Научная статья на тему 'Технологизация высшего образования'

Технологизация высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санько А.М.

В статье рассматривается генезис идей технологизации; определяется сущность понятия «технологизация высшего образования»; выделяются основные методологические подходы к процессу технологизации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIFICATION OF HIGHER EDUCATION

In the article the genesis of ideas of technification is viewed; the essence of the concept of «technification of higher education» is defined; main methodological approaches to the process of technification of higher education are singled out.

Текст научной работы на тему «Технологизация высшего образования»

УДК 378

A.M. Санько*

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается генезис идей технологизации; определяется сущность понятия «технологизация высшего образования»; выделяются основные методологические подходы к процессу технологизации высшего образования.

Ключевые слова: технологизация высшего образования, педагогические технологии, качество высшего образования.

Глобальные изменения, происходящие в результате научно-технического прогресса, экономических и политических реформ, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой роли для решения проблемы консолидации общества. В контексте решения данной задачи образование рассматривается не столько как процесс усвоения системы знаний и умений, сколько как процесс развития личности, адаптированной к инновационным процессам в разных сферах деятельности. В качестве основного фактора обновления высшего образования выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития, соответствия качества образования требованиям государственных стандартов, запросам и потребностям общества возможностям успешной социализации выпускников вузов в обществе с учетом их интересов, потенциала, уровня развития. Современное экономическое и социальное развитие общества актуализирует проблему качества образования, обусловленного взаимосвязью с разными сферами жизнедеятельности человека, и определяет условия организации педагогических систем, что предполагает поиск средств его совершенствования. Вместе с тем появились противоречия между традиционной системой образования и гуманистическими тенденциями самоактуализации, самореализации и саморазвития личности, что потребовало поиска средств к организации учебно-воспитательного процесса для достижения его нового качества. Стратегией высшего образования становится сочетание различных форм образования и форм обучения в соответствии с образовательными стандартами для достижения планируемых результатов. Педагогическая наука предлагает средства, которые могут модифицироваться под конкретные обучающие ситуации [5].

С середины 1950-х годов внедрение технических средств в обучение вызывало необходимость подготовки педагогических кадров к применению педагогической технологии (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, А.И. Уман и др.). Технологический подход к организации образовательного процесса становится приоритетным (Л.С. Седаева, М.А. Тарасов и др.), а исследователи обращаются к нему при проектировании педагогического процесса (В.В. Юдин); в ходе организации маркетинговой деятельности в сфере дошкольного образования. Появляются вариации этого подхода: вариативно-технологический, социально-технологический и др. Идеи технологи-зации образования становятся актуальными в связи с потребностями эффективного

* © Санько А.М., 2014

Санько Альбина Михайловна (sank-albina@rambler.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

функционирования образовательных систем и уменьшением затрат на достижение прогнозируемых результатов. Технологический подход спровоцировал отказ от традиционных средств обучения и контроля с низким обучающим потенциалом, его авторитарностью, недостаточной информативностью и слабой индивидуализацией, препятствующей дифференциации управленческих воздействий [2].

Проведенный контент-анализ понятия «технологизация» в научных исследованиях выявил разность и неоднозначность его трактовки. Так, технологизация понимается как: способ системной организации деятельности, на основе рефлексии, стандартизации и рационализации материально-технологического инструментария (М.Ю. Олешков, В.М. Уваров); процесс оптимизации пространства при освоении действительности, активного воздействия на развитие систем с использованием инновационных технологий, которые позволяют включать в процесс его усвоения не только познание, методы диагностики, но и активные способы его изменения (В.Н. Иванов, В.И. Патрушев); осознанная деятельность по выстраиванию цепей процедур и операций, необходимых для достижения прикладных целей, и для создания моделей таких цепей (В.П. Глазычев), как неуклонное соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения новшеств (A.A. Тарасов), а сами инновации (П.Г. Щедровиц-кий) образуются в результате технологизации мышления. Философским смыслом технологизации является схема аналитико-синтетических действий, направленных на преобразование объекта. Таким образом, технологизация как деятельностная характеристика является процессом управления деятельностью на основе методов научного познания путем построения ее алгоритма, что позволяет производить технологиза-цию любой деятельности. Так, появляются социальные, гуманитарные, мобильные, информационные, высокие (в самых наукоемких отраслях промышленности), педагогические и др. технологии, которые характеризуют степень мастерства осуществления какой-либо деятельности.

Проводятся исследования технологизации образования (A.E. Шинкарева), системы открытого регионального образования (В.Н. Лупанов); инновационно-технологической к лингвокоммуникативной подготовки студентов вуза (Е.И. Елизарова). Однако стремление повысить эффективность образовательных систем без обеспечения инструментально-технологических средств не способствует решению поставленных задач, хотя технологизация становится важнейшей тенденцией развития образования, что подтверждается введением стандартов образования и появлением новых специальностей (технолог по проектированию образовательных систем и процессов). Возникает немалое количество педагогических технологий на рынке образовательных услуг, создаются компьютерные, информационно-коммуникационные, электронные и сетевые технологии [4]. Технологизация становится предметом научных разработок отечественных ученых по теории деятельности и развивающего обучения, имеются исследования в области мышления человека. Непосредственное формирование научных основ технологизации образования приходится на рубеж третьего тысячелетия: в теории обучения появляются новые направления — контекстное обучение (A.A. Вербицкий); диалоговое обучение (В.С. Библер, СЮ. Курганов, И.П. Фадеева); инновационные процессы в обучении (Л.С. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова, М.С. Бургин, Е.П. Морозов). Реакция на все расширяющиеся возможности технических средств обучения вызвана достаточно автономными процессами — технизации и технологизации. Технизация учебного процесса доказывается эффективностью в применении средств информационно-коммуникационных технологий и средств радио, ТВ, ЭВМ, лазерных и микроэлектронных устройств как дополнительных средств иллюстрации в учебном процессе и как независимых средств на базе автоматизированных обучающих программ на персональных ЭВМ [1]. На определенном этапе развития образова-

ния программированное обучение принимается как будущее образования с перспективой увеличения контингента обучаемых и индивидуализации каналов подачи учебного материала. Таким образом, в педагогике прошлого столетия оформляется новое направление — технологии обучения, направленные на инструментальное управление учебным процессом для гарантированного достижения результатов обучения, а технологический подход развивается на традиционной педагогической теории и практике. Так, детерминация разных идей, теорий, педагогических приемов (Д. Дьюи, С. Холл, Ф. Фейлор, Ф. Гильберт) определяет основу педагогической технологии как способа системной организации учебной деятельности, основанного на рефлексии, стандартизации и применении специализированного материально-технологического инструментария [3]. Технологизация образования возможна после постановки целей и конструирования учебного процесса и должна способствовать в ходе освоения системы научного знания формированию системного способа мышления для производства инноваций. Технологизация процесса обучения в высшей школе обусловила трансформацию и внедрение конкретных инновационных методов, средств, форм и их элементов в учебный процесс вуза. Вместе с тем для достижения образовательных результатов соответствующим нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, отражающим процессы информатизации науки и производства и образовательным стандартам, требуется постоянное обновление качества высшего образования как совокупности задач по подготовке специалистов, способных адаптироваться в новых социально-экономических условиях и эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Таким образом, тенденция технологизации учебного процесса в вузе потребовала обновления качества образования, переосмысления отношений между субъектами образования, оптимизации материально-технических затрат. Возникающие проблемы становятся предметом исследований в области профессиональной педагогики (Н.В. Бордовская, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К Селевко и др.). В современном обществе технологизация образования восприниматься как управляемое образование для получения запланированного качественного и повторяющегося образовательного результата, выраженного в компетенциях выпускника. Итак, педагогическая технология становится инструментом, способствующим формированию необходимых компетенций у студентов, что достигается при использовании инновационных методов и средств современной дидактики. Вместе с тем педагогическая технология конструируется под конкретную систему, а отбор средств обучения осуществляется преподавателем вуза с учетом содержания, дидактических целей, ситуации и контингента студентов. Развитие педагогических технологий возможно при создании организационных условий и дидактических комплексов, обеспечивающих управляемость учебного процесса, его эффективность [6]. Следовательно, технологизация образования носит проблемный, исследовательский, развивающий, интегрированный, модульный характер, что определяет организацию учебного процесса в вузе на основе компетентностного и практического подходов, способствующих технологизации мышления и самореализации личности в инновационных процессах различных сфер культуры, образования, науки и производства.

Библиографический список

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

2. Звонников В.И. Педагогические измерения в управлении качеством обучения: дис. ... д-ра пед. наук / Звонников Виктор Иванович. Ростов н/Д., 2006. 405 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

4. Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б., Соловова Н.В. Средства электронного обучения: учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей вузов. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. 56 с.

5. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза: монография. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2010. 324 с.

6. Тануркова Е.И. Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 195-197.

References

1. Klarin M.V. Innovations in the world pedagogics: training on the basis of research, play and discussion. (Analysis of foreign experience). Riga: NPTs «Eksperiment», 1995, 176 p. (in Russ.)

2. Zvonnikov V.I. Pedagogicheskie izmereniia v upravlenii kachestvom obucheniia: dis. ... d-ra ped. nauk [Pedagogic dimensions in management by the quality of education: Doctor"s of Pedagogics thesis]. Rostov n/D., 2006, 405 p.(in Russ.)

3. New pedagogic and information technologies in the system of education: textbook for the students of institutes of higher pedagogical educational institutions and systems of further training of pedagogical skilled workers. E.S. Polat [et al.]; E.S. Polat (ed.). M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2002, 272 p. (in Russ.)

4. Rudneva T.I., Strekalova N.B., Solovova N.V. Means of electronic education: textbook for the hearers of the Faculty of further training of university professors. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2013. 56 p. (in Russ.)

5. Solovova N.V. Methodological competence of a university professor: monograph. M.: Izd-vo APK and PPRO, 2010. 324 p. (in Russ.)

6. Tanurkova E.I. New quality of education as a result of technification of an educational process, Problems and perspectives of development of education: materials of international research conference (Perm, April, 2011). V.II. Perm: Merkurii, 2011, p. 195-197. (in Russ.)

A.M. Sanko*

TECHNIFICATION OF HIGHER EDUCATION

In the article the genesis of ideas of technification is viewed; the essence of the concept of «technification of higher education» is defined; main methodological approaches to the process of technification of higher education are singled out.

Key words: technification of higher education, educational technologies, quality of higher education.

* Sanko Albina Mikhailovna (sank-albina@rambler.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.