Научная статья на тему 'ТЕКСТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ТЕКСТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическая военная песня на уроках русского языка / лингвосмысловой анализ текста / ценностный анализ текста / дидактический материал / military patriotic songs at the lessons of the Russian language (native) / linguistic and cognitive text analysis / axiological text analysis / texts of exercises

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елена Святославовна Богданова

В статье рассматривается возможность использования текстов русской военной патриотической песни на уроках русского языка с целью формирования гражданской идентичности школьника; осознания им связи языка и истории народа, особенностей русской ментальности; обогащения представлений учащихся о способах выражения мыслей и чувств в слове. Полагая, что жанровая, языковая и содержательно-смысловая стороны текстов русских патриотических песен имеют богатый образовательно-воспитательный потенциал, автор исследования подчеркивает, что их использование сокращает дефицит текстов патриотической направленности в учебниках русского языка для старших классов. Анализируются возможности сопоставительного лингвосмыслового и ценностного анализа названных текстов и предлагаются методические рекомендации, касающиеся его проведения. В статье отмечено, что внимание учащихся привлекается к содержательному ядру отечественных патриотических песен разных эпох, образам воина-солдата, родной земли, дома; символам, говорящим о государстве и православной вере, приверженности традициям отцов. Интересным аспектом анализа таких текстов может стать наблюдение за динамикой и преемственностью языковых изменений, которые отражаются на грамматике и лексическом строе. Среди методов и приемов работы автор называет медленное чтение с пометами, лексический разбор с использованием словарей, наблюдение над необычными синтаксическими построениями (фигурами речи), составление ассоциативных цепочек, словесное рисование, выделение национальных лингвоконцептов, разбор образной стороны текста, создание своих текстов на основе авторского. Рассмотрены тексты таких военных патриотических песен, как «Солдатская песнь» Ф. Н. Глинки (1812), «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача (1941), «Небо славян» К. Е. Кинчева (2000) и др., и методика работы над ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елена Святославовна Богданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTS OF PATRIOTIC SONGS AS AN OBJECT OF ANALYSIS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN HIGH SCHOOL

The article discusses the possibility of using the texts of the Russian military patriotic song in the Russian language (native) lessons in order to form the civic identity of the student, to understand the connection between the language and the history of the people, the peculiarities of the Russian mentality, to enrich students’ ideas about the ways of expressing thoughts and feelings in words. Assuming that the genre, language and content-semantic aspects of the texts of Russian patriotic songs have a rich educational potential, the author emphasizes that their use reduces the shortage of patriotic texts in Russian language textbooks for high school. The author analyzes the possibilities of comparative linguistic and cognitive and axiological analysis of these texts and offers methodological recommendations regarding its implementation. The article emphasizes that the attention of students is drawn to the content core of Russian patriotic songs from different eras, the images of a warrior-soldier, native land, home, symbols that speak of the state and the Orthodox faith, adherence to the traditions of the fathers. An interesting aspect of the analysis of such texts can be the observation of the dynamics and continuity of language changes, which are reflected in the grammar and lexical structure of texts. Among the methods and devices of working on the texts of Russian patriotic songs, the author names close reading with marks, lexical analysis using dictionaries, observation of unusual syntactic constructions (figures of speech), creating associative chains, verbal drawing, highlighting national linguistic concepts, analyzing the figurative side of the text, creating their texts based on the author’s song text. As an example, the author proposes the texts of such military patriotic songs as “Soldier’s Song” by Fedor N. Glinka (1812), “The Holy War” by Vasily I. Lebedev-Kumach (1941), “Sky of the Slavs” by Konstantin E. Kinchev (2000) and others, and the methodology for working on them.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ»



Е. С. Богданова DOI: 10.21638/sPbu30.2023.109

ТЕКСТЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

ELENA S. BOGDANOVA TEXTS OF PATRIOTIC SONGS AS AN OBJECT OF ANALYSIS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN HIGH SCHOOL

Елена Святославовна Богданова

Доктор педагогических наук, профессор, доцент

► helensim@mail.ru

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Свободы, 46

Elena S. Bogdanova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Associate Professor

Ryazan State University named after S. A. Yesenin, 46, ul. Svobody, Ryazan, 390000, Russian Federation

В статье рассматривается возможность использования текстов русской военной патриотической песни на уроках русского языка с целью формирования гражданской идентичности школьника; осознания им связи языка и истории народа, особенностей русской ментальности; обогащения представлений учащихся о способах выражения мыслей и чувств в слове. Полагая, что жанровая, языковая и содержательно-смысловая стороны текстов русских патриотических песен имеют богатый образовательно-воспитательный потенциал, автор исследования подчеркивает, что их использование сокращает дефицит текстов патриотической направленности в учебниках русского языка для старших классов. Анализируются возможности сопоставительного лингвосмыслового и ценностного анализа названных текстов и предлагаются методические рекомендации, касающиеся его проведения. В статье отмечено, что внимание учащихся привлекается к содержательному ядру отечественных патриотических песен разных эпох, образам воина-солдата, родной земли, дома; символам, говорящим о государстве и православной вере, приверженности традициям отцов. Интересным аспектом анализа таких текстов может стать наблюдение за динамикой и преемственностью языковых изменений, которые отражаются на грамматике и лексическом строе. Среди методов и приемов работы автор называет медленное чтение с пометами, лексический разбор с использованием словарей, наблюдение над необычными синтаксическими построениями (фигурами речи), составление ассоциативных цепочек, словесное рисование, выделение национальных лингвоконцептов, разбор образной стороны текста, создание своих текстов на основе авторского. Рассмотрены тексты таких военных патриотических песен, как «Солдатская песнь» Ф. Н. Глинки (1812), «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача (1941), «Небо славян» К. Е. Кинчева (2000) и др., и методика работы над ними.

Ключевые слова: патриотическая военная песня на уроках русского языка, лингвос-мысловой анализ текста, ценностный анализ текста, дидактический материал.

The article discusses the possibility of using the texts of the Russian military patriotic song in the Russian language (native) lessons in order to form the civic identity of the student, to understand the connection between the language and the history of the people, the peculiarities of the Russian mentality, to enrich students' ideas about the ways of expressing thoughts and feelings in words. Assuming that the genre, language and content-semantic aspects of the texts of Russian patriotic songs have a rich educational potential, the author emphasizes that their use reduces the shortage of patriotic texts in Russian language textbooks for high school. The author analyzes the possibilities of comparative linguistic and cognitive and axiological

analysis of these texts and offers methodological recommendations regarding its implementation. The article emphasizes that the attention of students is drawn to the content core of Russian patriotic songs from different eras, the images of a warrior-soldier, native land, home, symbols that speak of the state and the Orthodox faith, adherence to the traditions of the fathers. An interesting aspect of the analysis of such texts can be the observation of the dynamics and continuity of language changes, which are reflected in the grammar and lexical structure of texts. Among the methods and devices of working on the texts of Russian patriotic songs, the author names close reading with marks, lexical analysis using dictionaries, observation of unusual syntactic constructions (figures of speech), creating associative chains, verbal drawing, highlighting national linguistic concepts, analyzing the figurative side of the text, creating their texts based on the author's song text. As an example, the author proposes the texts of such military patriotic songs as "Soldier's Song" by Fedor N. Glinka (1812), "The Holy War" by Vasily I. Lebedev-Kumach (1941), "Sky of the Slavs" by Konstantin E. Kinchev (2000) and others, and the methodology for working on them.

Keywords: military patriotic songs at the lessons of the Russian language (native), linguistic and cognitive text analysis, axio-logical text analysis, texts of exercises.

Введение

Анализ текста на уроках русского языка в старших классах решает многоаспектную задачу: позволяет выявить специфические особенности этой высшей единицы системы языка и речи, а также понять, как устроен текст и как в его структуре функционируют единицы более низких уровней языковой системы. Художественный текст отражает черты эпохи и культуры, в рамках которой создан, а также свойства личности и мировоззренческие установки автора, поэтому служит проводником в мир истории, культуры народа и души человека. Вместе с тем именно текст служит источником речевой деятельности обучающихся: анализ смыслов стимулирует мыследеятельность и побуждает к ответу автору текста.

Состояние изучения вопроса

Обоснование значимости в обучении русскому языку анализа текста восходит к трудам Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушинского, обстоятельно дается в работах современных ученых-методистов: А. Д. Дейкиной [Дейкина 2019], А. П. Еремеевой [Еремеева 1999], О. Н. Левушкиной [Левушкина 2014], Н. Л. Мишатиной, И. П. Цыбулько [Миша-

тина, Цыбулько 2016], Т. М. Пахновой [Пахнова 2000], Л. А. Ходяковой [Ходякова 2018] и др., однако потенциал такого жанра, как русская патриотическая песня, в аспекте анализа на уроках русского языка еще не изучен.

Цель

Предлагая в качестве дидактического материала для формирования умений, обеспечивающих текстовую деятельность, тексты русских патриотических песен, автор настоящей статьи исходит из того, что «поэтический текст используется в качестве средства познания языка и функций его единиц в речи; на его основе рассматриваются различные языковые единицы и их функции в произведении, осуществляется приобщение к русской культуре» [Макарова 2021: 96], а жанровая, языковая и содержательно-смысловая стороны названных текстов имеют богатый образовательно-воспитательный потенциал. Е. С. Романичева, анализируя критерии отбора дидактического материала, подчеркивает значимость использования на уроках аутентичных текстов, объясняя это тем, что именно с такими, а не специально адаптированными учебными текстами человек сталкивается в процессе жизнедеятельности, и утверждает, что «оригинальные тексты, предлагаемые в качестве учебных, должны восполнить те дефициты, которые есть в современных учебниках» [Романичева 2020: 100]. Один из таких дефицитов — это недостаток поэтических текстов патриотической тематики, предназначенных для анализа, в том числе ценностного. Вместе с тем именно такие тексты дают возможность проведения работ названных видов, так как они написаны в разные исторические периоды, что позволяет как выделить в них инвариантные единицы содержания, константные национальные лингвоконцепты, так и проследить динамику языковых изменений.

Методы

В качестве методов исследования текстов на уроках русского языка в старших классах использован анализ научно-методического опыта, ценностный, лингвосмысловой и сопоставительный.

Обсуждение

Военная патриотическая песня издавна занимала значительное место в духовной жизни русского народа и свидетельствовала о нравственной силе воинов, мощи русского оружия, беззаветной любви к Родине и преданности делу ее защиты. Такая песня — это живая историческая память народа, которая передает от поколения к поколению сведения как о трагических событиях и героических деяниях предков, так и о высших национальных ценностях: Родине, мире, доме, семье, долге, вере. Историческая и современная патриотическая песня нацелена на понимание ее высокого нравственного пафоса и культурно-исторического значения, что влияет на ценностно-смысловую сферу юношества. В ней доминируют мотивы гордости за свою страну, отваги, готовности к самопожертвованию, стремления к единению, стойкости, бесстрашия. Привлекают внимание текстовые антиномии «жизнь — смерть», «мир — война», «свои — чужие», «свет — тьма». Общим содержательным ядром отечественных песен разных эпох, несмотря на их различие, являются образы воина-солдата, русского поля, неба, дома.

Важное место в песнях занимают следующие идеи: воинского братства, солдатской дружбы, единения рядового и командира: «Споемте, друзья, ведь завтра в поход, / Уйдем в предрассветный туман. / Споем веселей, пусть нам подпоет, / Седой боевой капитан» («Вечер на рейде», комп. В. Соловьёв-Седой, сл. А. Чуркина, 1941 г.); прощание с близкими: «До свиданья, города и хаты, / Нас дорога дальняя зовет, / Молодые, смелые ребята, / На заре уходим мы в поход» («До свиданья, города и хаты...», комп. М. Блантер, слова М. Исаковского, 1941 г.); вера в преданность тех, кто остался в тылу: «Не спит солдат, припомнив дом / И сад зеленый над прудом, / Где соловьи всю ночь поют, / А в доме том солдата ждут» («Соловьи», комп. В. Соловьёв-Седой, слова А. Фатьянова, 1944 г.); память о павших: «Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой... / Только грозная доблесть их / Поселилась в сердцах живых» («Офицеры», комп. Р. Хозак, слова Е. Аграновича, 1971 г.). Глубокие и близкие народу смыслы, соответствие духу времени и на-

строению граждан делают порой военную песню символом эпохи.

Не менее важна и особая языковая форма произведений такого жанра. Отметим предельную эмоциональность, лексическое своеобразие (наличие высокой, экспрессивной, эмотивной, устаревшей, народно-поэтической лексики, топонимов, слов-символов). Семантический строй позволяет создать образ русского солдата-воина, который предстает как миротворец, богатырь, освободитель. Для врага же предназначены метафоры: «лютый зверь», «сатрап», «черная орда», «нечисть». Монолог лирического героя строится с использованием риторических обращений (диапазон которых широк — от «братцы» до «товарищи»), восклицаний и призывов, частотны градация, инверсия, эллипсис и единоначатие. Все это создает особый эмоциональный накал, что в конкретный исторический момент написания текста имело прагматическое значение — мобилизовы-вало, объединяло, вселяло веру.

Патриотическая песня — это жанр, в котором в гармоническом единстве сливаются музыкальный ряд и слово. Музыка усиливает воздействие произведения на слушателя. Это же можно сказать и об авторской манере исполнителя. Метафорический, символический текст, положенный на патетическую или лиричную музыку, в исполнении профессионала влияет на восприятие военной патриотической песни. Ее рождение в минуту душевного подъема или глубоких эмоциональных переживаний, вызванных тревогой о судьбе Родины, определяет суггестивность песни: она внушает гордость и веру. С такой песней солдаты Великой Отечественной сражались, шли на подвиг (маршевая строевая песня) и прославляли его (торжественная песня), песня скрашивала фронтовой быт: «После боя сердце просит / Музыки вдвойне!» (В. Лебедев-Кумач). Нередко она начинает жить на пространстве всей страны, ее слушают, переписывают, исполняют тысячи людей. Поэтому песня характеризуется как «социально значимая, прагматически активная и эффективная форма реализации языка» [Татубаев 1982: 115].

Работа над текстом патриотической песни на уроке русского языка включает анализ содержа-

тельной, языковой сторон произведения и будет более эффективной при условии внимания к экстралингвистическим факторам: образу времени, места, личности автора, национальным символам. Интересным аспектом анализа может стать наблюдение над динамикой и преемственностью языковых изменений, которые отражаются в грамматике и лексическом строе. С одной стороны, тексты прошлых эпох явно имеют черты архаичности, но с другой — в современных песнях отчетливо прослеживается стилистическая традиция, намеренно сохраняемая авторами для подчеркивания национальной специфики, народности. Например, в песне Дениса Май-данова «Флаг моего государства» (2015) находим слова и выражения, типичные для песен прошлых веков (стяг, очаг, злые ветры и др.).

Жанровая, культурная и языковая специфика русской военной патриотической песни обусловливает то, что предпочтение следует отдавать ценностному и лингвосмысловому анализу. Первый нацелен на выявление аксиологической основы песен, формирующей представление школьников о специфике русского менталитета и языкового сознания. Второй позволяет понять, как реализуется в языковых единицах замысел автора, как пафос связан с логосом и выражается в слове. Анализ требует предтекстовой работы — создания особого эмоционального настроя, поэтому изучение текстов целесообразно приурочить к дням отечественного календаря, связанным с почитанием воинской доблести. Необходима актуализация фоновых знаний из области истории, культуры, искусства, социокультурное комментирование. Этап предтекстовой работы может быть посвящен истории создания песни. Показательны в этом плане песни, созданные в первые дни Великой Отечественной войны. Изучение их важно начать с беседы об эмоциональном состоянии общества, об энтузиазме и патриотическом порыве советских людей. Учитель может рассказать о задачах, которые призваны были решать авторы написанных в этот исторический момент песен: необходимо было сформировать позитивный настрой общества. Именно поэтому в песнях первых дней войны звучат вера в победу и оптимизм: «Мы развеем вражеские тучи, / Разметем преграды на

пути...» («До свиданья, города и хаты...», комп. М. Блантер, слова М. Исаковского, 1941 г.), а также мотив личной ответственности каждого за победу: «Наступил великий час расплаты, / Нам вручил оружие народ» (там же). Примечательно, что авторы в тот момент ушли от бытовавшей в предшествующие эпохи традиции народной военной песни, связанной с оплакиванием момента расставания и тяжкой солдатской доли.

Эмоциональный отклик у учащихся вызывают как сами тексты и упоминания фактов истории, так и прослушивание песен, а в случае анализа современных произведений — просмотр клипов, видеофрагментов. Среди приемов, которые применяются в ходе анализа, назовем медленное чтение с пометами, лексический разбор с использованием словарей, наблюдение над необычными синтаксическими построениями (фигурами речи), составление ассоциативных цепочек, словесное рисование, выделение национальных лингвокон-цептов, разбор образной стороны текста, создание своего текста на основе авторского.

Необходимо внимание к словам с патриотической семантикой. Посредством таких лексем передаются чувства любви к Родине и родным местам, преданности долгу, готовности служить, вера заветам отцов. Обратимся к тексту песни «Прощание» (комп. Т. Хренников, слова Ф. Кравченко, 1941 г.) и выделим систему текстовых единиц с патриотической семантикой. Это слова с положительным и отрицательным оценочными значениями: суровый день, жестокий враг, война, счастье, родной, мирные луга, бой, отпор, кровавые хищные стаи, дом, смерть, вьюга и др. В лексическом составе таких песен выделяются семантические подгруппы: 1) мирная жизнь (дом, сад, рожь, завод и др.); 2) трагический момент разлуки (суровый день, разлука, пошел войной); 3) единение в борьбе за Родину (рази врага, отпор, оберегай); 4) преданность бойцу (разделю, верная подруга, любимый). Задания, связанные с анализом слов, предлагаемые учащимся, могут состоять в поиске таких слов в тексте, их тематической, стилистической и оценочной дифференциации, уточнении значений (в том числе контекстного, ассоциативного и символического).

Посредством ключевых лексических единиц создается образ русского человека. Как уже было сказано, это прежде всего воин, отважный муж, готовый биться за свободу родной земли, — не завоеватель, не агрессор. Вместе с тем это страстный, любящий человек, трепетно относящийся к Родине, дому, семье, ценящий верность и преданность и сам верящий и преданный. Так, в песне «В землянке» (комп. К. Листов, слова А. Суркова, 1942 г.) представлен образ лирического героя — любящего, трепетного, чувственного. Понимание его образа и переживаний связано с анализом лексических противоположностей «холодной — тепло», «далеко — четыре шага», «гармоника — вьюга».

Поскольку рассматриваемый жанр относится к песенным и поэтическим, нельзя исключить работу над звуковым строем произведения. Весьма показательны русские военные авторские и фольклорные тексты XIX в.: им свойственна музыкально-поэтическая ритмика, создаваемая за счет рифмы и стихотворного размера, маршевого строя, чередования куплетов и припевов, а также инверсий, обращений, повторов и т. д. Имеют место ассонанс и аллитерация, звуковые эффекты (прихлипывания, присвистывания и др.). Рассмотрим приемы, создающие звуковой строй «Марша Лейб-гвардии Преображенского полка» (автор С. Н. Марин, 1805 г.):

Пойдемте, братцы, за границу Обращение, инверсия,

Бить Отечества врагов. Вспомним матушку-царицу, Вспомним, век ее каков!

аллитерация (повтор [р])

Повтор лексемы, восклицательное предложение

В последующих вариантах «Марша.» («Славны были наши деды», автор неизвестен, вторая половина XIX в.) применяются и иные средства языка, создающие интонационный узор произведения:

Славны были наши деды, Помнит их и швед и лях; Их парил орел победы На Полтавских на полях

Имя прилагательное в краткой форма Многосоюзие, просторечное слово Инверсия Повтор предлога

В фольклорных песнях ритм и настроение связаны также с использованием слов народнопоэтической речи, просторечных выражений. Так, в песне «Ну-тко грянем, братцы, песню.» находим просторечные частицы, слова с суффиксами и приставками субъективной оценки (с полковничком, разненастный), ненормативные глагольные формы (сполюбился, сообщились). Их использование влияет на ритмическую организацию, создает эффект доступности, понятности и делает текст близким простому человеку, казаку.

Наблюдение над интонацией, выделение средств, создающих интонационный рисунок фразы, выразительное чтение — вот приемы работы над текстом военных песен.

Эффективным методом на завершающей ступени школьного языкового образования является сопоставительный анализ, предметом которого становятся произведения, созданные в разные эпохи, но близкие по духу, пафосу и символике. В качестве примера предлагаем рассмотреть тексты таких патриотических песен, как «Солдатская песнь» Ф. Н. Глинки (1812), «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача (1941), «Небо славян» К. Е. Кинчева (2000).

Текст 1

Ф. Н. Глинка. Солдатская песнь

Вспомним, братцы, россов славу И пойдем врагов разить! Защитим свою державу: Лучше смерть — чем в рабстве жить.

Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!

Под смоленскими стенами, Здесь, России у дверей, Стать и биться нам с врагами!.. Не пропустим злых зверей!

Вот рыдают наши жены, Девы, старцы вопиют, Что злодеи разъяренны Меч и пламень к ним несут.

Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит;

Топчет нивы, палит домы, Змеем лютым в Русь летит!

Русь святую разоряет!.. Нет уж сил владеть собой: Бранный жар в крови пылает, Сердце просится на бой!

Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!

Текст 2

В. И. Лебедев-Кумач. Священная война

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война!

Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся, Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей!

Не смеют крылья черные Над Родиной летать, Поля ее просторные Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная, Встает на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война!

Текст 3

К. Е. Кинчев. Небо славян

Звездопад дорог от зарниц. Грозы седлают коней,

Но над землей тихо льется покой монастырей.

А поверх седых облаков

Синь, соколиная высь.

Здесь, под покровом небес, мы родились.

След оленя лижет мороз,

Гонит добычу весь день,

Но стужу держит в узде дым деревень.

Намела сугробов пурга,

Дочь белозубой зимы.

Здесь, в окоёме снегов, выросли мы.

Припев:

Нас точит семя орды,

Нас гнет ярмо басурман,

Но в наших венах кипит небо славян.

И от Чудских берегов

До ледяной Колымы

Все это наша земля, все это мы!

А за бугром куют топоры, Буйные головы сечь.

Но инородцам кольчугой звенит русская речь.

И от перелеска до звезд

Высится белая рать.

Здесь, на родной стороне, нам помирать.

Нас точит семя орды,

Нас гнет ярмо басурман,

Но в наших венах кипит небо славян.

И от Чудских берегов

До ледяной Колымы

Все это наша земля, все это мы!

Появившиеся в напряженные моменты истории и ставшие итогом раздумий авторов о судьбе Родины песни близки призывным пафосом, все они активно влияют на самосознание, национальную гордость россиян. Работу над произведениями предлагаем организовать поэтапно, в течение двух уроков русского языка.

Этап 1. Создание эмоционального настроя. Размышление о роли музыки в напряженные моменты истории и знакомство с жанровыми особенностями военной патриотической песни. Прослушивание одного из произведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 2. Групповая работа. Формируются три группы учащихся, каждая из которых работает над

одним из предложенных текстом, осуществляя чтение текста, поиск информации об истории создания песни, подготовку краткой справки о личности автора и его произведении. Для устранения лексических трудностей необходимо найти малопонятные слова, выяснить их толкование с использованием словарей или с опорой на контекст, морфемный состав слова. Анализ текста песни следует выполнять по вопросам, предложенным учителем и касающимся эмоциональной читательской оценки, лексико-грамматического строя текста, общего замысла произведения, его аксиологической, символической, национальной, культурно-исторической сторон. Приведем пример вопросов и заданий, разработанных на основе «Солдатской песни» Ф. Н. Глинки:

— Какие чувства вызывает «Солдатская песнь» у читателя? Каков эмоциональный настрой текста? Найдите слова и выражения, передающие ненависть к врагу, уверенность в победе, любовь к Родине, непоколебимость.

— От чьего лица написано произведение? Кем является лирический герой? К кому он обращается? Каким словом он называет своих адресатов? К чему побуждает?

— Какой синоним к слову «россияне» использует автор? Найдите это слово в словарях. Какова его стилистическая окраска?

— За какие святыни встают на борьбу россияне? На какие традиционные ценности нашего народа опирается поэт? Как соотносятся слова «вера» и «верность»? Какой эпитет к слову «Русь» и почему использован в тексте?

— Найдите в тексте слова-антонимы. С какой целью их использует автор? Какие антитезы можно встретить в тексте?

— Проанализируйте состав глаголов. На какие тематические или стилистические группы их можно разделить?

— Как автор строит образ врага? С кем его сравнивает? Какие исторические аналогии применяет?

— Найдите в тексте повторяющиеся строки. Как этот повтор связан с жанром и какое место занимает в композиции?

— Как вы понимаете фразу: «Под смоленскими стенами, / Здесь, России у дверей...»? Какой синтаксический прием использовал автор? Какие еще фигуры речи имеют место в тексте?

— Какие слова и выражения дают понять, что текст написан в далеком прошлом? Как вы понимаете выражении «стать и биться нам с врагами», «мещет громы», «бранный жар», «врагов разить»?

— Какие черты русского воина воспеваются в песне, какие свойства национального самосознания проявляются?

Этап 3. Коллективное составление обобщающей таблицы по результатам анализа трех произведений. Таблица оформляется следующим образом (см.: таблицу).

Этап 4. Выявление общего и различного в произведениях.

Этап 5 (домашнее задание). Написание сочинения-рассуждения на основе одного или нескольких текстов патриотических песен на темы «Почему в трудные моменты истории рождаются песни», «В чем сила русской военной патриотической песни», «Василий Соловьёв-Седой назвал песню "барометром своего времени". Согласны ли вы с композитором?» и др.

Сопоставительный анализ трех песен разных эпох позволяет понять как общие жанровые особенности текстов, так и лексико-стилистиче-скую специфику каждой из них, обогатить знания о лексике и грамматике русского языка.

Выводы

Таким образом, как дидактический материал патриотическая песня в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов расширяет представления учащихся о выразительных возможностях русского языка, силе родного слова, способах репрезентации патриотического чувства и национального характера в языке, формирует гражданскую идентичность обучающихся, готовность к выполнению ими гражданских обязанностей. Изучение на уроках патриотических песен показывает, что в трудные моменты истории именно песни становились своеобразными точками опоры, духовны-

^^^ [методика]

Анализ военных патриотических песен

Вопросы для анализа Ф. Н. Глинк «Солдатская песнь» (1812) В. И. Лебедев-Кумач «Священная война» (1941) К. Е. Кинчев «Небо славян» (2000)

Исторические условия создания песни Нашествие войска Наполеона Начало Великой Отечественной войны Политическое противостояние России и Запада

Цель написания Укрепить моральный дух, побудить к единению и противостоянию врагу, помочь осознать национальные ценности, вызвать уважение к предкам и гордость за их стойкость

О каких ценностях говорит автор Россов слава, держава, Бог, вера, верность, близкие люди, Русь Страна, Родина, поля, благородство, мир, свет, пламенные идеи Земля, Родина, природа, монастыри, покой, история славян

Какие символы имеются в тексте Штык, сердце, нива, пламень, жена, дева, старец Волна, пламя, поля, свет Конь, синь, покров, небеса, дым деревень, зима, русская речь

Использованные выражения народно-поэтической речи Русь святую, храмов божьих, бранный жар Смертный бой, царство тьмы, силой темною, крылья черные Буйные головы, родной стороне, в венах кипит

Какие метафоры и эпитеты являются текстообразующими Вера нам и верность свята Священная война, война народная, ярость благородная В наших венах кипит небо славян

Какие антитезы представлены Лучше смерть — чем в рабстве жить. Победим или умрем! Как два различных полюса, / Во всем враждебны мы: / За свет и мир мы боремся, / Они — за царство тьмы Семя орды, ярмо басурман — небо славян. Напор врага — противостояние русской речи

Экспрессивные возможности частей речи Глаголы со значением разрушения (палит, топчет, не щадит), защиты (защитим, победим), эмоций (кипит), прилагательные с оценочным значением (разъяренны, строптивый) Глаголы со значением разрушения (топтать), эмоций (вскипает), глаголы и существительные со значением защиты (боремся, дадим отпор), прилагательные с оценочным значением (враждебны, благородная) Глаголы со значением разрушения (точит, гнет, куют), эмоций (кипит, высится), прилагательные с оценочным значением (родная), местоимения со значением единения (мы, нас, наши)

Образ врага Злые звери, змей лютый, злодеи разъяренны, меч и пламень к нам несут. Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит; Топчет нивы, палит домы Сила темная, проклятая орда, душители пламенных идей, насильники, грабители, мучители людей, нечисть, отребье человечества Семя орды, басурмане, инородцы, точащие топоры

Образ русского бойца Верный, православный защитник Родины, помнящий о своих предках, готовый к самопожертвованию Страна огромная в единстве ее граждан; защитник света и мира, дающий отпор врагу, готовый к самопожертвованию Воин, ценящий землю, где родился и вырос, помнящий о деяниях своих предков, православный, ценящий свою землю, русскую речь, готовый к самопожертвованию

Связь истории и языка Используются устаревшие слова и грамматические формы (россы, мещет, стать, вопиют и др.) Встречаются эпитеты, свойственные эпохе (фашистская сила, пламенные идеи, война народная) Современная лексика сочетается с народнопоэтической (седые облака, стужа, рать)

Выразительные средства синтаксиса Риторические обращения и восклицания, повторы, инверсия, градации

ми скрепами, давали надежду на будущее [Чотчае-ва, Фокин 2018: 148].

Сказанное позволяет считать песни патриотической тематики не только средством эстетического и патриотического воспитания юношества, но и дидактическим материалом, который можно применять для формирования и развития умений текстовой деятельности старших школьников и их лингвосоциокультурной компетенции.

ИСТОЧНИКИ

Глинка — Глинка Ф. Н. Солдатская песнь. РуСтих. URL: https://rustih.ru/fedor-glinka-soldatskaya-pesn/?ysclid=laar4l-cutv827606207 (дата обращения: 01.11.2022).

Кинчев — Кинчев К. Е. Небо славян. DarkTexts.ru. URL: https://darktexts.ru/477-alisa-nebo-slavyan.html (дата обращения: 01.11.2022).

Лебедев-Кумач — Лебедев-Кумач В. И. Священная война. РуСтих. URL: https://rustih.ru/vasilij-lebedev-kumach-svyas-hhennaya-vojna (дата обращения: 01.11.2022).

ЛИТЕРАТУРА

Дейкина 2019 — Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М.: МПГУ, 2019. 210 с.

Еремеева 1999 — Еремеева А. П. Роль образцового художественного текста в обучении связной речи. Русская словесность. 1999. (4): 72-76.

Левушкина 2014 — Левушкина О. Н. Понимание и интерпретация текста в обучении русскому языку. В сб.: Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века: духовно-нравственные основы образования. Ульяновск: УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2014. С. 89-96.

Макарова 2021 — Макарова В. Ю. Когнитивный подход в обучении русскому языку (на примере работы с поэтическим текстом). Мир русского слова. 2021. (2): 88-97.

Мишатина, Цыбулько 2016 — Мишатина Н. Л., Цыбуль-ко И. П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания. М.: Национальное образование, 2016. 231 с.

Пахнова 2000 — Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды. Русский язык в школе. 2000. (4): 3-11.

Романичева 2020 — Романичева Е. С. Текстовая деятельность как одно из условий успешной реализации метапредмет-ного подхода к обучению. Мир русского слова. 2020. (2): 95-100.

Татубаев 1982 — Татубаев С. С. Певческая речь как особый способ функционирования языка. Вопросы языкознания. 1982. (2): 113-118.

Ходякова 2018 — Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика. М.: МПГУ, 2018. 188 с.

Чотчаева, Фокин 2018 — Чотчаева М. Ю., Фокин А. А. Педагогический потенциал песен военной поры. Kant. 2018. 2 (27): 145-148.

SOURCES

Глинка — Glinka F. N. Soldier's Song. RuStih. Available at: https://rustih.ru/fedor-glinka-soldatskaya-pesn/?ysclid=laar4l-cutv827606207 (accessed: 01.11.2022). (In Russian)

Кинчев — Kinchev K. E. Heaven of the Slavs. DarkTexts.ru. Available at: https://darktexts.ru/477-alisa-nebo-slavyan.html (accessed: 01.11.2022). (In Russian)

Лебедев-Кумач — Lebedev-Kumach V. I. Holy War. RuStih. Available at: https://rustih.ru/vasilij-lebedev-kumach-svyashhen-naya-vojna (accessed: 01.11.2022). (In Russian)

REFERENCES

Дейкина 2019 — Deikina A. D. Axiological Methodology of Teaching the Russian Language. Moscow: Izdatel'stvo MSPU Publ., 2019. 210 p. (In Russian)

Еремеева 1999 — Eremeeva A. P. The Role of Classical Literary Texts in Teaching Coherent Speech. Russkaia slovesnost'. 1999, (4): 72-76. (In Russian)

Левушкина 2014 — Levushkina O. N. Understanding and Interpreting a Text in Teaching the Russian Language. In: Guman-izatsiia igumanitarizatsiia obrazovaniia XXI veka: dukhovno-nrav-stvennye osnovy obrazovaniia. Ul'ianovsk: Izdatel'stvo USPU imeni I. N. Ul'ianova Publ., 2014. P. 89-96. (In Russian)

Макарова 2021 — Makarova V. Iu. Cognitive approach in teaching russian language (On the example of working with poetic text). Mir russkogo slova. 2021, (2): 88-97. (In Russian)

Мишатина, Цыбулько 2016 — Mishatina N. L., Tsybul'ko I. P. Anthropological Linguomethods: in search of sense, content and estimations. Moscow: Natsional'noe obrazovanie Publ., 2016. 231 p. (In Russian)

Пахнова 2000 — Pakhnova T. M. Text as the Basis for Creating a Developing Speech Environment in Russian Language Lessons. Russkii iazyk v shkole. 2000, (4): 3-11. (In Russian)

Романичева 2020 — Romanicheva E. S. Text activities as one of the conditions for the successful implementation of the metapo-dismic approach to learning. Mir russkogo slova. 2020, (2): 95-100. (In Russian)

Татубаев 1982 — Tatubaev S. S. Singing a Text as a Specific Way of Language Finctioning. Voprosy iazykoznaniia. 1982, (2): 113-118. (In Russian)

Ходякова 2018 — Khodiakova L. A. Methodology of Developing School Students' Speech and Creativity in the Context of Culture: Theory and Practice. Moscow: Izdatel'stvo MSPU Publ., 2018. 188 p. (In Russian)

Чотчаева, Фокин 2018 — Chotchaeva M. Iu., Fokin A. A. The pedagogical potential of songs of wartime. Kant. 2018, (2 (27)): 145-148. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.