Научная статья на тему 'Технология управления знаниями как фактор формирования инновационно-ориентированных кадров'

Технология управления знаниями как фактор формирования инновационно-ориентированных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьева Марина Алексеевна, Назарова Ольга Геннадьевна, Ребрина Татьяна Геннадьевна, Силаева Валентина Валентиновна

Управление знаниями представляет собой основную задачу экономики инновационного типа. Развитие экономики, базирующейся на знаниях, нельзя осуществить без проведения инновационных изменений в образовательном процессе. Все это требует формирования образовательной системы с качественно новыми характеристиками. Социальное проектирование как технология управления знаниями представляет собой составную часть данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология управления знаниями как фактор формирования инновационно-ориентированных кадров»

Технология управления знаниями как фактор формирования инновационно-ориентированных кадров

THE TECHNOLOGY OF KNOWLEDGE MANAGEMENT AS A FACTOR

OF INNOVATION-ORIENTED STAFF

Муравьева Марина Алексеевна доцент кафедры таможенного дела и маркетинга, к.э.н., ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Назарова Ольга Геннадьевна доцент кафедры таможенного дела и маркетинга, к.п.н., ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Ребрина Татьяна Геннадьевна доцент кафедры таможенного дела и маркетинга, к.п.н. ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

E-mail: mary.zhm@ yandex.ru Силаева Валентина Валентиновна доцент кафедры таможенного дела и маркетинга, к.э.н., ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Аннотация: Управление знаниями представляет собой основную задачу экономики инновационного типа. Развитие экономики, базирующейся на знаниях, нельзя осуществить без проведения инновационных изменений в образовательном процессе. Все это требует формирования образовательной системы с качественно новыми характеристиками. Социальное проектирование как технология управления знаниями представляет собой составную часть

данной системы.

Abstract: Knowledge management is a major task of innovative economy. Development of economy based on knowledge, can not be implemented without an innovative changes in the educational process. All of this requires the formation of the educational system with qualitatively new characteristics. Social engineering as the technology of knowledge management is an integral part of the system.

Ключевые слова: экономика, технология, управление знаниями, инновации, социальная инженерия, конкурентоспособность.

Keywords: economy, technology, knowledge management, innovation, social engineering, competitiveness.

Введение: В связи с тем, что наука превращается в прямую производительную силу, а накопленные знания представляют собой важнейший фактор общественного развития, можно говорить о том, что мы переходим от индустриальной экономики к инновационной экономике, экономике, основанной на знаниях (информационной). Она основывается на широком применении знаний и иных ресурсах интеллектуального характера, информационных, наукоемких технологиях, которые обеспечивают эффективность использования всех производственных факторов.

Особое значение должно быть уделено проблеме управления знаниями, т.е. процессу, в ходе которого организация создает, приумножает знания, используя их с целью формирования инновационно-ориентированных кадров для использования в разных отраслях экономики инновационного типа. Решение этой проблемы служит базой для инновационных преобразований образовательной системы, подготовки высококвалифицированных управленческих кадров, интеллектуальный уровень которых должен соответствовать запросам практической деятельности, а также тем требованиям, которые предъявляет современный бизнес.

В связи с этим повышается спрос на образовательные технологии нового типа. Очевидно, что развитие экономики, базирующейся на знаниях, нельзя осуществить без проведения инновационных изменений в образовательном

процессе. Все это требует формирования образовательной системы с качественно новыми характеристиками. Социальное проектирование представляет собой составную часть данной системы.

Сектор образования является одним из самых инновационных секторов, во многом определяется созданием инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом [1].

Инновационные технологии в системе управления знаниями: Состояние общества требует радикальных социально - экономических и политических изменений, все больше и больше демонстрирует актуальность дальнейшего совершенствования управления института инновационных процессов, которые выполняют наиболее трудную задачу сознательного, целеустремленного преобразования всех форм общественной жизни [7].

Мы можем сказать, что переход происходит в мире, ориентированном на знания (главная задача - помочь понять содержание образования) к личностно-ориентированной (главная задача - развитие личности и индивидуальности) образовательной парадигме. Характер инноваций в образовании связан со следующими направлениями:

- гуманизация и гуманитаризация образования (и профессиональной подготовки и образования);

- личная направленность образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации образования и профессиональной подготовки;

- увеличение степени свободы (демократизации), способность проявлять инициативу, самоотбор, реализация;

- распространение технологии обучения и воспитания, подходы к структурированию и определению содержательности образовательного процесса, направленного на формирование мышления обучающихся, которые ставят его в активной позиции и в то же время стоимость сферы психики;

-стремление к технологизации в учебном процессе, обеспечивая большую свободу учителей в выборе методов, форм организации, обучения и образования;

- внедрение новых информационных технологий и компьютеризация в учебном процессе, необходимых для единовременной оптимизации выполнения рутинных составляющих учебной деятельности и его персонализированности, изменения роли и места учителя и ученика как соучастников в творчестве;

-поиск способов организации университета жизни, направленных на сохранение и развитие базы студентов [3].

Конкретные тенденции в образовании, приведены в крупномасштабном распределении и происходят в сложных проектах и инициативах, которые сочетают образование и учебные мероприятия различных социальных структур.

Инновационные процессы в современной системе образования связаны с рядом идей (и их соответствующих законов и принципов) и практико-ориентированным подходом.

Развитие образовательной системы пронизывает все аспекты системы образования инновационного тренда - демократизации, либерализации и гуманизации личностной ориентации, развитие образования как характера для удовлетворения образовательных потребностей населения в конкретной местности, регионе и общества в целом, психологической и социальной комфортности с улучшенными качественными характеристиками каждого из его компонентов, с более высоким уровнем целостности, как фундаментальных свойств системы. Эти процессы и тенденции можно рассматривать как наиболее общие принципы, которые помогают устанавливать значимые цели и дизайн общественных и образовательных систем.

Инновационные технологии в образовательной системе активно растут, тенденция думать, создавать, перемещать, постоянно растет, увеличивая поток научной информации. Образованная творческая личность зависит от развития и воспитания, содержания, процесса и мотивационных аспектов обучения. Единство материального и процессуального методов подразумевает активную умственную деятельность обучающихся, которая направлена на самостоятельное нахождение, как новых знаний, так и методов для их

приобретения. Тем не менее, изменения характера и содержания компонента учебного повышения творчества и интеллектуальной подготовки, требует от человека работы [1].

Обоснование: Социальные, экономические, политические перемены, которые происходят в нашей стране, отражают актуальность по дальнейшему совершенствованию института инновационного процесса, который ввел проблемы на сознательном, целенаправленном преобразовании всех форм общественной жизни. В этих условиях, велика роль объективной социальной инженерии, которая все чаще воспринимается как особый предмет науки, знаний и конкретных технологий, а также в качестве эффективного инструмента для управления инновационными процессами в обществе [4].

Социальная инженерия как инновационная образовательная технология, направлена на социально значимое психологическое и физическое, моральное и интеллектуальное развитие и повышение их инстинктов и способностей, призвания, включение обучающихся в будущую успешную карьеру и системы универсальных моральных ценностей; создание условий по самоопределению, творчеству, самовыражению и непрерывному образованию; развитие и удовлетворение их познавательных и деятельностных потребностей [6].

В ходе проведения работ по социальным проектам обучающиеся должны использовать свои знания из различных областей науки и экспертизы. Это развивает навыки логического мышления; инициативу, самостоятельность; креативность; адаптацию в команде; способность видеть проблемы и принимать решения. Данная проблема включает в себя независимые навыки обучения связи.

Общие объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы к социальным проектам, связаны, в первую очередь, с появлением и реализацией больших проектов, в которых они могут быть эффективно использованы в определенных условиях. Но если мы говорим о небольших проектах и микро-проектах (с минимальным количеством участников и небольшого количества деятельности, часто индивидуального), основные

положения данных подходов недостаточны или нуждаются в специальном толковании [2].

Мы придерживаемся подхода субъектно-ориентированного в социальной инженерии, который позволяет теоретически обобщить разнообразный опыт социального планирования на уровне разработки и реализации больших и малых проектов, микро-проектов. Еще одно название для подхода - тезаурус -связанный с ним механизм социальной и культурной ориентации, на основе сходства и различия людей тезаурусов.

Тезаурус - полный систематизированный состав установок и информации (знаний) в том или ином поле жизнедеятельности, позволяющем в нем ориентироваться.

Тезаурус является полным, когда это не хаотическое нагромождение информации и готовности, а иерархическая система, имеющая план ориентации в окружающей среде. Так, разные люди разных тезаурусов не равны, они не одинаковы в личных качествах, средствах к существованию. Тезаурус отражает иерархию субъективных представлений о мире, можно рассматривать как часть реальности. Тезаурус имеет особое свойство, структуры информации: иерархия знания в ней не построена из общего к частному. Это разница между тезауруса иерархии знания от научного исследования. Знания в тезаурусе соединены с установками, реализуются в соответствии с законами ценностно-нормативной системы [4].

"Самостоятельно - кто-то" или "свой - чужой" - наиболее точное значение отношения, выполняющего функцию социальной ориентации. Это изначально социальный характер "свой" - тот, который относится ко мне, "свой" - то, которое принадлежит мне, но в то же время и в той же степени "его" - из круга, к которому я принадлежу, "ваш" - одна из тех вещей, свойств или отношений, в силу меня (моя безопасность зависит, удовольствие, счастье и т.д.). В логических терминах антоним "их" - нет", а в стоимостном выражении -«иностранец» [3].

"Чужой", "внешняя" - отмечает не только расположенные за пределами

«своих», но в отличие от "собственных" - враги. Эта теория «свой - чужой" воспринимается как реальность человека, группы, сообщества. Виды единства его самостоятельности - «кто-то еще» и образует ядро тезауруса, дает ему социальную значимость. Это создает "взгляд на мир", который поэтапно, по мере социализации, приобретения социальной идентичности индивидов, систематизируется в их умах.

Последствия субъективно ориентированного подхода к жизни, во-первых, различные субъективные домены (консистенция наблюдается только в ограниченном диапазоне параметров и, в определенных пределах); во-вторых, в основном, чтобы настроить значение социального действия (преобразования всех факторов и детерминант такого поведения); в-третьих, деятельность социального поведения субъекта в социальной среде. До сих пор мало понимается обстоятельство теории социального планирования, но дается возможность увидеть особую ценность создателя проекта (автора, инициатора, разработчика) не только в качестве "отражения" частности социальных потребностей, но и как средство реализации собственных интересов, соответствующее его тезаурусу [6].

Субъектно-ориентированный подход к социальной инженерии базируется на основе признания тезауруса создателя проекта основного источника дизайнерских идей. Это не умаляет важности объективных факторов развития и реализации проекта (срочной социальной проблемы, высокий спрос на услуги предоставления, порядок, наличие ресурсов, и т.д.), и, в частности, тот факт, что в результате проекта, в новый превратился социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальной инженерии не устраняет причин и кондиционирования проектов и мероприятий проекта, и идея тезауруса не означает потерю связности социальной среды. Напротив, подход предметно-ориентированный позволяет доказать разнообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, чтобы понять мотивы дизайна и исполнения несоответствия, неудачи "сильных" и успех "слабых" проектов.

Для социальной инженерии следует, что

1. В настоящее время допустимы такие планируемые социальные изменения, которые: лимитированы в масштабе; лимитированы в ресурсах; лимитированы во времени; отвечают принятым в сообществе ценностно-нормативным требованиям.

Желание проекта, комплексные результаты расходятся с характеристиками современного мира.

2. Дизайн в социальной сфере должнен не только придать смысл для достижения определенного результата. Важен и процесс разработки и реализации проекта. Процессуально дизайн в большинстве случаев выходит на первое место.

3. В раздробленном и хаотичном мире социальной целостности социально значимых действий, предусмотренны тезаурусом активной половина общества [8].

Социальные проекты в качестве организации жизненного пространства лучше всего подходит как ограничения и требования современного времени. На основе предметно-ориентированного подхода социальной инженерии -деятельностью не являются узкоспециализированные ученые и теоретики, и многосторонние, многоуровневые методы работы, вооруженные простыми рабочими процессами в рамках имеющихся ресурсов и социального воздействия предлагаемых инноваций.

Таким образом, мы считаем, социальная инженерия, как предсказания лица, группы или организации действий, направлена на достижение социальных целей и для конкретного места, времени и ресурсов.

В данной работе, предполагается и место для теоретиков, однако в указанных проектах востребованы в основном знания прикладного характера.

На основе подхода предметно-ориентированного на социальное планирование, определение социального проекта мы определяем как характер его стоимости и главную роль субъекта деятельности по проекту. Учитывая это, социальный проект построен инициатором социальных инноваций, который направлен на создание, обновление или обслуживание изменившейся

обстановки материала или духовных ценностей, которые имеют границы пространства-времени и ресурсов, воздействие которых на людей считаются положительными в их социальном значении.

Но в то же время, потребность в организации системы социального планирования, в том числе на подготовку специалистов для ее реализации, на национальном уровне сейчас ощущается особенно сильно, так как стало очевидно, что успех реструктуризации общества в значительной степени характеризуется в качестве индикаторов будущих исследований, определенной более модернизированной государственной организации общественных отношений.

Социальная инженерия часто выступает в сочетании с учетом планов социального развития, подготовки руководящих принципов для решения различных задач, не существует ни одного исследования, организованного теоретически и методологически без методических проблем социального планирования, а также специальные инженерные разработки проектных характеристик разных типов социальных объектов.

Сегодня в обучении выражена необходимость подготовки будущих специалистов теории и практики социального планирования, это выражается в удовлетворении социальных потребностей в области воспроизводства высококвалифицированных кадров современной конфигурации.

Противоречия и значимость рассматриваемой технологии: Проведенный анализ дает возможность сделать вывод, что актуальность рассматриваемой проблемы произрастает из сложившихся противоречий:

- между существующими методами обучения, с одной стороны, и динамическими требованиями работодателей к заканчивающим обучение, как будущих профессионалов - на другой;

- между природой труда и рыночными отношениями в переходном российском контексте мобильности и конкуренции решения проблемы осложняется отсутствием целостной концепции нового качества образования;

- между требованиями общества в формировании человека, готового

работать в высокопроизводительных инновационных социальных условиях, эффективно выполнять свои профессиональные функции и отсутствие достаточного социального опыта, чтобы успешно адаптироваться к динамическим условиям рынка.

Обозначенные противоречия выявили актуальность и важность социального проектирования в процессе профессиональной подготовки обучающихся.

Одно из самых важных обстоятельств, которое вносит вклад в формирование социальной инженерии - появление класса инновационных проблем в области экономики, культуры, градостроительства, дизайна и так далее, что не может быть достигнуто с помощью традиционных, преобладающих методов и приемов. В примерах, связанных с градостроительным проектом - задача развития новых форм и видов культурной деятельности, системы и сетевые сервисы (рекреационных центров, социальных, культурных и общинных центров и так далее); в экономике -развитие проектов учреждений и предприятий на принципах самоуправления, самофинансирования и хозрасчета; дизайн - проектирование и разработка так называемых дизайн - программ; в сфере культуры - проектов по сохранению и развитию региональных культур ("Русский Север", "Урал", "Сибирь" и др.), в системе управления промышленности, культуры и так далее. С точки зрения дизайна для всех этих задач характерны следующие особенности:

1. Отсутствие теоретического и технического знания, необходимого для описания и развития основных процессов, которые делают эти объекты.

2. В отсутствии проектов площадь реализации иногда приводит к успеху, растянутому по времени, подразумевает модернизацию или отказ от большей части характеристик исходных проектов. В основном проектирование отмеченных объектов, показывая свою причастность к более широким системам и сооружениям, в результате становится важной проблемой проектирования.

Выдвигаются социальные проекты всех масштабов, от персонала и

заканчивая страной в целом. В то же время часто встречаемые проекты, социальные проекты очень далеки от требований научной, экономической жизнеспособности, хотя намерения их создателей очень хорошие. И вся "личность", организованная дизайнерами, нуждается в квалифицированной помощи от специалистов. Это является важным фактором, который требует широкой организации социальной инженерии.

Социальный проект объекта в целом нельзя разработать, не учитывая его компонентов. Задача социальной инженерии во многих подсистемах общества -как можно более качественно решить ее в первую очередь с помощью собственных команд разработчиков, но, основываясь на организации профессионалов в области социального развития. Вовлечение всех трудовых коллективов в социальную инженерию планирует точное определение проблем, на каком уровне, при помощи ресурсов задачи решаются наиболее эффективно и как инженерная готовность участников необходима для этой цели.

На настоящем этапе развития общества происходят коренные социальные и экономические инновации. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики оставляют свой отпечаток на всех направлениях деятельности человека. Поэтому выдвигаются повышенные требования к уровню креативных способностей индивидуума, умеющего самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней.

Происходящие в современном обществе экономические, социально-политические и духовно-идеологические реформы непосредственным образом обозначены сменой парадигм общественного развития, принципиальной новизной социального и личностного запроса к образовательной системе в целом и гуманитарному образованию в особенности.

В настоящее время на первый план профессиональных учебных заведений, выдвинуты задачи, в дополнение к овладению всех обязательных знаний, целенаправленное развитие творческого воображения, обучение приобретению самопознания, генерации новых идей. Для того, чтобы стать

конкурентоспособным, обучающийся - работник, должен быть с твердыми моральными принципами, широким кругозором, высокой общей культурой, легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и быть вполне конкурентоспособным на рынке труда, для этого необходимо развивать свое творчество и средства развития социальных действий дизайна.

Система образования в специально созданной сети учреждений по организации процесса перевода накопленного в обществе и культуре знаний индивида и явлений, которые могут не только обеспечить усвоение репродуктивного знания и навыков, но и для создания условий, вызывающих саморазвитие и формирование личности. Современное развитие сектора образования, в первую очередь связаны с расширением и улучшением контента и технологий обучения, которые формируют основу для построения методов репродуктивных, широковещательных, обеспечивающих продуктивную и творческую разработку обучающихся и их культурное саморазвитие. Это требует состояние общества.

Наиболее важные качества будущих специалистов социальной ответственности и экономической грамотности - индекс экономической, профессиональной и личностной зрелости обучающихся. Это социальная ответственность, социальное положение. Социально ответственные индивиды психологически и практически подготовлены к диверсификации самостоятельной жизни, к будущей профессиональной работе [5].

В процессе социальной инженерии образовательной интерпретации понятия «стратегический план» и «гражданское общество» будут объединяться.

Если общество является показателем способности человеческого общества жить, внутренне принимая правила, а не навязываться извне нормами организации его деятельности, стратегический план - форма организации человеческого общества будет соблюдать эти правила. На основе этой социальной инженерии рассматривается специально организованные образовательные мероприятия для самореализации потенциала экономического сообщества.

Результаты деятельности проекта в значительной степени зависят от дизайнера. Ведь, социальная инженерия - это, прежде всего, искусство, творчество, в котором предмету дизайна приходится полагаться в первую очередь на их знания, опыт, интуицию, силу, решительность, выносливость, мотивы, потребности, отношения, убеждения. Природа и социальная акция, субъекты тесно связаны между собой. Дизайнер должен быть творчески настроен и должен иметь хорошо развитую интуицию и способность к анализу, что позволяет сознательно и методично достичь цели, основанной на анализе ситуации и синтеза полезных идей.

Наращивание потенциала, продумывание дизайна обучающимся в качестве субъекта социальной инженерии, индустриализации невозможно без умственной работы, активизации информационной деятельности, увеличения компьютерной культуры, формирования организационного творчества, основанного на знании законов гармонизации процессов проектирования.

Таким образом, мы можем сказать, что современный обучающийся в качестве будущего специалиста, должен обладать высоким уровнем творчества, экономической грамотности, должны быть в состоянии увидеть проблему самостоятельно, чтобы иметь возможность передавать знания и навыки в новой ситуации, чтобы увидеть новую сторону в знакомом объекте, уметь сочетать, синтезировать ранее знакомые и новые способы работы.

Сегодня на переднем крае профессиональных учебных заведений выдвинута задача, в дополнение к овладению всеми обязательными знаниями, целенаправленное развитие творческого воображения обучающихся, обучение приобретению самопознания, генерации новых идей. Это делается для того, чтобы стать конкурентоспособными сотрудниками, чтобы выпускник обладал твердыми моральными принципами, широким кругозором, высокой общей культурой, с легкостью проходил адаптацию к новым социально-экономическим условиям, был конкурентоспособен на рынке труда. Социальные инженерии функционально связаны друг с другом операциями, системой и путем создания проекта, где каждая из этих операций требует

знания по предмету дизайна, не только в социологии, но и в экономике, психологии, менеджменте, этики, а также способности видеть проблему и систему в целом.

Заключение: Новая образовательная парадигма российской образовательной системы опирается на инновации и инновационные технологии, основанные на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли. Инновационные принципы управления системой высшего образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках.

Сегодня потребность в профессионализации социальных инженерных субъектов увеличивается с большим ускорением. Масштаб проводимых реформ в стране, затрагивающих все сферы и уровни жизни, нуждается в специальных усилиях, чтобы сосредоточиться на проведении социальных и инженерных исследованиях и разработках, научно-обоснованных проектов, оптимальных организационных формах социальных отношений. Развитие социальных проектов требуется не только специальных знаний, но и особый образ мышления, и, следовательно, требует и соответствующих знаний и навыков, необходимых для социальной инженерии. Базовые знания социальной инженерии позволяют будущему специалисту быть конкурентоспособным и удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом.

Управление знаниями представляет собой основную задачу экономики инновационного типа. Это является сложным процессом с внутренними и внешними взаимосвязями, которые охватывают все составляющие инновационной экономики. Важность рассмотренной проблемы обуславливается тем, что необходима опережающая выработка методов подходов и моделей к управлению знаниями для всех, кто является участником инновационных процессов в экономике.

Более высокая эффективность применения знаний подразумевает собой усиление взаимосвязей между индивидами, развитие понимания, доверия,

формирование общности моделей поведения и ценностей, объединяющих людей и создающих условия для коллективной работы. Одной из поддержек таких связей является создания социальных проектов, которые представляют собой действенный инструмент, способствующий повышению эффективности знаний.

Библиографический список

1. Генисаретский О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. М., 2011.

2. Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 2012.

3. Глушак Н.В., Муравьева М.А., Назарова О.Г., Ребрина Т.Г., Силаева В.В. Управление инновационными процессами в экономике как мера обеспечения экономической безопасности страны // Казанская наука. 2015. № 2.

4. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 2013.

5. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и "технологические" аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования: М., 2014.

6. Насонова Т.Г. Подготовка студентов к социальному проектированию в учебном процессе вуза: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Брянск, 2006.

7. Ребрина Т.Г. Социальное проектирование в процессе профессиональной подготовки студентов // Вестник Брянского государственного университета № 1. - Брянск, РИО БГУ, 2006.

8. Social Engineering: The Art of Human Hacking. Amazon.com. Retrieved 18 January 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.