registry subsystem of the unified state information system in healthcare (USGISZ FER TMC component) from 2019 to 2021 and the «MEDTERA Telemedicine» unified secure technological platform from 2021.Material and Methods. Telemedical consultations on the basis of the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» are performed by highly qualified specialists - heads of the departments, research workers, leading specialists in different fields of ophthalmology. Telemedical consultations at the «doctor-physician» level are performed as follows: at the initial stage, a request for a consultation is received from specialized medical organizations of the subjects of the Russian Federation, which is processed by the employees of the Department of Telemedical Consultations. Information about the request is registered in the database, its profile is evaluated, as well as the quality, completeness and relevance of the data of the attached medical documentation. For real-time consultation «doctor-patient» through video or audio conferencing, the patient makes an independent appointment for a convenient date and time with a particular specialist.Results. During 3 years of the TMC functioning at the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal StateInstitution» the number of requests for telemedicine consultations at the “doctor-physician” level in the field of ophthalmology from8 subjects of the Russian Federation of the Volga Federal District is progressively increasing. The bulk of telemedicine consultations are scheduled requests. During the 3-year period of telemedicine consultations at the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» there were 94 TMK from the Republic of Tatarstan, 79 TMK from the Chuvash Republic, 61 TMK from the Republic of Mariy-El, 53 TMK from the Republic of Udmurtia, 46 TMK from the Kirov region, 37 TMK from the Nizhny Novgorod region, 36 TMK from the Ulyanovsk region, 23 TMK from the Republic of Mordovia.Findings. Summarizing the results of the analysis of the structure of telemedicine consultations performed using the IGISZ FER TMC component, it can be summarized that the IGISZ FER TMC component is a convenient, effective tool, which allows to comply with the Russian legislation in conducting telemedicine consultations, as well as to analyze the structure of telemedicine consultations conducted with its use.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕМЕДИЦИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЧЕБОКСАРСКОГО ФИЛИАЛА ФГАУ «НМИЦ «МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» ИМ. АКАД. С.Н. ФЕДОРОВА» МИНЗДРАВА РОССИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

йО1: 10.37690/1811-0185-2022-5-38-47 УДК: 614.2

ТЕЛЕМЕДИЦИНА КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ЧЕБОКСАРСКОГО ФИЛИАЛА ФГАУ «НМИЦ «МНТК «МИКРОХИРУРГИЯ ГЛАЗА» ИМ. АКАД. С.Н. ФЕДОРОВА» МИНЗДРАВА РОССИИ

Н.А. Поздеева°, Л.А. Авершинаь, О.В. Сорокина0 И

а, ь, с Чебоксарский филиал Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России, г. Чебоксары, Россия;

а Государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, г. Чебоксары, Россия.

И Автор для корреспонденции: Сорокина О.В.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке земного шара стала реальностью благодаря развитию телемедицинских технологий. Развитие и совершенствование телемедицинских технологий происходит благодаря нормативно-правовому регулированию и реализации национального проекта «Здравоохранение», который разработан на основании указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204) [1]. Национальным медицинским исследовательским центрам (НМИЦ) была поставлена задача организации консультативной и методологической экспертной поддержки профильных региональных медицинских организаций 3 уровня субъектов РФ. В рамках НМИЦ Чебоксарский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» курирует офтальмологическую службу 8 субъектов Российской Федерации: Нижегородской, Кировской, Ульяновской областей, Республики Мордовия, Удмуртия, Марий-Эл, Татарстан и Чувашия. В статье представлен опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских технологий с целью совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Офтальмология». За 3-х летний период работы значительно выросло количество запросов на проведение телемедицинских консультаций на уровне «врач-врач». Кроме того, с января 2021 года Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» оказывает консультативную помощь на уровне «врач-пациент». Цель исследования — представить опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских консультаций (ТМК), осуществленных с использованием компонента «Телемедицинские консультации» подсистемы федеральной электронной регистратуры единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ) за период с 2019 г. по 2021 г. и Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕРА Телемедицина» с 2021 года.

Материал и методы. Телемедицинские консультации на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» осуществляют профильные высококвалифицированные специалисты - руководители подразделений, научные сотрудники, ведущие специалисты в различных областях офтальмологии. Телемедицинская консультация уровня «врач-врач» выполняется следующим образом: на начальном этапе поступает запрос от профильных медицинских организаций субъектов РФ на консультацию, который обрабатывается сотрудниками отдела телемедицинских консультаций. Осуществляется регистрация информации о запросе в базе данных, оценка его профильности, а также качества, полноты и актуальности данных приложенной медицинской документации. Для проведения консультации «врач-пациент» в режиме реального времени посредством видео- или аудиоконферецсвязи пациент самостоятельно записывается на удобную ему дату и время к определённому специалисту.

Результаты. На протяжении 3-х лет функционирования ТМК на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России наблюдается прогрессивный рост количества запросов на проведение телемедицинских консультаций уровня «врач-врач» по профилю «Офтальмология» из 8 субъектов РФ

© Поздеева Н.А, Авершина Л.А, Сорокина О.В., 2022 г.

Менеджер / Manager № 5

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022

Приволжского федерального округа. Основную массу телемедицинской консультации составляют плановые запросы. За 3-х летний период проведения телемедицинских консультаций на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России из Республики Татарстан было 94 ТМК, из Чувашской Республики - 79 ТМК, из Республики Марий Эл - 61 ТМК, из Республики Удмуртия - 53 ТМК, из Кировской области - 46 ТМК, из Нижегородской области - 37 ТМК, из Ульяновской области - 36 ТМК, из Республики Мордовия - 23 ТМК. Выводы. Обобщая результаты проведённого анализа структуры телемедицинских консультаций, выполненных с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ, можно резюмировать, что компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ является удобным, эффективным средством, позволяющим соблюдать законодательство РФ при проведении телемедицинских консультаций, а также выполнять анализ структуры телемедицинских консультаций, проведенных с его использованием.

Ключевые слова: телемедицинские консультации, дистанционные технологии, национальный медицинский исследовательский центр, ЕГИСЗ.

Для цитирования: Поздеева Н.А., Авершина Л.А., Сорокина О.В. Телемедицина как инструмент межрегионального дистанционного взаимодействия с профильными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации: опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России // Менеджер здравоохранения. 2022; 5: 38-47. DOI: 10.37690/1811-0185-2022-5-38-47.

Введение

Телемедицинские консультации играют важную роль в осуществлении своевременной и детальной первичной диагностики и мониторинга пациентов с заболеваниями органа зрения, оптимизации маршрутизации пациентов, повышению доступности и своевременности начала терапии.

Если на ранних этапах телемедицинские технологии преимущественно позиционировались в научных печатных материалах и средствах массовой информации как способ взаимодействия с сельскими и труднодоступными отдаленными районами, то в настоящее время все больше усиливается их роль при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи [2]. Соответственно, возрастает значимость выстраиваемой в РФ трехуровневой системы оказания медицинской помощи [3], использование телемедицинских технологий при последовательном взаимодействии между медицинскими организациями 3 уровней и профильными национальными медицинскими исследовательскими центрами. Значительный прогресс в развитии телемедицинских технологий стал возможен благодаря принятию необходимого нормативно-правового регулирования [4, 5] и старту национального проекта «Здравоохранение», включающему федеральные проекты «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) » и «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) и внедрение инновационных медицинских технологий» [6].

Вышеуказанные федеральные проекты нацелены на усиление и повышение значимости профессиональных коммуникаций между работниками

медицинских организации всех уровней и предлагают комбинированный подход в оказании офтальмологической помощи.

В разных организациях термин «телемедицина» определяется по-разному, в том числе с практических позиций и академической точки зрения. Существует множество определений телемедицины в зависимости от контекста и перспективы. По оценке Американской медицинской ассоциации (American Medical Association, AMA), определение телемедицины с течением времени становилось все более узким.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает телемедицину как «предоставление любыми специалистами здравоохранения в ситуациях, когда расстояние является критическим фактором, услуг здравоохранения с помощью ИКТ, которые используются для обмена достоверной информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и телесных повреждений, исследования и оценки, а также непрерывного образования специалистов здравоохранения в интересах укрепления здоровья индивидов и общества» [7].

Европейская комиссия определяет телемедицину более конкретно: «Телемедицина - это оперативный удаленный доступ к услугам медицинских специалистов с помощью ИКТ вне зависимости от того, где находится пациент, или где хранится соответствующая информация» [8].

Американская ассоциация телемедицины (American Telemedicine Association, ATA) описывает телемедицину как «использование медицинской информации, предоставленной одной стороной другой стороне с помощью электронных средств коммуникации, для улучшения состояния здоровья пациентов» [9].

С

«КС

->

№5 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Вышеуказанные определения позволяют сделать вывод о наличии положительных характеристик телемедицины: повышение качества здравоохранения, использование ИКТ и удаленный доступ. Поскольку определения телемедицины разнообразны в зависимости от роли соответствующих организаций и исходной позиции (отраслевой или академической), в литературе встречаются разные категории телемедицины - также в соответствии с контекстом и перспективой.

Материал и методы

Чебоксарский филиал Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России является ведущим центром по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Организация и оказание медицинской помощи пациентам с заболеваниями органа зрения, в том числе с применением информационно-телекоммуникационных технологий (телемедицинские консультации/консилиумы), представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности клиники.

Телемедицинские консультации на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» осуществляют профильные высококвалифицированные специалисты - руководители подразделений, научные сотрудники, ведущие специалисты в различных областях офтальмологии. Организацию и проведение телемедицинских консультаций осуществляют сотрудники телемедицинского отдела. Специалисты клиники проводят телемедицинские консультации уровня «врач - врач», «врач-пациент» поступающим через телемедицинские информационные системы.

Телемедицинская консультация уровня «врач-врач» выполняется следующим образом: на начальном этапе поступает запрос от профильных медицинских организаций субъектов РФ на консультацию, который обрабатывается сотрудниками отдела телемедицинских консультаций. Осуществляется регистрация информации о запросе в базе данных, оценка его профильности, а также качества, полноты и актуальности данных приложенной медицинской документации. В случае соответствия приложенной документации определенным

требованиям запрос направляется профильному специалисту на портал.

При дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой может осуществляться:

- оценка состояния органа зрения;

- установка или уточнение диагноза;

- определение тактики дальнейшего обследования и лечения;

- вынесение заключения по результатам диагностических исследований.

Для проведения консультации «врач-пациент» в режиме реального времени посредством видео-или аудиоконферецсвязи пациент самостоятельно записывается на удобную ему дату и время к определённому специалисту.

После проведения телемедицинской консультации, врач-консультант формирует своё решение в виде «Заключения телемедицинской консультации», в котором отражены рекомендации по дальнейшему ведению пациента с различной офтальмологической патологией.

Полученная информация о всех поступающих запросах и проведённых консультациях вносится в базу данных и служит основой для последующего всестороннего анализа, оценки и формирования отчётных форм.

Если касаться сроков проведения телемедицинских консультаций и оформления документов:

- телемедицинская консультация с заключением врача-консультанта должна быть проведена в течение 2-х рабочих дней;

- время отправки протоколов (с заключением) телемедицинской консультации не должно превышать 3-х рабочих дней;

- при каждой телемедицинской консультации оформляется протокол, электронная форма которого сохраняется на сервере ТМ-системы;

- каждый экземпляр бумажной копии протокола должен быть подписан врачом-консультантом, участвовавшим в телемедицинской консультации, и заверен печатью организации;

- при подготовке телемедицинской консультации или телемедицинского консилиума необходимо обеспечить высокое качество данных, в том числе отсутствие артефактов на цифровых изображениях, помех и посторонних звуков для аудиозаписей.

Защита персональных данных при обработке в телемедицинской системе осуществляется в соответствии:

Менеджер / Мапедег № 5

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

- с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» телемедицинская система является информационной системой, обрабатывающей специальные категории персональных данных, касающиеся состояния здоровья субъектов персональных данных, и требует не ниже 3-го уровня защищённости;

- с требованием по обеспечению необходимого уровня защищённости персональных данных, определены п.п. 11-14 приложения к указанному Постановлению;

- со средствами вычислительной техники; каналы связи для передачи персональных данных, используемые при работе телемедицинской системы, должны быть защищены организационными мерами и средствами защиты информации, прошедшими процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации;

- с использованием средств защиты персональных данных не требуется в случае, если всю обработку информации в телемедицинской системе осуществляет медицинский персонал (ст. 10 п. 4 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Результаты

На протяжении 3-х лет функционирования ТМК на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России наблюдается прогрессивный рост количества запросов на проведение телемедицинских консультаций уровня «врач-врач» по профилю «Офтальмология» из 8 субъектов РФ Приволжского федерального округа.

В 2019 году наблюдалось поступление запросов из всех 8 субъектов РФ, всего обработано 132 запроса.

В 2020 году отмечался значительный рост количества ТМК - 158 запросов, наибольшее количество запросов было из Республики Татарстан.

В 2021 году по сравнению с предыдущим годом отмечалось незначительное снижение количества запросов, всего проведено 139 консультаций.

Основную массу телемедицинской консультации составляют плановые запросы.

Что касается целей консультации, то подавляющее большинство полученных запросов (80%) было направлено с целью уточнения тактики лечения, 15% - для уточнения диагноза, 5% - с целью определения возможности госпитализации пациента в Чебоксарский филиал Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России.

За 3-х летний период проведения телемедицинских консультаций на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России из Республики Татарстан было 94 ТМК, из Чувашской Республики - 79 ТМК, из Республики Марий Эл - 61 ТМК, из Республики Удмуртия - 53 ТМК, из Кировской области - 46 ТМК, из Нижегородской области - 37 ТМК, из Ульяновской области - 36 ТМК, из Республики Мордовия - 23 ТМК (рис. 1).

Наиболее часто консультации проводились по проблемам заболеваний сосудистой оболочки и сетчатки глаза (48%), в частности были запросы по поводу отслойки сетчатки, возрастной ма-кулярной дегенерации, диабетической ретинопатии, окклюзия сосудов сетчатки, из них около 30% пациентов были приглашены на дополнительные обследования с целью уточнения диагноза, 26% больным назначено лечение и наблюдение в условиях Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. Акад. С.Н. Федорова»» Минздрава России. Второе место по количеству запросов занимают болезни роговицы (31%), в частности воспалительные заболевания роговицы (кератиты различной этиологии), язва роговицы, кератоконус, помутнения роговицы, из них около 15% были приглашены на дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики введения, 25% пациентов были госпитализированы для дальнейшего лечения. По поводу глаукомы было проведено 10% запросов, около 5% больных приглашены на антигла-укоматозные операции в условиях Чебоксарского филиала «Микрохирургия глаза» (рис. 2), (рис. 3).

Телемедицинские консультации уровня «врач-пациент» проводятся с использованием Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕ-РА Телемедицина» для граждан Российской Федерации и для пациентов других стран с 2021 года.

С

#хс

№5 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

->

Рис. 1. Территориальное распределение количества ТМК по профилю «Офтальмология» за период с 2019 по 2021 г.

Рис. 2. Нозологическая структура ТМК по профилю «Офтальмология»

за период с 2019 по 2021 г.

Менеджер / Мападег № 5

2<^гв\/оосЬгапеп1в 2022

здравоохранения

Рис. 3. Количество госпитализированных пациентов на базе Чебоксарского филиала «МНТК «Микрохирургия глаза» через систему ТМК по профилю «Офтальмология» за период с 2019 по 2021 г.

Рис. 4. Территориальное распределение ТМК уровня «врач-пациент» с использованием Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕРА Телемедицина» с 2021 г.

№ 5 Мападег

2022 Zdravaochranвnia ,

Менеджер

здравоохранения

210 таких телемедицинских консультаций поступило из различных субъектов РФ, 3 телемедицинских консультации из Румынии, 1 телемедицинская консультация из Франции, все международные ви-део-аудиоконференцсвязи проводились с участием переводчика (рис. 4).

Обсуждение

Применение телемедицинских технологий позволило улучшить доступность и качество медицинской помощи, а значит и качество жизни пациентов [10]. С 1 января 2018 г. вступила в силу статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий», введенная Федеральным законом от 29.07.2017 № 242 ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11], в соответствии с которой приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н утвержден «Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [12]. Это определило новые законодательные требования и возможности проведения телемедицинских консультаций с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ.

Спрос на телемедицинские услуги стабильно растет со стороны не только пациентов, но и врачей. Пациентам телемедицинские консультации нравятся по двум главным причинам: экономия времени и удобство. Врачей привлекает то, что телемедицина обеспечивает более качественный мониторинг. В целом это способствует совершенствованию системы здравоохранения и снижает стоимость лечения.

А также хочется отметить, что все консультации проходят по защищенному каналу, поэтому можно безопасно отправлять доктору результаты обследований, анализов, рекомендации и консультации от других специалистов. В настоящее время в сложившейся непростой эпидемической обстановке это удобно для большинства людей из отдаленных регионов.

Телемедицина является динамично развивающейся отраслью медицины и находит широкое применение при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология».

В офтальмологической практике ТМК используются при организации оказания медицинской помощи по различным нозологиям офтальмопатологии, таким как диабетическая ретинопатия, сосудистые заболевания сосудистой оболочки и сетчатки, возрастная макулярная дегенерация, заболевания

роговицы, хрусталика, глаукома, ретинопатия недоношенных, травмы глаз и пр.

Преобладание среди организаций, проводящих ТМК, ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» Минздрава России связано с более ранним возложением на него соответствующих функций и активным взаимодействием с медицинскими организациями третьего уровня по профилю «Офтальмология».

Вместе с тем исследование показало, что среди целей консультации преобладает определение тактики лечения. На основании полученных результатов возможна разработка программы соответствующих обучающих мероприятий (в том числе с применением ТМК) и планирование оптимального графика ТМК с учетом распределения нозологической структуры.

Телемедицина в силу своего активного развития позволяет добиваться следующих результатов:

- создание дополнительных рабочих мест;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление своевременной медицинской помощи взрослым, детям;

- сокращение количества врачебных ошибок;

- повышение качества медицинского обслуживания пациентов с ограниченными возможностями [13].

Результаты настоящего исследования позволили оценить ход реализации национального проекта «Здравоохранение», в части проведения национальными медицинскими исследовательскими центрами телемедицинских консультаций с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ медицинских организаций третьего уровня субъектов РФ, что в дальнейшем позволит совершенствовать мероприятия, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи и качества жизни населения.

Выводы

Обобщая результаты проведённого анализа структуры телемедицинских консультаций, выполненных с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ, можно резюмировать, что компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ является удобным, эффективным средством, позволяющим соблюдать законодательство РФ при проведении телемедицинских консультаций, а также выполнять анализ структуры телемедицинских консультаций, проведенных с его использованием.

Проведенный анализ структуры ТМК по профилю «Офтальмология» в Российской Федерации,

Менеджер / Мапедег № 5

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2022

выполненный с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ за период с 2019 по 2021 г., показал, что:

1. Наибольшее количество (48%) ТМК были выполнены по поводу болезней сосудистой оболочки и сетчатки, 2-е место (30%) занимают ТМК по поводу болезней роговицы, 3-е (10%) - глаукома (Н40).

2. В 70% случаев ТМК выполнены с целью определения тактики лечения, в 10% - согласования условий и срока госпитализации в федеральную медицинскую организацию, в 8% - определения диагноза, остальные консультации в общей сложности составили около 5%.

3. ТМК выполнены с 8 субъектами РФ, и проведено 5 консультаций из зарубежных стран. Необходимо осуществление дальнейшей работы по внедрению компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ в медицинские организации субъектов РФ.

Отмечается значительное увеличение количества медицинских организаций, активно использующих телемедицинские технологии с целью повышения качества оказания и доступности медицинской помощи, что отражается в увеличении количества проведенных ТМК НМИЦ по профилю «Офтальмология», сравнивая результаты 2019 года и 2021 года.

Дистанционное консультирование позволяет региональным медицинским организациям оперативно получить консультацию высококвалифицированных специалистов федерального центра в сложной клинической ситуации [14].

При должном своём развитии и внедрении телемедицина в офтальмологии станет важной частью здравоохранения, позволяя предоставлять специализированную медицинскую помощь жителям удалённых регионов. Её основой станет создание прочных коммуникаций между специалистами разных уровней, а также между врачами и самими пациентами.

с

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». М., 2018.

2. Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации (утверждено приказом Минздрава России и РАМН от 27.08.2001 № 344/76).

3. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации утверждена Распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.2012).

4. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

5. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

6. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 1б).

7. WHO (2010) TELEMEDICINE Opportunities and developments in Member States (Report on the second global survey on eHealth Global Observatory for eHealth series, vol. 2). Geneva: World Health Organization.

8. EHTEL (2008) Sustainable Telemedicine: Paradigms for future-proof healthcare (A briefing paper, version 1.0). Brussels: European Health Telematics Association

9. ATA (2015) Telemedicine/Telehealth Terminology. Washington, D.C.: American Telemedicine Association. Режим доступа: http://www. americantelemed.org/docs/practice-telemedicine/glossaryofterms.pdf, дата обращения 12.06.2015.

10. Мыльников В.В., Абрамовская О.Ю. Роль дистанционного ЭКГ-мониторирования в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний // Практическая медицина 2019; 17 (2): 99-104).

11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». М., 2017).

13. Наумов В.Б., Савельев Д.А. Правовые аспекты телемедицины. - Под ред.д.т. н., проф. Полоннико-ва Р.И., д.т.н., проф. Юсупова Р.М. - СПб.: СПИИ РАН, изд-во Анатолия, 2002. - С. 107.

14. Гончаров С.Ф., Шилкин И.П., Быстров М.В. Применение дистанционных телемедицинских технологий в деятельности лечебных медицинских организаций и полевых госпиталей службы медицины катастроф: Учебное пособие для врачей. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита» Минздрава России, 2016. - С. 118.

•КС

№ 5 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

S

ZKO 3MO

s

3HO

ORIGINAL PAPER

TELEMEDICINE AS A TOOL FOR INTER-REGIONAL REMOTE INTERACTION WITH SPECIALIZED MEDICAL ORGANIZATIONS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: EXPERIENCE OF THE CHEBOKSARY BRANCH «THE S. FYODOROV EYE MICROSURGERY FEDERAL STATE INSTITUTION». RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH

N.A. Pozdeevaa, L.A. Avershinab, O.V. Sorokinac:

a b c Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of the Ministry of Health of Russia, Cheboksary, Cheboksary, Russia; a State Autonomous Institution of additional professional education «The Postgraduate Doctors' Training Institute», Cheboksary, Russia.

H Corresponding author: Sorokina O. V.

ABSTRACT

At present, the possibility of providing qualified medical care anywhere in the world has become a reality thanks to the development of telemedicine technologies. The development and improvement of telemedicine technologies is due to the regulatory and legal regulation and implementation of the national project «Health Care», which was developed on the basis of the Presidential Decree № 204 of 07.05.2018 «On the national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period until 2024». (hereinafter - t he Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204) [9].

The National Medical Research Centers (NMRCs) were tasked with organizing advisory and methodological expert support for specialized regional medical organizations of the 3rd level of RF subjects. Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» supervises ophthalmological service of 8 subjects of the Russian Federation: Nizhny Novgorod, Kirov, Ulyanovsk regions, Republics of Mordovia, Udmurtia, Mari-El, Tatarstan and Chuvashia. The article presents the experience of Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of Health of Russia on the use of telemedicine technologies to improve the provision of specialized, including high-tech medical care in the profile «Ophthalmology». Over the 3-year period of operation, the number of requests for telemedicine consultations at the «doctor-physician» level has increased significantly. In addition, from January 2021, Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» provides consultative care at the «doctor-patient» level.

Purpose of the study is to present the experience of Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of Health of Russia on the use of telemedicine consultations (TMC) performed using the «Telemedicine consultations» component of the federal electronic registry subsystem of the unified state information system in healthcare (USGISZ FER TMC component) from 2019 to 2021 and the «MEDTERA Telemedicine» unified secure technological platform from 2021. Material and Methods. Telemedical consultations on the basis of the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» are performed by highly qualified specialists - h eads of the departments, research workers, leading specialists in different fields of ophthalmology. Telemedical consultations at the «doctor-physician» level are performed as follows: at the initial stage, a request for a consultation is received from specialized medical organizations of the subjects of the Russian Federation, which is processed by the employees of the Department of Telemedical Consultations. Information about the request is registered in the database, its profile is evaluated, as well as the quality, completeness and relevance of the data of the attached medical documentation. For real-time consultation «doctor-patient» through video or audio conferencing, the patient makes an independent appointment for a convenient date and time with a particular specialist.

Results. During 3 years of the TMC functioning at the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» the number of requests for telemedicine consultations at the "doctor-physician" level in the field of ophthalmology from 8 subjects of the Russian Federation of the Volga Federal District is progressively increasing. The bulk of telemedicine consultations are scheduled requests. During the 3-year period of telemedicine consultations at the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» there were 94 TMK from the Republic of Tatarstan, 79 TMK from the Chuvash Republic, 61 TMK from the Republic of Mariy-El, 53 TMK from the Republic of Udmurtia, 46 TMK from the Kirov region, 37 TMK from the Nizhny Novgorod region, 36 TMK from the Ulyanovsk region, 23 TMK from the Republic of Mordovia.

Findings. Summarizing the results of the analysis of the structure of telemedicine consultations performed using the IGISZ FER TMC component, it can be summarized that the IGISZ FER TMC component is a convenient, effective tool, which allows to comply with the Russian legislation in conducting telemedicine consultations, as well as to analyze the structure of telemedicine consultations conducted with its use.

Key words: telemedical consultations, remote technologies, national medical research center, IGISZ.

For citation. Pozdeeva N.A., Avershina L.A., Sorokina O.V. Telemedicine as a tool for inter-regional remote interaction with specialized medical organizations of the subjects of the Russian Federation: experience of the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution». Russian Ministry of Health // Manager Zdravoohranenia. 2022; 5: 38-47. DOI: 10.37690/1811-0185-2022-5-38-47.

MeHefn^Kep / Manager № 5

/ ZdrBvoochreneniB 2022

V7V7

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 № 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". M., 2018.

2. The concept of development of telemedicine technologies in the Russian Federation (approved by the order of the Ministry of Health of Russia and RAMS from 27.08.2001 № 344/76).

3. State program of development of health care of the Russian Federation approved by the Order of the Government of the Russian Federation № 2511-r from 24.12.2012).

4. Federal Law of 29.07.2017 № 242-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the application of information technologies in the field of health care".

5. Order of the Ministry of Health of Russia from 30.11.2017 № 965n "On approval of the Order of organization and provision of medical care with the use of telemedicine technologies".

6. Passport of the national project "Health" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes of December 24, 2018 № 16).

7. WHO (2010) TELEMEDICINE Opportunities and developments in Member States (Report on the second global survey on eHealth Global Observatory for eHealth series, vol. 2). Geneva: World Health Organization.

8. EHTEL (2008) Sustainable Telemedicine: Paradigms for future-proof healthcare (A briefing paper, version 1.0). Brussels: European Health Telematics Association.

9. ATA (2015) Telemedicine/Telehealth Terminology. Washington, D.C.: American Telemedicine Association. Access mode: http://www. americantelemed.org/docs/practice-telemedicine/glossaryo-fterms.pdf, accessed June 12, 2015.

10. Mylnikov V.V, Abramovskaya O.Y. The role of remote ECG monitoring in reducing mortality from cardiovascular diseases // Practical Medicine 2019; 17 (2): 99-104).

11. Federal law of 21.11.2011 № 323 FZ "On the bases of health protection of citizens in the Russian Federation".

12. Order of the Ministry of Health of Russia from 30.11.2017 № 965n "On approval of the order of organization and provision of medical care with the use of telemedicine technologies". M., 2017).

13. Naumov V.B., Saveliev D.A. Legal aspects of telemedicine. - Ed. by Prof. Polonnikov R.I., Prof. Yusupov R.M. - SPb.: SPII RAS, Anatoly Publisher, 2002. - P. 107.

14. Goncharov S.F., Shilkin LP, Bystrov M.V. The application of remote telemedicine technologies in the activities of medical medical organizations and field hospitals of the service of disaster medicine: a training manual for doctors. Moscow: FGBU VSMK "Protection" of the Ministry of Health of Russia, 2016. - P. 118.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Поздеева Надежда Александровна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры, врач-офтальмолог высшей квалификационной категории, директор Чебоксарского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России, г. Чебоксары, Россия; Государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Nadezhda A. Pozdeeva — Doctor of Medical Sciences, docent, professor of the department, ophthalmologist of the highest qualification category, director of the Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of the Ministry of Health of Russia, Cheboksary, Russia; State Autonomous Institution of additional professional education «The Postgraduate Doctors' Training Institute».

Авершина Лариса Александровна — заведующая организационно-методическим отделом, врач-офтальмолог высшей квалификационной категории, Чебоксарского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России, г. Чебоксары, Россия.

Larisa A. Avershina — head of the organizational and methodological department, ophthalmologist of the highest qualification category, Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of the Ministry of Health of Russia, Cheboksary, Russia.

Сорокина Ольга Валерьевна — врач-офтальмолог Чебоксарского филиала Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения России, г. Чебоксары, Россия.

Olga V. Sorokina — ophthalmologist, Cheboksary branch «The S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution» of the Ministry of Health of Russia, Cheboksary, Russia.

С

#xc

№ 5 Manager

2022 ZdrevoochreneniB ,

'Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.