ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2006 г. Выпуск 4. С. 3-9
УДК 001. 8
ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ НАУКИ
Ю.И. Реутов, В.В. Кривошеев
Государственный сектор науки призван выполнять ряд функций, главные, но не единственные из которых сводятся к следующему:
• научное сопровождение и поддержка выполнения функций государства, таких как обеспечение национальной безопасности и обороноспособности;
• обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике и реализации национальных конкурентных преимуществ в научно-технологической сфере;
• обеспечение высокого уровня фундаментальных исследований как основного элемента генерации новых знаний в инновационной экономике;
• обеспечение развития национальной научно-технологической базы наукоемких отраслей экономики;
• развитие кадрового потенциала организаций науки и высшего образования путем эффективной интеграции научной и образовательной деятельности.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская наука переживает не лучшие времена.
Совершенно ясно, что наука не может развиваться в отрыве от экономики страны, тем более в условиях, когда ставится задача построения экономики, основанной на знаниях. Тяжелое положение российской науки является, прежде всего, проявлением внешних по отношению к науке факторов: катастрофического падения в реальном измерении размеров государственного финансирования при почти полном свертывании спроса со стороны производственного сектора.
В отличие от институтов системы Академии наук Российской Федерации, которые худобедно финансируются и выживают, за последние 10-15 лет в силу субъективных и объективных причин оказалась уничтоженной большая часть отраслевых институтов, которые были необходимым связующим звеном между фундаментальной наукой и производством. Тем самым звеном, без которого невозможен инновационный путь развития экономики страны.
Говоря о проблемах современной российской науки, невозможно обойти проблему финансирования. Достаточно привести следующие цифры. Финансирование науки в Китае составляет 4% от ВВП, в странах ЕС - 3%, в России - 0.34% (Поиск, 2005, №17, с.4).
И эти тенденции усугубляются. Например, во время февральского визита в Нижний Новгород министр образования и науки РФ А. Фурсенко на встрече с научной и вузовской общественностью Приволжского федерального округа заявил, что, начиная с 2006 г., министерство прекращает финансирование НИИ и вузов по тематическим планам. Слава Богу, этого не случилось.
В академическом секторе финансирование науки в 2004 году составляло около 200 тыс. рублей на человека, что крайне недостаточно, если говорить о глобальных функциях государственного сектора науки по обеспечению национальной безопасности, прогрессивных структурных сдвигах в экономике и т. д. (см. выше).
В вузах государственное финансирование науки значительно меньше. В таблице 1 приведена информация по финансированию вузовской науки по федеральным округам на одного сотрудника в 2004 году (тыс. руб.) по материалам Северо-Западного научного методического центра Федерального агентства по образованию.
Таблица 1
Федеральный округ Всего По тем-м планам и отдельным НИР Особо ценные объекты Научно-тематические программы Минобразования Федеральные целевые программы Гранты Минобразования приборная база
Всего 5,75 1,30 0,08 2,88 0,36959 0,62 0,49
Центральный 10,20 1,95 0,04 6,24 0,654662 0,65 0,66
в т.ч. Москва 14,05 2,49 0,067 9,28 0,914425 0,62 0,68
Сев-Запад 7,21 1,72 0,28 3,09 0,460247 1,19 0,47
в т.ч. С-Пб 9,06 2,22 0,39 3,82 0,59 1,53 0,51
Южный 2,96 1,00 0 1,06 0,16 0,35 0,39
Приволжский 3,16 0,80 0,056 1,27 0,19 0,46 0,39
Уральский 2,79 0,72 0 0,82 0,12 0,64 0,49
Сибирский 3,51 0,98 0,16 1,05 0,30 0,63 0,39
Дальневосточный 3,90 0,99 0 1,88 0,26 0,23 0,54
Из приведенных данных явственно видно, что распределение финансирования крайне неравномерное. Причем Уральский федеральный округ практически по всем позициям имеет наименьшее финансирование, за исключением системы грантов, которая, видимо, более объективна.
Аналогичная ситуация наблюдается и внутри Уральского федерального округа (таблица 2). Основная часть средств из бюджета Министерства образования РФ аккумулируется в Екатеринбурге. Причем, если в среднем доля НИР, финансируемых из бюджета Рособразования, составляет по округу 14,7%, то в пяти вузах округа она варьирует от 24.75% до 49,21%. Все пять вузов находятся в административном центре округа.
Разумеется, можно говорить о сложившихся научных школах, о вузах с устойчивой научной репутацией, но очевидно, что этим проблема распределения средств не ограничивается.
Таблица 2
Финансирование научно-исследовательских работ вузов УрФО в 2004 г. из
бюджета Министерства образования РФ (НИР Рособр.) и иных источников (НИР ИИ)
№ Вуз Колич. сотру-дников НИР Ро-собр. тыс.р. НИР ИИ, тыс.р. НИР Ро-собр. на 1сотр. тыс.р. НИР ИИ на сотр. тыс.р. % НИР Рособр.
1 Ишимский государственный педагогический институт 238 0 879 0 3,69 0
2 Курганский государственный ун-т 1426 782 5506 0,55 3,86 12,44
3 Магнитогорский государственный технический ун-т 1794 2251 19185 1,254 10,69 10,38
4 Магнитогорский государственный ун-т 1158 638 6284 0,55 5,42 9,21
5 Нижневартовский государственный педагогический ин-т 336 0 4739 0 14,10 0
6 Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия 777 0 1704 0 2,19 0
7 Российский государственный профессионально-педагогический ун-т 1047 3338 27726 3,18 26,48 10,61
8 Тобольский государственный педагогический институт 380 0 1880 0 4,94 0
9 Тюменская государственная архитектурно-строительная академия 654 455 8442 0,69 12,90 5,07
10 Тюменский государственный нефтегазовый ун-т 2841 4004 69665 1,40 24,52 5,43
Продолжение Таблицы 2
11 Тюменский государственный ун-т 1418 3670 109871 2,58 77,48 3,19
12 Уральская государственная архи-гектурно-художественная академия 567 646 4896 1,13 8,63 11,65
13 Уральская государственная юридическая академия 1057 1078 8092 1,01 7,65 11,75
14 Уральский государственный горный ун-т 1411 7276 22116 5,15 15,67 24,75
15 Уральский государственный лесотехнический ун-т 1250 3796 6954 3,03 5,56 35,31
16 Уральский государственный педагогический ун-т 1631 488 8134 0,29 4,98 5,65
17 Уральский государственный технический ун-т 5125 26149 57921 5,10 11,30 29,96
18 Уральский государственный ун-т 1685 22326 36727 13,24 21,79 34,05
19 Уральский государственный экономический ун-т 1081 5204 4751 4,81 4,39 49,21
20 Челябинский государственный педагогический ун-т 1394 1001 20962 0,71 15,03 4,53
21 Челябинский государственный ун-т 1687 1706 12470 1,01 7,39 11,78
22 Шадринский государственный педагогический институт 319 0 6394 0 20,04 0
23 Югорский государственный ун-т 595 0 5703 0 9,58 0
24 Южно-Уральский государственный ун-т 3939 9611 82953 2,43 21,06 10,35
ИТОГО 33810 94419 533954 2,79 15,79 14,71
К сожалению, в последние годы широкое распространение на всех уровнях получили формальные аукционы с заранее согласованным и предрешенным результатом, что крайне негативно влияет на состояние научной среды и может в итоге привести к необратимым изменениям в поведении научного сообщества.
Финансирование фундаментальной и прикладной вузовской науки характеризуется преимущественно однолетним (в лучшем случае) циклом финансирования, что не позволяет создать небольшой, но постоянный штат научных сотрудников.
Развитию науки препятствует несовершенство законодательной базы. Об этом несколько более подробно.
Югорскому государственному университету и другим вузам федерального подчинения, расположенным на территориях регионов-доноров, значительный материальный ущерб нанесен Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Этим законом внесены существенные изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Пункт 1 статьи 12, определяющей полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, в части источника финансирования научной и научно-технической деятельности получил следующую редакцию: «К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся: финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета».
Пункт 3 той же статьи сформулирован следующим образом: «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации».
Пункт 3 статьи 15 «Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности» указывает на то, что «Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам научных исследований, отбираемым на конкурсной основе Правительством Российской Федерации, создаются федеральные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Утратил силу с 1 января 2005 г. пункт 5 статьи 15 «Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов», позволявший субъекту федерации финансировать научные работы учреждениями федерального подчинения.
Таким образом, федеральный центр взял на себя обязательства финансировать научные исследования учреждений, находящихся в регионах, фактически запретив делать это субъектам федерации. На примере Югорского государственного университета можно проиллюстрировать, каким образом (не) выполняются эти обязательства.
В 2005 г. Югорский государственный университет получил финансирование фундаментальных исследований по тематическим планам общим объемом 100 тыс. рублей, т.е. по 125 рублей на 1 сотрудника. Что уж тут говорить о решении проблем национальной безопасности и обеспечении прогрессивных структурных сдвигов в экономике...
Изменения в 122 Закон РФ, хотя и не запрещая напрямую финансирование фундаментальной и прикладной науки из регионального бюджета, но, закрепляя эту функцию за федеральным бюджетом, дают возможность местным чиновникам не финансировать научные исследования.
В ряде регионов ищут пути выхода из создавшейся ситуации. Например, министр экономики Свердловской области Г.А. Ковалева на сессии Общего собрания УрО РАН заявила, что «. несмотря на законодательные трудности, финансирование из регионального бюджета фундаментальных исследований, связанных с решением практических задач (?), будет продолжено» (Поиск, 2005, №17, с. 5).
С 1 января 2002 года отменен Закон РФ о налоге на воспроизводство минеральносырьевой базы (ВМСБ), по которому средства, поступающие от недропользователей, должны были использоваться на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых. Из этих же средств, в значительной мере, финансировались и научные исследования в области геологии и разведки. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югры А.В. Филипенко на совещании в г. Когалым в мае 2004 г. по этому поводу заявил: «В свое время субъекты федерации финансировали геологоразведку, и мы вышли через четыре года работы на показатель, когда прирост запасов стал опережать объемы добычи нефти в автономном округе, но в связи с отменой ВМСБ мы провалились в два с лишним раза. При этом из собственных средств мы в течение ряда лет продолжали выделять от 5 до 1,5 миллиардов рублей для того, чтобы поддержать хотя бы начатые программы геологоразведочных работ».
Отменены налоговые льготы для институтов системы АН РФ по налогу на имущество, рассматривается законопроект об отмене налоговых льгот по земельному налогу. По налогу на имущество Минфин РФ производит компенсационные выплаты. Введение в действие земельного налога в научной сфере пока удается откладывать благодаря Совету Федерации, но компенсационные механизмы пока не выработаны. Необходимо отметить, что речь идет об очень серьезных суммах. В 2003 г. налоговые льготы позволили только Государственным
научным центрам сохранить у себя около 3 млрд. руб., тогда как по программе поддержки ГНЦ в том же году был выделен 1 млрд. руб.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264) (с изменениями от 17 сентября 2001 г., 3 октября, 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.) устанавливает возможность организации в составе университета и академии в качестве структурного подразделения научно-исследовательских институтов (п. 15). Однако такое структурное подразделение высшего учебного заведения не может являться юридическим лицом. Принятие этой нормы вызвало центробежные тенденции в научно-образовательных комплексах «ВУЗ-НИИ», которые складывались десятилетиями и к созданию которых нас постоянно призывают.
В Г осударственной Думе имеется законопроект, отменяющий государственную аккредитацию научных организаций, что означает возможность получения серьезных заказов малокомпетентными группами. Таким тенденциям надо противостоять.
Повышение эффективности деятельности государственного сектора науки отнесено в программных документах государственной политики в области развития науки и технологий к числу ключевых факторов и условий, обеспечивающих переход страны на инновационный путь развития, реализацию системы национальных целей и приоритетов, рост ее конкурентоспособности.
Учитывая уровень ответственности и глобальность поставленных перед отечественной наукой задач, необходимо срочно и масштабно проводить реальные реформы с учетом федеральных и региональных приоритетов.
Среди первоочередных задач модернизации науки можно назвать следующие.
• Увеличение размеров бюджетного финансирования научных исследований в сочетании с концентрацией ресурсов на прорывных направлениях. Доведение расходов на государственный сектор науки до 4-5% ВВП.
• Увеличение сроков действия финансируемых научных программ. Базовое финансирование вузовской науки позволит создать небольшой, но постоянный штат научных сотрудников на основе постоянного финансирования - залог преемственности научных школ, возможности готовить современных специалистов.
• Увеличение реальной заработной платы работников вузов и научных учреждений. Уровень оплаты труда работников вузов и научных учреждений во много раз ниже, чем например в НИПИ акционерных компаний минерально-сырьевого комплекса и на предприятиях ресурсного блока экономики.
• Переход к грантовой системе финансирования как наиболее объективной, на основе принципов конкурентности, объективной экспертизы при строгой отчетности.
• Государственная аккредитация научных учреждений и вузов, как научных учреждений для повышения уровня научных исследований и интеграции науки и образования.
• Совершенствование законодательства.
• Развитие образовательной деятельности. Расширение сотрудничества академических научных организаций, отраслевых НИИ, вузов, наукоемких производств, т.е. создание научно-производственных центров.
• Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное продвижение наукоемкой продукции на внутренний и международный рынки.
Необходимо отметить, что руководство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с пониманием относится к проблемам развития научных исследований на территории округа, результатом чего явился Закон ХМАО-Югры от 30 декабря 2005 года № 154-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2006-2007 годы».
Общий объем финансирования Программы на 2006-2007 годы составляет 1 531 240 т.р., из них средства бюджета автономного округа - 1 255 592 т.р., в том числе на 2006 год -584 342 т.р., на 2007 год - 671 250 т.р.
В рамках Программы утверждена подпрограмма «Создание университетских центров межрегионального развития на базе действующих вузов, приведение структуры профессионального образования автономного округа в соответствие с требованиями рынка труда. Интеграция науки и образования» с объемом финансирования в 2006-2007 годах 197 554 т.р.
Подпрограмма, в том числе, предусматривает создание условий для формирования материально-технической базы научно-исследовательских комплексов на базе университетских округов (115 308 т.р.) и создание условий для формирования научного потенциала системы профессионального образования округа (36 964 т.р.).
Подпрограмма «Переход на новую систему оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений» предусматривает установление с 1 ноября 2006 года педагогическим работникам образовательных учреждений в автономном округе ежемесячной доплаты за ученую степень доктора наук 7 т.р., кандидата наук - 4 т.р.
В рамках реализации этого закона объявлены следующие конкурсы.
• Конкурс №1 на получение премий государственными учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории автономного округа, на создание, развитие и укрепление научно-педагогических школ. Финансирование направлено на создание и развитие материально-технической, научно-лабораторной базы, научно-методического обеспечения инфраструктуры вузовской науки, развитие механизмов интеграции научной и образовательной деятельности, повышение эффективности научно-образовательной деятельности вузов. Объем финансирования одной премии составляет от 1 000 до 10 000 т.р. в год, общий объем премий - 50 000 т.р.
• Конкурс №2 на получение премий на научно-исследовательскую деятельность и содействие развитию фундаментальной науки учреждениями высшего профессионального образования, расположенными на территории автономного округа. Объем финансирования одной премии составляет до 2 000 т. р. в год, общий объем премий - 10 000 т. р.
• Конкурс №3 на право заключения государственного контракта с Департаментом образования и науки автономного округа на выполнение научно-исследовательских работ по программе «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре» по 21 лоту. Объем финансирования одного лота составляет от 400 до 1 500 т.р., общий объем финансирования - 14 300 т.р.
• Конкурс №4 на получение премий для государственной поддержки аспирантов государственных учреждений автономного округа. Объем финансирования одной премии составляет 200 т.р. в год, общий объем премий - 1 000 т.р.
• Конкурс №5 на лучшую научно-исследовательскую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Конкурсом предусмотрено выделение 20 грантов по 100 т.р.
• Конкурс №6 грантов лучшим учащимся и студентам государственных учреждений профессионального образования автономного округа. Конкурсом предусмотрено выделение 5 грантов по 25 т. р.
Югорский государственный университет принял участие во всех конкурсах и получил целый ряд премий.
В конкурсе премий на создание, развитие и укрепление научно-педагогических школ отмечены следующие проекты:
1. Научно-педагогическая школа Югорского государственного университета в области прочности строительных материалов и надежности конструкций (Реутов Ю.И., Немировский Ю.В.) - 4883 т.р.;
2. Развитие и укрепление химической научно-педагогической школы Югорского государственного университета (Новиков А. А., Галочкин А.И.) - 2883 т.р.;
3. Создание и развитие научно-педагогической школы по финно-угроведению (Игушев Е.А., Волдина Т.В.) - 2383 т.р.;
4. Развитие и укрепление Югорской научно-педагогической школы по исследованиям динамики окружающей среды и глобальных изменений климата (Полищук Ю.М., Лапшина Е.Д.) - 2883 т.р.;
5. Развитие и укрепление электроэнергетической школы Югорского государственного университета (Ковалев Ю.З., Ковалев В.З.) - 4383 т.р.
В конкурсе премий на научно-исследовательскую деятельность и содействие развитию фундаментальной науки поддержку получили следующие проекты:
1. Исследование молекулярного механизма химических превращений и физикохимических закономерностей изменения состава и строения жидких и суспензионных углеводородных сред при кавитационном воздействии (Новиков А. А.) - 1 000 т.р.;
2. Системный подход к решению задач комплексного рационального водопользования и сбережения биологических ресурсов речной системы Северной Сосьвы при интенсивном освоении Приполярного Урала (Пятков С.Г.) - 500 т.р.;
3. Разработка методологии комплексной оценки воздействия загрязнения окружающей среды нефтедобывающих территорий на лесные насаждения с использованием данных дистанционного зондирования и биоиндикационных признаков деревьев хвойных пород (Полищук Ю.М.) - 500 т.р.
В конкурсе на право заключения государственного контракта с Департаментом образования и науки автономного округа на выполнение научно-исследовательских работ по программе «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в ХМАО-Югре» Югорский государственный университет был признан победителем по двум лотам:
1. Разработка краткосрочного плана инновационного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части оптимизации использования образовательного и научного потенциала (Пелихов Н.В.) - 800 т.р.;
2. Разработка модели внедрения механизма рейтингования учреждений профессионального образования автономного округа (по уровням образования) (Вандышева Г. А.) - 700 т.р.
Результаты конкурсов №№ 4-6 к моменту подготовки данной статьи не опубликованы.
Не вызывает сомнения то, что столь серьезная поддержка вузовской науки со стороны Губернатора ХМАО-Югры Александра Васильевича Филипенко и Правительства округа будет содействовать динамичному развитию фундаментальной и прикладной науки, становлению научно-педагогических школ, повышению уровня студенческой науки, выращиванию специалистов высшей квалификации в вузах Югры, и, в целом, решению задач, сформулированных Законом ХМАО-Югры от 30 декабря 2005 года № 154-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2006 - 2007 годы».