ляет учителю достичь основной цели такой специальной текстовой деятельности и учебного общения в целом -обеспечить усвоение учебной информации.
Условием эффективного осуществления педагогом такого текстового действия, как порождение нового учебного текста на основе исходного, является опора на механизмы речи (механизм эквивалентных смысловых замен, памяти, антиципации, компрессии).
Действие данных механизмов целесообразно воплотить в специальных «приемах педагогической интерпретации научного текста» [6], применение которых является ориентировочной основой эффективного осуществления текстовой деятельности педагога.
К приемам педагогической интерпретации научного текста, приводящим в действие механизм эквивалентных смысловых замен, мы относим сравнение, приведение примера. К приемам, приводящим в действие механизм памяти - повтор, «обнаженную стратегию», «сегментацию». Механизм антиципации приводится в действие приемом создания проблемной ситуации. Механизм компрессии - приемом напоминания об основной идее, определения понятия, соотнесения с ранее сказанным, обобщения сказанного, ориентировки в материале.
Приведем алгоритм порождения текста как этапа текстовой деятельности педагога в ситуации подготовки к изучению нового материала.
1. Выбираю прием (приемы) педагогической интерпретации научного текста в соответствии со следующими критериями: уместность и результативность приема (соответствие его содержания, функций, средств реализации механизмам речи учащихся, включающимся в процессе смыслового восприятия учебного текста) - и включаю выбранный прием (приемы) в ход текстовой деятельности.
3. С помощью комбинации выбранных приемов педагогической интерпретации научного текста продуцирую новый (учебный) текст путем преобразования исходного собственно научного в научно-учебный.
4. Оцениваю эффективность выбранных приемов педагогической интерпретации научного текста и в целом ход и результат текстовой деятельности.
Таким образом, создание педагогом текста, содержанием которого являются те или иные компоненты содержания обучения, целесообразно рассматривать как профессиональную текстовую деятельность, в которой выделяются мотивы, цели, действия, условия выполнения действий, операции. Данный подход позволяет, алгоритмизируя процесс, прогнозировать конкретный результат преобразования того или иного научного текста в целях учебного общения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кожина М. Н. Экстралингвистические стиле-образующие факторы функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / ред. М. Н. Кожина. М.: Флинта, 2003. 696 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
3. Ипполитова Н. А. Чтение в профессиональной деятельности учителя // Педагогическая риторика: учеб. пособие / под ред. Н. А. Ипполито-вой. М.: МПГУ, 2001. С. 211-230.
4. Десяева Н. Д. Научный текст как объект педагогической интерпретации // Интерпретация научного текста в ситуации учебного общения / под ред. Н. Д. Десяевой. Саранск: Изд-во Мор-дов. гос. пед. ин-та, 2002. С. 5-29.
5. Десяева Н. Д., Арефьева С. А. Стилистика современного русского языка. М.: Академия, 2008. 272 с.
6. Кашкарева Е. А. Технология текстовой деятельности в системе профессиональной подготовки студента педвуза: традиции, проблемы, перспективы: моногр. Саранск, 2010. 167 с.
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОЛИКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ - ВЕДУЩЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА
TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE POLYCOMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE LESSON AS THE LEADING CONDITION OF DEVELOPMENT OF THE PERSON OF EVERY PUPIL
М. В. Мизандронцева
Статья посвящена характеристике поликоммуникативной образовательной среды и технологии управления ее развитием на учебных занятиях, а также описанию определенных организационно-педагогических условий, способствующих эффек-
M. V. Mezandrontseva
The article is devoted to the characteristic of the poly-communicative educational environment and technology of management by its development at the lessons of World Art Culture, as well as to the description of the certain organizational-pedagogical conditions promot-
тивности обучения и воспитания учащихся на уроках. В статье подчеркивается значимость педагогического мастерства учителя и приоритетная роль воспитания в учебном процессе.
Ключевые слова: поликоммуникативная образовательная среда, технология, функции управления развитием.
Открытость современного общества, его информационная насыщенность, быстро обновляющиеся научные и социокультурные знания ставят задачу перед наукой и практикой образования применения таких педагогических технологий, которые обеспечивали бы не только трансляцию знаний, но и самореализацию человека, обладающего личным суверенитетом, творческого, целостно воспринимающего окружающий мир во всем его многообразии, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в целях узко профессиональной деятельности, но и в общечеловеческих ценностях. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [1].
Реализация личностно ориентированного подхода в образовании диктует необходимость создания определенных условий на уроке, то есть образовательной среды, ориентированной не столько на объективный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений. Задача, стоящая перед образовательным учреждением, - создать такие условия, такую развивающую образовательную среду, которая предоставила бы максимальные возможности для как можно более полного раскрытия сущностных сил и дарований, самореализации каждого учащегося. Образовательная среда - понятие, которое в настоящее время широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда. Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Ученый М. П. Нечаев пишет: «Большинство отечественных авторов рассматривает образовательную среду как совокупность взаимосвязанных, взаимно обогащающих и дополняющих друг друга факторов (материальных, пространственно-предметных, педагогических, социально-психологических и др.), которые оказывают существенное влияние на характер образовательного процесса» [2].
ing learning efficiency and education of pupils during classes. In the article the importance of pedagogical skill of the teacher and a primary role of education in an educational process is underlined.
Keywords: the polycommunicative educational environment, technology, functions of management by development.
Среди существующих моделей образовательных сред [3] (эколого-личностная, коммуникативно-ориентированная, психодидактическая, антрополого-психологическая, экопсихологическая) наиболее актуальной для учителя является модель поликоммуникативная (от греч. polys -многий, многочисленный, обширный; от лат. communico -делаю общим, связываю, общаюсь) характер. В качестве главной ценности такой среды рассматривается именно личностное общение и взаимодействие, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.
Поликоммуникативная образовательная среда на учебном занятии - это педагогически организованная, многослойная, многосвязная, многоаспектная, многоракурсная, многоуровневая, многогранная полисфера урока, индивидуальная для каждого обучающегося, среда для построения собственного «Я», обеспечивающая создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста в процессе общения, самореализации, становления его самосознания, отличающаяся целостностью, открытостью, информационной насыщенностью и многоуровневостью, полифункциональностью, гибкостью, вариативностью, психологическим комфортом, высокой культурой взаимоотношений, интерактивностью, избыточностью и неисчерпаемостью для каждого учащегося, оперативностью контроля за учебными достижениями.
Поликоммуникативная образовательная среда складывается из пяти блоков: ценностно-целевого, программно-методического, информационно-знаниевого, коммуникационного, технологического.
В практике деятельности мы выбрали за основу состав и содержание функций управления, обоснованные П. И. Третьяковым [4]: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.
Представленная ниже технология управления развитием поликоммуникативной образовательной среды на рис. 1, состоит из последовательных действий, направленных на:
- программирование деятельности в условиях поликоммуникативной образовательной среды;
- моделирование необходимого и реально достижимого результата.
Рассмотрим и охарактеризуем основные этапы представленной технологии и особенности перечисленных педагогических процедур.
Диагностика направлена на исследование актуального состояния поликоммуникативной образовательной среды на уроке. Данная образовательная среда должна
Анализ результатов эффективности образовательного процесса и управленческой деятельности
Разработка технологии урока с четко просчитанным конечным результатом (постановка цели, задач урока, его планирование —- создание сценария урока, который содержит проблемно-ситуативное пространство и возможность осуществления выбора траектории движения учащихся в нем; разработка совокупности актов взаимосвязанной деятельности (учителя и ученика) с использованием учебных заданий, прогнозирование действий учащихся и способы выполнения каждого задания)
ц
Создание организационно-педагогических условий для получения учащимися правильного результата при выполнении задания и высокого развивающего эффекта в духовно-нравственном, интеллектуальном, творческом плане
Контроль за усвоением содержания образования, заложенном в учебном задании. Учет личностных
приращений учащихся
ц
Анализ данных качества обученности, сформированности ценностных ориентиров и внесение корректив для качественного совершенствования учебной деятельности ученика
Рис. 1. Технология управления развитием поликоммуникативной образовательной среды
Диагностика актуального состояния поликоммуникативной образовательной среды
^ -
обладать такими характеристиками, как: проблемность, неопределенность, принятие, безопасность, эмоциональная комфортность и удовлетворенность.
Анализ результатов диагностики выражается в количественно-качественном описании эффективности образовательного процесса и управленческой деятельности.
По итогам диагностики учителем разрабатывается технология урока с четко прогнозируемым конечным результатом. Технология представляет собой содержательное, организационно-методическое, психолого-педагог ическое оформление замысла создания учителем на уроке поликоммуникативной образовательной среды. При этом процесс обучения проводится в двух плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость отражает процесс обучения, организованный учителем, и выражается совокупностью следующих структурных элементов: деятельность учителя, деятельность учащихся, учебная ситуация, учебная проблема, учебное задание, содержание образования. Внутренняя плоскость представляет собой процесс внутренней учебной деятельности и состоит из связанных с элементами внешней плоскости и между собой таких структурных составляющих, как деятельность ученика, субъектный опыт ученика и его личностная рефлексия. Организуя поликоммуникативную среду, учитель в полной мере должен использовать все стороны (коммуникативную, интерактивную, перцептивную), средства (язык, интонацию, мимику, позу, взгляд, жесты), пути (вербальный, невербальный) общения. К условиям, способствующим эффективности организации данного этапа, можно отнести профессиональное мастерство учителя, его методические находки, персонифицированный подход к отдельному учащемуся на основе знаний его психологических и индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Для достижения высокого развивающего эффекта как в интеллектуальном, так и в мотивационном плане у каждого учащегося необходимо создание учителем на уроке определенных организационно-педагогических условий:
• наличие содержательного компонента (актуальность содержания образования для развития личности учащегося, интегративный подход к содержанию обучения, открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем);
• наличие методического компонента (вариативность учебных программ, свобода выбора образовательного маршрута для учащихся, разнообразие методических обучающих средств, акцент на диалогическое общение, учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных учащихся);
• наличие коммуникативного компонента (взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников, преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса, активность всех субъектов);
• наличие системы средств общения с общечеловеческой культурой, которая служит как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения;
• наличие системы самостоятельных работ по работе с информацией;
• наличие интенсивных связей между участниками учебного процесса - как вертикальных, так и горизонтальных;
• наличие концепции учебно-воспитательного процесса, неотъемлемыми частями которого являются педагогическое общение, творчество и сотворчество.
При контроле за усвоением содержания урока учитель должен учитывать, что каждый учащийся включается
в учебную ситуацию на основе сформированного у него субъективного опыта. В процессе включения каждый ученик оценивает учебную ситуацию по-своему - с позиции личностной рефлексии; вскрывает когнитивное противоречие, имеющее для него личностный смысл; выделяет учебную проблему и формулирует познавательную задачу в форме учебного задания. При разрешении учебной проблемы, учащийся усваивает содержание образования. Данное содержание в процессе личностной рефлексии расширяет и углубляет субъективный опыт личности ученика, переводя его на новый уровень развития. Это качественное новообразование совершенствует учебную деятельность ученика и тем самым сигнализирует учителю о разрешении когнитивного противоречия в предложенной учебной ситуации. Объективно измерить личностный прирост как результат образовательного процесса невозможно. Но отслеживать, фиксировать, анализировать его необходимо (система портфолио, дневник наблюдений, рейтинговое оценивание и многое другое) [5]. Это позволяет учителю корректировать и проектировать новый цикл учебного процесса на основе анализа данных качества обученности, сформированности ценностных ориентиров учащихся.
На аналитико-результативном этапе, как и на начальном, ведущей деятельностью является диагностическая. В данном случае диагностика направлена на измерение произошедших изменений и образовательная среда должна обладать теми же ведущими характеристиками. Оценка результативности выражается в определении:
- качества обученности учащихся;
- результатов их участия в олимпиадах, конкурсах;
- уровня сформированности ключевых компетенций учащихся;
- уровня развития коммуникативности как качества социально-мобильной личности;
- уровня воспитанности учащихся;
- уровня развития ценностной сферы;
- сохранности здоровья учащихся;
- уровня их интеллектуального и духовного индивидуального развития.
Таким образом, в процессе реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» технология управления развитием поликоммуникативной образовательной среды на уроке - основа для практического решения актуальных задач не только повышения качества, эффективности обучения, но и создания комфортных условий для творческой самореализации, социальной адаптации, формирования ценностных ориентиров учащихся на современном этапе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // М-во образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov. ru/dok/akt/6591/ (дата обращения 14.03.2012).
2. Нечаев М. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы. М.: ACADEMIA, 2010. С. 5.
3. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.
4. Третьяков П. И. Школа: управление качеством образования по результатам. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Изд-во УЦ «Перспектива», 2009.
5. Фоминова М. А., Климова Т. А., Кочерова Е. А., Шарко Н. И. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета "Мировая художественная культура" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» // Моск. ин-т открытого образования. Каф. эстетического образования и культурологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.kafedramhk.ru/dokum.htm (дата обращения 14.03.2012).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
USE OF PRODUCTS OF ORAL NATIONAL CREATIVITY IN SYSTEM OF THE SOVIET EXPLANATORY READING
А. Ю. Никитченков
В статье освещается один из аспектов истории методики обучения чтению в начальной школе. Анализ учебных и методических материалов показывает, что произведения устного народного творчества ограниченно использовались в советской начальной школе
A. Yu. Nikitchenkov
In the present article one of aspects of history of a technique of training to reading at elementary school is demonstrated. The analysis of educational and methodical materials shows that products of oral national creativity were used restrictedly at the Soviet elemen-