Научная статья на тему 'ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ СИБИРИ В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД'

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ СИБИРИ В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ / КОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕФОН / ПРОВОДНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ / АВТОМАТИЧЕСКИЕ И РУЧНЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ СТАНЦИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СИБИРСКИЙ ТЫЛ / ЭВАКУАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миркин В. В.

На основе архивных материалов рассматривается развитие телефонной связи сибирского региона в период Великой Отечественной войны. Масштаб телефонно-телеграфной линейной сети Сибири, её станционные мощности и технологический уровень в этот период не соответствовали стратегическому, промышленному значению региона. Работа телефонных сетей в условиях военного времени чрезвычайно осложнялась недостаточным материально-техническим снабжением и острой нехваткой квалифицированного технического персонала, призванного в ряды Красной Армии. Однако в условиях масштабной эвакуации предприятий, организаций и населения в восточные районы страны, перераспределения в их пользу промышленного потенциала, телефонная связь получила новый импульс развития. Для расширения и модернизации телефонных сетей крупных промышленных центров Сибири использовалось почти исключительно станционное и коммутаторное телефонное оборудование, эвакуированное из западных областей СССР; в последний период войны оно дополнилось трофейным оборудованием. Тем не менее проблема низкого качества телефонной связи, её недостаточной ёмкости для обеспечения подчас элементарных нужд государственного и общественного сектора стояла очень остро. Худшие показатели в этом отношении демонстрировал низовой сегмент телефонной сети - внутрирайонная связь. При этом относительно приемлемый уровень обеспечения телефонной связью отмечался в крупных сибирских городах - Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Иркутске и др. По причине того, что все ресурсы государства были направлены на нужды фронта, ни одна из задач довоенной технологической модернизации отечественной телефонной связи - автоматизация сети, её каблирование, устранение однопроводных и параллельных связей и др. - в годы войны решена не была.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEPHONE COMMUNICATION IN SIBERIA DURING THE WAR PERIOD

Based on archival materials the article explores the development of telephone communications in the Siberian region during the Great Patriotic War. The scale of the linear telephone and telegraph network of Siberia, its station capacities and technological level during this period did not correspond to the strategic, industrial significance of the region. The operation of telephone networks in wartime was extremely complicated by insufficient material and technical supplies and an acute shortage of qualified technical personnel drafted into the ranks of the Red Army. However, in the context of a large-scale evacuation of enterprises, organizations and population to the eastern regions of the country, the redistribution of industrial potential in their favor, telephone communication received a new impetus for development. For the expansion and modernization of telephone networks in large industrial centers of Siberia, almost exclusively station and switching telephone equipment was used, evacuated from the western regions of the USSR; in the last period of the war, it was supplemented with captured equipment. Nevertheless, the problem of the poor quality of telephone communications, its insufficient capacity to meet the elementary needs of the state and public sector was very acute. The worst indicators in this respect were shown by the lower segment of the telephone network - district communications. At the same time, a relatively acceptable level of provision of telephone communications was noted in large Siberian cities - Novosibirsk, Barnaul, Krasnoyarsk, Irkutsk, etc. Due to the fact that all the resources of the state were directed to the needs of the front, none of the tasks of the pre-war technological modernization of telephone communications - the automation of the network, its cabling, the elimination of single-wire and parallel connections, etc. - was not solved during the war years.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ СИБИРИ В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 3 (31). С. 60-69. УДК 654.15

DOI 10.24147/2312-1300.2021.8(3).60-69

В. В. Миркин

ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ СИБИРИ В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД

На основе архивных материалов рассматривается развитие телефонной связи сибирского региона в период Великой Отечественной войны. Масштаб телефонно-телеграфной линейной сети Сибири, её станционные мощности и технологический уровень в этот период не соответствовали стратегическому, промышленному значению региона. Работа телефонных сетей в условиях военного времени чрезвычайно осложнялась недостаточным материально-техническим снабжением и острой нехваткой квалифицированного технического персонала, призванного в ряды Красной Армии. Однако в условиях масштабной эвакуации предприятий, организаций и населения в восточные районы страны, перераспределения в их пользу промышленного потенциала, телефонная связь получила новый импульс развития. Для расширения и модернизации телефонных сетей крупных промышленных центров Сибири использовалось почти исключительно станционное и коммутаторное телефонное оборудование, эвакуированное из западных областей СССР; в последний период войны оно дополнилось трофейным оборудованием. Тем не менее проблема низкого качества телефонной связи, её недостаточной ёмкости для обеспечения подчас элементарных нужд государственного и общественного сектора стояла очень остро. Худшие показатели в этом отношении демонстрировал низовой сегмент телефонной сети - внутрирайонная связь. При этом относительно приемлемый уровень обеспечения телефонной связью отмечался в крупных сибирских городах - Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Иркутске и др. По причине того, что все ресурсы государства были направлены на нужды фронта, ни одна из задач довоенной технологической модернизации отечественной телефонной связи - автоматизация сети, её каблирование, устранение однопроводных и параллельных связей и др. - в годы войны решена не была.

Ключевые слова: электросвязь; коммуникации; телефон; проводные средства связи; автоматические и ручные телефонные станции; Великая Отечественная война; сибирский тыл; эвакуация промышленности.

V. V. Mirkin

TELEPHONE COMMUNICATION IN SIBERIA DURING THE WAR PERIOD

Based on archival materials the article explores the development of telephone communications in the Siberian region during the Great Patriotic War. The scale of the linear telephone and telegraph network of Siberia, its station capacities and technological level during this period did not correspond to the strategic, industrial significance of the region. The operation of telephone networks in wartime was extremely complicated by insufficient material and technical supplies and an acute shortage of qualified technical personnel drafted into the ranks of the Red Army. However, in the context of a large-scale evacuation of enterprises, organizations and population to the eastern regions of the country, the redistribution of industrial potential in their favor, telephone communication received a new impetus for development. For the expansion and modernization of telephone networks in large industrial centers of Siberia, almost exclusively station and switching telephone equipment was used, evacuated from the western regions of the USSR; in the last period of the war, it was supplemented with captured equipment. Nevertheless, the problem of the poor quality of telephone communications, its insufficient capacity to meet the elementary needs of the state and public sector was very acute. The worst indicators in this respect were shown by the lower segment of the telephone network - district communications. At the same time, a relatively acceptable level of provision of telephone communications was noted in large Siberian cities - Novosibirsk, Barnaul, Krasnoyarsk, Irkutsk, etc. Due to the fact that all the resources of the state were directed to the needs of the front, none of the tasks of the pre-war technological modernization of telephone communications - the automation of the network, its cabling, the elimination of single-wire and parallel connections, etc. - was not solved during the war years.

Keywords: telecommunications; communications; telephone; wired communications; automatic and manual telephone exchanges; the Great Patriotic War; the Siberian rear; industrial evacuation.

История электрической связи российских регионов пока ещё не нашла своих исследователей. Несмотря на возросший за последние два десятилетия интерес к историческим проблемам коммуникационно-информационных технологий, доля научных работ на эту тему, особенно в сравнении со степенью изученности отраслей промышленности и транспорта, пока ещё незначительна. Ни в обобщающих трудах по отечественной истории, ни в специализированных изданиях по истории народного хозяйства советского периода телеграфно-телефонная связь и радио зачастую даже не упоминаются. Между тем понимание процессов, происходивших внутри отрасли электросвязи - важнейшего инфраструктурного компонента экономики и управления, - открывает новые возможности в понимании отечественной модернизации, роли в этом процессе системы электрической связи.

Развитие комплекса электросвязи в регионах страны было неравномерным, большая и в техническом отношении более современная его часть была сосредоточена в европейской части страны. Сибирь не относилась к числу приоритетных в развитии средств электрической связи регионов, поскольку воспринималась прежде всего как «внутренняя колония» - источник сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, эксплуатация которых ставилась в приоритет собственному внутрирегиональному развитию. Тем не менее сибирская электросвязь являлась важнейшим компонентом общесоюзной системы связи; в частности, её роль транзитного пункта между европейской частью страны, Дальним Востоком и азиатско-тихоокеанским регионом росла на протяжении всего довоенного периода.

В довоенный период доля сибирской телефонной связи, выраженная в количестве станционных сооружений, не превышала в среднем 7-10 % общесоюзного объёма1. Вряд ли такое положение, учитывая промышленное и стратегическое значение сибирского региона, можно признать справедливым. В технической оснащённости телефонной отрасли - на фоне современного оборудования промышленных предприятий, - а также по плотности покрытия телефонной связью

регион находился на одном из последних мест в стране. Коммутаторы телефонных станций (систем Эриксона, Гейслера и даже Белла), многие из которых были построены до революции, были изношены до 75 %, запасные части к ним отсутствовали. В подобном состоянии находились и более современные типы станций, получившие распространение в Сибири.

Начавшаяся война приостановила развитие телефонной связи в стране и нанесла значительный ущерб её станционно-линей-ной инфраструктуре в западных областях. Как и в период гражданской войны, телефония оказалась наиболее уязвимым, слабым звеном системы электросвязи. Являясь важнейшим оперативным средством коммуникации, телефонная связь была полностью подчинена военным нуждам государства. Первоочередной задачей в начале войны являлось сохранение и эвакуация оборудования телефонных станций в тыловые районы страны. В первую очередь был организован демонтаж автоматических телефонных станций (АТС) городов, оказавшихся вблизи линии фронта. В октябре 1941 г. были полностью или частично демонтированы и отправлены на восток, в том числе в Сибирь, 17 телефонных станций и подстанций суммарной ёмкостью 60 тыс. номеров.

Первый год войны оказался самым трудным в работе сибирских городских телефонных сетей (ГТС)2. Нагрузка кратно возросла, обслуживающий персонал сократился. В связи с перемещением в регион промышленных предприятий, резко вырос спрос на установку телефонов, однако местные управления связи далеко не всегда имели возможность выполнить так называемый «план прироста абонентов» ГТС. Дефицит материально-финансовых ресурсов, отсутствие технической возможности (нехватка оборудования и каналов связи) не позволяли обеспечить связью все прибывающие эвакуированные предприятия и учреждения. Даже не все оборонные предприятия Новосибирска, Барнаула и других сибирских городов обладали достаточной телефонной связью. Для их обеспечения порой приходилось идти на крайние меры - отключать второстепенных абонентов .

1СтанцииГТС ШСетиГТС

55 55

Си

ИМ

Красноярское

Иркутское

Алтайское

Омское

Новосибирское

Соотношение городских телефонных станций и сетей в сибирских управлениях связи (1941 г.) (сост. по: РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 943. Л. 132, 134)

В 1941 г. в Сибири функционировали 318 городских телефонных станций, обслуживавших 297 телефонных сетей. Их распределение между областями Сибири показано на графике.

Как видно, телефонная связь в Западной Сибири была заметно более развита, чем в Восточной. Однако лучший коэффициент использования станционных мощностей наблюдался на востоке региона - в Красноярском крае. Все остальные управления обладали в этом отношении коэффициентом меньше единицы. Как правило, это свидетельствовало о том, что часть устаревших и маломощных станций ручного типа были не в состоянии справиться с нагрузкой отдельного населённого пункта.

Эксплуатация городских телефонных сетей в условиях военного времени чрезвычайно осложнялась недостаточным снабжением (линейными материалами, запасными частями и т. п.) и острой нехваткой квалифицированного технического персонала. Поэтому, например, в Томске в ноябре 1941 г. было принято перевести телефонную станцию с четырёхсменной на трёхсменную работу с увеличением рабочего дня с 6 до 7 часов. Вместе с тем техническое состояние сибирских ГТС, конечно же, было гораздо лучше, чем в управлениях связи прифронтовых областей .

На расширение и модернизацию городских телефонных сетей крупных промышленных центров (Новосибирска, Томска, городов Кузбасса и др.), междугородной и внутрирайонной телефонной связи были направлены первоочередные усилия. Для этого

использовали телефонное оборудование, эвакуированное из западных областей. При этом существенная часть работ по реконструкции осуществлялась за счёт местных ресурсов. Так, в 1941 г. удалось расширить телефонные сети в Новосибирске, районных центрах Маслянино, Мыски, Таштагол. В 1942 г. возобновилось строительство станций и сетей в Новосибирске, Сталинске (Новокузнецке), Кемерове, Барнауле, Рубцовске, Омске, Томске, а также в ряде районных центров. 15 августа 1942 г. было принято постановление об использовании телефонного оборудования, эвакуированного в Новосибирскую область из оккупированных районов5. За счёт его использования ёмкость новосибирской АТС увеличивалась на 2 тыс. номеров, новокузнецкой и кемеровской ГТС - на тысячу номеров каждая [2, с. 166]. В 1943 г. была сооружена телефонная подстанция в Омске, расширена с 200 до 300 номеров ГТС в г. Ишиме [3, с. 147]. Соответственно росту станционных мощностей ГТС увеличивалось и количество телефонных аппаратов, а также абонентов.

Однако строительство новых станций в военный период, как правило, затягивалось: сроки пуска ГТС в Новосибирске и Кемерове в 1942 г. были сорваны , они были частично сданы лишь в 1943 г.; строительство сталинской и омской станций затянулось на ещё более длительный срок7. Это было вызвано не только нехваткой материальных ресурсов в условиях, при которых большая их часть шла на нужды фронта, но также и по причине кадрового дефицита строителей, рабочих и монтажников. В этих условиях широко использовался женский и детский труд. Зачас-

тую ресурсов на строительство отдельных помещений для ГТС не было вовсе, а производственных площадей действовавших контор связи для городского телефонного хозяйства также не хватало. В таких случаях городские телефонные станции, вопреки элементарным техническим нормам, размещались в высвобождаемых помещениях (квартирах) первых этажей жилых домов .

При этом эвакуированное из западных областей страны ценнейшее телефонное оборудование порой негде было хранить. Как отмечал начальник новосибирского управления Гладышев, связисты были поставлены в исключительно тяжёлые условия вследствие отсутствия складских помещений под эвакуированные мощности автоматических телефонных станций. Однако несмотря на колоссальные трудности, при поддержке конторы «Мостелефонстрой», оборудование были инвентаризировано и упорядочено9.

Невысокие качественные показатели работы городских станций в 1942-1943 гг. были обусловлены низкой квалификацией оставшегося в тылу обслуживающего персонала, зачастую «небрежным отношением» организаций к телефонным сетям и аппаратам, нехваткой гужевого и автомобильного транспорта для оперативного устранения повреждений. Финансируемый по остаточному принципу, неповоротливый, бюрократизированный наркомат связи (НКС) в большинстве случаев не мог быстро и эффективно решить вопросы обеспечения телефонной связью многочисленных предприятий и организаций, число которых кратно увеличилось с началом войны. Поэтому буйным цветом «расцвела» ведомственная телефонная связь. Крупные промышленные предприятия городов, располагавшие собственными телефонными сетями, зачастую были укомплектованы лучше, чем станции наркомата .

Кадровый вопрос особенно остро вставал во время проведения ремонтных работ. Зачастую к ним привлекался личный состав воинских частей, расквартированных в городах. Однако в связи с постоянным призывом на фронт и переходом оставшихся квалифицированных кадров на социально более обеспечиваемую работу в других отраслях народного хозяйства, ремонтные работы перманентно оказывались под угрозой срыва.

Именно поэтому, в частности, в 1942 г. городские сети Новосибирской и Омской областей не справлялись с планами ремонта11.

Качественные показатели работы городского телефона Сибири были весьма далеки от требуемого уровня. Несмотря на систематическое улучшение такой важной качественной характеристики, как «время ответа» на ручных станциях, на АТС региона данный параметр снижался. Новосибирская АТС, на которой время ответа достигало в среднем 55 с (при минимальном значении в 5 с), относилась к худшим станциям страны; отстающим предприятием являлась и красноярская станция .

Ситуация, сложившаяся в омской городской телефонной сети и описанная начальником отдела эксплуатации Центрального телефонного управления НКС инженером С. За-варзиным, являлась типичной для того времени. На городской станции наблюдалось большое количество повреждений: в отдельные месяцы - 18 на 100 телефонных аппаратов. Продолжительность их устранения в среднем составляла 78 ч. Некоторые телефоны не работали по пять и более месяцев. Текущий ремонт принимался с большими недоделками; профилактические мероприятия не проводились. «В распределительных шкафах клеммы плинтов позеленели и покрылись ржавчиной. В таком же состоянии находились кабельные ящики, распределительные коробки, телефонные аппараты и абонентская проводка... Оборудование подстанций запущено до такой степени, что коммутатор покрылся паутиной. Всюду грязь. Опросно-вызывные ключи разрегулированы. 40 % из всего количества шнуровых пар не работают, источники питания запущены»13.

Выступать открыто с критикой сложившейся административно-распределительной системы, особенно в условиях военного времени, было, конечно же, невозможно, поэтому несмотря на очевидную нехватку кадров и материального обеспечения, в качестве главной причины «плохой работы» омской станции, как и многих других городских телефонных сетей, связисты считали отсутствие «оперативного повседневного руководства предприятием».

Телефонная сеть ставшего в 1944 г. областным центром г. Томска, «смонтированная

ещё в 1894 году и не подвергавшаяся с тех пор существенным переделкам, пришла в ветхость и почти не пригодна для эксплуатации; количество абонентных номеров ограничено и охватывает не больше 20-25 % потребности» [4, с. 86]. С появлением на ней в конце 1944 г. пяти дополнительных коммутаторов системы ЦБ14 (560 номеров) принципиальных качественных изменений не произошло.

В военный период в Сибири впервые обнаружилась тенденция сокращения ручных телефонных станций наиболее архаичной системы - местной батареи (МБ). В восточных областях страны на городских сетях монтировались преимущественно станции ЦБ и, частично, АТС. При этом, конечно же, ёмкость станций тыловых областей использовалась гораздо больше, чем в освобождённых районах. Поэтому с 1943 г., на фоне других видов электросвязи - телеграфа, радио, -качественные показатели работы ГТС по восточным областям страны позволяли дать «вполне удовлетворительную оценку работы этой отрасли» . В 1945 г. все управления связи Сибири, кроме новосибирского, выполнили «план развития абонентов» ГТС16.

Лучшим в отрасли являлся коллектив новосибирской телефонной станции, которому по итогам работы за отдельные месяцы 1944-1945 гг. присуждались переходящие красные знамёна ВЦСПС и наркомата связи [1, с. 43-44]. После освобождения оккупированных районов страны связисты Новосибирской области безвозмездно передали туда большое количество телефонной техники и оборудования.

Однако, в целом и в конце войны абсолютные показатели качества работы городских телефонных сетей были более чем скромными: увеличивалось количество повреждений, росла их средняя продолжительность. В Сибири в 1945 г. худшие качественные показатели работы демонстрировали читинская и омская телефонные сети. Последняя не смогла переломить ситуацию, даже невзирая на оказанную ей помощь в материально-техническом снабжении и специали-

17

стами-спайщиками .

Положение во внутрирайонной телефонной связи (ВРС, или ВРТС) было ещё труднее - её состояние характеризовалось большой повреждаемостью. Впрочем, в ко-

личественном отношении она заметно превосходила городские телефонные сети - всего в Сибири в 1941 г. работало 470 сельских телефонных станций: в красноярском управлении связи - 94, в иркутском - 45, в алтайском - 132, в омском - 65, в новосибирском -134 . Распределение станционных мощностей внутри региона при этом почти полностью повторяло картину ГТС. Отличие заключалось лишь в том, что мощности ВРС красноярского управления опережали более развитую в отношении городского телефона Омскую область.

К началу 1942 г. круглосуточную связь со своими областными центрами имели лишь 12,1 % райцентров страны, остальные - связь в течение одного часа и более в сутки [5, с. 257]. При этом по-прежнему большая часть сельских населённых пунктов вообще не имела телефонной связи. В целом, телефонизация «низового» внутрирайонного сегмента системы электросвязи Сибири пока ещё находилась на начальной стадии.

Даже в одном из самых развитых в отношении ВРС регионов Сибири - Алтайском крае - 24 из 68 районов не имели телефонной связи с Барнаулом. Большинство районов связывались с краевым центром по расписанию - от 30 мин до 1-2 ч в сутки; с 18 районами телефонная связь осуществлялась по телеграфным проводам [3, с. 145]. В Новосибирской области, имевшей также относительно высокую плотность ВРС, в 1942 г. процент телефонизации составлял: по сельсоветам - 41 %, МТС - 71 %, совхозам -69,5 %. В постановлении Томского обкома ВКП(б) от 11 сентября 1944 г. «О состоянии связи в области» отмечалось: «из 21 района области телефонную связь с Томском имеют 9 районов, причём техническое состояние телефонной связи с этими районами также плохое» (цит. по: [4, с. 86-87]).

Эксплуатация и ремонт «низовой» телефонной связи были поставлены в исключительно тяжёлые условия из-за фактического отсутствия какого-либо материально-технического обеспечения. Выделявшиеся на эти цели фонды НКС были мизерными. Например, замена проводов воздушной сети из-за отсутствия проволоки не производилась в течение нескольких лет. Так, в Новосибирской области в 1942 г. было выделено «по-

рошка 100 гр. на квартал, шнура междугородного телефонного 100 м, шнура коммутаторного 100 м» и т. п. Это не обеспечивало даже самые минимальные потребности связистов. Проблемой, не решённой ещё с довоенного времени, оставалось также наличие так называемых «мёртвых стыков» на границах областей и районов, т. е. населённых пунктов недавно образованных областей и районов, которые технически и организационно выпадали из схем ВРС пограничных управлений связи.

Качество работы внутрирайонной связи, как и до войны, определялось количеством абонентов на одном проводе. В период войны (с 1940 г.) доля параллельно включённых аппаратов (по три и более на одной линии) увеличилась с 15 до 17,3 %; лишь с 1945 г. количество подобных линий начало сокращаться. Параллельно в эти годы заметно уменьшилось число ВРС станций с односменной работой и выросло - с трёхсменной и круглосуточной, что безусловно улучшало обеспеченность сельских абонентов в телефонной связи. В количественном развитии сети связисты отдавали предпочтение станциям с максимальной ёмкостью - от 30 номеров и выше, именно они составляли основную долю «новых» станций. Такая относительно небольшая ёмкость объяснялась ручным типом монтировавшихся станций, автоматический тип соединения абонентов пока ещё не пришёл в сельскую связь.

К концу войны число телефонизированных сельсоветов в восточных тыловых областях было, по понятным причинам, существенно выше европейской части страны, пострадавшей от войны, и составляло 73,9 % (в среднем по стране - 58,9 %). Примерно такая же ситуация была и с телефонизацией МТС и совхозов. Однако эти цифры были пока ещё значительно ниже довоенных пока-зателей20.

Междугородная телефонная связь (МТС21) региона с началом войны, как и телеграф, претерпела существенные изменения. Соответственно размещению эвакуированных организаций и предприятий изменялись магистральные направления связи и увеличивалось число каналов в центральных и восточных областях страны. В 1940 г. из 131 республиканского, краевого и областно-

го центра страны (без прибалтийских республик) круглосуточную телефонно-теле-графную связь с Москвой имели 20, свыше 6 ч в сутки - 31, от 1 до 6 ч - 42 центра, менее 1 ч - 13 центров, не имели телефонной связи - 25 центров . Вряд ли такое состояние междугородной связи можно было считать удовлетворительным.

В Сибири к 1941 г. действовало 39 междугородных станций, что составляло 6,7 % от их общего числа в стране, 16 из них располагалась в Новосибирской области, в Омской области - 6, на Алтае - 9. Менее развитой сеть междугородных сообщений была в Восточной Сибири, в Красноярском крае действовало 6 станций, в Иркутской области -

т 23

лишь 2 станции .

Трудности в работе междугородных телефонных сетей, по существу, мало чем отличались от положения дел на местных сетях и телеграфе. По ночам на МТС областных центров выстраивались длинные очереди эвакуированных, желавших связаться с оставшимися в западных районах родными. В Новосибирске поздно ночью и рано утром, когда магистрали были загружены меньше всего, телефонистки станции занимались по просьбе эвакуированных розыском потерянных детей, родственников [3, с. 144].

Вместе с тем междугородные станции в военный период далеко не всегда обладали достаточно укомплектованным и квалифицированным штатом. Отмечались многочисленные факты «недисциплинированности, грубости и нарушения правил эксплуатации со стороны телефонисток»24. Большое количество междугородных связей было организовано по однопроводной системе, а связь с отдельными райцентрами региона функционировала в течение часа (и менее) в сутки. Чрезвычайно слабо развитая в количественном отношении, в целом сеть междугородной телефонной связи Сибири не обеспечивала качественного, достаточного обслуживания организаций и населения.

В Новосибирской области телефонную связь с областным центром имели 65 районных центров (из них 6 - по однопроводной системе) из 85. На томской МТС работали два коммутатора: МБ - на связи с городами и самодельный - с районами. Однако если связь с Новосибирском действовала кругло-

суточно, то с Москвой и Кемерово - только по расписанию; при этом с районами телефонные переговоры почти не проводились. Поскольку с уходом опытных морзисток на фронт телеграф не справлялся с нагрузкой, телефонная связь зачастую использовалась для телеграфного обмена [4, с. 85].

14 июля 1942 г. СНК СССР было принято постановление о строительстве «скоростными методами» линии связи Барнаул - Рубцовск, а также о полном переоборудовании междугородных телефонных станций в указанных городах [2, с. 166]. Строительство было занесено в число объектов оборонного значения. Необходимость модернизации телефонной связи объяснялась тем, что в Рубцовске, на базе оборудования эвакуированного харьковского предприятия, создавался тракторный завод, в годы войны являвшийся единственным предприятием в стране, выпускавшим трактора для сельского хозяйства. В результате к 1943 г. телефонная станция в Барнауле была реконструирована (в том числе была увеличена её номерная ёмкость), подвешены медные провода на линиях связи с Новосибирском, организована те-лефонно-телеграфная воздушная линия Барнаул - Бийск и др. [3, с. 147]. По отчётам наркомата, коэффициент использования линий междугородной связи неуклонно рос. Однако велик был при этом и процент несостоявшихся переговоров и технических остановок. Так, новосибирское управление связи в 1942 г. допустило максимальное (по стране) число повреждений на 100 км телефонно-телеграфных линий - 1,42 % .

Несмотря на недостаточную развитость сети междугородной связи в целом, количество междугородных переговоров в 1943 г. во многих районах страны выросло и достигло по отношению к 1940 г. для Дальневосточного края - 139,6 %, Урала и Западной Сибири - 125,6 %, Восточной Сибири -138,1 % [5, с. 258]. Это означало, что станционные и линейные мощности МТС работали на пределе своих возможностей. Об этом косвенно свидетельствовал и такой показатель, как рост процента несостоявшихся пе-26

реговоров .

Однако в первую годовщину всесоюзного социалистического соревнования работников связи (1943 г.) отрасль междугородной

телефонной связи по его итогам была отмечена как лучшая. Коэффициент использования линий был увеличен более чем на 13 % (по линиям I класса - почти на 8 %), что свидетельствовало о более эффективном использовании телефонных мощностей и повышении производительности труда27. Число МТС в восточных областях увеличилось на 15 - до 1002. В Сибири выделилась в самостоятельное предприятие МТС г. Кемерова28.

Рост протяжённости магистралей, оборудованных системами уплотнения29, -в восточных областях на 16,8 тыс. км -до 370 тыс. км - свидетельствовал о реконструкции междугородной телефонной связи на новой технической основе. Техническое совершенствование сетей подтверждалось увеличением оконечной и промежуточной аппаратуры (особенно на востоке страны) без несущей частоты, которая обеспечивала повышение качества работы каналов. За 1943 г. в восточных областях было открыто четыре новых промежуточных станции 12-каналь-ной системы30.

В последние два годы войны на междугородных магистралях стали широко применяться трофейная аппаратура, импортные 3- и 12-канальные системы высокочастотного телефонирования для воздушных линий и отчасти коммутаторное оборудование, приспособленное для работы в местных условиях. При этом коммутаторы восточных областей частично использовались для восстановления станций в освобождённых областях страны31.

Увеличение протяжённости линий из цветных металлов (бронзы, меди) в линейно-кабельном хозяйстве (ЛКХ) междугородной телефонно-телеграфной связи Сибири в два раза превышало такой же показатель для «железных линий». Это также указывало на то, что развитие междугородной связи в регионе проходило, главным образом, на основе внедрения современной и более совершенной техники.

Планы капитального ремонта ЛКХ на протяжении военного периода, как правило, срывались - на него попросту не хватало ни материальных, ни человеческих ресурсов. Однако регулярно проводившийся текущий ремонт позволял поддерживать линейное хозяйство в рабочем состоянии. Самой распро-

странённой проблемой, возникавшей в процессе ремонта, являлась замена столбов - их заготовка и последующий вывоз постоянно находились под угрозой срыва; в безлесных районах зачастую не выполнялись централизованные поставки столбов. В числе дефектов ремонта, являвшихся причиной линейных повреждений, отмечались: ветхость проводов и столбов, срывы вязки и плохая чистка изоляторов, «неправильная регулировка проводов», стихийные бедствия, неблагоприятные метеоусловия, а также аварии при проведении работ другими организациями. Недостаточное качество ремонта было вызвано отчасти и тем, что приёмка линий катастрофически отставала от темпа проведения ремонтных работ.

Только в Новосибирской области в 1942 г. по причине, главным образом, некачественного ремонта произошло 1616 повреждений общей продолжительностью 22,8 тыс. ч. Омское управление в том же году справилось с ремонтом линий магистральной и внутриобластной связи лишь на 55,5 %32. В конце войны самое большое количество повреждений внутрирайонных междугородных линий в Сибири имели омское и читинское управления. Лучшие показатели ремонтной кампании отмечались в Кемеровской области .

Технические средства, необходимые для восстановления, модернизации и развития междугородных телефонных связей, приходилось изыскивать и создавать силами эксплуатационных и военно-восстановительных организаций НКС, в том числе местных ремонтных бюро наркомата: последние ремонтировали эвакуированное оборудование и изготавливали новое34. Так, по разработкам инженеров Центральной междугородной телефонной станции Б. С. Захарова, В. П. Литвинова и др. выпускалась аппаратура для образования дополнительных высокочастотных каналов по «цветным цепям», уже уплотнённым аппаратурой СМТ-3 435.

За период войны, по приблизительным оценкам, было утрачено 44 % ёмкости телефонной сети страны - в 1942 г. она составляла всего 662,2 тыс. номеров [6, с. 9]36. При этом в техническом отношении телефонная связь сибирского региона во время войны представляла собой, по словам самих связи-

стов, парк «допотопной, невероятно изношенной аппаратуры, работавшей от случая к случаю». В большей степени это, конечно же, относилось к низовой телефонной сети. Зданиям городских телефонных станций зачастую требовался срочный ремонт либо переезд в новое помещение.

Вследствие реэвакуации населения и, частично, промышленных предприятий междугородный телефонный обмен в конце войны перераспределился за счёт его перемещения в группу освобождённых областей. В Сибири это вызвало снижение коэффициента использования междугородных связей. Станции западных областей быстро увеличили телефонно-телеграфный трафик, восточные же, напротив, демонстрировали снижение. В результате уплотнения магистралей многоканальными системами протяжённость каналов и их мощность существенно увеличилась, что позволило при их меньшей загрузке обеспечить лучшее качество связи37.

Главной задачей послевоенной модернизации телефонной связи станет преодоление её технико-технологическая отсталости. Последняя выражалась в использовании отработавшего все эксплуатационные сроки, разносистемного станционного и коммутационного оборудования, наличии однопро-водных линий и отсутствии «каблирования» главных телефонных магистралей, что вкупе не давало возможности переходить на двухпроводную сеть и объединять коммутаторы в одном месте38. В районных низовых сетях к этому добавлялась необходимость увеличения ёмкости телефонных коммутаторов. При этом переход на следующую технологическую ступень, как и в телеграфной связи, был невозможен без широкомасштабной автоматизации телефонных соединений - только она могла качественно изменить ситуацию в отрасли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР о деятельности за 1941 год (областной разрез) // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 3527. Оп. 17. Д. 943. Л. 74, 134, 168.

2 Аббревиатурой ГТС обозначают также «городскую телефонную станцию».

3 Так, в Томске в связи с прибытием эвакуированных заводов горисполком принял решение обеспечить оборонные предприятия телефонной

связью за счёт снятия телефонов с квартир и второстепенных объектов.

4 Отчёт о работе органов связи за 1942 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1037. Л. 81-82.

5 Ещё в начале войны новосибирское управление связи приняло на хранение и частично начало использовать телефонную аппаратуру из Киева, Харькова, Москвы и других городов на сумму свыше 4,5 млн руб. Именно на её основе проводились ремонт и расширение городской АТС (см.: [1, с. 43]).

6 Отчёт о работе органов связи за 1942 год. Л. 87.

7 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1300. Л. 19.

8 План развития транспорта и связи Нарымско-го округа на 1944-1948 гг. (апрель-май 1944 г.) // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1179. Оп. 1. Д. 123. Л. 39-40.

9 Пояснительная записка к годовому отчёту за 1942 г. // ГАНО. Ф. Р-151. Оп. 1. Д. 266. Л. 82 об.

10 См. пример АТС г. Новосибирска: Стенограмма областного совещания работников связи. 25 июля 1943 г. // ГАНО. Ф. Р-1179. Оп. 1. Д. 104. Л. 36-44.

11 Отчёт о работе органов связи за 1942 год. Л. 90-93.

12 Там же. Л. 100, 106.

13 Заварзин С. Причины отставания Омской телефонной станции // Вестник связи. Электросвязь. - 1945. - № 1. - С. 20.

14 То есть предназначенных для ручных телефонных станций системы центральной батареи.

15 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 44-46, 67.

16 Отчёт о работе органов связи за 1945 год // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 1591. Л. 56.

17 Там же. Л. 57-58.

18 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР о деятельности за 1941 год... Л. 74.

19 Пояснительная записка к годовому отчёту за 1942 г. Л. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 48; Отчёт о работе органов связи за 1945 год. Л. 42-47.

21 Данной аббревиатурой связисты обозначали также «междугородную телефонную станцию» и «междугородную телефонную сеть».

22 Основные показатели работы органов связи Союза ССР за 1940 год. Предварительные итоги // РГАЭ. Ф. 3527. Оп. 17. Д. 879. Л. 5 об.

23 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР о деятельности за 1941 год. Л. 74.

24 Пояснительная записка к годовому отчёту за 1942 г. Л. 65 об.

25 Отчёт о работе органов связи за 1942 год. Л. 99, 105.

26 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 61.

27 Саратовкин П. А. Первая годовщина Всесоюзного социалистического соревнования работников связи // Вестник связи. - 1943. - № 7. - С. 7.

28 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 37.

29 То есть телефонных каналов, оборудованных НЧ-, ВЧ-системами уплотнения сигнала.

30 Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 40-41.

31 Отчёт о работе органов связи за 1945 год. Л. 32-33.

32 Отчёт о работе органов связи за 1942 год. Л. 92.

33 Основные показатели работы органов связи Союза ССР за 1940 год. Л. 6; Производственный отчёт Народного комиссариата связи Союза ССР за 1943 год. Л. 21, 42; Отчёт о работе органов связи за 1945 год. Л. 40-42, 48.

34 В частности, новосибирское управление связи имело в своём распоряжении телефонный завод и мастерские, отзывы о работе которых, впрочем, были, как правило, негативные.

35 СМТ-34 представляла собой отечественную систему многократного телефонирования, разработанную ещё в довоенный период.

36 По другим данным, эта цифра составляла от 600 до 756 тыс. номеров.

37 Подробнее см.: Отчёт о работе органов связи за 1945 год. Л. 36-39.

38 Такая ситуация, в частности, сложилась к 1944 г. на колпашевской ГТС и других сетях региона (см.: План развития транспорта и связи На-рымского округа. Л. 37).

ЛИТЕРАТУРА

1. Косарев М. А., Щукин М. Н., Тельманова И. З., Буторина Е. Б. Времён связующая нить. Страницы истории Новосибирской городской телефонной сети. - Новосибирск : Сибирская горница, 2000. - 300 с.

2. Потапова О. Я. Перестройка работы предприятий связи в начальный период Великой Отечественной войны // Исторические аспекты экономического, культурного и социального развития Сибири. - Новосибирск : Сиб. отд-ние АН СССР, 1978. - Ч. 2. - С. 163-168.

3. Потапова О. Я. Развитие средств связи Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Сборник научных трудов кафедр общественных наук, посвящённый 50-летию Советской власти. - Л., 1967. - С. 143-152.

4. История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). - Томск : Спектр, 2000. - 440 с.

5. Развитие связи в СССР. 1917-1967 / под общ. ред. Н. Д. Псурцева. - М. : Связь, 1967. - 479 с.

6. Голубцов И. Е., Павловский И. Е. Городская и сельская телефонная связь // Электросвязь. -1970. - № 4. - С. 9-14.

Информация о статье

Дата поступления 10 июня 2021 г.

Дата принятия в печать 19 июля 2021 г.

Сведения об авторе

Миркин Владимир Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и документоведения Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 34 E-mail: wwm@lenta.ru

Article info

Received June 10, 2021

Accepted July 19, 2021

About the author

Vladimir V. Mirkin - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Documentation of the National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia)

Postal address: 34, Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia

E-mail: wwm@lenta.ru

Для цитирования

Миркин В. В. Телефонная связь Сибири в военный период // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 3 (31). С. 60-69. й01: 10.24147/2312-1300. 2021.8(3).60-69.

For citations

Mirkin V.V. Telephone Communication in Siberia during the War Period. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, vol. 8, no. 3 (31), pp. 60-69. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2021.8(3).60-69 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.