УДК 796.422
ТЕХНОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНИЙ НА 400 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭРГОГЕНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Е. Ю. Барабанкина, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики легкой атлетики,
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград;
М. С. Шубин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики
легкой атлетики,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; В. В. Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики,
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград.
Контактная информация для переписки: 400005, Россия, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 78;
e-mail: [email protected], [email protected], 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В настоящее время в методике спортивной тренировки необходим поиск новых эффективных путей совершенствования физической подготовки спортсменов, в частности легкоатлетов, специализирующихся в беге на 400 метров. Традиционные технологии развития физических качеств являются достаточно эффективными, однако неуклонно возрастающая конкуренция уже в юношеском спорте заставляет тренеров и специалистов в области спортивной тренировки искать новые пути совершенствования физической подготовки спортсменов, в частности легкоатлетов, специализирующихся в беге на 400 метров. Одним из таких путей является применение специальных тренажерных устройств локального, регионального и общего воздействия в тренировочном процессе бегуний на 400 метров. Упражнения на данных тренажерах воздействуют на основные группы мышц голени, стопы, мышц-сгибателей бедра, мышц-разгибателей спины, тем самым помогая в полной мере реализовать скорость движений спортсменов при беге. Конструкция данных тренажеров позволяет моделировать различные сочетания режимов работающих мышц, учитывать двигательную специфику главных упражнений, избирательность воздействия на те группы мышц, которые несут большую нагрузку в беге, с учетом их действия в тех фазах, где нужно
проявлять максимальные усилия и целенаправленно развивать взрывную силу в отстающих мышечных группах. Результаты педагогического эксперимента показали, что целенаправленное физическое воздействие с помощью дополнительных эргоге-нических средств в виде специальных тренажерных устройств позволяет существенно повысить уровень специальной физической подготовленности бегуний на 400 метров, благодаря чему можно добиться определенных положительных сдвигов в спортивных результатах и создать благоприятные условия для дальнейшего спортивного совершенствования.
Ключевые слова: бегуньи на 400 метров; специальная физическая подготовка; технические эргогениче-ские средства; тренажерные устройства.
Современный уровень спортивных достижений в беговых дисциплинах легкой атлетики требует целенаправленной эффективной подготовки как высококвалифицированных спортсменов, так и спортсменов, находящихся в резерве [1, с. 89; 2, с. 25; 5, с. 32; 6, с. 33; 18, с. 77; 19, с. 78].
Традиционные технологии развития физических качеств являются достаточно эффективными, однако неуклонно возрастающая конкуренция уже в юношеском спорте заставляет тренеров и других специалистов в
Таблица
Исходные значения специальных физических и кинематических параметров при выполнении упражнений локального воздействия на тренажере в зависимости от величины отягощений и
спортивной квалификации испытуемых
Показатели % отягощения КМС (n=8) I разряд(n=8)
Х±m Х±m
Взрывная сила I , кг/с 25 358,51±15,44 325,50±13,61
35 387,57±14,31 343,40±13,71
45 392,31±13,09 339,30±16,41
Стартовая сила Q , кг/с 25 567,49±19,34 488,91±21,97
35 573,14±18,58 490,43±18,64
45 590,09±17,86 500,63±22,84
Ускоряющая сила G , кг/с 25 230,70±20,68 227,37±18,82
35 205,54±14,38 205,05±10,11
45 172,28±8,93 161,47±11,30
Максимальное усилие F , кг max 25 43,58±2,34 46,37±3,82
35 56,22±2,29 60,04±2,56
45 68,28±2,15 68,99±2,34
Средняя скорость V, см/с 25 35,13±2,53 33,55±1,36
35 29,13±1,33 27,20±1,28
45 24,05±1,17 21,38±1,13
Частота f , кол-во раз 25 4,25±0,24 3,93±0,15
35 4,04±0,17 3,81±0,17
45 3,63±0,16 3,37±0,20
Амплитуда S, см 25 8,31±0,46 8,23±0,30
35 7,27±0,31 7,17±0,30
45 6,54±0,32 6,45±0,38
области спортивной тренировки искать новые пути совершенствования физической подготовки спортсменов, в частности легкоатлетов, специализирующихся в беге на 400 метров [3, с. 13; 4, с. 9; 9, с. 63; 11, с. 61; 12, с. 46; 14, с. 41; 15, с. 121].
Одним из таких путей является использование в тренировке дополнительных эргогенических средств подготовки, арсенал которых в спортивной практике довольно широк и эффективность их применения уже доказана. К таким средствам относятся и специальные тренажерные устройства [7, с. 67; 8, с. 32; 10, с. 5; 13, с. 65; 16, с. 241; 17, с. 56]. Эти методики встречаются в современной литературе, однако они в недостаточной степени разработаны и требуют дополнительного научного и экспериментального обоснования. Тем более, что конкретные исследования, посвященные изучению эффективности использования вышеуказанных средств в тренировке девушек-спринтеров, практически отсутствуют.
Организация исследования. Для изучения механизма взрывной силы и ведения тренировочного процесса легкоатлеток, специализирующихся в беге на 400 метров, были использованы специальные тренажерные устройства: локального воздействия - для воздействия на основные группы мышц голени и стопы, отвечающих за реализацию движений в спринтерском беге;
регионального воздействия - для преимущественного развития мышц-сгибателей бедра, несущих большую нагрузку при беге в фазе выноса маховой ноги; общего воздействия - для тренировки мышц-разгибателей спины, бедра, голени и стопы.
Конструкция тренажеров позволялет моделировать различные сочетания режимов работающих мышц, учитывать двигательную специфику главных упражнений, избирательность воздействия на те группы мышц, которые несут большую нагрузку в беге, с учетом их действия в тех фазах, где нужно проявлять максимальные усилия и целенаправленно развивать взрывную силу в отстающих мышечных группах.
Для того чтобы изучить механизм проявления взрывной силы при выполнении упражнений различного воздействия на тренажерных устройствах, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 16 легкоатлеток, специализирующихся в беге на 400 метров. Испытуемые были разделены на 3 группы, отличавшиеся программой специальной физической подготовки. В группе «А» для развития скоростно-силовых качеств использовались только общепринятые средства: 65 % времени, отведенного на скоростно-силовую подготовку, занимали прыжковые упражнения, 35 % - упражнения с отягощениями. В группах «Б» и «В» распределение учебно-трениро-
вочного времени определялось результатами предварительного эксперимента, где было выявлено, что соотношение традиционных и нетрадиционных средств должно быть 2:1, т. е. 35 % времени отводилось на упражнения на тренажерных устройствах. Различия здесь заключались в том, что перед группой «В» ставилась задача преимущественного развития определенных (I, Q и G) компонентов взрывной силы, в группе «Б» решалась задача развития взрывной силы с помощью тренажерных устройств вне зависимости от преимущественного развития ее компонентов.
Результаты исследования. Анализ силовых и кинематических параметров выявил зависимость качественных характеристик скоростно-силовых движений от величины внешнего сопротивления (табл.).
Из таблицы видно, что изменение отягощения с 25 % до 45 % при выполнении упражнения локального воздействия на тренажере приводит к качественному изменению компонентов взрывной силы. I - градиент значительно увеличивает свое значение при 35 % отягощений, Q - при 45 %, G - при 25 %. Очевидно, что указанные зоны отягощения можно считать оптимальными для преимущественного проявления каждого из градиентов силы.
При рассмотрении динамики временных параметров под влиянием различных отягощений относительно стадий работоспособности (врабатывание, преодоление утомления - снижение до исходного уровня, компенсированное утомление) выявилось, что при продолжительной работе во всех трех случаях фазы врабатывания и компенсированного утомления изменяются незначительно (первая - на 0,2-0,3; вторая - на 0,5-0,6, если продолжительность всей работы принять за 1, а фаза преодолеваемого утомления имеет тенденцию к снижению (0,3 при 25 % отягощения, 0,15 при 35 %, 0,01 при 45 %).
Таким образом, увеличение отягощения в упражнении локального воздействия на тренажере в значительной степени влияет на сокращение длительности фазы преодолеваемого утомления всех компонентов взрывной силы.
С помощью внешнего сопротивления уменьшается размах колебаний исследуемых параметров, однако причина этого не столько влияние изменения отягощений, сколько изменение длительности выполнения упражнений. При выполнении упражнений с 25 % отягощением относительное уменьшение величин от исходной на 36 и 28 секундах работы будут практически такими же, как и в конце работы на тренажере с 35 % и 45 % внешним сопротивлением. Это касается показателей I - градиента, Q - градиента и Fmax. Следовательно, оптимальные условия для развития скоростно-силовой выносливости проявляются при выполнении упражнения с 25 % отягощением.
При сравнении исходных значений силовых и кинематических параметров упражнения локального воздействия на тренажере с различными отягощениями у спортсменок, имеющих разряды КМС и I взрослый,
отмечается следующая тенденция: чем значительнее внешнее сопротивление, тем более различаются величины показателей спортсменок разной спортивной квалификации.
Сравнение динамики указанных параметров показало, что относительное их увеличение в фазах враба-тывания и преодолеваемого утомления выше у спортсменок более высокой квалификации.
По большинству параметров физической подготовленности в ходе эксперимента в группах «Б» и «В» обнаружились значимые различия между исходным и конечным уровнем, причем в группе «В» наблюдался больший прирост результатов.
В указанных группах за период исследования значительно повысился уровень максимальной силы групп мышц, имеющих ведущее значение для спортивного результата при беге на 400 метров. Наибольший сдвиг наблюдался в показателях абсолютной силы сгибателей бедра, голени и стопы - изменения достигали в среднем 20-24 %.
В группе «А» в ходе эксперимента практически ни один показатель статистически достоверно не изменился. Относительно максимальной силы мышечных групп также обнаружилось незначительное статистически недостоверное увеличение параметров.
В группе «В» произошло изменение временных параметров взрывного усилия: время достижения Ртах уменьшилось на 1,4 % (Р<0,05), а время достижения Рр - на 2,5 (Р<0,05). В группе «Б» изменения составили соответственно с 2,1 и 2,4 % (Р>0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что целенаправленное физическое воздействие с помощью дополнительных эргогенических средств в виде специальных тренажерных устройств может существенно повысить уровень специальной физической подготовленности бегуний на 400 метров, благодаря чему можно добиться определенной тенденции к положительным сдвигам в спортивных результатах и создать благоприятные условия для дальнейшего спортивного совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Александрова Н. П. Анализ утомления дыхательных мышц при резистивной нагрузке на фоне дыхания газовыми смесями с различным содержанием кислорода / Н. П. Александрова // Физиологический журнал. - 1992. - Т. 8. - № 3. - С. 89-98.
2. Артемьева Н. К. Нетрадиционные средства повышения физической работоспособности спортсменов / Н. К. Артемьева // Вестник спортивной медицины России. - 2005. - № 4. - С. 25-29.
3. Артынюк А. А. Методические пути повышения специальной работоспособности у бегунов / А. А. Артынюк, А. Б. Гендельсман // Функциональная диагностика и восстановление работоспособности организма спортсменов после тренировочных нагрузок. - Омск, 1979. - С. 13-14.
4. Бальсевич В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич
// Теория и практика физической культуры, - 2001. -№ 4. - С. 9-10.
5. Бойко А. Ф. Исследование восстановительных реакций у бегунов на средние дистанции / А. Ф. Бойко, А. Н. Волков, В. М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. - 1963. - № 3. - С. 32-35.
6. Булатова М. М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации / М. М. Булатова // Наука в олимпийском спорте. - 2003. - С. 33-50.
7. Буровых А. Н. Методика комплексного подхода к изучению и использованию физических средств восстановления работоспособности спортсменов / А. Н. Буровых // Материалы Всесоюзного научного симпозиума. - М. - 1982. - С. 67-70.
8. Бреслав И. С. Произвольное управление дыханием у человека / И. С. Бреслав. - Л. - Наука, 1989. - 152 с.
9. Вовк С. И. Закономерности взаимодействия нагрузочных и разгрузочных фаз в спортивной тренировке / С. И. Вовк // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 63-65.
10. Волков В. М. Физиологические механизмы восстановления работоспособности в спорте / В. М. Волков // Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 5-24.
11. Ганзей С. С. Физическая и функциональная подготовка квалифицированных пловцов 16-17 лет в подготовительном периоде / С. С. Ганзей // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 1 (31). - С. 61-64.
12. Готовцев П. И. Спортсменам о восстановлении / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 144 с.
13. Данько Ю. И. Восстановительный период после работы / Ю. И. Данько // Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969. - С. 344-356.
14. Жило Ж. Психолого-педагогические средства восстановления / Ж. Жило, А. Д. Ганюшкин, В. В. Ермаков // Средства восстановления в спорте. - Смоленск: Смя-дынь, 1994. - С. 41-54.
15. Зотов В. П. Восстановление работоспособности в спорте / В. П. Зотов. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.
16. Иоффе Л.Ц. Повышение функциональных возможностей организма человека путем тренировок дыханием через дополнительное мертвое пространство / Л. Ц. Иоффе, Р. И. Любомирская, В. С. Сверчкова // Физиология человека. - 1987. - Т. 13.- № 2.- С. 241-244.
17. Солопов И. Н. Сущность и структура функциональной подготовленности спортсменов / И. Н. Солопов, А. А. Шамардин, В. В. Чёмов // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 8. - С. 56-60.
18. Чёмов В. В. Методология и технология интеграции тренирующих воздействий и эргогенических средств в различных видах легкой атлетики / Монография. -Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. - 318 с.
19. Чёмов В. В. Оценка эффективности использования ги-повентиляционных режимов дыхания в тренировке легкоатлетов бегунов в подготовительном периоде // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 2010. - № 7 (65). - С. 78-82.
TECHNOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF 400-METER RUNNERS WITH THE USE OF TECHNICAL ERGOGENIC MEANS
E. Barabankina, Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher of the Theory and Methodology of Athletics, Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd;
M. Shubin, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Head of the Theory and Methodology of
Athletics, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar ;
V. Chemov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theory and Methodology of
Athletics, Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd.
Contact information for correspondence: 400005, Russia, Volgograd, Lenin pr., 78;
e-mail: [email protected]
Nowadays there is a need to search new effective ways of improvement of physical training of athletes in the sports training technique, in particular, of athletes specializing in 400-meter run. Traditional technologies of physical qualities development are rather effective, however, steadily increasing competition in already youth sport forces trainers and other experts to look for new ways of improvement of athletes' physical training, in particular,
of those specializing in 400-meter run. Specialists thinks that one of such ways is in the use of special training devices of local, regional and general impact in the training process of 400-meters runners. Exercises on these machines influence primary groups of muscles of a shin, foot, hip flexor-muscles, back extensor-muscles, thereby fully helping to realize the movement speed of athletes while running. These simulators' mechanism allows to model
various combinations of modes of working muscles, to consider motor specifics of main exercises, to direct effect on those groups of muscles which take heavier load while running, taking into account their action in those phases where it is necessary to show the maximum efforts and purposefully to develop explosive force in lagging muscular groups. The pedagogical experiment results showed that purposeful physical impact with the use of additional ergogenic means in the form of special training devices can significantly increase the level of special physical preparedness of 400-meter runners thanks to what it is possible to achieve a certain tendency to positive changes in sport results and to create favorable conditions for further sport perfection.
Keywords: 400-meter runners; special physical training; technical ergogenic means; training devices.
References:
1. Aleksandrova, N. P. The analysis of exhaustion of respiratory muscles at resistive loading against the background of breath by gas mixes with various content of oxygen. Fiziologicheskii zhurnal [Physiological magazine], 1992, vol. 8, no. 3, pp. 89 - 98.
2. Artem'eva N. K. No.nconventional means of increase in physical efficiency of athletes. Vestnik sportivno.i meditsiny Rossii [Messenger of sports medicine of Russia], 2005, no.. 4, pp. 25 - 29.
3. Artyniuk A. A., Gendel'sman A. B. Metodicheskie puti povysheniia spetsial'no.i rabotosposobno.sti u beguno.v. Funktsional'naia diagno.stika i vosstano.vlenie rabotosposobno.sti organizma sportsmeno.v posle trenirovoch-nykh nagruzok.[ Methodical ways of increase in special working capacity at runners. Functional diagno.stics and maintenance of an organism of athletes after training loads] Omsk, 1979, pp. 13 - 14.
4. Bal'sevich V. K. Contours of new strategy of training of athletes of the Olympic class. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2001, no.. 4, pp. 9-10.
5. Boiko A. F., Volkov A. N., Zatsiorskii V. M. Issledovanie vosstano.vitel'nykh reaktsii u beguno.v na srednie dis-tantsii Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1963, no.. 3, pp. 32 - 35.
6. Bulatova M. M. Teoretiko-metodicheskie aspekty realizat-sii funktsional'nykh rezervov sportsmeno.v vysshei kvalifi-katsii. Nauka v olimpiiskom sporte [Science in the Olympic sport], 2003, pp. 33 - 50.
7. Burovykh A. N. Technique of an integrated approach to studying and use of physical reconditioners of athletes. Materialy Vsesoiuzno.go nauchno.go simpoziuma [Ma-
terials of the All-Union scientific symposium]. Moscow, 1982, pp. 67 - 70. (in Russian)
8. Breslav I. S. Proizvol'no.e upravlenie dykhaniem u chelove-ka [Any management of breath at the person]. L, Nauka, 1989, 152 p.
9. Vovk S. I. Regularities of interaction of load and unloading phases in a sports training. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2008 no. 5, pp. 63 - 65.
10. Volkov V. M. Fiziologicheskie mekhanizmy vosstano.vle-niia rabotosposobno.sti v sporte [Physiological mechanisms of maintenance in sport]. Sredstva vosstano.vle-niia v sporte. Smolensk, Smiadyn', 1994, pp. 5 - 24.
11. Ganzei S. SPhysical and functional training of the qualified swimmers of 16 - 17 years in the preparatory period. Kul'tura fizicheskaia izdorov'e [Physical culture and health], 2011, no. 1(31), 61 - 64.
12. Gotovtsev P. I., Dubrovskii V. I. Sportsmenam o vosstano. vlenii [To athletes about restoration]. Moscow, Fizkul'tura i sport [Physical culture and sport], 1981, 144 p.
13. Dan'ko Iu. I. Vosstano.vitel'nyi period posle raboty [The recovery period after work]. Fiziologiia myshechno.i deiatel'no.sti, truda i sporta [Physiology of muscular activity, work and sport]. L, Nauka, 1969, pp. 344 - 356.
14. Zhilo Zh., Ganiushkin A. D., Ermakov V. V. Psikhologo-pedagogicheskie sredstva vosstano.vleniia [Psychology and pedagogical means of restoration]. Smiadyn', 1994, pp. 41 - 54.
15. Zotov V. P. Vosstano.vlenie rabotosposobno.sti v sporte [Maintenance in sport]. Kiev, Zdorov'e, 1990, 200 p.
16. Ioffe L. Ts., Liubomirskaia R. I., Sverchkova V. S. Increase in functionality of a human body by trainings breath through additional dead space. Fiziologiia cheloveka, 1987, vol. 13, no. 2, pp. 241 - 244.
17. Solopov I. N., Shamardin A. A., Chemov V. V. Essence and structure of functional readiness of athletes. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2010, no. 8, pp. 56-60.
18. Chemov V. V. Metodologiia i tekhno.logiia integratsii tre-niruiushchikh vozdeistvii i ergogenicheskikh sredstv v razli-chnykh vidakh legkoi atletiki [Methodology and techno. logy of integration of the training influences and the ergogenicheskikh of means in different types of track and field athletics]. Volgograd, FGBOU VPO «VGAFK», 2013,318 p.
19. Chemov V. V. Otsenka effektivno.sti ispol'zovaniia gi-poventiliatsionnykh rezhimov dykhaniia v trenirovke legkoatletov beguno.v v podgotovitel'no.m periode [Efficiency evaluation of use of the hypoventilating modes of breath in a training of athletes of runners in the preparatory period], 2010, no.7 (65), pp. 78-82.