Научная статья на тему 'ТЕКСТОВЫЙ БЛОГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДРУЖЕСКОГО ПИСЬМА'

ТЕКСТОВЫЙ БЛОГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДРУЖЕСКОГО ПИСЬМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖЕСКОЕ ПИСЬМО / СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПУШКИНСКАЯ ЭПОХА / БЛОГИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ищенко Нина Сергеевна

В статье проведен сравнительный анализ современного общения в сетях и блогах информационного пространства и жанра дружеского письма в пушкинскую эпоху. Выделены общие характерные черты указанных видов текста, каковыми являются имитация живой речи, а также взаимодействие репрезентативной и коммуникативной функции общения. В работе показана общность целей и коммуникативных стратегий дружеского письма и сетевого общения: самопрезентация, упрощенная структура текста, использование элементов устной речи и ее имитация. Самопрезентация как в блоге, так и в дружеском письме, складывается из двух составляющих: собственно презентационной и коммуникационной. Разные стратегии самопрезентации создают образ автора, а коммуникация обеспечивает трансляцию этого образа в читательскую среду и формирует обратную связь, отклик читателей, позволяющий автору корректировать свой образ в ходе общения. В статье также обосновано, что в ходе сетевого общения в блогах создаются тексты, трансформирующие жанр дружеского письма, включая в композицию произведения читателя, его ассоциации и культурную память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT BLOG AS A TYPE OF THE FRIENDLY LETTER

Summary: the paper provides a comparative analysis of modern communication in networks and blogs of the information space and the genre of friendly writing in the Pushkin era. The general characteristic features of these types of text are highlighted, which are the imitation of live speech, as well as the interaction of the representative and communicative functions of communication. The paper shows the commonality of goals and communicative strategies of friendly writing and networking: self-presentation, simplified text structure, the use of elements of oral speech and its imitation. Selfpresentation both in a blog and in a friendly letter consists of two components: the actual presentation and communication. Different strategies of self-presentation create an image of the author, and communication ensures the translation of this image into the reader’s environment and forms feedback, readers’ response, allowing the author to adjust his image during communication. The paper also proves that during online communication in blogs, texts are created that transform the genre of friendly writing, including the reader’s works, his associations and cultural memory in the composition.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОВЫЙ БЛОГ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ДРУЖЕСКОГО ПИСЬМА»

УДК 316.472.4:004 + 821.161.1-94"18"

Н. С. Ищенко

Текстовый блог как разновидность дружеского письма

В статье проведен сравнительный анализ современного общения в сетях и блогах информационного пространства и жанра дружеского письма в пушкинскую эпоху. Выделены общие характерные черты указанных видов текста, каковыми являются имитация живой речи, а также взаимодействие репрезентативной и коммуникативной функции общения. В работе показана общность целей и коммуникативных стратегий дружеского письма и сетевого общения: самопрезентация, упрощенная структура текста, использование элементов устной речи и ее имитация. Самопрезентация как в блоге, так и в дружеском письме, складывается из двух составляющих: собственно презентационной и коммуникационной. Разные стратегии самопрезентации создают образ автора, а коммуникация обеспечивает трансляцию этого образа в читательскую среду и формирует обратную связь, отклик читателей, позволяющий автору корректировать свой образ в ходе общения. В статье также обосновано, что в ходе сетевого общения в блогах создаются тексты, трансформирующие жанр дружеского письма, включая в композицию произведения читателя, его ассоциации и культурную память.

Ключевые слова: дружеское письмо, сетевое общение, информационное пространство, коммуникативная стратегия, пушкинская эпоха, блоги

Nina S. Ishchenko Text blog as a type of the friendly letter

Summary: the paper provides a comparative analysis of modern communication in networks and blogs of the information space and the genre of friendly writing in the Pushkin era. The general characteristic features of these types of text are highlighted, which are the imitation of live speech, as well as the interaction of the representative and communicative functions of communication. The paper shows the commonality of goals and communicative strategies of friendly writing and networking: self-presentation, simplified text structure, the use of elements of oral speech and its imitation. Self-presentation both in a blog and in a friendly letter consists of two components: the actual presentation and communication. Different strategies of self-presentation create an image of the author, and communication ensures the translation of this image into the reader's environment and forms feedback, readers' response, allowing the author to adjust his image during communication. The paper also proves that during online communication in blogs, texts are created that transform the genre of friendly writing, including the reader's works, his associations and cultural memory in the composition.

Keywords: friendly letter, network communication, information space, communicative strategy, Pushkin epoch, blogs DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-65-69

Информационное пространство в XXI в. влияет на все сферы человеческой жизни. Общение в сети стало фактором, трансформирующим способы коммуникации и виды создаваемых текстов. В то же время электронные тексты не являются принципиально новым жанром, развивая традиционные виды литературного текста. Одним из важных каналов коммуникации в сети является текстовый блог. Рассмотрим способы коммуникации и характерные черты текстов в блоге и сравним их с дружеским письмом в пушкинскую эпоху, проанализируем сходство и различие этих видов текста, попробуем найти культурные причины произошедшей трансформации.

Общение в блогах является предметом изучения современных лингвистов, филологов, культурологов как в России, так и за рубежом. Среди ведущих авторов, исследующих характеристики интернет-коммуникации и разновидности текстов, продуцируемых в блогосфере, можно назвать С. Наусона, Б. Нарди, Е. Горни, О. А. Громова, Е. И. Лоцан, А. А. Селютина, Ю. В. Балакину.

Активный коммуникант в процесс интернет-общения может преследовать четыре цели: обмен информацией; создание и поддержание контактов; повышение личного рейтинга в сетевом сообществе; развлечение, т. е. общение ради общения. Данные цели определяются приблизитель-

но, в реальном сетевом дискурсе они, как правило, сосуществуют [1, с. 140].

Характерной чертой в интернет-коммуникации настоящего времени является маргинализация дискурса анонимности и альтернативной идентичности. Если в начальный период массового распространения Интернета анонимность и свобода конструирования разных личностей высоко ценилась, то в настоящее время подобные практики отходят на второй план. Основной тренд современного сетевого общения -самоутверждение [2, с. 61]. Таким образом, цель повышения личного рейтинга в сетевом сообществе выходит на первый план. Основным способом ее достижения является самопрезентация коммуниканта.

Повышение личного рейтинга в общении подразумевает реакцию аудитории на практики самопрезентации, реализованные коммуникантом. Важной характеристикой, отражающей этот показатель, является ин-тенциональность - направленность коммуникации, потребность в собеседнике и читателе [2, с. 65]. Интернет-коммуникация, направленная на самопрезентацию коммуниканта и позволяющая выстроить систему обратной связи, получив отклик публики, полнее всего реализуется в блогах.

Блог определяется как веб-страница, содержащая личный онлайн-дневник с отзывами, комментариями и различными гиперссылками [3].

Для блогов характерны недлинные записи, доступные читателям в порядке, обратном хронологическому. Как показывают современные исследования, основным назначением блога является предоставление пользователям инструмента для самопрезентации, поиска собеседников и единомышленников, построения сетей взаимодействия [4].

Что касается целей, преследуемых читателями блогов, можно выделить пять возможных вариантов:

1) поддержание контакта с родственниками и друзьями;

2) получение информации;

3) развлечение;

4) мониторинг общественного мнения;

5) социализация [5].

Самым важным в аспекте построения самопрезентационных моделей представляется последняя цель читателя блога. Социализация подразумевает включение человека в некую социальную группу, усвоение социальной роли, освоение практик и навыков,

необходимых на данной ступеньке иерархии. Эту функцию читатели блогов могут реализовать, формируя публику, отзывающуюся на высказанные в дневнике идеи, мысли и впечатления. Общая с автором культурная память, схожие модели поведения, сопряженный личный опыт позволяют читателям улавливать содержащиеся в блоге послания, давать эмоциональный отклик и обратную связь, позволяющую автору судить об успехе его стратегий самопрезентации.

Для достижения целей коммуникации создаются разные тексты, как словесные, так и визуальные, аудиальные и медиа-тексты. Анализ визуальных, аудио- и медиа-текстов выходит за рамки данной работы. Словесные же тексты в сети Интернет имеют специфические характеристики. Так, в ходе интернет-коммуникации используются тексты, в которых активно употребляются сокращенные слова, заимствованные слова и неологизмы [6].

Словесные тексты в сети Интернет получили название электронного текста. Под электронным текстом понимается «текст, продуцированный с помощью какого-либо электронного носителя информации (компьютера, телефона, планшета) и совмещающий в себе в той или иной степени черты устной и письменной речи» [7, с. 17]. Электронные тексты классифицируется по степени уникальности, средствам коммуникации, источнику, включенности в гипертекст, наличию мультимедиа, законченности, формату, статусу, функциям и так далее. В то же время, несмотря на разнообразие характеристик, электронные тексты по типу схожи не только «между собой, но и с традиционными (бумажными) аналогами, а электронный письменный дискурс - это, по сути, «препарированный» традиционный дискурс, где многие теоретически описанные в научной литературе процессы (интертекстуальность, гипертекстовость, полилогичность, приращение смыслов) становятся очевидными» [7, с. 17].

Анализ электронных текстов, наполняющих блоги, позволяет сделать следующий вывод:

- блоги выработали свой уникальный языковой код, включающий терпимость к ошибкам различной природы, упрощенные синтаксические конструкции и совмещение на письме различных алфавитов;

- в блогах наблюдается наложение характеристик устной и письменной речи [8, с. 103].

Подведем промежуточные итоги. Важной целью интернет-коммуникации путем ведения текстового блога является самопрезентация. Блог наполняется электронными текстами зачастую с упрощенной структурой. Еще одной важной характеристикой электронных текстов блога является использование элементов устной речи и шире - имитация устной речи разными способами. Самопрезентация в блоге складывается из двух составляющих: собственно презентационной и коммуникационной. Разные стратегии самопрезентации создают образ автора, а коммуникация обеспечивает трансляцию этого образа в читательскую среду и формирует обратную связь, отклик читателей, позволяющий автору корректировать свой образ в ходе общения. Методологически важный вывод о традиционной природе электронного текста позволяет искать прообраз блога в литературе доин-тернетного периода, и в этом качестве стоит рассмотреть жанр дружеского письма.

Дружеское письмо в России зародилось в XVIII в. как подражание французской эпистолярной традиции. Дружеское письмо как литературный жанр сформировалось в пушкинскую эпоху. В таком качестве дружеское письмо этого периода исследовано американским русистом У. М. Тоддом III. Остановившись на эпистолярной традиции в Европе и в России к началу пушкинского времени, автор выявил специфику подхода русских литераторов начала XIX в. к дружескому письму, остановился на формальных и содержательных характеристиках дружеского письма в пушкинскую эпоху, уделив особое внимание способам создания иллюзии разговорной речи, а также отдельно исследовал цели дружеского письма, акцентировав внимание на самой важной из них - репрезентативной. Кроме того, немаловажным фактором при написании дружеского письма было то, что оно изначально предназначалось не только друзьям, но и читающей публике: письма писались без черновиков, копии не сохранялись авторами, но адресаты писем их переписывали и распространяли. Таковы были условия литературной игры, соблюдаемой обеими сторонами. Жанр дружеского письма дифференцируется от других жанров по сумме материала и композиционных приемов [9, с. 10].

Темы дружеского письма той эпохи условно делятся на две группы: имеющие общественное звучание и интимные. К первым относятся литературные новости, кри-

тика, оценка произведений, политические события, общекультурные темы. Ко вторым - события личной жизни, происшествия в узком кругу литераторов. Дружеские письма пушкинской эпохи сознательно выстраивались на гармонии двух видов тем.

Интимный тон и темы, недопустимые в других жанрах, важны как для читателя-современника, так и для потомства, на внимание которого рассчитывали писатели того времени. Конкретная деталь, умеренная непристойность и ссылки на повседневные дела передают интимный мир и сообщают читателям последующих поколений, что они открыли что-то, для них не предназначенное [9, с. 79].

Отношение арзамасцев к дружеской переписке восходит к салонной адаптации дружеского письма, идущей из французской культуры XVN-XVШ вв. Литература для арзамасцев тесно связана с обществом, к искусству писания писем прилагаются социальные критерии,отвечать на письма -это проявление умения жить в свете. Соответственно, авторы смотрели на письмо как на записанный разговор, свободный и спонтанный [9, с. 62]. В то же время письмо отличается от разговора, которому оно подражает, тем, что оно написано, а не произнесено. Соответственно, в письме отсутствует экспрессия интонаций голоса и физических жестов. Для преодоления этого препятствия используются следующие способы:

- процесс создания письма изображается как разговор, беседа, болтовня;

- письмо прерывается со ссылкой на события, случившиеся в момент сочинения письма;

- употребляются междометия и частицы, вопросительные и восклицательные знаки, подчеркиваются слова;

- слова пишутся в соответствии с собственным произношением, а не с правилами орфографии;

- включается жестикуляция в содержание письма (выражениями вида «обнимаю тебя», «читая твое письмо, пожимал плечами» и т. д.) [9, с. 125].

Наряду с этими способами активно используются синтаксические средства создания иллюзии разговорной речи: короткие фразы, прямой порядок слов, отсутствие каузальных союзов, партиципов, герундиев и прочих формальных признаков письменной речи. В комбинации с быстрой переменой темы это придает письму темп разговора [9, с. 126].

Поскольку имитация разговорной речи является самым важным элементом дружеского письма, его композиционные принципы направлены на решение этого задачи. К композиционным принципам дружеского письма относятся смена тем и эмоций в рамках одного письма [9, с. 133]; острословие, вариации одной темы [9, с. 135]; пассажи о состоянии переписки, серия приветствий и вопросов к приятелям [9, с. 136]. Чаще всего письма организуются несколькими композиционными принципами, интонациями, темами [9, с. 140]. Характерным для дружеского письма является нарушение стандартной формы письма, включающей обращение, содержание и заключение [9, с. 148]. Письмо зачастую начинается внезапно, с минимальным приветствием или без приветствия, письмо может быть начато стихами, пословицами, каламбурами [9, с. 149]. Также подразумеваемая непрерывность дружеской корреспонденции исключает использование в отдельно взятом письме слишком акцентированной концовки. Вопросы, просьбы, постскриптумы оставляют письмо открытым для избежания впечатления, что темы письма исчерпаны [9, с. 152].

Наиболее общий композиционный принцип дружеских писем пушкинской эпохи - ассоциативная связь идей, которая объединяет как автора, так и читателей, причем не только адресатов, но и читающую публику [9, с. 143]. На этой основе строится как образ автора письма, так и образ его читателя.

Авторский образ арзамасского письма требовал скромности и самоснижения, защищавших от помпезности. Арзамасцы ценили чувствительность, но не утратили житейского цинизма. Они касаются любых тем, даже жестоких и трагичных, но склонны обрабатывать их в ироническом ключе [9, с. 86]. Образ автора в арзамасских письмах вариативен, но имеет ряд повторяющихся характеристик, отражающих литературную и социальную норму: «готовность к любви и дружбе, любовь к литературе, хороший вкус, способность к умственным и физическим радостям, искренность, самоирония, многообразие интересов, общежительность и чувство юмора. Образ автора мог также содержать черты, характерные для других жанров: позу легкого, не требующего усилий творчества и праздности стихотворного послания, праведное негодование горькой сатиры, патриотизм панегирической оды, меланхолию элегии. Специфика письма -

комбинация поз и настроений, использование характерных деталей и самоиронии» [9, с. 88]. Аналогичным образом конструируется и образ корреспондента. Пишущий использует такие приемы, как сравнение с нормой; метафора и аналогия; перечень интересов, отношений и видов деятельности; лаконизм характеристик; конкретность; ироничность [9, с. 92].

Таким образом, в дружеских письмах как литературном жанре в пушкинскую эпоху можно заметить общие черты с электронными текстами блогов в современном информационном пространстве: совмещение функций самопрезентации и коммуникации; использование специфических тематических, композиционных, синтаксических и лексических приемов для решения поставленных задач коммуникации. Среди этих приемов ведущее место занимает имитация в письме разговорной речи, для чего используются короткие синтаксические единицы, сниженная лексика, упрощенная орфография, конкретная деталь, интимные темы, отсутствие ярко выраженного обращения и прощания в письме, быстрая смена тем, интонаций и эмоций.

Самопрезентация автора строится на основе культурно-значимых социальных ценностей: способность чувствовать, дружить, любить, быть светским человеком, коммуницировать в соответствии с принятыми нормами, модифицируя их в сторону обогащения жизни интеллектуальным содержанием, литературным творчеством, критической мыслью. Конструирование образа корреспондента происходит на той же основе.

Перечисленные черты позволяют рассматривать современную коммуникацию как трансформацию и развитие жанра дружеского письма. Характерным отличием дружеского письма от блога является изменение роли читающей публики. В пушкинскую эпоху публика выносится за скобки: автор работает со своими корреспондентами, которые тоже пишут ему письма, сохраняют и распространяются его письма, имеют с ним общие вкусы и темы, обсуждают общих знакомых. Читатели вне писательского круга явно не присутствуют в ситуации. Хотя письма писались в какой-то степени не только для друзей, но и для потомства, обратной связи с этой частью читателей у автора не было.

В современном блоге самопрезентация автора включает в себя обратную связь и

коммуникацию с читающей публикой. Общие темы и интересы формируют пространство коммуникации, в котором автор строит свой образ, а читатели достигают своих целей в сетевом общении. В интернет-коммуникации читатель имеет возможность влиять на автора, корректировать его стратегии самопрезентации, создавать необходимый элемент восприятия авторской позиции.

Процессы размывания границы между писателем и читателем получили в ХХ в. название «смерть автора». В настоящее время в сетевой коммуникации автор не является единственным законным владельцем текста. Автор создает сложную композиционную структуру, включающую как другие тексты (гипертекст), так и читающую публику с ее ассоциациями и отсылками. Способность считывать аллюзии, включаться в общение, строить авторский и собственный образ являются важными компетенциями в ходе социализации читателя блогов.

Применение всего арсенала литературных методов и приемов обеими сторонами коммуникации, и автором блога, и его читателями, позволяет вместить в легкую форму живого разговора интеллектуально сложное и эмоционально наполненное содержание, создать сложный семантически насыщенный гипертекст, формируя пространство творчества для всех участников сетевого общения.

Список литературы

1. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 138-141.

2. Громов О. А. Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология. 2013. № 2. С. 59-66.

3. Nowson S. The Language of Weblogs: A study of genre and individual differences / Univ. of Edinburgh. Edinburgh, 2006. 261 p.

4. Nardi Bonnie A. Blogging as Social Activity, or, Would You Let 900 Million People Read Your Diary? // CSCW04: Proceedings of the 2004 ACM conf. on Computer Supported Cooperative Work. New York: ACM Press, 2004. P. 222-231. URL: https://artifex.org/-bonnie/ pdf/Nardi_blog_social_activity.pdf (дата обращения: 28.04.2022).

5. Gorny E. Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community. URL: http:// www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/en/ gorny_rlj.pdf (дата обращения: 28.03.2022).

6. Лоцан Е. И. Интернет как новая фактура речи // Язык и социальная динамика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21 мая 2011 г., Красноярск): в 2 ч. Красноярск, 2011. Ч. 1. С. 46-53. URL: https://disk. sibsau.ru/index.php/s/K1Zi8TfrUrLx7u1 (дата обращения: 28.04.2022)

7. Балакина Ю. В. Электронный текст: принципиально новый вид текста? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2016. Т. 15, № 3. С. 17-27.

8. Балакина Ю. В. Блоги - новое явление в текстовой лингвистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. С. 100-103.

9. Тодд III У. М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. Санкт-Петербург: Гуманит. агентство «Академ. проект», 1994. 208 с.

References

1. Selyutin A. A. Genres as a form of communicative expression of an online personality. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2009. 35 (173). Philology. Art criticism. 37, 138-141 in Russ.).

2. Gromov O. A. Personality self-presentation in social networking services. Sociology. 2013. 2, 59-66 (in Russ.).

3. Nowson S. The Language of Weblogs: A study of genre and individual differences / Univ. of Edinburgh. Edinburgh, 2006. 261 (in Russ.).

2. Nardi Bonnie A. Blogging as Social Activity, or, Would You Let 900 Million People Read Your Diary? CSCW04: proc. of the 2004 ACM conf. on Computer Supported Cooperative Work. New York: ACM Press, 2004. 222-231. URL: https://artifex. org/~bonnie/pdf/Nardi_blog_social_activity.pdf (accessed: Apr. 28.2022).

5. Gorny E. Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community. URL: http:// www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/en/ gorny_rlj.pdf (accessed: Mar. 28.2022).

6. Lotsan E. I. Internet as a new texture of speech. Language and social dynamics: materials of All-Russ. sci.-practical conf. (May 21, 2011, Krasnoyarsk): in 2 p. Krasnoyarsk, 2011. 1, 46-53. URL: https://disk.sibsau.ru/ index.php/s/K1Zi8TfrUrLx7u1 (accessed: Apr. 28.2022) (in Russ.).

7. Balakina Yu. V. The electronic text - a cardinally new textual type? Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2016. 15 (3), 17-27 (in Russ.).

8. Balakina Yu. V. Blogs - a new phenomenon in text linguistics. Proceedings of Voronezh State University. Series. Linguistics and intercultural communication. 2012. 1, 100-103 (in Russ.).

9. Todd III W. M. Friendly writing as a literary genre in the Pushkin era. Saint-Petersburg: Humanitarian Agency «Academic project», 1994. 208 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.