Научная статья на тему 'Телефонное консультирование детей и подростков как возможность предотвращения суицида'

Телефонное консультирование детей и подростков как возможность предотвращения суицида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В Е. Чиряков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телефонное консультирование детей и подростков как возможность предотвращения суицида»

денций и действий сотрудников, которые находятся в состоянии социально-психологической дезадаптации или в предсуицидальном периоде; решения экспертных вопросов; проведения мероприятий по разрешению и смягчению причин и факторов, способствующих возникновению состояний дезадаптации, ставших причиной суицидального поведения сотрудников, т.е. психогигиены и психопрофилактики в ширрком социальном смысле.

Для профилактики суицидального поведения чрезвычайно важно своевременное выявление лиц, находящихся в предсуицидальном состоянии. В частности, в начальном периоде пред-суицида руководителей отрядов и подразделений должны настораживать такие возникшие особенности поведения у подчиненных, как пониженное настроение, несвойственная замкнутость или повышенная общительность; у мужчин — злоупотребление алкоголем, эпизодические суицидальные высказывания. Особо должны настораживать проявления упорных суицидальных мыслей, намеков, неестественных черт в поведении.

Появление же постоянных идей о самоубийстве, высказываний и попыток, прямых или символических “прощаний", возбужденного поведения или “зловещего” спокойствия, не свойственная собранность служат показателем острого суицидального кризиса, угрожающего жизни состояния.

Для успешного снятия конфликтной ситуации руководителям подразделений, а также медицинской службы необходимо помнить, что сотрудник, находящийся в состоянии психологического кризиса, испытывает выраженную потребность в эмоциональной поддержке и интеллектуальной помощи.

Смягчение конфликтной ситуации, как правило, возможно при активном вмешательстве в окружение суицидентов, выражающемся в работе с членаки их семей и значимыми для них лицами. Необходимо помочь окружающим понять их неадекватное отношение к суициденту, несправедливость предъявляемых к нему требований, в основном, материально-бытового характера. Незначительный неверный шаг может усилить конфликтную ситуацию, задеть самолюбие и интересы сотрудника или его близких и тем самым ускорить реализацию суицидального замысла.

Подчеркнем, что профилактика суицидального поведения среди сотрудников УИС требует комплекса мероприятий по профессиональному отбору и ориентации кандидатов на службу, выявлению лиц с нервно-психическими расстройствами и состояниями психоэмоционального напряжения, своевременному выявлению и купированию предсуицидальных состояний, а также проведению психогигиенических мер для сохранения и укрепления психического здоровья.

Телефонное консультирование детей и подростков как возможность предотвращения суицида

Зав, суицидологической службой

В.Е. Чиряков г. Омск

Неуклонное увеличение частоты самоубийств и покушений на самоубийство, наблюдающееся в крупных городах большинства стран мира, к сожалению, не обошло и Россию. Длительное умалчивание этой проблемы, ее игнорирование привели к тому, что темпы роста суицида в России, согласно статистическим данным, составляют сотни процентов в год. При этом более устойчивый рост наблюдается в молодежной возрастной группе. С целью оказания экстренной психологической помоЩи людям, находящимся в состоянии душевного кризиса, и предупреждения суицидов в 1991 г. была создана Омская суицидологическая служба — самый демократичный вид психотерапевтической помощи населению. Об этом свидетельствует постоянный рост числа обращений. Примерно 1/4 часть звонков — от подростков. Предположительно, для подростка его контакт с другим человеком, установленный с помощью технического средства связи, кажется более современным и поэтому привлекательным. Психологически сама возможность “владеть” контактом, управлять им по своему желанию импонирует подросткам.

Телефонный вид связи делает контакт подростка и психолога доступным для подростка во времени и на расстоянии, с психотерапевтом можно связаться незамедлительно, именно тогда, когда испытываешь в этом потребность.

Телефонный контакт обеспечивает подростку полную анонимность, и этот вопрос для него первостепенный: зачастую у него хватает решимости обратиться за помощью только при условии гарантированной анонимности. Такой контакт создает ощущение близости психотерапевта, и поэтому быстрее и легче возникает доверительная атмосфера. Психотерапевт “ТД” — “домашний” голос для подростка, не такой отчужденный и “внешний”, как в случае очного консультирования. Он находится с подростком здесь, в его доме, в его комнате, он становится частью его внутреннего домашнего мира, о нем никто не знает, он целиком принадлежит подростку. Телефонный контакт дает возможность подростку создать свой образ телефонного консультанта, с которым ему легче всего говорить. Мож-

*

но сказать, что у каждого абонента “ТД” свой телефонный консультант: каждый обратившийся создает свой образ. И не стоит его разрушать. За его разрушение подросток может заплатить психической травмой. (В этом одна из причин создания “закрытых” служб “ТД”, в которых телефонные консультанты никогда не принимают абонентов очно).

Телефонный контакт характеризуется равенством позиций говорящих. Причина — в культурной традиции телефонного разговора как такового, когда врач-психотерапевт не стоит “над” пациентом, как на очном приеме, а находится с ним на одном уровне. Телефонный контакт предполагает исходное равенство позиций. Современному подростку, порой униженному в семье и школе, важно быть значимым и равным со взрослым:

При обращении к специалисту на очной психологической консультации подросток прежде всего должен признать, что у него есть проблема. Затем он должен признаться себе в том, что он не может решить ее сам и принять решение об обращении за помощью к специалисту, записаться на прием, пойти, дождаться очереди и зайти в кабинет. Возможно, психотерапевт не будет симпатичен подростку, но покинуяь кабинет, ничего не сказав, еще труднее, чем зайти в него. Все эти действия в восприятии подростка — расписка в несостоятельности, и он старается избежать их. Обращение же по “ТД” не снижает самооценки подростка, он обращается к специалисту, человеку, возможному другу... ко всему миру. В восприятии подростка разговор по телефону может быть консультацией, дружеским разговором, исповедью, посланием к миру, попыткой довериться и т.д. Телефонный консультант предосташшет подростку возможность обратиться с рядом вопросов, волнующих его, но кажущихся несерьезными в глазах специалистов. Для подростка очень важно, что голос телефонного консультанта — взрослый голос, который разговаривает с ним на равных и зовет взрослеть, по-взрослому выходить из ситуации. Обращение на “ТД” дает подростку опыт “взрослого разговора”.

Подросток иногда чувствует, что серьезные србытия его жизни ему не с кем пережить. Приятели и друзья — сверстники не поймут глубины переживаемого, а взрослого друга в его жизни нет. Обращение по телефону предоставляет подростку возможность пережить происходящее вместе со взрослым человеком. Психотерапевт становится на некоторое время взрослым другом подростка, оказывая ему психологическую поддержку, понимая его и сопереживая ему. У современного подростка часто утерян контакт с близкими взрослыми в семье. Крайне редко у него есть доверительные отношения с учителями в школе. Возникает сомнение: “А могут ли вообще взрослые меня понимать”. Отсюда и отчужденность и недоверие к людям. Очень рано современный подросток проходит через так называемые “обломы” — если использовать подростковый слэш', т.е. когда он раскрывается, до-

веряет кому-то, а его надежды оказываются неоправданными, обманутыми. С нынешним поколением это происходит чуть ли не с детсадовского возраста, и к 18 годам они уже твердо знают, что доверять опасно и наивно: “Ты поверишь и доверишься, а твое доверие используют в своих целях”. Подросток привыкает жить в недоверии, что ведет к замкнутости, озлобленности. Озлобленность на людей, на жизнь часто дает направление агрессии. Так складывается и поддерживается недоброжелательная и взрывная атмосфера в обществе.

Опыт доверительного разговора со взрослым по “ТД” разрушает представление подростка о невозможности доверительно говорить с другими. Если доверительный разговор понравился подростку, он захочет повторить его снова с другими, будет стремиться к этому. Опыт доверия меняет его “видение” взрослых на более доброжелательное, сочувствующее, понимающее. Он научится менее враждебно защищаться и не всегда ждать нападения от любого взрослого. Он уже считает, что взрослые бывают разные и не стоит думать о всех одинаково. Так из взрослой среды может появиться образ друга, который его выслушал, принял в нем то, чего не приходится ждать от родителей и воспитателей взрослеющего человека.

й все же в молодом возрасте, слабость адаптационных механизмов, недостаточно выраженная способность к рационально-волевой переработке ситуации, невозможность выбора вариантов решения конфликтов в результате малого жизненного опыта обусловили быстрое формирование мотивационной готовности к соверщс кию суицидальной попытки. Суицидальное поведение, как правило, развивалось через короткий промежуток времени после психической травматизации. Пресуицид носил острый эффективно* напряженный характер, был ярко выражен в поведении с активной, порой агрессивной позицией личности, с частыми суицидальными угрозами и высказываниями. Сами суициды подросткового возраста по типу аутоагрессии делятся на три большие группы: само-повреждения; демонстрационно-шантажные; суициды с мотивацией самоустранения.

Семьи подростков из группы самоповрежде-ния в большинстве своем неблагополучные. Это асоциальная, антисоциальная среда, алкоголизм, скандалы, брань, драки. Воспитание бессистемно, сводится к методам устрашения. Малейшие проступки жестоко наказываются. Школьная адаптация этих подростков крайне затруднена. Они недисциплинированны, конфликтны, необучаемы. К началу пубертатного периода они практически выходят из-под контроля школы и вливаются в подростковые компании. Предполагаемое или реальное лишение свободы в привычных рамках (вызов родителей в школу, постановка на учет в ИДИ) вызывают дисфорический эффект агрессивной тональности — злобу, обиду с нанесением себе порезов, ожогов с заведомо неопасной для жизни локализацией.

Следующая группа — демонстративно-шан-тажные суициды. Их совершают подростки из семей алкоголиков, педагогически несостоятель-

ных, но удерживающихся в социальных рамках. Здесь также властвует культ силы. Уже к 3-4 классу у детей возникают проблемы с учебой, конфликты с учителем, со сверстниками (из-за повышенного уровня притязания, раздражительности, обидчивости). Этими чувствами и провоцируются первые суициды в младшем пубертатном возрасте. Пресуицид короткий, а способы совершения суицида разнообразны и приводят к тяжелым медицинским последствиям.

У девочек этой группы стремление выделиться реализуется достаточно легко. Однако в 5-6 классах их поведение становится конфликтным, претензии на лидерство — неудовлетворенными. Суицидальные проявления возникают в среднем подростковом возрасте с желанием привлечь к себе внимание, страхом разоблачения и наказания. Нередко причиной является угроза разрыва любовных взаимоотношений. Пресуицид продолжителен — рационален, пишут записки и оставляют их на видных местах, рассчитывают безопасные дозировки лекарств. Однако суициды могут быть здесь опасны с медицинской точки зрения. Впоследствии могут повторяться и использоваться как средство для достижения своих целей и воздействия на окружающих.

Суициды с мотивацией самоустранения совершают дети из внешне благополучных семей, но эмоциональный климат в них нестабилен, напряжен. Противоречивые воспитание и оценки родителей формируют сензитивную акцентуацию характера, психический инфантилизм. В школе они старательны, безынициативны. На плохие оценки, замечания реагируют болезненно, долго переживают. Среди сверстников уважением не пользуются. Суицид уже в младшем пубертатном возрасте рассматривается как уход от ситуации. Наиболее распространенный метод — самоустранение, но страх смерти заставляет самим вызвать медицинскую помощь. Риск повторных суицидов мал.

Общим в проблеме подростковых суицидов, в отличие от взрослых, является отсутствие или крайняя непродолжительность по времени и нестойкость стремления к смерти.

Альберт Швейцер писал: “Мы утрачиваем чувство родства со своими ближними и скатываемся, таким образом, на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой человек нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда расшатываются устои культуры и этики. Регресс гуманности в этом случае является лишь вопросом времени”. Это написано в 1923 г., а в 50-е годы возникли телефонные службы, чтобы человек мог доверительно разговаривать с другим человеком. Создание телефонных линий доверия, с одной стороны, отражает неблагополучие общества, с другой — показывает путь восстановления человека через восстановление доверия.

Литература

Воронков Б.В. Особенности психических отклонений у подростков. — Спб, 1993.

Сравнительно-возрастные исследования в суицидо-логаи: Сб. науч. тр. — М., 1989.

Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1981.

Психофизиологическое

состояние сотрудников МВД РБ в период подготовки к боевым действиям в зонах чрезвычайного положения

И.В. Прокопенко, Э.Р. Исхаков, В.Г. Бабушкина, К.Б. Толкачев, А.С. Стоянов иектр психодиагностики МВД Башкортостана, психофизиологическая лаборатория

Уфимской высшей школы МВД России

1

Необходимым условием профессиональной подготовки работников ОВД к действиям в сложной служебно-боевой обстановке является соответствующий уровень психологической подготовки и психического здоровья сотрудника. В настоящее время стали использоваться психологические методы исследования личности, что позволяет не только оценить индивидуально-психологические особенности сотрудников ОВД, их реакцию на стресс, преобладающие механизмы психологической защиты, но и выявить скрытые психические нарушения.

Задачей настоящего исследования было выявление личностных факторов, выделение оптимальных методов психогигиены, психопрофилактики, дифференцированной психотерапии у сотрудников ОВД, направляемых в Чеченскую Республику. Применялись методики психологического тестирования (многостороннего исследования личности — ММР1), “УНП”, восьмицветовой тест Люшера, психофизиологическое обследование, тест Равена, беседа с психологом, консультация психиатра. Проведены оценка психического статуса и характерологических особенностей личности, прогнозирование психоэмоциональной устойчивости. На основе структурно-динамического принципа выделены две группы испытуемых. В первую входили лица, которых можно отнести к эмоционально-волевому типу личностей с усредненным профилем и оптимальными резервами организма, в связи с чем нет необходимости в ее подробном анализе. Они составляют 31% (15 чел.) от общего количества обследуемых. Вторую (68% —33 чел.) составляют лица, входящие в так называемую группу риска. У этих сотрудников выявлены негативные черты характера или физиологические особенности, ограничивающие физические возможности сотрудника. Это лица, у которых при обследовании выявлены низкая устойчивость к стрессам ( в сложных ситуациях плохо владеют собой, мелкие неприятности сильно огорчают, снижается работоспособность), а также лица с отягощенной нервно-психической наследствен-

Ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.