ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 2 (22)
2024
Священник Игорь Троицкий
Теизм как прочная и неизменная истина в философии Л. М. Лопатина
УДК 1(470)(092)
DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_143 EDN MZDKQS
Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству выдающегося русского философа Льва Михайловича Лопатина (1855-1920), профессора Императорского Московского университета, председателя Московского психологического общества и редактора журнала «Вопросы философии и психологии». В статье показан жизненный путь Лопатина, основные вехи его научно-педагогическая деятельности, воспоминания его учеников, взгляды Лопатина на основные философские проблемы. Настоящая статья открывает цикл публикаций о философском творчестве Л. М. Лопатина. Представлен анализ Лопатиным достоинств и недостатков традиционных для европейской философии религиозно-философских систем: деизма, пантеизма и теизма. В таком традиционном разделении систем он обнаруживает нелогичность. Показана несостоятельность пантеизма. По мнению Лопатина, философия в своем стремлении обосновать понятие Абсолюта должна прийти к теизму.
Ключевые слова: Л. М. Лопатин, Абсолют, абстракция, безусловное, бессознательное, бытие, деизм, пантеизм, религиозно-философская система, спиритуализм, творение, теизм, условное, эманация.
Об авторе: Священник Игорь Викторович Троицкий
Кандидат технических наук, кандидат богословия, старший научный сотрудник, клирик Никольского Большеохтинского храма г. Санкт-Петербурга. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Троицкий И., свящ. Теизм как прочная и неизменная истина в философии Л. М. Лопатина // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (22). С. 143-159.
Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 09.12.2023; принята к публикации 16.12.2023.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 2 (22) 2024
Priest Igor Troitsky
Theism as a strong and unchanging truth in the philosophy of L. M. Lopatin
UDC 1(470)(092)
DOI 10.47132/2541-9587_2024_2_143 EDN MZDKQS
Abstract: The article is devoted to the life and work of an outstanding Russian philosopher Lev Mikhailovich Lopatin (1855-1920), professor at the Imperial Moscow University, chairman of the Moscow Psychological Society and editor of the journal "Questions of Philosophy and Psychology". The article shows Lopatin's life path, the main milestones of his scientific and pedagogical activities, the memories of his students, Lopatin's views on the main philosophical problems. This article opens a series of publications about the philosophical work of L. M. Lopatin. Lopatin's analysis of the advantages and disadvantages of religious and philosophical systems traditional for European philosophy: deism, pantheism and theism, is presented. He finds illogicality in this traditional division of systems. The inconsistency of pantheism is shown. According to Lopatin, philosophy, in its desire to substantiate the concept of the Absolute, must come to theism.
Keywords: L. M. Lopatin, Absolute, abstraction, unconditional, unconscious, being, deism, pantheism, religious and philosophical system, spiritualism, creation, theism, conditional, emanation.
About the author: Priest Igor Viktorovich Troitsky
Cand. Sc. in Engineering, Candidate of Theology, Senior Researcher; clergyman at the St. Nicolas Church in Bolshaya Okhta, St. Petersburg. E-mail: [email protected]
For citation: Troitsky I., priest. Theism as a strong and unchanging truth in the philosophy of L. M. Lopatin. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 2 (22), pp. 143-159.
The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 09.12.2023; accepted for publication 16.12.2023.
Жизнеописание профессора философии Л. М. Лопатина
Лев Лопатин (рис. 1) родился 1 июня 1855 г. в Москве в семье Михаила Николаевича и Екатерины Львовны Лопатиных. Михаил Николаевич был известной личностью в московском обществе, близким другом историка С. М. Соловьева. После 30 лет служения в судебных инстанциях Москвы Михаил Николаевич был назначен председателем одного из департаментов Московской судебной палаты. Екатерина Львовна воспитывала шестерых детей. Домашняя атмосфера семьи Лопатиных отличалась высокой культурой, духовным аристократизмом. Сестра Льва Лопатина с теплотой вспоминает о родителях: «Брак их считался исключительным и вызывал удивление, родители никогда не расстава-лись»1. Дети в семье Лопатиных были одаренными, воспитанными в стремлении развивать свои дарования. В полной мере это исполнилось в жизни Льва Михайловича Лопатина.
Дом семьи Лопатиных2 (рис. 2) находился на пересечении Гагаринского и Хрущевского переулков и сохранился до наших дней по новому адресу: ул. Рылеева, д.15. По средам глава семьи устраивал встречи разных представителей интеллектуальной жизни Москвы3. Такие встречи назывались «Лопатин-ские среды». «В Москве в то время не было дома, который бы столь ярко олицетворял духовную атмосферу московского культурного общества, как дом Лопатиных»4.
Друзьями семьи Лопатиных были И. С. Аксаков, А. Ф. Писемский, С. М. Соловьев, И. Е. Забелин. В «Лопа-тинских средах» принимали участие А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, Рис. 2. Дом семьи Лопатиных
И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин,
А. Н. Плещеев, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, М. М. Антокольский, В. И. Герье, Н. В. Бугаев, С. С. Корсаков, протоиерей Александр Иванцов-Платонов и др.
Атмосфера таких встреч для юного Льва сыграла важную роль. Возможно, в силу своего характера или следуя домашним традициям, Лев Михайлович начал рано интересоваться мировоззренческими вопросами.
1 Ельцова К.М. Сны нездешние // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 115.
2 Егорова Е. Особняк на Гагаринском // Декоративное искусство. 1987. № 7. С. 31-34.
3 Приветственный адрес Психологического общества // Вопросы философии и психологии. М., 1912. Кн. 111. С. 181-183.
4 Трубецкой Е.Н. Воспоминания. София, 1921.
Рис. 3. Частная гимназия Л. И. Поливанова
В возрасте семи лет у Льва Лопатина возникает дружба с Владимиром Соловьевым, которая продолжалась до самой смерти последнего. Как отмечал Лев Михайлович, у них установились «почти братские отношения»5.
В годы обучения в частной гимназии Поливанова (рис. 3) на Льва Лопатина повлияли преподаватели Л. И. Поливанов и Н. И. Шишкин.
Лев Иванович (рис. 4) передал своему ученику любовь к литературе, привил интерес к искусству. Николай Иванович открыл юному Льву Лопатину иной взгляд на математику, научил видеть общее начало математики с философией. Об этом с благодарностью Лев Михайлович пишет в своих статьях «Личность и взгляды Л. И. Поливанова» и «Физик-идеалист (Памяти Н. И. Шишкина)»6.
Личность Л. М. Лопатина формировалась в атмосфере духовного аристократизма, а также благодаря влиянию лучших представителей интеллигенции.
Чтение Дж. Беркли подвигло юного Лопатина к более серьезному восприятию идей спиритуализма7. Основные идеи Дж. Беркли нашли свое обоснование у Лопатина, прежде всего вопрос о субстанции. «Душа, дух и субстанция эти слова обозначают реальную вещь, которая не есть ни идея, ни сходна с идеей, но есть то, что воспринимает идеи и хочет, и размышляет по поводу их. Что такое я сам, что я обозначаю термином я, то же самое разумеется и под душой или духовной субстанцией». Исследуя вопрос бессмертия души человека, «мы показали, что душа неделима, бестелесна, непротяженна и, следовательно, неразрушима силой природы, т. е. человеческая душа бессмертна»8.
Еще обучаясь в гимназии, Лев Лопатин читал в оригинале философские работы Георга Гегеля, стремился уловить и усвоить мысли великого философа9. Круг чтения юного Лопатина — великие мыслители Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Давид Юм, Иммануил Кант и др.10
Лопатин убежден, что Декарт разделил душу и тело, мышление и протяженность. В результате все вещи кроме души трактовались с позиции механистического восприятия действительности. Для Лопатина важна идея Декарта о том, что субстанция духа сполна открыта нашему сознанию11.
Рис. 4. Л. И. Поливанов
5 Лопатин Л. М. Вл. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. М., 1913. Кн. 119. С. 345.
6 Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1995.
7 Борисова И. В. Профессор философии Лопатин Л. М. // Аксиомы философии. Избранные статьи. М., 1996. С. 12.
8 Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. С. 239.
9 Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Петроград, 1922. С. 18.
10 Борисова И. В. Профессор философии Лопатин Л.М... С. 13.
11 Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Его же. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 38.
Лопатин усвоил идеи Готфрида Лейбница о том, что12:
— «мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном»;
— вещественное внутри себя «невещественно»;
— телесные формы и пространство — это только произведения духовных деятельностей.
Этический идеал Лейбница — это любовь, а задача человеческой деятельности заключается в совершенствовании. Важна для Лопатина мысль Лейбница о том, что «прежде чем проявиться вовне, реальное должно быть деятельно внутри себя, как мощь, свободно определяющая себя к проявлению».
Кант внес в философию представления об идеальности пространства и времени13, о единстве сознания как предпосылке опыта14, о принципиальной мыслимости свободы15. Однако, считает Лопатин, он не объясняет душевную жизнь, духовное творчество16.
Для Лопатина важным понятием в философии Гегеля является термин «случайность»17. Он используется для объяснения конкретного и индивидуального в вещах.
Одним из мыслителей, повлиявших на становление взглядов Л. М. Лопатина, был философ Мен де Биран (рис. 5), основатель и крупнейший представитель французского спиритуализма XIX в. Основными положениями его философских воззрений, которые в дальнейшем использовал Лопатин, были:
— при решении философских проблем «уступать только разуму и никогда никакому другому авторитету»18;
— самосознание и сознание других людей есть «первоначальный факт» метафизики;
— в свободной воле человека берут свое начало те «активные способности, которые конституируют моральную природу человека»19.
Одним из ярких представителей русской интеллигенции, повлиявших на формирование личности Льва Лопатина, был С. А. Юрьев (рис. 6). «Я очень рано узнал Сергея Андреевича, его симпатичный образ составляет одно из самых светлых воспоминаний моего отрочества. В долгих беседах с ним
12 Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 418.
13 Кант И. О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Сочинения в 6-ти томах. Т. 2. М., 1963-1966. С. 398.
14 Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 2. М., 1963-1966. С. 331.
15 Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Эксмо, 2007. С. 662.
16 Круглое А. Н. Философия Канта в восприятии Л. М. Лопатина // Лев Михайлович Лопатин. Серия: Философия России первой половины XX века / Под ред. О. Т. Ерми-шина. М., 2013. С. 250-269.
17 Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1974, С. 498.
18 Main de Biran M. F. P. Oeuvres. Publ. par Tisserand. T. 1-14. Paris, 1920-1949. P. 25.
19 Ibid. P. 185.
Рис. 5. Мен Де Биран
Рис. 6. С. А. Юрьев
я почерпнул свои первые уроки по философии, многие его воззрения вошли неотделимым элементом в мое собственное мировоззрение»20.
Юрьев открыл Льву Лопатину мысль о том, что «необходимость, порождающая мир, не абстрактная и рассудочная, а творческая, так сказать художественная. Действительность в своем целом представляет живое воплощение верховного идеала красоты и внутреннего блага»21. «Разум, действующий в мире, не безличный, а творчески свободный, личная мысль живого Бога»22.
В 1875 г. Лев Лопатин поступает на историко-филологический факультет Императорского Московского университета.
Во главе кафедры философии стоял профессор М. М. Троицкий (рис. 7), сторонник экспериментальной психологии и английского эмпиризма23. В силу принципиальных философских разногласий отношения студента Лопатина с профессором Троицким не сложились. Возможно, это явилось причиной того, что после окончания университета, несмотря на прекрасную успеваемость и успехи в философских изысканиях, Лев Лопатин не был оставлен на кафедре.
Преподавательскую деятельность Л. М. Лопатин начинает в 1879 г. учителем русского языка в казенном реальном училище. Уже на следующий учебный год Лопатина приглашают в гимназию Л. И. Поливанова, а также в женскую гимназию С. С. Арсеньевой. В гимназии Арсеньевой Лев Михайлович становится председателем педагогического совета. Также Лопатин начинает преподавать на Высших женских курсах, которыми руководил В. И. Герье.
В период с 1881 по 1883 гг. появляются первые научные публикации Лопатина в журнале «Русская мысль». В своих статьях Лопатин касается проблем соотношения опытного и философского знания, вопросов соотношения знания и веры24. Эти статьи легли в основу магистерской диссертации философа25.
В 1883 г. Лопатина допускают к сдаче магистерских экзаменов. После сдачи экзамена его приглашают на кафедру философии Императорского Московского университета26. Продолжая преподавать в гимназии и на Высших женских курсах, Лопатин начинает читать лекции в университете в должности приват-доцента.
29 мая 1886 г. Л. М. Лопатин защищает магистерскую диссертацию «Область умозрительных задач». Как отмечал Лопатин в своей вступительной
20 Лопатин Л. М. Сергей Андреевич Юрьев как мыслитель // Философские характеристики и речи. М., 2000. С. 320.
21 Там же. С. 322.
22 Там же. С. 322-323.
23 Алексеев П. В. Троицкий Матвей Михайлович // Философы России Х1Х-ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. М., 2002. С. 980.
24 Лопатин Л.М. Вера и знание // Русская мысль. 1883. № 9.
25 Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч.1: Область умозрительных вопросов. М., 1911. С. 27-120, 247-428.
26 Павлов А. Т. Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты до 1917 года) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1996. № 4. С. 73.
Рис.7. М. М. Троицкий
речи, целью его работы была необходимость «показать, что на чистом разуме основанное учение о существующем возможно и необходимо». При этом Лопатин такое учение называет «умозрительной философией»27 или метафизикой, а предметом метафизики называет истины разума, «которые раскрывают действительную природу вещей и доподлинно всеобщие отношения между ними»28. Далее Лопатин отмечает, что метафизическое знание должно сформироваться как система истин. «Разум и тогда, когда он действует от себя и руководствуется тою очевидностью, которая лежит в нем самом, может приходить к некоторым положительным и прочным результатам»29.
На защите официальными оппонентами Лопатина выступили профессор М. М. Троицкий и заслуженный профессор московского университета протоиерей А. М. Иванцов-Платонов. Возражения профессора Троицкого, изложенные в письменной форме, не стали основанием для отрицательного суждения о результатах работы.
Нужно сказать, что все годы жизни Л. М. Лопатина были тесно связаны с университетской философией. Именно университетская среда, среда профессиональной философии формировала его как философа. Важную роль в этом сыграл М. М. Троицкий, который в 1875 г. возглавил кафедру философии, сменив на этом посту П. Д. Юркевича. Так же, как и Юркевич, Матвей Михайлович закончил Киевскую духовную академию, работал в различных учебных заведениях Киева и Варшавы, был магистром богословия. Профессор Троицкий придерживался вполне последовательной философской позиции. Он был сторонником английского эмпиризма, экспериментальных методов исследования, критиковал метафизику и считал психологию основой всякого гуманитарного знания. Именно поэтому Троицкий считал основными философскими дисциплинами логику и психологию.
Идеи Троицкого не находили симпатии у Лопатина. Однако в дальнейшем именно Лев Лопатин перенял у своего учителя глубокий интерес к психологии. Многие «психологические постулаты» Лопатин приобрел на занятиях Матвея Михайловича. Среди таких постулатов следует отметить30:
— «субъективность познания»;
— «пространственность материальных объектов»;
— «логическая природа мышления»;
— «приоритет самонаблюдения над другими методами психологии».
Среди современников Лопатина отношение к метафизике было негативным. Поэтому Лев Михайлович в своих симпатиях к метафизике, часто встречал непонимание. По воспоминаниям учеников, Лопатин порой испытывал «снисходительное отношение к себе, как странному чудаку, занимающемуся никому не нужными головоломными хитросплетениями»31.
27 Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч.1: Область умозрительных вопросов. М., 1911. С. 21.
28 Там же. С. 22.
29 Там же. С. 25.
30 ТорнуевА.С. Философская антропология Л.М. Лопатина: дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. С. 37.
31 Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Петроград, 1922.
Вместе с тем Лопатин был глубоко убежден в том, что:
— необходимо раскрыть «истины разума»;
— мировоззренческие вопросы могут быть решены только умозрительной философией.
Такими мировоззренческими вопросами являются вопросы сущности бытия, вопросы об источниках и сущности знания, вопросы антропологии, а также вопросы, касающиеся нравственных оснований деятельности человека.
В октябре 1891г. Л. М. Лопатин защищает докторскую диссертацию «Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности». Основу диссертационных исследований составил критический анализ существующих философских учений.
Как отмечал сам Лопатин, его философские взгляды, однажды сформировавшиеся, в дальнейшем не менялись. В предисловии ко второму изданию книги «Положительные задачи философии» в 1911 г. он пишет: «Я и сам на многое смотрю несколько иными глазами. Это не значит, что мои философские взгляды с тех пор переменились или, что я отказался от сделанных мною в "Положительных задачах философии" принципиальных критических оценок предшествующих явлений философской мысли. Напротив, хорошо это или дурно, я всецело остался при своем прежнем миросозерцании: оно только раскрылось для меня во многих подробностях, на которые я раньше не обращал внимания»32.
В 1897 г. Лопатин становится ординарным профессором в Императорском Московском университете33.
Диапазон философских курсов, которые преподавал профессор Лопатин, был весьма обширный:
— введение в философию;
— лекции об античной философии;
— курсы по истории древней и новой философии.
Кроме того, Лопатин вел тематические курсы лекций34:
— «Европейская философия в текущем столетии»;
— «Философия И. Канта»;
— «Этика»;
— «Основные проблемы познания».
Обладая блестящей философской эрудицией, Лопатин был одним из ведущих преподавателей, способствовавших развитию преподавания философии в Московском университете35.
Среди студентов профессора Лопатина были Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев, В. Я. Брюсов, Андрей Белый. По воспоминаниям современников, Лопатин всегда опаздывал на лекции не меньше чем на четверть часа, но зато всем ставил
32 Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч.1: Область умозрительных вопросов. М., 1911. С. 6.
33 Ершова Н. М., Годунова И. В. Университетский спиритуализм в России: особенности направления и представители // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2013. № 10 (64). С. 25-31.
34 Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб., 2003. С. 165-166.
35 Там же. С. 218.
только пятерки. Если же ученики не могли вымолвить ни слова из изученного урока, он сердито угрожал четверкой, обещал спросить в следующий раз. В философских спорах его любимой темой было «бессмертие души человека».
Особенностью преподавания у Лопатина было стремление:
— открыть для студентов понимание философских проблем, мир философского творчества;
— воспитать у студентов личную ответственность за решение философских задач.
Особенную атмосферу лекционных курсов и семинаров Лопатина с благодарностью вспоминает Владимир Эрн. Занятия Льва Михайловича «давали больше, чем простое увеличение сведений, и больше, чем школьную дисциплину мысли: они вводили в живую атмосферу ежеминутно на деле являемого умственного творчества и приучали относиться к философии как к делу, в котором первым условием является внутренняя заинтересованность и внутренний подход к субъекту»36.
Научная деятельность Лопатина наиболее ярко проявилась в процессе его работы в Московском психологическом обществе и в редакции журнала «Вопросы философии и психологии».
Московское психологическое общество было создано при Московском университете. Инициаторами создания Общества выступили профессора разных факультетов университета во главе с заведующим кафедрой философии профессором М. М. Троицким. Общество создавалось с целью всестороннего изучения и распространения психологических знаний в России37. С момента основания Общества 24 января 1885 г. Лопатин принимал участие в его работе как активный участник, а с 1899 г. как Председатель Общества.
В 1889 г. по инициативе Н. Я. Грота при Московском психологическом обществе начал выпускаться журнал «Вопросы философии и психологии». Лопатин принимает активное участие в редактировании журнала и его издании. Вскоре журнал становится главным общенациональным философским журналом России38. Редакция журнала отказалась от какой-либо предвзятости. Как писал Лопатин в письме к Б. Н. Чичерину от 15 марта 1897 г., страницы журнала были открыты «для полемики между экономическими материалистами и их противниками»39.
Благодаря открытой редакционной политике в журнале публиковались талантливые и компетентные авторы. С 1896 г. вместе с Н. Я. Гротом (рис. 8) Лопатин становится соредактором журнала.
36 Эрн В. Ф. Философия Джоберти // Ученые записки Московского императорского университета. Отдел историко-филологический. 1916. Вып.44. С. VI.
37 Ждан А. Н. Психологическое общество при Императорском Московском университете (1885-1922): этапы развития // Aima mater (Вестник высшей школы). 2010. № 10. С. 45-48.
38 Закутная О. В. Журнал «Вопросы философии и психологии» (первые годы издания (1889-1895)): дисс. ... канд. филол. наук. М., 2008.
39 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 334. Чич. К. IV. Ед. хр. 57. Л. 1.
Рис. 8. Н. Я. Грот
Вплоть до закрытия в 1918 г. Лопатин оставался руководителем и редактором журнала. В качестве редактора журнала и автора многих статей он определял общее направление журнала, задавал и поддерживал высокий уровень публикаций, участвовал в создании классических для русской философии предметных и методологических основ. Трудно переоценить вклад журнала «Вопросы философии и психологии» в «становление профессиональной отечественной философии»40. Полноценная работа Психологического общества и регулярный выход в свет журнала «Вопросы философии и психологии» — заслуга Л. М. Лопатина. Благодаря его полной самоотдаче (он порой всю ночь, до 4-5 часов утра работал над рукописями) обеспечивался своевременный выход журнала в свет. В целом последние 20 лет работы общества под председательством Лопатина характеризуются как «самостоятельная эпоха оригинальной личности, мало напоминающей предшественников»41.
Лопатин готовил доклады по актуальным философским проблемам, рецензии на статьи современников. Затем эти доклады и рецензии публиковались на страницах журнала «Вопросы философии и психологии». В своих философских статьях Лопатин не только выражал свои идеи, но и поднимал проблемные вопросы, во многом программные для дальнейших философских изысканий. Одним из таких вопросов был провозглашенный Лопатиным призыв о необходимости перехода философии к «новому нравственному миросозерцанию».
Профессор Лопатин более 36 лет, с 1881 по 1917 гг., посвятил научно-педагогической деятельности, работе в Московском психологическом обществе и в редакции журнала «Вопросы Философии и Психологии». Заслуги Лопатина неоднократно отмечались научной общественностью.
11 декабря 1911 г состоялось торжественное заседание Московского психологического общества, посвященное тридцатилетию научной и педагогической деятельности Лопатина. В приветственном адресе было отмечено, что «уже в настоящее время можно видеть все растущее число Ваших последователей, но плодотворность Ваших идей и в особенности глубокой по замыслу идеи творческой причинности, будет еще в большей степени оценена впоследствии, при большем развитии у нас философии, когда эта идея найдет всестороннее приложение в исследовании философских вопросов»42.
Л. М. Лопатина можно по праву включить в первую тройку русских философов, наряду с В. С. Соловьевым и С. Н. Трубецким43. Вот как характеризует своего учителя А. И. Огнев: «Как личность, Лев Михайлович представлялся человеком исключительного обаяния, которое невольно чувствовалось всеми.
40 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (Х1-ХХ вв.). СПб., 2001. С. 266.
41 Черников Д. Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: дисс. ... канд. филос. наук. М., 2008.
42 Приветственный адрес Психологического общества // Вопросы философии и психологии. М., 1912. Кн. 111. С. 183.
43 Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб., 2003. С. 192.
Философия Лопатина немыслима без живого, полного любви и участия общения с людьми»44.
В 1917 г. Лопатин выходит в отставку. Он глубоко переживает процессы, происходящие в стране, и пытается найти пути выхода из кризиса. Лев Михайлович пишет Тезисы о создании Всемирного Союза Возрождения Христианства, обращаясь к религии как «всеобъемлющему и конкретному миросозерцанию». Тезисы Лопатина упоминает свящ. Павел Флоренский в своих размышлениях о христианстве и культуре45. В этих тезисах Лев Михайлович Лопатин:
— призывает весь христианский мир к покаянию и духовной активности;
— говорит о необходимости самопознания христианского мира, построения христианской культуры.
Революция 1917 г. имела страшные последствия для всего российского общества, жизнь научно-педагогической интеллигенции была полностью разрушена. Только за первые послереволюционные годы Московский университет лишился 12 профессоров, скончавшихся от голода и моральных страданий46.
Глубокая убежденность Лопатина в необходимости выполнить свою земную миссию предавала ему силы, и в этом он старался убедить других. В письме коллеге Лопатин отмечает: «Я убежден, что все происходящее нужно, что оно представляет болезненный и мучительный процесс возрождения человечества (да, человечества, а не одной России), от задавившей его неправды и что приведет он к хорошему, светлому и совсем иному. Когда темно кругом и темно впереди, чтобы не упасть духом, не растеряться, не прийти в отчаяние, а бодро делать свое дело, надо крепко верить, что нет такого мрака, которого не рассеют лучи вечного света»47.
В эти годы смыслом своей жизни Лопатин считал работу над религиозными вопросами, своей миссией он видел стремление поднять религиозный уровень русского общества. Это его вдохновляло и придавало сил. Однако организм Льва Михайловича, вследствие недоедания и тягот новой жизни, был сильно истощен.
В марте 1920 г. профессор Лопатин простудился и заболел пневмонией. Спустя некоторое время его здоровье совсем ухудшилось, к нему стали приходить прощаться друзья. Вспоминая о своем друге, М. К. Морозова пишет, что «он лежал с закрытыми глазами и, услыхав мои шаги и увидав меня, вдруг с каким-то порывом привстал и устремил на меня свои большие и выразительные глаза, стал что-то беззвучно говорить и опять вдруг упал на подушки, закрыл глаза и замолчал». На другой день, 21 марта 1920 г., он скончался. По свидетельству его ученика, последними словами Льва Михайловича были «Там всё поймем!»48
44 Огнев А. И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. С. 11.
45 Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 557-558.
46 Новиков М. М. Московский университет в первый период большевистского режима. «Московский университет 1755-1930» // Юбилейный сборник. Париж, 1930. С. 182.
47 ПоповП. Лопатин Л.М. (21/8 марта 1920г.) // Голос минувшего. М., 1920-1921. С. 159-164.
48 Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Петроград, 1922. С. 11.
«Гроб невозможно было пронести по этой узенькой деревянной лесенке наверх, в спальню Льва Михайловича. Тогда один человек без труда взял на руки его маленькое легкое тело, одетое в черный сюртук, и снес его вниз. У меня врезалось в память: его откинутая назад голова, беспомощно висевшая маленькая тонкая рука и свисавшие такие же маленькие ноги в белых носках»49.
Отпевали Л. М. Лопатина в Успенском храме на Могильцах (рис. 9). Похоронен Лопатин на кладбище Новодевичьего монастыря.
В 1930 г., в десятую годовщину смерти Л. М. Лопатина, С. Л. Франк писал в память о своем учителе, что «Лопатин первый в России создал систему теоретической философии», и его работы «должны быть без оговорок причислены к лучшим и высшим достижениям философской мысли последнего полвека»50.
Религиозно-философская система Л. М. Лопатина
Контуры собственной религиозно-философской системы Л. М. Лопатин обозначил ещё в процессе подготовки материалов лекций по истории новой философии51, а также при подготовке магистерской диссертации52. Интерес представляет анализ достоинств и недостатков традиционных для европейской философии религиозно-философских систем: деизма, пантеизма и теизма.
По мнению Лопатина, существует явная нелогичность в естественной классификации систем философии: теистическая, пантеистическая и атеистическая. Если в основании деления систем взят признак присутствия или отсутствия идеи о Боге, то должно быть двучленное деление, т.е. теизм и атеизм. Между ними не должно быть середины, при таком подходе пантеизм должен быть разновидностью теизма, но точно не в равном достоинстве.
Лопатин пишет, что указать четкую границу между пантеизмом и теизмом представляет достаточно сложную философскую задачу. Существует ряд основных отличительных признаков этих систем. При детальном рассмотрении этих признаков с позиции отвлечённой мысли становится очевидной их условность, такие признаки «распадаются перед серьезной критикой»53.
В понятии Личное Божество содержится высокая и важная идея для религиозного чувства. В то же время, идея личности в приложении к Богу одно из самых трудных и неопределённых представлений. Соответственно, этот
49 Морозова М.К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991. № 6. С. 91-109.
50 Франк С.Л. Памяти Л.М. Лопатина // Его же. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 423.
51 Лопатин Л.М. Лекции по истории новой философии. Изд. 3-е. М.: Либроком, 2010. С. 264.
52 Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч.1: Область умозрительных вопросов. М., 1911.
53 Там же. С. 282.
Рис. 9. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах
термин некорректно используют для противопоставления воззрений теистических и пантеистических.
ТЕИЗМ
ПАНТЕИЗМ Божество есть безличная, отвлечённая,
всеобщая сущность Божество есть разум бессознательный Истечение всего существующего из Божественного начала
Признание Личного Бога
Бог есть Верховный Разум Творение мира из ничего
Понятие о бессознательности Абсолютного разума не знала древность, в новое время это понятие стало развиваться в более позднюю эпоху. «Идея бессознательной духовности есть всецело немецкое изобретение54» и, следовательно, его некорректно применять ко всем периодам существования философских систем.
Теория создания из ничего утверждает чистую духовность Бога и полагает в воле деятельную силу Его творчества. Эта теория отличается от учения об эманации, как воззрение спиритуалистическое от идеи материалистической. Тем не менее, пишет Лопатин, «там, где материальные образы, где грубые формы представления об эманации исчезают, логическое различие обоих воззрений сглаживается до неуловимости»55. Поэтому теория эманации не содержит ясных признаков для различения пантеизма и теизма.
Лопатин утверждает, что «термин пантеизм в его установившемся употреблении нужно назвать неудачным. Он не вызывает никакой идеи, им часто злоупотребляют, но есть целый разряд метафизических теорий, к содержанию которых пантеизм применяется в гораздо более строгом значении. Те учения, которые утверждают только логическое различие между безусловным и условным, Богом и миром, отрицают различие реальное. Для которых Божество и вселенная, одно и то же, только под двумя углами зрения познающей мысли. Речь ведётся о системах Спинозы и Гегеля»56.
Философия Спинозы действительно является одной из самых оригинальных в истории человеческого мышления. Спиноза, по мнению Лопатина, как будто забывает, что мир состоит не из отвлечённых состояний и качеств, а из вещей. Для него субстанция или реальная вещь существует только одна — это Бог. Всё остальное — только его атрибуты и модусы. Бог Спинозы постепенно «обращается в порядок, в отвлечённый закон, т.е. в свойство конечных вещей, у которых отнять реальность оказалось невозможным. Сначала мир был уничтожен в Боге, но только для того, чтобы потом Бога уничтожить в мире»57. Бог Спинозы — это безжизненная абстракция, его отношение к миру также абстрактно, отвлечённо-рассудочно.
В немецком идеализме, по мнению Лопатина, происходит слияние Бога и мира. Безусловное лишается самобытности. Реальность Безусловного,
54 Там же. С. 283.
55 Там же. С. 286.
56 Там же. С. 290.
57 Там же. С. 304.
как бесконечного и вечного, отрицается. Весь мировой процесс признается за действительность Божественной жизни.
Лопатин пишет, что настоящим выразителем идеалистического принципа во всей его неудержимой последовательности явился Гегель. Он отрешился от рассудочного формализма и предложил диалектические отношения вместо аналитических между Абсолютом и конечной действительностью. Гегель не признавал иной необходимости, кроме «чисто логической». По мнению Лопатина, исходной мыслью немецкой философии после Канта явилось то, что Абсолютное стало всеобщим, чисто идеальным бытием. «Гегель приравнивает Абсолютную идею в её внутреннем, отрешенном состоянии Богу до творения вселенной и конечного духа. Очевидно, такой Бог бездушен и пуст. Это не Существо, а лишь общее понятие о всякой существенности, предшествующее всему отдельному и обособленному, это отвлечение от всего данного есть чистая аб-стракция»58. Иными словами, не только всю действительность Откровения, но и вся история развития природы и человека представляются как логически-необходимый процесс сил и потенций, заключенных в Абсолюте.
Между тем, Абсолютное есть высшая действительность, потому что из него проистекает всякая действительность. Идея немецких идеалистов о жизни в недрах Абсолютного начала глубокомысленна, но далее получалось, что Абсолютное обретает действительность в конечных формах при постепенном развитии мирового бытия. «Приписывать Абсолютному только идеальное, точнее сказать только потенциальное бытие, есть крайнее извращение реальных отношений. Именно в нем повинен немецкий идеализм и в этом коренная ложь его»59.
Для Лопатина истинно «сущее» мыслимо как единый, живой центр живого множества, как единый организм. Бог есть жизнь — жизнь вечная. В Боге заключены все вещи, но в своем довременном состоянии. В конечном мире вещи являются в своем актуальном различии от вечного, в своей внешности ему, а не в своем внутреннем безусловном единстве. «Это тот же мир первообразов, но в который вступило начало самости и исключительного самоутверждения, в котором поэтому все разделилось и раздвинулось»60.
Сила Божия представляет собой всё положительное действующее в вещах. В этом смысле Бог имманентен миру. Вместе с тем индивидуальность отдельных существ характеризуется их самостью, ограниченностью их бытия. Они противоположны реальному Безусловному. В этом смысле Бог транс-цендентен миру. По мнению Лопатина, имманентность и трансцендентность не отрицаются взаимно, а являют собой две стороны одной и той же всеобъемлющей истины. Бог оказывается и имманентным миру, как субстанция имманентна своим явлениям, и трансцендентен по отношению к миру, как все вневременное трансцендентно существующему во времени.
В личности Божества Лопатин видит Абсолютное начало вещей, действительный творческий Разум. Бог есть монада монад, внутренне единая, духовная и живая сила всякой твари.
58 Там же. С. 358.
59 Там же. С. 400.
60 Там же. С. 407.
Этой истиной разрушаются три основных заблуждения:
1. Заблуждение материализма (Абсолютное есть материальная субстанция существующего, распавшегося в бесчисленных формах);
2. Заблуждение акосмизма (Абсолютное есть мертвое единство, ко всему безразличное и равнодушное);
3. Заблуждение абстрактного идеализма (Абсолютное есть всеобщее, потенциальное, а не действительное).
По убеждению Лопатина, разум должен осознать ошибочность этих представлений. «Для философии нет выбора: она или раз навсегда откажется от идеи об Абсолютном, или она должна прийти к теизму, как прочной и неизменной истине»61.
Заключение
Таким образом, личность Л. М. Лопатина как представителя университетской философии России второй половины XIX в. сформировалась в среде православной интеллигенции, которой были свойственны высокие этические идеалы.
Анализ биографических материалов Лопатина показывает, что его философские воззрения:
— один раз сформировавшееся, законченное и систематическое целое;
— близки идеям европейских и русских философов;
— были подвержены влиянию, однако он не был последователем какой-либо философской школы.
Для Лопатина характерен высокий профессионализм, серьезный и талантливый подход к философскому исследованию. Для него чтение лекций, анализ философского материала представлял собой профессиональную деятельность.
Лопатин не хотел, чтобы философия превращалась в прикладное богословие, вместе с тем придерживался теистической концепции. Именно отстаивание позиции теизма во многом определила направление философских исследований Л. М. Лопатина.
Источники и литература
1. Алексеев П.В. Троицкий Матвей Михайлович // Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. М., 2002.
2. Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978.
3. Борисова И. В. Профессор философии Лопатин Л. М. // Аксиомы философии. Избранные статьи. М., 1996.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М.: Мысль, 1974.
5. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Его же. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1994.
61 Там же. С. 409.
6. Егорова Е. Особняк на Гагаринском // Декоративное искусство. 1987. № 7.
7. Ельцова К.М. Сны нездешние // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.
8. Ершова Н.М., Годунова И.В. Университетский спиритуализм в России: особенности направления и представители // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2013. № 10 (64).
9. Ждан А. Н. Психологическое общество при Императорском Московском университете (1885-1922): этапы развития // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 10.
10. Закутная О.В. Журнал «Вопросы философии и психологии» (первые годы издания (1889-1895): дисс. ... канд. филол. наук. М., 2008.
11. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). СПб., 2001.
12. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 2. М., 1963-1966.
13. Кант И. О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 2. М., 1963-1966.
14. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Эксмо, 2007.
15. Круглов А.Н. Философия Канта в восприятии Л. М. Лопатина // Лев Михайлович Лопатин. Серия: Философия России первой половины XX века / Под ред. О. Т. Ермишина. М., 2013.
16. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982.
17. Лопатин Л.М. Положительные задачи философии. Ч.1: Область умозрительных вопросов. М., 1911.
18. Лопатин Л. М. Вера и знание // Русская мысль. 1883. № 9.
19. Лопатин Л. М. Вл. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. М., 1913. Кн. 119.
20. Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии. Изд. 3-е. М.: Либроком, 2010.
21. Лопатин Л.М. Сергей Андреевич Юрьев как мыслитель // Философские характеристики и речи. М., 2000.
22. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995.
23. Морозова М. К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991. № 6.
24. Новиков М.М. Московский университет в первый период большевистского режима. «Московский университет 1755-1930» // Юбилейный сборник. Париж, 1930.
25. Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922.
26. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 334. Чич. К. IV. Ед. хр. 57.
27. Павлов А. Т. Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты до 1917 года) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1996. № 4.
28. Попов П. Лопатин Л. М. (21/8 марта 1920 г.) // Голос минувшего. М., 1920-1921.
29. Приветственный адрес Психологического общества // Вопросы философии и психологии. М., 1912. Кн. 111.
30. Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб., 2003.
31. Торнуев А.С. Философская антропология Л.М. Лопатина: дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2005.
32. Трубецкой Е.Н. Воспоминания. София, 1921.
33. Флоренский П.А., свящ. Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996.
34. Франк С. Л. Памяти Л. М. Лопатина // Его же. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
35. Черников Д.Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: дисс. ... канд. филос. наук. М., 2008.
36. Эрн В. Ф. Философия Джоберти // Ученые записки Московского императорского университета. Отдел историко-филологический. 1916. Вып. 44.
37. Main de Biran M.F.P. Oeuvres. Publ. par Tisserand. T. 1-14. Paris, 1920-1949.