Научная статья на тему 'Текущее состояние и взаимодействие российской банковской сферы с иностранными партнерами в условиях санкций'

Текущее состояние и взаимодействие российской банковской сферы с иностранными партнерами в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санация банковского сектора / ключевые показатели деятельности / санкции / устойчивость и уязвимость российского банковского сектора / геополитические шоки / rehabilitation of the banking sector / key performance indicators / sanctions / resilience and vulnerability of the Russian banking sector / geopolitical shocks
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и взаимодействие российской банковской сферы с иностранными партнерами в условиях санкций»

Кирова И.В.,

Карелина Е.А.,

Назарова С.В.1

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: санация банковского сектора; ключевые показатели деятельности; санкции; устойчивость и уязвимость российского банковского сектора, геополитические шоки.

Keywords: rehabilitation of the banking sector; key performance indicators; sanctions; resilience and vulnerability of the Russian banking sector, geopolitical shocks.

Введение

Банковская сфера связывает все сектора экономической системы любой страны. От успешного функционирования банковского сектора напрямую зависят как результативность осуществляемой экономической деятельности в государстве, так и уровень жизни каждого конкретного человека, ведь под контролем банков находятся главные рычаги воздействия практически на каждый сектор отечественной экономики. Вследствие этого стабильность и надежность банковской системы имеет колоссальное значение для эффективного развития любой национальной экономики2.

Текущее состояние российской банковской сферы

В последнее десятилетие идет активный процесс санации российской банковской системы. В период с 2012 г. по январь 2019 г. ЦБ РФ отозвал лицензии более чем у 450 банков, среди которых не только мелкие банки, но и средние и даже крупные кредитные учреждения. По словам главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, порядка 70% случаев отзыва лицензий у банков РФ связано с нарушением закона о борьбе с отмыванием преступных доходов3.

В табл. 1 представлены данные о динамике сокращения банковского сектора РФ в 2012-2019 гг.4

Таблица 1

Динамика сокращения банковского сектора РФ (2012-2019 гг.)

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Кол-во кредитных организаций (КО) на начало года 978 956 923 834 733 623 561 484

Кол-во отозванных лицензий 21 29 71 87 93 47 57 64

По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2019 году рынок покинут еще около 50 банков, в том числе за счет добровольной сдачи лицензий, а также за счет сделок «слияние и поглощение» (М&А). Сделки М&А - это комплекс мероприятий, направленный на интеграцию одной финансовой организации в другую, их объединение или слияние. Цели таких операций могут быть разные - расширение клиентской базы, создание филиалов, оптимизация предлагаемых банковских продуктов и т.п. Банки, которые могут покинуть рынок, агентство делит на три категории5:

1) Банки, несущие повышенные риски, связанные с проводкой большого количества клиентских операций относительно своего баланса и, как следствие, нарушением законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем (115-ФЗ).

1 Кирова Ирина Владимировна - доцент кафедры экономических теорий Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Карелина Екатерина Александровна - к.э.н., доцент кафедры иностранных языков Московского государственного технологического университета «СТАНКИН».

Назарова Светлана Вячеславовна - старший преподаватель кафедры экономических теорий Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

2 Кирова И.В. Госрегулирование и модернизация / И.В. Кирова, Т. Л. Попова // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - М., 2012. - № 2 (29). - С. 61-63.

Федеральный закон от 7.08.2001г. № 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2018 г.).

4 Официальный сайт ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/pdko/lic/

5 Банки вымываются из системы // Коммерсантъ. - М., 2019. - № 17, 31 января. - https://www.kommersant.ru/doc/3868366? utm_source=smi2.ru&utm_medium=cpc&utm_campaign=smi2_obmen

2) Банки, проводящие высокорискованную кредитную политику, кредитный портфель которых представлен заведомо невозвратными кредитами, и ключевой риск которых связан с утратой капитала из-за необходимости дофор-мирования адекватных резервов по требованию ЦБ.

3) Банки, добровольно сдающие лицензию из-за отсутствия перспектив развития бизнеса: со стагнирующим либо сокращающимся кредитным портфелем; со значительным объемом вложений в высоколиквидные, но низкодоходные активы (межбанковские кредиты или депозиты в ЦБ). Данные банки отличаются крайне низкой процентной маржой и убыточностью бизнеса.

Некрупным банкам становится сложнее конкурировать в традиционных сегментах на фоне консолидации банковского сектора, поэтому число добровольно сданных лицензий будет расти. Банковский бизнес небольшого масштаба не выдерживает растущих издержек и вынужден уходить с рынка. Чтобы продолжать свою деятельность и не попасть под санацию, мелкие банки должны будут укрупняться путем слияний с другими игроками, либо предложить новый жизнеспособный продукт на рынке банковских услуг. Основную роль в сделках М&А будут играть региональные банки, обладающие сильным брендом, стабильной клиентской базой и разветвленной офисной сетью. Бенефициарами сокращения числа игроков на рынке станут в основном банки с госучастием, и в меньшей степени — крупные частные банки. В итоге доля банков из топ-30 к концу года может увеличиться еще на 1-2% и приблизиться к 90%1.

В табл. 2 представлены данные о состоянии банковской системы РФ на начало 2019 г.

Таблица 2

Информация о банковской системе РФ (18.01.2019 г.)2

1. КО, имеющие право на осуществление банковских операций, Всего 484

в том числе: - банки - небанковские КО 440 44

из них: - с универсальной лицензией - с базовой лицензией 291 149

1.1. КО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на: - привлечение вкладов населения - осуществление операций в иностранной валюте - проведение операций с драгметаллами 400 475 214

1.2. КО, включенные в реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов, всего 407

2. Зарегистрированный уставный капитал действующих КО (млн. руб.) 2 655 403

3. Филиалы действующих КО на территории РФ, всего в том числе: - ПАО Сбербанк 709 90

4. Филиалы действующих КО за рубежом, всего5 6

5. Представительства действующих российских КО, всего в том числе: — на территории РФ - в дальнем зарубежье - в ближнем зарубежье 316

292 16 8

6. Дополнительные офисы КО (филиалов), всего в том числе ПАО Сбербанк 20 499 13 160

7. Операционные кассы вне кассового узла КО (филиалов), всего в том числе ПАО Сбербанк 1068 219

8. Кредитно-кассовые офисы КО (филиалов), всего в том числе ПАО Сбербанк 1 918 0

9. Операционные офисы КО (филиалов), всего в том числе ПАО Сбербанк 6015 581

10. Передвижные пункты кассовых операций КО (филиалов), всего в том числе ПАО Сбербанк 283 279

Количество действующих банков (кредитных организаций) и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию на 01.01.2019 представлено в табл. 3.

Преимущество от политики ЦБ РФ, проводимой последние 5 лет, получают государственные и крупные частные банки. Их доля растет на фоне отзыва лицензий при почти неизменной системе страхования вкладов, которая, несмотря на ее распространение на малый бизнес, не защищает интересы реального сектора. В итоге предприниматели размещают средства в основном в системно значимые кредитные организации, а у небольших банков ситуация ухудшается. Ожидается, что в ближайшие годы с рынка будут уходить, сдавая лицензию добровольно или путем слияния, по 40 банков3.

1 Банки вымываются из системы // Коммерсантъ. - М., 2019. - № 17, 31 января. - https://www.kommersant.ru/doc/3868366? utm_source=smi2.ru&utm_medium=cpc&utm_campaign=smi2_obmen

2 Официальный сайт ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_ system//inform_bs_19.htm&pid=lic&sid=itm_

21004

3 Банки вымываются из системы // Коммерсантъ. - М., 2019. - № 17, 31 января. - https://www.kommersant.ru/doc/3868366?

utm_source=smi2.ru&utm_medium=cpc&utm_campaign=smi2_obmen

Количество действующих банков (кредитных организаций) и их филиалов в территориальном

разрезе по состоянию на 1.01.2019 г.1

№ п/п Регионы России (Федеральный округ) Количество Банков (КО), зарегистрированных в регионе на 01.01.2019 г. Количество филиалов в регионе

Всего КО, головная организация которых находится в данном регионе КО, головная организация которых находится в другом регионе

1. Центральный ФО, в т.ч. г. Москва 272 239 134 70 24 16 110 54

2. Северо-западный ФО 41 101 4 97

3. Южный ФО 25 78 2 76

4. Северо-Кавказский ФО 12 38 1 37

5. Приволжский ФО 67 112 2 110

6. Уральский ФО 23 108 44 64

7. Сибирский ФО 28 86 4 82

8. Дальневосточный ФО 16 52 0 52

Итого: Российская Федерация 484 709 81 628

По состоянию на 1 февраля 2019 г. в России 147 банков с базовой лицензией2. Это малые региональные кредитные организации, которые традиционно работают только с клиентами своего субъекта и не имеют широкой филиальной сети. С этого года у них вырос риск банкротства из-за того, что под действие закона о страховании вкладов попадают не только средства граждан и индивидуальных предпринимателей, но и деньги малого и среднего бизнеса. То, что бремя слишком высоких отчислений - одна из основных проблем малых банков, признают и в Ассоциации банков России (АБР). Кроме того, по любому предписанию ЦБ запретительного или ограничительного характера малые бан-

3

ки автоматически уплачивают повышенные взносы .

На банковском рынке России существуют стандартные и повышенные взносы в фонд страхования вкладов. Основания их применения одинаковы как для крупных банков с универсальной лицензией, так и для банков с базовой. Поводами для установления повышенных взносов являются низкая оценка показателей капитала, активов, ликвидности, системы управления рисками, состояния внутреннего контроля. Однако небольшим банкам, в отличие от крупных, повышенный процент угрожает банкротством. Все риски кредитных организаций заложены в цену банковских

4

продуктов .

Очевидно, что снижение отчислений в фонд страхования вкладов улучшит финансовое положение банков с базовой лицензией, так как позволит им сделать более привлекательными условия по своим продуктам для клиентов (улучшить возможности по их обслуживанию, снизить процентные ставки по кредитам и т.п.).

В соответствии со Статьёй 11 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в следующих суммах5:

1) 1 млрд. руб. - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

2) 300 млн. руб. - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

3) 90 млн. руб. - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

4) 300 млн. руб. - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

В табл. 4 представлены данные о количественном распределении банков РФ по группам в зависимости от размера уставного капитала по состоянию на 1 января 2019 г.

В соответствии с новой редакцией закона «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) только 144 банка (около 30%) от общего количества банков имеют уставный капитал более 1 млрд. руб. и могут иметь универсальную лицензию на работу с клиентами.

1 Официальный сайт ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/pdko/lic/

2 Официальный сайт ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/inform_bs_19.htm &pid=lic&sid=itm_

21004

3 Терновская Т. Спасение отчисляющих: взносы малых банков в АСВ предлагают снизить // Известия. - М., 2019. - 12 февраля. - https://iz.ru/844518/tatiana-ternovskaia/spasenie-otchisliaiushchikh-vznosy-malykh-bankov-v-asv-predlagaiut-snizit

4 Кирова И.В., Бахуташвили Г.Д. Операции российских компаний с собственными ценными бумагами на примере банка ВТБ // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - М., 2016. -№ 1 (44). - С. 57-62.

5 Федеральный закон от 02.12.1990 « 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/75e579c7ec40a978e406083ac2bfd713521740f1/

Группировка действующих в РФ банков по размеру уставного капитала1

Размер уставного капитала Количество банков России на 01.01. 2019 г. в % на 01.01. 2019 г.

От 10 млрд. руб. и выше 35 7,23

От 1 до 10 млрд. руб. 109 22,52

От 300 млн. до 1 млрд. руб. 125 25,82

От 90 до 300 млн. руб. 137 28,31

До 90,0 млн. руб. 78 16,12

Всего 484 100

Взаимодействие российской банковской сферы с иностранными партнерами в условиях

действующих на 1 января 2019 г. санкций

Санкции, введенные в отношении банковской системы Российской Федерации, можно условно разделить на несколько групп: «секторальные санкции»; санкции в отношении банков из списка SDN; «мягкие санкции»2.

Банки, попавшие под воздействие так называемых «секторальных санкций», утратили возможность выходить на международные долговые рынки, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов. Санкции этой группы затрагивают, прежде всего, российские банки с государственным участием.

Небольшое число отечественных не самых крупных частных банков и несколько российских организаций, в основном осуществляющих деятельность, связанную с оборонным сектором, попали в группу санкций, которая определяется так называемым списком SDN (Specially Designated Nationals). Данные санкции предусматривают жесткие ограничения - ставят запрет на проведение валютных платежей в пользу банков или от их лица. В указанный список в первую очередь были внесены те банки, владельцы которых подверглись персональным санкциям.

«Мягкие санкции», которые хоть и не были объявлены официально, имеют негативное воздействие из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими организациями и отношения к российскому капиталу. Прежде всего, речь идет об изменении процедур контроля оформления сделок.

Высокий уровень глобализации делает санкции «обоюдоострым» инструментом, увеличивает негативные последствия санкций для стран-субъектов и стран-объектов санкций3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своем исследовании мы постарались проанализировать взаимодействие российской банковской сферы с иностранными партнерами в условиях введенных санкций.

При проведении данного исследования были использованы статистические данные, размещенные на официальном сайте ЦБ РФ, аналитические материалы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования4 и самостоятельные расчеты. В табл. 5, 6, 7 представлены данные, полученные в результате проведенного исследования и характеризующие взаимодействие России с иностранными партнерами в банковской сфере в период с января 2015 г. по июнь 2018 г.

Таблица 5

Данные о взаимодействии российского банковского сектора с иностранными партнерами5

Показатели По состоянию на

01.01.2015 | 01.01.2016 | 01.01.2017 | 01.01.2018 | 01.07.18

Активы и обязательства российских банков в США (млрд. долл.)

Иностранные активы 28,8 21,0 16,0 15,5 17,7

Иностранные обязательства 10,7 10,0 17,0 17,5 15,7

Сальдо + 18,1 + 11,0 - 1,0 - 2 + 2

Доля США в иностранных активах и обязательствах российских банков, в %

Иностранные активы 10,4 8,6 10,0 11,3 11,5

Иностранные обязательства 4,8 5,6 7,6 7,8 9,3

Иностранные активы и обязательства российских банков, деноминированные в долларах (млрд. долл.)

Иностранные активы 187,0 175,0 145,0 122,0 116,4

Иностранные обязательства 162,0 120,0 120,0 91,0 80,0

Сальдо + 25,0 + 55,0 + 25,5 + 31,0 +36,4

1 Официальный сайт ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/statistics/bank_system_new/group_19/

2 Аристов Р.В., Буловинов Д.В., Киров И.В. Влияние международных санкций на банковскую систему России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017.- № 3 (13).- С. 9.

3 Кирова И.В. Экономические санкции: история и современность / И.В. Кирова, Т. Л. Попова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. - № 3 (5). - С. 6.

4 Солнцев О. Взаимодействие России и США в банковской сфере в условиях экономических санкций / О. Солнцев, В. Пан-кова, Р. Ахметов / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, январь 2019 г. - http://www.forecast. ru/_ARCHIVE/Analitics/Soln/RUS_US_Banks_f.pdf

5 Расчеты авторов на основании данных ЦМАКП и ЦБ РФ.

Доля банков - нерезидентов с головным офисом в США в российской банковской системе, %

Доля в активах 0,56 0,56 0,58 0,6 0,64

Доля в кредитах юрлицам 0,37 0,33 0,29 0,31 0,37

Доля в кредитах физлицам 0,2 0,17 0,18 0,19 0,18

Доля в средствах юрлиц 0,9 0,8 0,82 0,35 0,25

Доля в средствах физлиц 0,47 0,49 0,48 0,49 0,5

Доля долларовых расчетов в российском экспорте, %

Поступления, всего 73 70 70 67 68

Страны дальнего зарубежья 80 75 75 72 73

Страны ЕС 62 60 56 47 53

Страны БРИКС 94 86 81 80 87

Страны СНГ 28 35 32 31 30

Доля долларовых расчетов в российском импорте, %

Перечисления, всего 40 40 36 36 36

Страны дальнего зарубежья 41 42 37 37 37

Страны ЕС 29 28 23 22 21

Страны БРИКС 87 85 84 75 73

Страны СНГ 30 28 28 29 30

Таблица 6

Структура иностранных активов и иностранных обязательств российских банков,

в %, на 01.12.2018 г.1

Структура иностранных активов российских банков

Корсчета в банках - нерезидентах 12,7

Кредиты юрлицам - нерезидентам 50,6

Ценные бумаги нерезидентов 20,0

Кредиты и депозиты банкам - нерезидентам, всего 16,5

из них:

до 7 дней 9,1

до 1 года 1,7

свыше 1 года 5,7

Структура иностранных обязательств российских банков, бес счетов капитала

Корсчета банков-нерезидентов 7,9

Депозиты юрлиц-нерезидентов 51,6

Кредиты и депозиты, привлеченные от банков-нерезидентов, всего 25,8

из них:

до 1 года 11,7

свыше 1 года 14,1

Географическая структура накопленных прямых инвестиций в российские банки на 1 июля 2018 г. выглядела следующим образом: доля оффшоров Европы - 70%; доля Европы - 25,6%; доля США - 1%; доля оффшоров США -0,1%; доля прочих оффшоров - 0,2 и доля прочих стран - 3,1%2.

Таблица 7

Валютная структура иностранных активов и иностранных обязательств российских банков3

Валютная структура иностранных активов российских банков, %

01.01.2008 01.01.2011 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.07.2018

Доллар США 67 63 68 71 68 61 61

Евро 17 17 15 16 15 18 20

Российский рубль 12 16 11 7 13 13 12

Прочие валюты 4 4 6 6 6 8 7

100 100 100 100 100 100 100

Валютная структура иностранных обязательств российских банков, %

01.01.2008 01.01.2011 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.07.2018

Доллар США 68 66 71 71 70 58 57

Евро 10 10 12 14 12 19 17

Российский рубль 21 21 13 12 14 18 20

Прочие валюты 1 3 4 3 4 5 6

100 100 100 100 100 100 100

1 Солнцев О. Взаимодействие России и США в банковской сфере в условиях экономических санкций / О. Солнцев, В. Пан-кова, Р. Ахметов / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, январь 2019 г. - http://www.forecast. ru/_ARCHIVE/Analitics/Soln/RUS_US_Banks_f.pdf

2 Там же.

3

Расчеты авторов на основании данных ЦМАКП и ЦБ РФ.

Текущее состояние взаимодействия России с иностранными партнерами в банковской сфере можно охарактеризовать следующим образом:

1) Доля США в иностранных источниках привлеченных средств российских банков в период 2016-2018 гг. росла, направление размещения банковских средств оставалось стабильным, несмотря на несколько раундов введения со стороны США экономических санкций в отношении России. Это говорит о том, что спрос спекулятивно настроенных американских кредиторов и инвесторов (реализуемый и напрямую, и через оффшоры) на финансовые обязательства российского банковского сектора и других сегментов российской экономики не так уж и мал. Одновременно можно отметить, что менялась структура привлеченных российскими банками средств. Происходило перераспределение средств от межбанковских трансграничных кредитов и облигаций в пользу привлечения депозитов (в том числе долгосрочных) компаний-нерезидентов. В целом спрос спекулятивно настроенных американских кредиторов и инвесторов показал свою устойчивость к геополитическим шокам. Устанавливая высокие ставки и расширив разнообразие ликвидных инструментов, можно и дальше сохранять долю американских привлеченных средств на приемлемом уровне за счет поддержания интереса американских кредиторов и инвесторов, в том числе, и с точки зрения получения арбитража и диверсификации рисков1.

2) Уровень зависимости российских банков от привлечения и размещения средств в США в период 2016-2018 гг. оставался незначительным. А вложения кредиторов и инвесторов США в обязательства российских банков почти не реагировали на введение новых санкций и определялись по большей части экономическими причинами, к которым относятся рост мировых цен на нефть, ожидания оживления российской экономики и проявляющиеся, пока незначительные, признаки выхода ее из рецессии. В целом можно сделать вывод о слабом влиянии санкций со стороны США на российский банковский сектор в период 2016-2018 гг.

3) Взаимодействие в области прямых инвестиций российского и американского банковских секторов и взаимоучастие в их капиталах оставалось на минимальном уровне в период 2016-2018 гг., поэтому взаимную уязвимость в этой области можно считать близкой к нулю.

4) А вот зависимость российской банковской системы от размещения и привлечения средств, деноминированных в долларах в период 2016-2018 гг. оставалась по-прежнему весьма высокой, около 60%. Причина этого - значительная роль доллара США во внешнеторговых расчетах российских компаний. Доля долларовых расчетов в экспортных операциях составляет 68-73%, в импортных операциях - 36-40%. Высокая доля долларовых операций во внешнеторговых сделках, а также в обязательствах и активах российских банков способствует уязвимости российской банковской системы к косвенным экстерриториальным санкциям со стороны США. Снизить данную уязвимость считаем возможным, прежде всего, за счет сокращения доли долларовых операций во внешнеторговых расчетах, в первую очередь, со странами БРИКС. Способствовать этому может, по мнению аналитиков ЦМАКП, создание безналичной расчетной валюты стран БРИКС («облегченный» аналог ECU - без обязательств поддержки странами объединения взаимной «привязки» курсов национальных валют). Первоначально ее можно использовать в сфере расчетов по межправительственным соглашениям и торговым контрактам госкомпаний, затем, постепенно расширяя круг внешнеторговых контрактов и финансовых инструментов (кредитов, депозитов, облигаций, производных финансовых инстру-ментов)2.

По мнению аналитиков ЦМАКП, условием успеха внедрения новой безналичной расчетной единицы в расчеты между участниками стран БРИКС является ее достаточная ликвидность, которая обеспечивается за счет:

- расширения взаимных операций, подобных операции «валютный своп», в национальных валютах между центральными банками стран БРИКС;

- институционализации банков-маркетмейкеров новой расчетной единицы на национальных рынках стран объединения через их расширенный доступ к операциям типа «валютный своп» в новой расчетной единице с центральными банками стран БРИКС;

- привлечения к маркетмейкингу новой расчетной единицы банков стран, не входящих в объединение БРИКС (в том числе американских).

Российская банковская сфера с самого начала внедрения новых финансовых инструментов, деноминированных в расчетной единице стран БРИКС, должна быть в центре создаваемых новых международных рынков. Развитие расчетов по внешнеторговым операциям в новой расчетной единице желательно синхронизировать с внедрением в практику расчетов между странами БРИКС созданной Банком России Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Являясь российским аналогом SWIFT, внедрение данной системы снизит уязвимость проведения расчетов по внешнеторговым операциям к риску ограничения доступа к SWIFT.

Заключение

Банковская сфера играет важную роль в эффективном взаимодействии не только всех секторов национальной экономики, но и мировой экономики в целом. Финансовые ресурсы - это наиболее глобализированный экономический ресурс мира. Глобализация финансовых ресурсов порождает такие позитивные и негативные последствия как: уменьшение нехватки финансовых средств в мире, рост конкуренции на национальных финансовых рынках, усиление

1 Солнцев О. Взаимодействие России и США в банковской сфере в условиях экономических санкций / О. Солнцев, В. Пан-кова, Р. Ахметов / Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, январь 2019г. - http://www.forecast. ru/_ARCHIVE/Analitics/Soln/RUS_US_Banks_f.pdf

2 Там же.

нестабильности национальных финансовых рынков, рост зависимости мировой экономики от денежного, а не реального капитала1.

В условиях нестабильности мировой экономики возникает проблема государственного регулирования инновационной деятельности. Создание условий и стимулов для инновационного развития экономики РФ сопряжено с выбором инструментов денежно-кредитной политики, которые будут способствовать совершенствованию инновационных процессов, заключающихся в опережающем развитии научных исследований и технологических разработок, возрастании роли рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукции .

Грамотный подход к управлению финансами является залогом активной инвестиционной политики государства3.

Именно по этой причине государству необходимо сосредотачивать свои возможности не только на обеспечении стабильности российской банковской системы, но и вовлечении ее в активное международное взаимодействие, стимулируя и контролируя реализацию инновационных программ и проектов в банковской сфере.

1 Кирова И.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. Курс лекций / И.В. Кирова, Т. Л. Попова. -М., 2014. - Ч. 1. Глобализация.

2 Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. - № 4 (18). - С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Шпилькина Т.А. Анализ кризисных явлений в современном мире и в России // Вестник Омского университета. 2014. -№ 1(71). - С. 164-166; Шпилькина Т.А., Долина, О.Н. Экономические санкции и их влияние на экономику и финансовую систему России // Вестник Академии. 2016. - № 1. - С. 22-27; Жидкова М.А., Шпилькина Т.А. Роль финансовой поддержки и ее влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2016. - № 1 (7). - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.