Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТНОГО ФОРМАТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПО БАКАЛАВРОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТНОГО ФОРМАТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПО БАКАЛАВРОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

32
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектный формат практик / научно-исследовательские компетенции бакалавров / высшее педагогическое образование. / project format of practices / research competence of bachelors / higher pedagogical education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Юлия Юрьевна, Кобякова Анна Николаевна

В работе представлены результаты исследования уровня сформированности знаниевого компонента научно-исследовательских компетенций бакалавров 3 и 4 курсов в рамках биолого-химического образования в педагогическом вузе. Исследование проводилось с целью создания методологической основы для разработки технологии внедрения инновационного проектного формата научно-исследовательской практики при изучении зоологии беспозвоночных. Рассматриваются подходы к разработке методики оценивания уровня сформированности исследовательских профессиональных компетенций будущих педагогов, реализуемые через создание содержательных матриц компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Юлия Юрьевна, Кобякова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR IMPLEMENTING AN INNOVATIVE PROJECT FORMAT OF RESEARCH PRACTICE FOR BACHELORS IN BIOLOGY AND CHEMISTRY AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The paper presents the results of a study of the level of formation of the knowledge component of research competencies of bachelors of 3 and 4 courses in the framework of biology and chemistry education at a pedagogical University. The research was conducted in order to create a methodological basis for the development of technology for implementing an innovative project format for research practice in the study of invertebrate Zoology. Approaches to the development of methods for assessing the level of formation of research professional competencies of future teachers, implemented through the creation of meaningful competence matrices, are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТНОГО ФОРМАТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПО БАКАЛАВРОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований УДК 378.147.88

DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1143-6-2020-111-117

Давыдова Юлия Юрьевна Davydova Yulia Yuryevna

Кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, химии и биолого-химического образования Candidate of biological Sciences, associate Professor, head of the Department of biology, chemistry and bio-chemical education, Кобякова Анна Николаевна Kobyakova Anna Nikolaevna Магистрант Undergraduate

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТНОГО ФОРМАТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ ПО БАКАЛАВРОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

TECHNOLOGY FOR IMPLEMENTING AN INNOVATIVE PROJECT FORMAT OF RESEARCH PRACTICE FOR BACHELORS IN BIOLOGY AND CHEMISTRY AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация. В работе представлены результаты исследования уровня сформированности знаниевого компонента научно-исследовательских компетенций бакалавров 3 и 4 курсов в рамках биолого-химического образования в педагогическом вузе. Исследование проводилось с целью создания методологической основы для разработки технологии внедрения инновационного проектного формата научно-исследовательской практики при изучении зоологии беспозвоночных. Рассматриваются подходы к разработке методики оценивания уровня сформированности исследовательских профессиональных компетенций будущих педагогов, реализуемые через создание содержательных матриц компетенций.

Abstract. The paper presents the results of a study of the level of formation of the knowledge component of research competencies of bachelors of 3 and 4 courses in the framework of biology and

IIМеждународная научно-практическая конференция chemistry education at a pedagogical University. The research was conducted in order to create a methodological basis for the development of technology for implementing an innovative project format for research practice in the study of invertebrate Zoology. Approaches to the development of methods for assessing the level of formation of research professional competencies of future teachers, implemented through the creation of meaningful competence matrices, are considered.

Ключевые слова: проектный формат практик, научно-исследовательские компетенции бакалавров, высшее педагогическое образование.

Keywords: project format of practices, research competence of bachelors, higher pedagogical education.

Современное высшая педагогическая школа характеризуется в первую очередь классической триадой принципов отечественного образования: субъектно-деятельностный подход, личностно-ориентированное образование, компетентностный подход. Данные принципы соответствуют следующей образовательной парадигме: современное высшее образование - это образование, обеспечивающее полноценное личностное развитие на основе самомотивации и самопроектирования с опорой на культурные ценности и смыслы, которые приобретают значимость для развивающейся личности студента [1, с.20]. Компетентностный подход к обучению в системе высшего педагогического образования: его целью является развитие самостоятельности мышления при решение практико-ориентированных проблемных в разных видах и сферах деятельности на основе социального и личного опыта, и создание необходимых условий для решения исследовательских, коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования [2, с.58].

Проектные и практико-ориентированные технологии в системе высшего образования: неотъемлемой частью современного образовательного процесса является использование инновационных технологий в образовании. Образовательный процесс, построенный на использовании проектного подхода в обучении, обеспечивает развитие самостоятельности мышления у студентов, формирует систему профессионального поведения, соответствующего целям и

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований задачам современного образования. В связи СС этим проектная технология является одной из наиболее востребованных педагогических практик, она активно используется в образовательном процессе наряду с иными методами и подходами обучения [3, с 123]. Именно с помощью проектной технологии студенты не просто овладевают знаниями, умениями и навыками, у них формируется широкий спектр универсальных учебных действий, и они достигают личностных результатов. Развиваются научно - исследовательские компетенции, которые в будущем будут им необходимы [4, с. 14].

Актуальность рассматриваемой нами проблемы обусловлена тем, что федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа: «Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [5, с. 126].

Есть основание предполагать, что форматирование процесса организации научно-исследовательских практик из классической модели в проектную, является основой успешного формирования и повышения уровня научно-исследовательских компетенций у бакалавров [6, с. 14]. Технологией формирования научно-исследовательских компетенций будет выступать проектная технология. При этом наиболее эффективный процесс формирования научно-исследовательских компетенций будет только в том случае, если он не будет отделен от учебного процесса, не будет носить фрагментарного характера. В нашем исследовании предпринята попытка обосновать технологическую основу для внедрения проектного подхода в рамках учебной (научно-исследовательской) практики для обучения бакалавров биолого-химического

IIМеждународная научно-практическая конференция профиля в НГПУ им. К. Минина. Исследование основывается на необходимости внедрения проектного формата на основе данных анкетирования, свидетельствующих о недостаточном начальном уровне сформированности научно-исследовательских компетенций у бакалавров БХ НГПУ им.Козьмы Минина в рамках изучения модуля теоретического цикла «Основы научных знаний».

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы являются методической основой организации и внедрения проектного формата интегрированных учебных практик бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Биология и Химия в НГПУ им. К. Минина. Разработанные содержательные компоненты профессиональных компетенций выпускника в области научно-исследовательской деятельности, формируемые в рамках учебной (научно-исследовательской) практики могут послужить для разработки фондов оценочных средств по данному виду практики, наиболее эффективно организовать процесс освоения программы практики, подобрать проектные задания, направленные на успешное формирование рассматриваемых компетенций. Результаты, полученные в процессе реализации проведенных анкетирований среди бакалавров, являются основой для дальнейшего научного исследования по изучению влияния внедрения проектного формата в рамки научно-исследовательских практик с использованием элементов личностно-ориентированных технологий, индивидуализации процесса обучения на успешность формирования у бакалавров научно-исследовательских компетенций в области биологии, как необходимой основы их успешного профессионального самоопределения.

Выборку составили 48 человек различного возраста и социального статуса - студенты высшего учебного заведения НГПУ им. Козьмы Минина групп 4 и 3 курса очной формы обучения биолого-химического профиля. Для реализации научно-исследовательской практики мы использовали такие методы организации работы как словесные (объяснение), наглядные (демонстрация

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований эксперимента, распознавание, описание, определение), практические (эксперимент, демонстрация, наблюдение, экскурсии). В качестве методики организации работы выступал диагностический тест на тему «Научно-исследовательская работа в биологии», который студенты выполняли в формате Google-формы, что обеспечивало индивидуальность и точность выполнения заданий.

Анализ данных, полученных с помощью диагностического теста заключался в подсчете количества испытуемых (в %) из всей исследуемой выборки, которые согласились с утверждением, соответствующим определенному параметру. По итогам анализа в соответствии с проведенным тестированием, оценивался общий уровень подготовки студентов исследуемых групп. Выяснилось, что процентное соотношение у двух групп составляет 41 % (4 курс) - средний балл по группе 6,5 и 46,4 % от 100 % возможного - средний балл по группе 7,44 (3 курс), что обусловлено низким уровнем сформированности научно-исследовательских компетенций.

Исследован актуальный (начальный) уровень знаниевого компонента компетенций ПК-11 и ПК-12 у студентов групп БХ-16-1 и БХ-17-1. Полученные результаты диагностического теста позволили оценить общий уровень подготовки групп: средний балл по группам составил 6,5 и 7,44, что говорит о низком уровне знаний и представлении о науке, научно-исследовательской деятельности и методологии научного исследования в биологии. Полученные результаты в результате проведенного анкетирования доказывают необходимость внедрения инновационного проектного формата учебной научно-исследовательской практики при обучении бакалавров биолого-химического профиля в педагогическом вузе, которые будут способствовать качественному и эффективному формированию научно-исследовательских компетенций у студентов.

Полученные в результате нашего исследования данные послужат в дальнейшем основой для разработки методики формирования и развития научно-исследовательских компетенций профессиональной деятельности у

//Международная научно-практическая конференция будущего учителя биологии в рамках учебной практики по зоологии беспозвоночных на основе матриц содержательных компонентов профессиональных компетенций: знаниевого, операционного, мотивационного, мобилизационного. Нами разработана система дидактически обоснованных средств оценивания уровня сформированности научно-исследовательских профессиональных компетенций в рамках учебной (научно-исследовательской) практики по зоологии беспозвоночных в НГПУ им. К. Минина для оценки отдельных уровней компонентов компетенций ПК-11 и ПК-12 и направленная на выявление наличия того или иного показателя, содержащегося в матрице содержательных компонентов.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития, связанного с появлением глобальной тенденции информатизации [7, с. 51]. С учетом сложившихся тенденций в сфере образования, проектный формат учебных практики послужит в дальнейшем основой для развития нового направления работы, а именно разработки цифровых образовательных ресурсов для обучающихся, развитие компетенций, связанных с готовностью применения навыков использования информационных образовательных ресурсов в обучении биологии.

Библиографический список:

1. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: монография / А.А. Федоров, Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова, С.Н. Каштанова, Е.Н. Перевощикова, Г.С. Самойлова, А.В. Гришина, В.А. Кудрявцев, Н.В. Карпушкина; под. Ред. А.А. федорова. - Нижний новгород: ООО «Кириллица», 2015. - 296 с.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

3. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров, Г.А. Папуткова, Е.Ю. Илалтдинова, И.Ф. Фильченкова, С.В. Фролова, О.В. Богородская, Е.Н. Перевощикова, В.А. Кудрявцев, В.А. Житкова, С.Н. Каштанова, Г.С. Самойлова, А.Л. Латухина, Э.К. Самерханова, А.Д. Комышкова, И.В. Прохорова, М.А. Картавых: под.ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2017 - 202 с.

4. Серебрякова Л. А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей школьников // Методист. - 2011. - №2. 2. - С. 14-16.

5. Файн Т. А. Формирование метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО при исследовательском подходе в обучении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №. 5-2. - С. 126-133.

6. Давыдова, Ю. Ю., Трушкова, М. А., Нефедова, Т. А. Опыт проектной деятельности бакалавров в рамках высшего педагогического образования / Ю.Ю. Давыдова, М.А. Трушкова, Т.А. Нефедова // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 12 января 2018). - 2018. - С. 14.

7. Смирнов, В. А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе / В.А. Смирнов // автореф. дис. док. пед. наук. - 2000. - 51 с.

© Ю.Ю. Давыдова, А.Н. Кобякова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.