УдК 37.0 ББК Ч 426.21
Ольга Николаевна Яковлева,
аспирант Забайкальского государственного университета, Муниципальное образовательное учреждение «Комплексная средняя школа № 42»
(Чита, Россия), e-mail: atomanovka@mail.ru
Технология ценностно-смыслового освоения фольклора в старших классах
В статье представлена технология ценностно-смыслового освоения фольклора как результат опытно-экспериментальной работы в старшей школе. Последовательно описаны основные этапы технологии, подробно рассмотрены педагогические методы и приёмы, применяемые в процессе изучения ценностно-смыслового ядра фольклорного произведения.
Ценностно-смысловая (аксиологическая) основа фольклорных текстов наиболее полно раскрывается путём семиотического анализа, состоящего из взаимоопределяю-щих и взаимосвязанных семантико-понятийных блоков: «аксиологическая константа»
- «концептуальная идея жанра» - «аксиологический концепт» - «сюжетный мотив» -«символический образ». Семиотический анализ, многократно апробированный в литературоведческих работах и объединяющий два смысловых плана: «план содержания» и «план выражения», - позволяет реконструировать мифологическую картину мира наших предков. Применение семиотического метода к анализу фольклорных текстов даёт возможность «проникновения» в закрытую для непосредственного наблюдения сферу ментальности, в систему ценностных установок народа или этноса, позволяет эксплицировать существующие в сознании ценностные доминанты на региональном материале.
Автор статьи считает, что применение технологии ценностно-смыслового изучения фольклора поможет решить главную проблему литературного образования: формирование ценностно-смысловой компетентности современного школьника.
Ключевые слова: фольклорные жанры, технология ценностно-смыслового освоения фольклора, литературное образование, педагогические методы и приёмы.
Olga Nikolayevna Yakovleva,
postgraduate of Zabaikalsky State University, Municipal Education Institution “Comprehensive Secondary School № 42”
(Chita, Russia), e-mail: atomanovka@mail.ru
Technologies of Axiological Studies of Folklore at a Secondary School
The article presents the technology of the axiological comprehension of folklore as a result of the experiment carried out at a secondary school. The main stages of the technology are described in the article. The pedagogical methods and techniques used to stimulate the axiological comprehension of the folklore text are analyzed in the article as well.
Valuable and semantic (axiological) fundamentals of folk-lore texts are mostly revealed with semiotic analysis, consisting of interdetermined and interconnected semantic units: «an axiological statement (constant)» - «the concept of the genre» - «an axiological concept»-«the plot motif» - «the symbolic image». The semiotic analysis which had been approved repeatedly by the literary criticism connects two semantic planes: the plane of the content and that of the expression which helps to reconstruct our ancestors’ mythological picture of the world.
Using the semiotic method to analyze folk-lore texts enables us to penetrate into the closed sphere of mentality, into the values system of a people or an ethnos, and lets us make the dominant values existing in a people’s mentality explicit using the regional folklore material.
The author believes the usage of technologies of axiological studies of folklore will solve the main problem of literary education - the development of axiological competence of contemporary schoolchildren.
Keywords: folk-lore genres, technologies of axiological studies of folklore, literary education, pedagogical methods and techniques.
46
© о. н. Яковлева, 2012
Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина, направлено на обретение свободы общения с искусством слова и формирование ценностно-смысловых ориентаций обучающегося. В государственном стандарте литературного образования ценностно-смысловая компетентность является доминирующей и «определяется как сформированность гуманистического видения мира, понимание духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отражённых в культуре и литературе, способность утверждать и отстаивать их» [12, с. 12].
Уникальными средствами развития духовноценностного потенциала школьника обладает русский фольклор. Фольклор глубинно и неразрывно связан с менталитетом народа, его базовыми ценностями бытия, выраженными в яркой, доступной художественной форме и транслирующимися во множестве поколений.
Фольклорные произведения включаются в содержание школьного литературного образования, начиная с XIX в. В образовательных учреждениях накоплен значительный опыт по использованию возможностей фольклора для развития способностей детей младшего и среднего школьного возрастов, тогда как фольклор в старших классах практически не изучается. Кроме того, школьная практика, основанная на изучении эстетического компонента устного народного творчества, не всегда ориентирована на понимание базовых культурных ценностей и глубокого смысла, лежащего в основе фольклорного текста. Использование аксиологического подхода к изучению фольклора в старших классах позволяет преодолеть накопившиеся стереотипы в восприятии и анализе русского фольклора, соединяет эстетический и нравственный аспекты прочтения фольклорного текста, открывает смысл высших символов и идеалов национального менталитета.
Фольклор с аксиологических позиций выступает «в качестве обширной смыслопорождающей и смыслотранслирующей системы» [14, с. 13], где смыслы и ценности тесно связаны с древнейшей картиной мира. В рамках аксиологического подхода была разработана и апробирована технология изучения фольклора, направленная на овладение учащимися вербально-семиотическим кодом и освоение концептуальной картины мира фольклорного текста. Под общим термином «технология» мы понимаем описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и приёмов достижения планируемых результатов обучения (Селевко Г. К.).
Технология ценностно-смыслового освоения фольклора представляет собой определенную систему педагогических действий, на-
правленных на создание необходимой образовательной среды и обеспечивающей эффективность и результативность овладения учащимися ценностным содержанием устного народного творчества. Она особенно актуальна в процессе обучения старшеклассников (как в общеобразовательной, так и в профильной школе) в связи с тем, что именно старший возраст характеризуется стремлением к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и ценностно-смысловых категорий.
Особенность реализации предлагаемой технологии в процессе обучения заключается в ярко выраженной ценностной направленности каждого занятия, которую, с одной стороны, обеспечивает специально отобранное содержание и последовательность этапов работы с ним, с другой - выбор методов и методических приёмов, ориентированных на раскрытие и понимание глубинных основ фольклорного текста.
Технология ценностно-смыслового освоения фольклора выстраивается на двух смысловых доминантах - мифологические представления славян и фольклор в семиотическом (аксиологическом) аспекте (следуя за М. М. Бахтиным, отождествляем понятия «аксиологический» и «семиотический»).
Рассмотрим основные этапы реализации данной технологии.
Первый этап - освоение особенностей славянского мировоззрения - выстраивается на компаративном подходе к изучению мифологии, не столько на рассмотрении отдельных мифологических сюжетов и систем, сколько на их анализе, направленном на понимание логики мышления древних людей. Древним славянам было свойственно космоцентрическое мировоззрение, которое по своему отношению к природе значительно отличалось от современного - прагматического. Такой методологический подход к изучению фольклора вполне обоснован: «Для интерпретации народной культуры.первосте-пенное значение имеет понимание субъекта -носителя этой культуры, чьи ценности, идеалы, стереотипы поведения, образ и стиль жизни она выражает, декларирует, предписывает или, напротив, накладывает запрет, не рекомендует для членов сообщества, которые представляют данную культуру, принимая её от предков и передавая потомкам» [10, с. 6]. С точки зрения семиотики, языковая картина мира - это первичная смоделированная организация мира, на основе первичной картины мира строится вторичная - фольклорная. Поэтому, чтобы понимать фольклорные тексты, необходимо знать специфику мировоззрения предков.
Приведём в пример таблицу, в которой отражено методическое содержание уроков первого этапа (табл.1).
Таблица 1
Методическое содержание уроков по изучению фольклора в аксиологическом аспекте (1 этап)
№ Содержание уроков Ведущий метод: эмпатический диалог
Методические приёмы:
1 Уроки мифологии. - Актуальность и значимость изучения мифа в современном мире Сочинение-рассуждение
2 Мифологическое сознание - современное сознание. Структура мифологического космоса (миропорядка): сакральный (священный) и профанный (реальный) миры. - Эклектичное мировоззрение современного человека Таблица
3 Создание человека и появление Вселенной как основные события священной сферы Ассоциативные ряды
4 «Священное место» как место прорыва уровней, точка соприкосновения Неба и Земли (Мировое Древо, Мировая гора, Мировой столб ). Значимость священных мест в жизни современного человека Культурологический анализ реконструированного славянского мифа
5 Архетипы пограничья: лестница, радуга, пещера, колодец в мифологическом и современном сознании Культурологический анализ реконструированного славянского мифа
6 Древнеславянский Мир стихий: огонь, небо, вода и земля. Стихии в современном мире Составление словаря-тезауруса по славянской мифологии
7 Мир природы (животные, растения, минералы) и мир Космоса: (звёзды, солнце и месяц) в представлениях древних славян и современных людей Схема
8 Мир рода человеческого (род, семья, жрецы). «Семья - род» в современном сознании Творческий проект
Прокомментируем содержание таблицы:
1. Особенность представленного материала заключается в том, что он является основой изучения фольклора в семиотическом аспекте. Следует отметить, что на первом этапе идёт не просто изучение, а скорее формирование эмоциональной сопричастности к культуре своего народа через знакомство с важнейшими знаковыми категориями мифологического мировоззрения предков, отражёнными в фольклоре.
2. Специфика содержательного материала, его интегрированный аксиологический характер приводят к созданию такой технологии, которая предполагает осознание и понимание ценности фольклора и выстраивается на основе эмпатического диалога. Эмпатический диалог - это урок духовного сотворчества учителя и читателя-школьника, в русле которого идёт постижение ценностно-смыслового мира художественного произведения. В юношеском возрасте эмпатическое понимание является важнейшей стороной нравственной рефлексии учащихся.
Вхождение в мир древности, в мир другой культуры подобным образом имеет обоснование, поскольку «человек должен научиться жить в условиях множества культур, типов сознаний, логик, точек зрения». М. М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения» [2, с. 45].
Следует помнить, что мы рассматриваем процесс обучения как организацию «диалога по-48
нимания», когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры, следовательно, создание диалогической ситуации на первых занятиях - это главнейшая задача учителя. Самый эффективный способ это сделать - поставить перед детьми задачу, проблему, вопрос ( Что такое миф, чему нас учит миф? Чем мифологическое сознание отличается от современного? и т. д.).
3. Методические приёмы служат углублению представлений старшеклассников о мифологическом сознании наших предков, а также позволяют усилить «силовое поле мифологической эпохи».
Приёмы могут варьироваться:
1. Составление ассоциативного ряда (сакральный - профанный).
2. Составление таблиц, схем («Единство мифа и фольклора»).
3. Подготовка сообщения («Небо и Земля -супружеская пара в космогонических мифах славян», «Культ огня у древних славян», «Живая вода и вещее слово в представлениях славян» и т. д.).
4. Работа с мифологическим словарём (дать определение следующим понятиям: «миф», «мифологическое сознание», «мифологическая картина мира», «космос»,«сакральное» и «про-фанное», «магия» и т. д.).
5. Составление словаря-тезауруса по славянской мифологии с иллюстрациями основных персонажей славянской мифологии (Мать Земля
и Отец Небо, Даждьбог Сварожич, Перун Сварожич, Огонь Сварожич, Мокошь, другие Боги древних славян: Род и Рожаницы, Ярила, Змей Велес, боги и духи низшего уровня).
6. Культурологический анализ реконструированных космогонических мифов и преданий древних славян - один из наиболее удачных приёмов, ведущий к пониманию мифологических основ. Космогонические мифы в первозданном виде не сохранились, но существуют мифы, реконструированные современными исследователями.
Методические приёмы обратной связи являются обязательными и отражают степень участия старшеклассников в диалоге на занятиях:
1. Сочинение-рассуждение (например, на тему «Отголоски мифологического сознания в мировоззрении современных людей»).
2. Творческий проект («На пути постижения миропонимания наших предков» и т. д.).
В ходе эмпатического диалога возникает особое общение между учащимся и учителем, в котором участники не просто проявляют те или иные грани мифологического и современного мышления, но прежде всего определяют свой собственный взгляд на мир. Только после полного и органичного освоения особенностей славянского мировоззрения, осознания знака славянского менталитета возможно продуктивное изучение фольклора в семиотическом аспекте.
Второй этап - освоение концептуального содержания фольклорного жанра.
Особое место при реконструкции мифологической модели мира отводится категории жанра, поскольку именно жанр определяет особенности мировидения человека мифологического периода. Смысл жанровой структуры в целом, как установлено исследованиями по генезису жанров, состоит в создании некоей образной «модели» мира, в которой всё сущее обретало бы свою цель и свой порядок. Эта модель и есть ядро жанра. М. М. Бахтин глубоко исследовал содержательность жанровых форм: «В жанрах
на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определённых сторон мира» [3, с. 34]. Таким образом, речь идёт о содержательно-духовной составляющей фольклорного произведения.
Задача жанра - выразить «идейноэмоциональное отношение к событиям» - определяет его принципиальную ориентированность на представление некоторой аксиологической модели фольклорного коллектива. «Тексты одного фольклорного жанра выстраивают «фрагмент или проекцию общей фольклорной и мифологической картины народного мировиде-ния» [11, с. 23].
Отбор фольклорных текстов осуществляется на основании следующих критериев: соответствие возрастным особенностям обучающихся и их уровню читательской подготовки; жанровостилистическое и лексико-грамматическое богатство художественного произведения, аксиологический потенциал фольклорного текста. Возрастному периоду юношества, когда на основе освоения этнокультурных ценностей своего народа старший подросток сознательно подходит к проблеме нравственно-этического выбора, развитию своей духовной сущности, личностному самосовершенствованию, лучше всего подходит изучение синкретичных жанров фольклора: обрядовые песни, лирические песни, корильные песни, причитания, заговор.
Тексты каждого жанра по-своему моделируют действительность, это зависит от специфики текста, его первоначальной функции, времени создания и адресата, поэтому одним из путей постижения концепции жанра является анализ фольклорного текста посредством изучения лирического образа, а от него - путём выделения общих черт при сравнении с другими фольклорным текстами - к постижению концепции произведения.
Приведём в пример таблицу, в которой отражено методическое содержание второго этапа (табл. 2).
Таблица 2
Методическое содержание уроков по изучению фольклора в аксиологическом аспекте (2-й этап)
Фольклорный жанр Концепция жанра Методический приём
Лирическая песня Идейно-эмоциональное отношение к событиям, выражение представлений о гармоничных (нормативных) и негармоничных состояниях мира Чтение фольклорного текста, наблюдение и сравнение, культурологический комментарий
Обрядовая песня Создание своего гармоничного мира Проверка гипотезы, сравнение, культурологический комментарий
Причитание Строение новой действительности, «собирание в одно целое» Наблюдение и сравнение, культурологический комментарий
Величальная песня Реализация магического закона сопричастности (изменение мира при помощи добрых духов) Эксперимент, сравнение, культурологический комментарий
Заговор Реализация закона подобия - мир земной является отражением мира небесного, наоборот, человек своим строением подобен Вселенной Эксперимент, сравнение, культурологический комментарий
1. Большинство методических приёмов, представленных в таблице, тяготеет к такому учебному методу, как анализ (по типологии учебных методов В. Г. Маранцмана).
2. Методический приём «чтение фольклорного произведения» обязателен при изучении любого жанра, т. к. он оказывает существенное влияние на эмоциональную реакцию читателей, воспринимающих фольклорный текст.
3. М. А. Рыбникова писала о том, что методические приёмы диктуются природой художественного произведения. Каждое произведение должно быть просчитано и разобрано соответственно его природе, этим можно объяснить, что ведущими являются приёмы наблюдения и сравнения, имеющие своё начало в мифологическом сознании наших предков.
4. В процессе наблюдения над реалиями фольклорного текста обязательна актуализация приёма культурологического комментария, что может осуществляться на различных этапах изучения жанра.
5. Гипотезы, как правило, создаются на основе наблюдения и сравнения и подтверждаются научными изысканиями.
6. Следует отметить, что жанровый состав можно расширить (например, сказка или мифологический рассказ), т. к.практически любой фольклорный текст имеет архаическую природу и может быть рассмотрен на уроке с позиций аксиологии.
На третьем этапе важной задачей является освоение базовых концептов фольклорного текста.
Концепт раскрывает ментальность народа (способы видения мира, духовного единения людей, уровни общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоций, привычек
и приёмов сознания) и его культуры через постижение фольклорного текста. «Ментальность понимается как миросозерцание в категориях и формах родного языка, которые соединяют в себе интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [4, с. 45]. Ментальные характеристики отражаются в концептах, «культурных сгустках в сознании людей» (Ю. М. Лотман).
Можно выделить следующие древнейшие концепты: мировое древо, райская птица, мировой океан, солнце, - которые преломляются в фундаментальных ценностях бытия («родина», «отчий дом», «семья», «природа», «человек», «труд») и в высших духовных ценностях («добро», «истина», «красота», «сострадание», «память», «духовность» и др.). В фольклорных текстах в определённой ипостаси концепт реализуются через образы и мотивы, последние, в свою очередь, предстают через призму художественного приёма (олицетворения, сравнения, метафоры и т. д.).
Изучение древнейших концептов осуществляется на уроке путём семиотического анализа. Семиотический анализ фольклорного текста представляет особый тип его исследования и предполагает реконструирование его концеп-тосферы, при котором в качестве точки отсчёта рассматриваются понятийные категории (концепты), а целью является выявление способов их объективации (мотив, символ и т. д.). Ниже представлен фрагмент семиотического анализа фольклорных произведений различных жанров, где центральным концептом является «мировое древо» (табл. 1).
Таблица 3
Семиотический анализ фольклорного текста (на примере причитания, заговора, обрядовой и лирической песни)
Концепт Древнейший мотив Образ-символ Художественный приём Фольклорный текст
Мировое древо Мотив «родной» и «чужой» стороны Образ-символ дуб Параллелизм «Ко кресту-то я, ко дубовому»
Мотив «смерти» и «рождения» Образ-символ берёза Олицетворение «Закатилось солнце красное»
Мотив «родного дома» Образ-символ берёза (ива, ель, сосна) Параллелизм «Уж я выйду ли, молодёшенька»
Мотив «смерти» и «рождения» Кипарис-дерево Олицетворение «На ограждение лошадей и пути-дороги»
Мировое древо - «образ, воплощающий универсальную концептуализацию мира» [4, с. 398]. Каждый из выбранных жанров даёт представление об определённом этапе существования семантического поля «мировое древо». Отметим, 50
что в одном тексте могут сосуществовать несколько концептов. В таком случае анализ фольклорного текста предполагает, во-первых, выявление набора ключевых слов текста; во-вторых, описание обозначаемого ими концептуального
пространства; в-третьих, определение базового концепта (концептов) этого пространства и выстраивание системы текстовых концептов.
В результате семиотического анализа расширяются знания ученика о мире, это помогает не только увидеть ценностную картину фольклорного произведения, но и постигнуть общечеловеческие ценности, что сответвуют юношескому возрастному периоду «начала эпохи познания связей, осознания причин и следствий» (В. Г. Маранцман).
Четвёртый этап реализации технологии -смысловое объединение, синтезирование полученных в процессе анализа знаний, интерпретация фольклорных произведений путём комплексного анализа. Так, на уроках-практикумах старшеклассникам предлагается проанализировать тексты заговоров дружки с помощью комплексного анализа («На ограждение поезда», «На ограждение лошадей и пути-дороги», «На ограждение лошадей и свадебного поезда»).
Схема комплексного анализа:
1. Дайте характеристику мифологической картины мира, представленной в заговоре (приговоре): пространство, время, персонажи, предметный мир, тип действия, совершаемого мифологическим персонажем.
2. Определите типологию словесных формул и формульных тем в заговоре (приговоре): заклинание, молитва; проклятие; угроза; описание ритуала; мифологический сценарий; магический параллелизм; перечисление.
3. Определите композицию свадебного заговора (приговора): последовательность чередования формульных тем.
4. Найдите в заговоре христианские мотивы.
5. Укажите, какой магической функцией обладают обереги и заговоры.
На четвёртом этапе обучения происходит реализация полученных ранее культурологи-
ческих и аксиологических знаний учащихся в конкретной исследовательской деятельности. Безусловно, этапы работы с фольклорными текстами могут носить вариативный характер и включать в себя различные формы работы. Однако аксиологическая составляющая занятия, подчинённого цели формирования ценностномировоззренческой компетентности старшеклассников, должна оставаться неизменной при использовании аксиологического подхода.
Заключительным, пятым этапом, является написание эссе, где будет представлено личное отношение старшеклассника к ключевыми ценностям и понятиям наших предков, отражённым в фольклорных текстах.
В эссе раскрывается творческий потенциал школьника, раскрепощается его мышление, проявляется его личность. Это жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. Учитель-практик, известный методист
В. В. Литвинов, писал, что подобные жанры «исключают по самому своему характеру механическую компиляцию чужих мыслей, конгломерат чужих формулировок и фраз». И этот этап является завершающим в постижении мифологических основ фольклора и позволяет определить уровень сформированности ценностносмысловой компетентности обучающихся.
Таким образом, технология освоения ценностно-смыслового фольклора выстраивается на основе принципов линейности, последовательности и принципе концентризма, т. е. возвращения к ранее изученному на более высоком уровне, что позволяет организовать учебный процесс как восхождение от простого к сложному, от первоначальных сведений о фольклоре - к проникновению, «вживанию» в культуру, постижению её модели, ценностей и, следовательно, вечных ценностей бытия.
Список литературы
1. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. М.: ЭКСМО, 2007. С. 201.
2. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 91.
3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература,
1975. С. 89.
4. Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. М.: Художественная литература, 1999.
С. 45.
5. Литвинов В. В. Сочинения в старших классах как самостоятельная работа. М.: Учпедгиз, 1957. С. 89.
6. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - Текст - Семиосфера - История. М.: Просвещение, 1999. С. 123.
7. Маранцман В. Г. Список литературы 10 кл.: в 2 ч. М.: Просвещение, 2001.
С. 156.
8. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранц-
мана: в 2 ч. М.: Просвещение; Владос, 1995. С. 234.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М., 2000. С. 345.
10. Народная культура в современных условиях: учеб. пособие / Министерство культуры РФ. М.: Логос. С. 234.
11. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
С.145.
12. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч 2. Старшая школа / под ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрико-ва. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ. М., 2004.
13. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд., М., 1963.
С. 78.
Spisok literatury
1. Afanas’ev A. N. Mifologija Drevnej Rusi. M.: JeKSMO, 2007. S. 201.
2. Bahtin M. M. Avtor i geroj: k filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk. SPb.: Azbuka,
2000. S.91.
3. Bahtin M. M. Voprosy literatury i jestetiki. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1975.
S. 89.
4. Kolesov V. V. Zhizn’ proishodit ot slova. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1999.
S. 45.
5. Litvinov V. V. Sochinenija v starshih klassah kak samostojatel’naja rabota. M.: Uch-pedgiz, 1957. S. 89.
6. Lotman Ju. M. Vnutri mysljawih mirov. Chelovek - Tekst - Semiosfera - Istorija. M.: Prosvewenie, 1999. S. 123.
7. Marancman V. G. Spisok literatury 10 kl.: v 2 ch. M.: Prosvewenie, 2001. S. 156.
8. Metodika prepodavanija literatury / pod red. O.Ju.Bogdanovoj i V. G. Marancmana: v 2 ch. M.: Prosvewenie; Vlados, 1995. S. 234.
9. Mify narodov mira. Jenciklopedija: v 2 t. M., 2000. S. 345.
10. Narodnaja kul’tura v sovremennyh uslovijah: ucheb. posobie / Ministerstvo kul’tury RF. M.: Logos. S. 234.
11. Nikitina S. E. Ustnaja narodnaja kul’tura i jazykovoe soznanie. M., 1993. S. 145.
12. Proekt federal’nogo komponenta gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta ob-wego obrazovanija. Ch 2. Starshaja shkola / pod red. Je. D. Dneprova i V. D. Shadrikova. Vremennyj nauchnyj kollektiv «Obrazovatel’nyj standart» Ministerstva obrazovanija RF. M.,
2004.
13. Rybnikova M. A. Ocherki po metodike literaturnogo chtenija. 3-e izd., M., 1963.
S. 78.
Статья поступила в редакцию 12.04.2012 г.