НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
35
УДК 332.1-001.895(470.325)
ТЕХНОПАРКИ КАК ТОЧКИ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА И ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
O. А. ЛОМОВЦЕВА
P. Ю. КАНИЩЕВ
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
Lomovceva@bsu.edu.ru
В статье рассмотрены проблемы создания и развития технопарков как точек роста и факторов развития региона. Они являются частью региональной инновационной инфраструктуры и отвечают характеру социальных и экономических проблем регионов. Для обеспечения основных видов деятельности инновационного процесса в регионе необходимо, чтобы инновационная инфраструктура включала в себя производственно-технологическую, сбытовую, кадровую, финансовую, информационную, экспертноконсалтинговую инфраструктуры. Существуют общие подходы к их созданию, но есть и особенности у каждого конкретного технопарка. В статье рассмотрены общие схемы и конкретная модель, создаваемая в Белгородской области.
Ключевые слова: региональная инновационная инфраструктура, точки роста, технопарк, бизнес-сопровождение проектов, упаковочная компания, центр трансфера технологий.
Мировой опыт создания различных объектов инновационной инфраструктуры свидетельствует о том, что они рассматриваются частью механизма развития территории, отвечают характеру социальных и экономических проблем регионов. Для обеспечения основных видов деятельности инновационного процесса в регионе необходимо, чтобы инновационная инфраструктура включала в себя производственнотехнологическую, сбытовую, кадровую, финансовую, информационную, экспертноконсалтинговую инфраструктуры, а именно:
- организации, стимулирующие освоение технологий, наладку производства инновационных продуктов и развитие инновационного бизнеса. К ним относятся технопарковые структуры (технопарки, технополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и т.д.), образующие производственно-технологическую инфраструктуру инновационной деятельности;
- организации, обеспечивающие продвижение на рынок новой научнотехнологической продукции, маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности (внешнеторговые объединения, специализированные посреднические фирмы, патентные агентства, консалтинговые фирмы, информационно-аналитические центры). Необходимость включения сбытовых структур в инновационную инфраструктуру объясняется спецификой инновационных продуктов: инновационные продукты, как правило, новые и неизвестные широкому кругу потребителей, требуют массированной рекламы, защиты прав интеллектуальной собственности;
- организации, отвечающие за подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых «менеджерских команд» для управления инновационными проектами. Эта деятельность обеспечивается вузами, центрами дополнительного образования, различными коучинг-центрами, образующими кадровую инфраструктуру региона (инфраструктура рынков факторов производства);
- институты, обеспечивающие финансирование инновационной деятельности за счет различных источников, включая бюджетные и внебюджетные фонды. Этот вид деятельности является основным для элементов финансовой инфраструктуры региона, таких как банки, бюджетные и внебюджетные фонды, страховые организации, посевные и стартовые фонды, гарантийные структуры и фонды, торгово-промышленные палаты, частные инвесторы - бизнес-ангелы;
- организации, осуществляющие информационное обеспечение на всех этапах создания научно-технологического продукта. Передача информации осуществляется
36 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
элементами информационной инфраструктуры региона (инновационный аудит, аналитические, статистические центры, базы данных, информационно-аналитические сети, электронные биржи высоких технологий, структуры поддержки малого бизнеса, выставочные комплексы, СМИ).
- структуры, обеспечивающие специфичные для инновационного рынка виды деятельности связанные с патентованием, сертификацией, стандартизацией, контролем качества наукоемкой продукции, экспертизой инновационных программ, проектов, предложений и заявок, оценкой (научной, финансово-экономической, экологической и др.) К ним относятся патентные бюро, сертификационные центры, аккредитационные организации, центры стандартизации, контроля, экспертизы.
Для реализации современного курса на модернизацию и инновационное обновление экономики России особую проблему составляют процессы создания инноваций и получения результатов интеллектуальной деятельности, а также процессы их трансфера в производство, коммерциализация разработок, доведение до уровня стартапов. Решением этих двух основных проблем авторы статьи считают использование предлагаемой модели регионального технопарка и упаковочной компании, которые могут взять на себя функции создания инноваций, их бизнес-сопровождения, включая подбор инвесторов и организацию производства.
Для создания технопарка необходим подбор партнеров, поддерживающих проект:
• представители местных властей, регулирующие вопросы обустройства территории, где будет построен парк;
• учреждения высшего образования и науки, желающие привлечь внимание, создать новый имидж и потребительскую ценность своим клиентам;
• производственные предприятия, малый и средний бизнес, целью которых является усиление конкурентоспособности через вхождение в сеть новых контактов.
Проект создания технопарка обычно осуществляется государственными или частными структурами, обладающими достаточной финансовой базой, заключающей договор-соглашение со всеми партнерами, независимо от их финансового участия, по совместному запуску проекта. Управление технопарком осуществляется создающейся для этого ассоциацией (фондом, акционерным обществом и т.д.), в которую могут входить как представители будущих участников технопарка, так и другие стейкхолдеры.
Чтобы привлечь на территорию технопарка предприятия частного сектора, многие парки вводят так называемый аккредитационный комитет, созданный с целью подбора подходящих предприятий, чтобы сохранить общие интересы и баланс между наукой, производством и коммерцией.
Зачастую парки не рассматриваются как коммерческие проекты, поскольку основная задача этой структуры, создающей синергию бизнесов на определенной территории, - это не получение прибыли, а получение качественных и количественных результатов, как например, создание рабочих мест, дополнительных налоговых поступлений, создание новой окружающей среды. Государственное финансирование идет здесь, в первую очередь, на науку и обучение технических специалистов, на развитие инфраструктуры, использующейся членами парка, на создание инкубаторов и центров трансфера технологий, на содействие сдаче внаем помещений и территорий для частного сектора.
Как таковой общей модели технопарка не существует. Есть страновые различия в подходах к их созданию, есть особенности у каждого конкретного технопарка. Однако можно говорить об определенных общих схемах, содержание которых наращивается с учетом специфики местоположения, местных законов, тематики парка, его целей и пр.
Первая схема создания парка, финансируемого государством и местными властями, цель создания которого - не возврат инвестиций в недвижимость и другие активы, а политические цели промышленного развития региона, создания рабочих мест, кооперация между производством и наукой, экономический рост и решение вопросов охраны окружающей среды. Для привлечения резидентов в такие парки власти используют финансовые механизмы (стипендии, субсидии, дешевые кредиты, налоговые льготы и пр.). Роль университетов в данной модели - концентрация усилий на развитии научно- исследовательской деятельности и сотрудничестве с промышленностью, а также поиск частного финансирования для создания новых технологий.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
37
Вторая схема возникает, когда парк создается по частной инициативе и с целью обеспенчить возврат инвестиций от продажи земель, сдачи внаем помещений, от повышения стоимости недвижимости, продажи технических услуг. Это позволяет профинансировать отчасти или полностью вложения в необходимое для деятельности оборудование.
Однако эти две противоположные схемы обычно используются в комбинации. Об этом свидетельствует опыт создания и функционирования технопарков в России. Так, например, в Белгородской области реализуется проект по созданию региональной точки роста - пул Аврора-парк. Это место сосредоточения офисов инновационных компаний, якорных компаний (в том числе региональных холдингов) и социальной инфраструктуры для резидентов технопарка, основными специализациями которого являются наноматериалы и технологии, энергосбережение и энергоэффективность, машиностроение и ИТ-технологии. Выбор базовой специализации технопарка объясняется не только имеющимся научно-исследовательским и производственным потенциалом Белгородской области. Во-первых, радикальные инновации в выбранных ключевых направлениях технопарка способны произвести технологическую революцию как в промышленности, так и в сельском хозяйстве Белгородской области, сформировать и закрепить конкурентные преимущества региональных кластеров. Во-вторых, все эти направления входят в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ1, а результаты исследований по этим направлениям, включены в перечень критических технологий Российской Федера-ции1 2, что позволяет рассчитывать на государственную поддержку при финансировании исследований и внедрении новаций в выбранных направлениях. В-третьих, био-, нано-, и IT - технологии - одни из самых востребованных направлений прикладной науки, имеющие динамично развивающиеся во всем мире рынки товаров и услуг.
Модель функционирования технопарка предполагает осуществление деятельности по поиску и отбору инновационных идей, инкубации и в последующем развитию бизнеса, выведению компаний на внешние рынки. Спроектирован и внедрен механизм комплексной финансовой поддержки проекта, включающий использование средств регионального бюджета, Фонда смешанных инвестиций совместно с Минэкономразвития, грантовую поддержку малых инновационных предприятий, а также ряд совместных программ с Российской венчурной компанией и ГК «Роснано» по приоритетным направлениям развития науки и критических технологий в регионе.
На начальной стадии технопарк осуществляет поиск и анализ продуктивных идей. Учитывая отсутствие у российских предприятий опыта и культуры взаимодействия с элементами инновационной инфраструктуры, можно ожидать низкий спрос на услуги технопарка со стороны крупных и средних компаний. В связи с этим целесообразно создание инновационного совета технопарка, в состав которого вошли бы эксперты из науки, бизнеса (представители якорных компаний, региональных экономических кластеров), государственных структур. На инновационный совет возлагаются задачи поиска инновационных идей, жизненно необходимых для модернизации и инновационного развития компаний экономических кластеров Белгородской области, выполнения роли площадки для обсуждения проблем и выработки решений инновационного развития региональных экономических кластеров, которая позволит представителям бизнеса быстро формулировать производственные проблемы в виде инновационных идей и формировать заказы научноисследовательским коллективам через представителей науки, технопарка, а органам государственной власти в максимальной степени учитывать мнение представителей всех участников кластера при разработке региональной кластерной и инновационной политики.
Для целей отбора и проработки инновационных идей планируется создание центра трансфера технологий или упаковочной компании, которая может взять на себя функции отбора, экспертизы и бизнес-сопровождения инновационных идей, включая подбор инвесторов и организацию производства.
1 Указ Президента РФ Пр-843 «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации»
2 Указ Президента Пр-842 «Перечень критических технологий Российской Федерации»
со
со
Представители региональных экономических кластеров, бизнеса, науки, органов местного
^само^нравленняу
Научно- исследовательские лаборатории предприятий. Технопарк НИУ БелГУ. Технопарк БГ ТУ им. Шухова. Агротехнопарк БелГСХА Н аучно -у ч е оные центры, научно-ис след овал ельские лаборатории ВУЗов и предприятий Инновационный бизне с-инкубатор ОГУ «Б е лгор о д ский р егаона льный ресурсный инновационный центр» Пр омышл енный парк «Северный» Сбытовая инфраструктура: Торгово- пр омышл енная па л ат а. Белэкспоцентр. Торговые дома
Производственно-технологическая инфраструкту ра
Щ
ИННОВАЦИОННЫМ СОВЕТ L при губернаторе } облаян
Упаковочная компания
Первичная
обработка
Поиск ид ей и предложений Первичный отбор и отсев Панельная экспертиза
Экспертиза
Инг ер актив нал
экспертиза
Доработка н сопровождение проектов
Доработка
пр едл ожений д о заявок; Анализ рынка; Разработка бизнес-модели; Формирование команды; Рекомендации по доработке идей; Пои^^драт егич е ских партнеров.
Бизне с-пр о екты и заявки на финансир ование
Роснано. ВЭБ. РБК. Фонд Бортника, частные инвесторы
Стартап-компании
Результаты уланов очной деятельности
Патенты н
ноу-хау
Инн об анионная продукция (тон ары услуги)
а,
се
X!
о
J
и
S
а
а,
о
Обеспечивающая инфраструктура
Кадровая нн фраструктура Пн формаин онн ая нн фраструктура Финансовая нн фраструктура Экспертно-консалтинговая нн фраструктура
I
>
<
л
I
ст
гп
CD
ГП
Ь
О
S
о
о
о
ho (D о тз
=1
о
ц
0
в
1
о
I
-8-
о
тз
Рис. Модель функционирования технопарка
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. №19 (114). Выпуск 20/1
39
Одновременно деятельность по наращиванию потенциала НИОКР и трансферу разработок ученых в производство ориентирована на приоритеты развития региона, на формирование перспективной отраслевой структуры экономики территории и решение ее стратегических задач.
Таким образом, предлагаемая авторская модель технопарка нацелена на развитие сотрудничества производства, науки и власти за счет использование всех элементов инновационной инфраструктуры региона. В целях организации эффективной работы технопарка с бизнесом предполагается размещение исследовательских и офисных подразделений крупных предприятий в технопарке, размещение заводов на инновационных производственных площадках. Такой механизм позволит организовать исследовательскую работу предприятий, испытывающих нехватку свободных финансовых ресурсов для приобретения или модернизации, переоснащения высокотехнологичного оборудования, а также распространять инновации и инновационные производства в различные сферы деятельности, добиваться выравнивания уровней развития территории.
TECHNOPARKS AS POINTS OF INNOVATIVE GROWTH AND FACTOR OF REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT
O.A. LOMOVCEVA R.Y.KANISHCHEV
Belgorod National Research University
e-mail:
Lomovceva@bsu.edu.ru
e-mail:
av_deineko@mail.ru
The article considers the problem of creation and development of technoparks as points of growth and factors of development of the region. They are the part of the regional innovation infrastructure and meet the character of social and economic problems in regions. The insurance of the core activities of the innovation process in region requires that the innovation infrastructure includes industrial, technological, marketing, personnel, financial, information, expertise and consulting infrastructure. There are general approaches to their creation, but there are features in each specific technology park. The article considers the general schemes and specific model that has been creating in the Belgorod region.
Key words: Regional innovation infrastructure, points of growth, technology park, business support of the projects, packaging company, technology transfer center.