УДК 801.1; 801.7
ТЕКСТ «ЛИ ЦЗИ» КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Кейдун Ирина Борисовна канд. иcmop. н.,
доцент кафедры китаеведения Амурского государственного университета,
г.Благовегценск
E-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: древний письменный памятник, китайская цивилизация, конфуцианство, категории китайской культуры
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена древнему письменному памятнику китайской цивилизации «Ли цзи», являющемуся важнейшим, но малоизученным китайским классическим текстом, без которого изучение конфуцианства, социальных норм и религиозной жизни традиционного Китая не может быть всесторонним.
В числе древних письменных памятников китайской цивилизации имеются три текста, в центре внимания которых находится ли - этикет, ритуал, обряд, церемония, правила поведения. Ли - одна из центральных категорий китайской философии и культуры. Речь идет о произведениях «И л ту (Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы), « Чжоу л ту (Этико-ритуальные нормы эпохи Чжоу), «Ли цзи» (Записки о ритуале).
Первые два по времени создания предшествовали «Ли цзи». «И ли» - сборник ритуальных правил и норм поведения, относящихся главным образом к периоду Чуньцю (8-5 вв. до н.э.). В «И ли» описано множество конкретных мелких ритуальных правил: траурные, свадебные, жертвоприношений, стрельбы из лука, надевания шапки, приглашения на службу и др. Этот текст был создан гораздо позже времени возникновения и распространения в обществе описанных в нем аристократических норм и ритуалов. Тем не менее, «И ли» заслужил огромное уважение к себе: он объединил достойные подражания мудрые установления далекого прошлого.
«Чжоу ли» - памятник, отличающийся по содержанию (а, значит, по целям и задачам, которые поставили перед собой его авторы) от одновременного с ним текста «И ли» и более позднего «Ли цзи». Составители «Чжоу ли» не были озабочены описанием конкретных ритуалов, они преследовали цель воссоздать схему функционирования чжоуской государственной системы. Текст «Чжоу ли» состоит из шести разделов - по числу основных подразделений государственного аппарата чжоуской эпохи. Каждый раздел описывает функции соответствующих административных подразделений с их штатом чиновников, принимая попытку охарактеризовать идеальную политическую систему.
Третий по времени создания текст о ритуале, но важнейший по месту, занимаемому им в китайской культуре - трактат «Ли цзи».
«Ли цзи» был создан гораздо позднее, чем «И ли» и «Чжоу ли», а именно - в 1 в. до н.э. Время создания памятника наложило отпечаток и на его идеологическую окраску. По своей доктринальной сути все три памятника являются конфуцианскими. Но конфуцианство, заложенное в «И ли» и «Чжоу ли», и конфуцианство, которое читается в «Ли цзи», совершенно различны. Конфуцианство «Ли цзи» - это позднее, ханьское, имперское конфуцианство. Конфуцианство этой эпохи призвано было занять место идеологической основы ханьской империи. Оно впитало в себя многое из других (порой соперничавших с конфуцианством) идеологических учений.
Также и «Ли цзи»: заимствовав многое, например, из даосизма, легизма, памятник, тем не менее излагает фундаментальные основы конфуцианства. Текст, составленный ханьскими учеными, был сразу высоко оценен официальной наукой. «Ли цзи» был включен в состав конфуцианского канона - ограниченный круг основополагающих памятников конфуцианского учения. Включение в состав конфуцианской классики повлекло за собой соответствующие последствия: текст заботливо сохранялся,
подробнейше комментировался, заучивался наизусть, был предметом многочисленных ссылок и цитирований.
Текст «Ли цзи» занимает в китайской культуре важное место. Сам термин ли, включенный в название памятника, входит в число не только важнейших конфуцианских категорий, но и в число важнейших категорий китайской культуры.
Понятие ли появилось в китайской культуре еще в глубокой древности и первоначально обобщило в себе формы взаимоотношения людей с сакральной сферой. Этимологическое значение ли - культовое действие с сосудом. Начертание иероглифа ли роднит его с онтологическим понятием ти (тело, строй, сущность, субстанция) -графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство во многом предопределило и онтологизацию понятия ли, которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До середины 1 тыс. до н.э. воздействие ли считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии звучание ли больше перетекло в сферу этического толкования.
Конфуцианцы очень точно вписали ли в ряд основных идеологических терминов своего учения и прочно сплели их друг с другом: человек при помощи ли стремится стать цзюнъ-цзы - цзюнъ-цзы стремится обрести гуманность/человечность жэнъ - жэнъ достигается опять-таки с помощью ли.
Исполнение ли (в любом его понимании) было исключительно важным для древнего китайца: это уравновешивало мир, наполняло его гармонией - тем, к чему должно стремиться все сущее. Поэтому так важно было зафиксировать письменно выработанные временем нормы ли.
Эту цель и преследовало составление «Ли цзи»: собрать воедино древние разрозненные записи, расписывающие подробно нормы достойного поведения ли, чтобы показать способы, которыми прежде достигалась гармония в Поднебесной.
Складывание «Ли цзи» как единого текста относится к 1 в. до н.э. Заслуга в оформлении памятника принадлежит ханьскому ученому Дай Шэну. Дальнейшая (после Дай Шэна) история трактата связана лишь с подготовкой разного рода комментариев и воспроизведением текста в различных редакциях, которых за время существования «Ли цзи» было подготовлено большое количество.
Составители памятника собрали материалы, принадлежавшие различным временным эпохам и разным авторам. В силу этого многим исследователям трактат представлялся и представляется хаотичным набором разнородных записей, который не имеет никакой внутренней логической структуры. Однако при внимательном изучении представляется совершенно очевидным, что в построении всего памятника присутствует логика. Подтверждением тому служат данные, полученные в результате использования простейших приемов текстологического анализа памятника. Трактат состоит из 49 глав. Общая тенденция построения трактата такова: снижение объема глав к концу памятника. То есть самые крупные разделы находятся в начале или середине памятника, а самые мелкие - в конце. Важнейшими разделами (то есть самыми крупными по объему) оказываются главы, имеющие самостоятельное, отвлеченное, даже философское звучание (Чжун юн, Да сюэ), то есть отнюдь не те разделы, которые посвящены описанию конкретных ритуалов.
Роспись конкретных обрядов для составителей книги «Ли цзи» являлась не главной задачей (или, по крайней мере, не самой главной). Следовательно, задачей являлось нечто другое. Задача, стоявшая перед составителями «Ли цзи» - не научить конкретным ритуалам (многие из них были настолько детализированы, сложны и неправдоподобно уточнены, что кажется весьма сомнительной возможность безукоризненного следования им), а представить обществу (настоящему и будущему) эталон функционирования социальных отношений с помощью наполнения ли (одной из основ нормальной жизнедеятельности конфуцианской монархии) надлежащим содержанием. Следует отметить, что в тексте «Ли цзи» присутствуют все моменты из перечисленных выше: образцы социальных отношений, философское содержание ли, значение и роль ли в жизни конкретного человека и всего общества, принципы организации государства, основанного на конфуцианских постулатах, структура аппарата власти, искусство администрации и др.
Исходя из того, что самыми крупными (а значит, и самыми важными) в тексте являются главы философского содержания, на наш взгляд, несправедливым является называть «Ли цзи» обрядником, как это иногда делается в исследовательской литературе. Для данного памятника подобное замечание поверхностно.
Актуальность дальнейшего изучения «Ли цзи» несомненна. «Ли цзи», наряду с такими памятниками, как «Шу цзин» «Цзо чжуань», принадлежит к числу важнейших, но все еще малоизученных китайских классических текстов. Без обращения к тексту «Ли цзи» вряд ли можно говорить о всестороннем изучении конфуцианства, социальных норм и религиозной жизни традиционного Китая.