Научная статья на тему 'Текст политического ПЛАКАТА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКА'

Текст политического ПЛАКАТА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тетрализация / политический дискурс / theatricality / political discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ходус Вячеслав Петрович, Ходус Елена Юрьевна

В статье рассматриваются основания исследования текста политического плаката как элемента языковой театрализации. Театрализация политики создает определенные характеристики политическому дискурсу и, в то же время, определенным образом регламентирует политические тексты. Рационально-эмоциональная спаянность восприятия политических текстов достигается за счет семиотически сложного моделирования в пространстве политического плаката, достигаемого через синтез информативной направленности вербальных и невербальных средств. Политический плакат выполняет основную роль в борьбе за власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The text of political POSTER AS AN ELEMENT OF THE THEATRICALITY OF THE LANGUAGE

The article deals with the study of the political poster text base as a part of the language theatricality. Dramatization policy creates certain characteristics of political discourse and at the same time in a certain way regulates the political texts. Rational and emotional perception of the political cohesion of the texts is achieved by semiotically complex modeling in a space of political posters, achieving through a synthesis of an informative orientation of verbal and nonverbal means. Political Poster performs a major role in the struggle for power.

Текст научной работы на тему «Текст политического ПЛАКАТА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКА»

УДК 659.133.1; 811.133.1

Ходус Вячеслав Петрович

доктор филологических наук. СевероКавказский федеральный университет [email protected]

Ходус Елена Юрьевна

кандидат филологических наук. СевероКавказский федеральный университет [email protected]

Текст политического

ПЛАКАТА КАК ЭЛЕМЕНТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКА

Vyacheslav P. Hodus

Doctor of Philology.

North Caucasian federal university [email protected]

Elena Yu. Khodus

candidate of philology.

North Caucasian Federal University [email protected]

The text of political

POSTER AS AN ELEMENT OF THE THEATRICALITY OF THE LANGUAGE

Аннотация. В статье рассматриваются основания исследования текста политического плаката как элемента языковой театрализации. Театрализация политики создает определенные характеристики политическому дискурсу и, в то же время, определенным образом регламентирует политические тексты. Рационально-эмоциональная спаянность восприятия политических текстов достигается за счет семиотически сложного моделирования в пространстве политического плаката, достигаемого через синтез информативной направленности вербальных и невербальных средств. Политический плакат выполняет основную роль в борьбе за власть.

Ключевые слова: тетрализация, политический дискурс.

Annotation. The article deals with the study of the political poster text base as a part of the language theatricality. Dramatization policy creates certain characteristics of political discourse and at the same time in a certain way regulates the political texts. Rational and emotional perception of the political cohesion of the texts is achieved by semi-otically complex modeling in a space of political posters, achieving through a synthesis of an informative orientation of verbal and nonverbal means. Political Poster performs a major role in the struggle for power.

Keywords: theatricality, political discourse.

Наличие в политическом дискурсе адресата-наблюдателя обуславливает реализацию стратегии театральности - «театральный», подход к ситуации, представляющий ее «трактовку в качестве драмы, где люди стараются произвести друг на друга определенное впечатление» [1]. Театральность политического дискурса связана с тем, что одна из сторон коммуникации - народ - выполняет преимущественно роль не прямого адресата, а адресата-наблюдателя, который воспринимает политические идеи.

В то же время, стоит отметить определенный акт театрализации, присущий мировой политике в целом. Политический плакат является частью, а в некоторые моменты и центром, политического театра. Интересно, что генетически политический плакат, по форме и знаковой соположенности, исходит из театральной афиши. Политический плакат выполняет основную роль в борьбе за власть: он разговаривает с избирателем в отсутствие кандидата. При этом, свой выбор значительная часть электората осуществляет «не на основе рациональной оценки программы политических движений и их лидеров или их решений и деятельности, а на эмоциональном уровне, на основе сложивше-

гося соотношения симпатии и антипатии, степени доверия и недоверия к конкретным лидерам и организациям» [3].

В текстах политического плаката это достигается через абсолютизацию прогресса форм выражения идеи в слове и невербальном знаке, а также через череду «выпуклых» элементов текста. Для политического плаката «иллюстрирование вербального текста вносит модификации в процесс его восприятия и конструирования его содержания» [1]. Сам же концепт театр может развиваться в двух направлениях: «с одной стороны, это натуралистический театр с элементами стремления выразить настоящую жизнь (мимесис), а с другой - новый сюрреалистический театр, преисполненный символов, означений, как пространство декодирования и интерпретации» [4, р. 110]. При этом, свой выбор значительная часть электората осуществляет «не на основе рациональной оценки программы политических движений и их лидеров или их решений и деятельности, а на эмоциональном уровне, на основе сложившегося соотношения симпатии и антипатии, степени доверия и недоверия к конкретным лидерам и организациям» [3].

224

Рационально-эмоциональная спаянность восприятия политических текстов достигается за счет семиотически сложного моделирования в пространстве политического плаката, достигаемого через синтез информативной направленности вербальных и невербальных средств. Этот синтез берет исток в особой форме словесного творчества, объединившего слово звучащее (эпос или лирика) с действием показанным, вер-балику и невербалику, слово-историю и жестритуал - творчестве драматическом, реализовавшемся в греческом театроне.

Текст политического плаката опирается на богатую традицию театральной жизни страны, на приемы мистификации и абсурдизма. В текстах политического плаката это достигается через абсолютизацию прогресса форм выражения идеи в слове и невербальном знаке, а также, через череду «выпуклых» элементов текста. Для политического плаката «иллюстрирование вербального текста вносит модификации в процесс его восприятия и конструирования его содержания» [1].

В качестве доказательства театрализации политического процесса посредством политического плаката можно указать на тот факт, что в серии плакатов включены прецедентные тексты афиш знаменитых фильмов, смешение, смятие афиш, а также пример, который представляет не политический плакат, а театральную афишу, в пространство которой включен предвыборный плакат. Это - свидетельство двойной театрализации.

Театрализация представляет определенное «срежиссированное», драматургически обоснованное внедрение в пространство и политического, и бытийного дискурса элементов ритуального действа, призванного максимально убедить «зрителя» в необходимости, даже сакральности,

Литература:

1. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе // Политическая лингвистика: сб. научн. тр. Екатеринбург, 2007. Выл. (3) 23. С. 73-78.

2. Кузьмина НА. Интертекст и его роль в эволюции поэтического языка. Екатеринбург; Омск, 1999. 240 с.

3. Мазера Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов): КД. Барнаул, 2005. 167 с.

4. Chvalun R.V. Dialecticism of linguistic structure of the concept «Theater» in metapoetic text of G. Apollinaire. Journal of Language and Literature. 2014. 5(4). P. 108-110.

происходящего. И то, что театральное действо способно активизировать позитивную энергию зрителя, известно политтехнологам и используется ими во время выборных кампаний. В это время города и вся страна напоминают огромную сцену, на которой все действия выстраиваются по законам священнодействия. В настоящем исследовании рассматривается только политический плакат, то есть своеобразная декорация театрального пространства. Но и в ней уже определено действие, герои, события, а порою и реплики, дебаты, проходящие активно в другом, масс-медийном пространстве.

Метафорическая модель ЖИЗНЬ - это ТЕАТР широко распространена в самых различных коммуникативных сферах. По мнению Н.А. Кузьминой [2], в современной мировой культуре эта модель воспринимается как восходящая к Шекспиру. Театральная метафора достаточно тради-ционна для политического дискурса различных стран; однако, в конце XX века эта модель превратилась в доминантную, в концептуальную метафору. Показательно, что некоторые современные политики появляются на телеэкранах не реже, чем наиболее популярные артисты.

В соответствии с рассматриваемой моделью в последнее десятилетие XX века на политической сцене по заранее разработанным сценариям и под руководством опытных режиссеров разыгрывались комедии, трагедии и фарсы, в которых играли свои роли актеры.

Политический плакат входит в область театрализации, которая в большой степени характеризует политический дискурс. Театрализация обусловливает повышение экспрессивных средств воздействия и снижение роли вербальных знаков («угасание семантики»).

Literature:

1. Voroshilova M.B. Creolized text in political discourse // Political linguistics. Ekaterinburg, 2007. Vol. (3) 23. P. 73-78.

2. Kuz’mina N.A. Intertext and its role in the evolution of poetic language. Ekaterinburg; Omsk, 1999. 240 p.

3. Magera T.S. The text of the political poster: lingo-rhetoric modeling (based on regional election posters). Barnaul, 2005. 167 p.

4. Chvalun R.V. Dialecticism of linguistic structure of the concept «Theater» in metapoetic text of G. Apollinaire. Journal of Language and Literature. 2014. 5(4). P. 108-110.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.