УДК 372.854
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННЫХ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
Виктория Викторовна Мелехина
студент
vika.melexina. 001 @mail .ru Любовь Петровна Петрищева
кандидат химических наук, доцент dekbiol. michgpi@yandex. ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования осознанности знаний по химии при использовании текущего контроля. Предложены задания на выявление степени осознанности теоретических предметных знаний.
Ключевые слова: осознанность, электролитическая диссоциация, электролиты, ионные уравнения реакций
Одним из основных направлений развития образовательной системы является показатель качества знаний. Качество знаний И.Я.Лернер определяет как совокупность результатов учебно-познавательной деятельности [4]. Вопросы качества знаний рассматривались с 50-ых годов учеными И.Н. Борисовым, С.Г. Шаповаленко Д.М. Кирюшкиным и др. [2,3].
Качества знаний обладают такими характеристиками как полнота, глубина, систематичность, гибкость, осознанность и прочее.
Осознанность - это качество знаний, которое характеризуется пониманием логики связей между знаниями; процессом становления и проявления этих связей в какой-либо системе знаний; показателем усвоения знаний, то есть умение доказывать свой выбор; способностью применять знания в разных ситуациях.
Условиями для формирования осознанных знаний являются: совершенствование содержания рабочих программ по химии, учебников и пособий; модернизация урока в концепции системно-деятельностного подхода; повышение квалификации педагога (его способность применять современные методы и приемы); уделять внимание самостоятельной работе учащегося [1,6].
С 90-ых годов проблеме повышения осознанных знаний по химии посвящены работы: П.А. Оржековского, Н.В. Богомоловой, Л.М. Мещеряковой, Н.А. Титовой [3,6].
Формирование осознанных знаний очень важно. В химии качественное усвоение новых знаний связано с пониманием ранее полученных, то есть предшествующие знания являются основой для успешности усвоения последующих.
Нами разработана система заданий для самостоятельной работы обучающихся с целью формирования осознанности знаний по теме: «Электролитическая диссоциация». Тема выбрана неслучайно, т.к. является базовой в курсе химии. Она изучается в 9 классе (по программе Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана) после того, как школьники уже имеют представления о многообразии веществ, их классификации и составе, а также строении и
свойствах [8]. Теория электролитической диссоциации позволяет изучить механизмы протекания химических процессов без изменения степени окисления, прогнозировать возможность взаимодействия веществ, объяснять признаки химических реакций.
Задания самостоятельной работы по химии разработаны для следующих уроков: «Сущность процесса электролитической диссоциации», «Диссоциация кислот, щелочей и солей», «Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации» и к уроку «Реакции ионного обмена». Задания составлены по уровням осознанности знаний по химии: воспроизводящий, конструктивный и творческий [5].
Воспроизводящий уровень применительно к химическим знаниям представляет собой осознанное распознавание терминологии, умение на простейших примерах устанавливать связь между знаниями, воспроизводить уже знакомые алгоритмы. Задания представлены в форме теста. В каждом вопросе из предложенных ответов следует выбрать только один правильный.
Приведем примеры заданий первого уровня:
1.Какие суждения относятся к основным положениям ТЭД:
- Электролиты в растворе или расплаве распадаются (диссоциируют) на положительные ионы - катионы и отрицательные - анионы;
- Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам;
- В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотически
а) все перечисленные б) верно первое в) эти суждения не относятся к основным положениям ТЭД
2.Какая электронная формула соответствует иону Mg2+:
а) Ь^^^2 ;б) Ь^^6; в) Ь^^^^р6
3. К электролитам относятся:
а) соли, кислоты, основания
б) кислород, водород, соли
в) сахар, эфир, бензол
4. Степень диссоциации - это...
а) число, показывающее количество атомов
б) число недиссоциированных атомов
в) число, показывающее, какая часть молекул распалась на ионы
5. При повышении температуры степень диссоциации:
а) уменьшается
б) увеличивается
в) не изменяется
6. Лампочка прибора для испытания веществ на электрическую проводимость не загорится при погружении электродов в водный раствор:
а) сахарозы;
б) гидроксида натрия;
в) серной кислоты
7. Выберите верную запись процесса диссоциации карбоната натрия:
1) = К+ + С4+ + 3О2-
2) = 2К+ + С4+ + 3О2-
3) = 2^ + СО32-
8. Уравнению реакции Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O соответствует сокращённое ионное уравнение:
1) OH- + ^ = H2O
2) Fe2+ + SO42-= FeSO4
3) Fe(OH)2 + 2^ = Fe2+ + 2H2O
9. Реакция между растворами сульфата меди(П) и гидроксида натрия описывается сокращённым ионным уравнением:
1) № + SO42- = Na2SO4
2) CuSO4 = Cu2++ SO42-
2+
2) Cu2+ + 2ОН- =
10. Сокращённому ионному уравнению OH- + H+ = H2O соответствует молекулярное уравнение:
1) Mga2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl
2) + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
3) №ОИ + НС1 = №С1 + Н2О
4) Ва(ОИ)2 + И2БО4 = Ба8О4 + 2Н2О
Задания конструктивного уровня, предполагают видоизменение полученных знаний. Обучающемуся необходимо провести анализ и синтез знаний, а затем перенести знакомые алгоритмы в новую учебную задачу.
1. Напишите уравнения реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде в случае, если реакция практически осуществима:
1) АgNOз + №С1 ■ —►
2) MgO + И2БО4-►
3) Н3РО4 + NaOИ-►
2. Осуществите цепочку превращений. Составьте уравнения реакцийв молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:
Бе2Оз Ре2(ЗО4)з ГеС1з Fc(NOз)з Гс(ОИ)з
При выполнении заданий творческого уровня учащимся следует перенести свои знания в незнакомые ситуации, самостоятельно установить новые алгоритмы действий. Такие познавательные задачи свидетельствуют о высоком уровне осознанности знаний.
1. Одним из показателей качества воды является жесткость, которая определяется содержанием в воде катионов Са2+ и Mg2+. Временная жесткость обусловлена содержанием Са(ИСО3)2 и Mg(HCO3)2, устраняется кипячением [7]. Для умягчения постоянной жесткости, характеризующейся присутствием СаС12, MgC12, СаБО4, МgSO4, следует добавить гашеную известь. Напишите не менее трех уравнений в молекулярном и ионном виде происходящих процессов.
После выполнения заданий текущего контроля выявляются элементы содержания, не осознанные учащимися. Для устранения пробелов предлагаются корректирующие упражнения.
Для оценки сформированности осознанности были разработаны задания с учетом критериев осознанности [3]:
1.Умение устанавливать связи между изученными элементами содержания
Пример: 1. Разделите вещества по разным признакам, укажите признак классификации: Н2О, CuO, Na2SO4, HCl, H2SO4, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3, AgCl, CuOHCl, KHSO4.
Пример 2. Классифицируйте уравнения реакций по разным признакам, укажите признак классификации:
NaCl + AgNO3 —►
H2SO4 + NaOH—►
K2CO3+ HCl —►
Fe + CuSO4-►
CaO + H2O -►
2.Понимание оснований усвоенных знаний
Пример 1. Установите возможность одновременного нахождения ионов в растворе: Na+ и OH- ; Ba2+ и SO42- ; Cu2+ и SO42- ; H+ и Cl-.
Пример 2. На вопрос учителя «Может ли натрий вытеснить медь из раствора сульфата меди?» учащиеся дали два противоположных ответа. Кто прав? Как будет протекать данная реакция?
3. Усвоенность областей и способов применения знаний
Пример 1. Для снижения кислотности желудочного сока, возникающей из-за повышения концентрации соляной кислоты в желудке, используется питьевая сода. Объясните протекающие процессы и приведите примеры реакций нейтрализации в повседневной жизни.
Пример 2. Чтобы защитить штамб и нижние ветви деревьев от ожогов и вредных насекомых весной, производят побелку этих частей растения гашеной известью. При высыхании белая окраска становится интенсивнее. Объясните что происходит.
4. Умение планировать эксперимент
Пример 1. В склянках без названий находятся растворы хлорида кальция, соляной кислоты, карбоната натрия, нитрата серебра. Определите , где что находится, не используя других реактивов, кроме фенолфталеина.
Пример 2. Какие реактивы следует использовать для осуществления цепочки превращений:
NaiCOs—^Na2SÜ4 —NaCl -►NaNOs
Таким образом, если учащийся может самостоятельно устанавливать связи между полученными знаниями, выделять главные, найти и доказать на практике, применить знания в аналогичных и нестандартных ситуациях, определить принцип, лежащий в основе своего собственного или предложенного ему способа действия, то это говорит об осознанности знаний. Обучающиеся, не обладающие выше перечисленными умениями обладают формальными знаниями.
Список литературы:
1. Базелюк И.И. Об организации самостоятельной работы по изучению нового материала. // Химия в школе. 1987. №3. С.29-31.
2. Белокур Н.Ф. К вопросу о структуре качества знаний. Челябинск. 1976. С.107.
3. Васюкова Е.В., Оржековский П.А. Выявление осознанности теоретических знаний (на примере органической химии) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Естественные науки». 2011.№1 (7).С.85-89.
4. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? // Знание.1978. С.47.
5. Молоткова Б.Б. Интерактивный учебный модуль как средство формирования осознанных математических знаний учащихся старших классов//Известия РГПУ. 2012. №150. С. 220-231.
6. Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А., Богомолова Н.В. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. // Тезисы докл. на
конф. «Актуальные проблемы многоуровневого химико-педагогического образования». -1993. - С.59-60.
7. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Горлова О.А. Эффективность использования практико-ориентированных заданий с химическим содержанием / // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов Областной научно-практической конференции (24 апреля 2018 г.) / под общей редакцией Е.С. Симбирских. Мичуринск: Изд-во ООО «БиС». 2018. С. 161-165.
8. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2016. С.20-37.
CURRENT CONTROL AS A MEANS OF FORMING CONSCIOUS KNOWLEDGE IN CHEMISTRY IN GRADE 9
Victoria V. Melekhina
Student
vika.melexina. 001 @mail .ru Lyubov P. Petrishcheva
Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor
dekbiol [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation: The article deals with the formation of awareness of knowledge in chemistry when using current control. Tasks are proposed to identify the degree of awareness of theoretical subject knowledge.
Keywords: awareness, electrolytic dissociation, electrolytes, ionic reaction equations.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.