Научная статья на тему 'Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика'

Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4398
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрыпникова Наталия Николаевна

В статье рассматриваются понятия технологии смешанного обучения и дистанционных образовательных технологий, показаны недостатки и преимущества их использования в образовательном процессе. Особое внимание уделено вопросу готовности педагогического состава к практическому использованию данных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика»

74 |

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СКРЫПНИКОВА Наталия Николаевна,

старший методист Петровского колледжа, аспирант Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика

Сегодня в системе образования активно используются инновационные технологии, новые методики обучения. Актуальным и модным стала цифровизация пространства, в том числе образовательного, любой сферы деятельности. В этой связи уместно вспомнить уже не столь новую, но, тем не менее, актуальную технологию смешанного обучения, сочетающую в себе цифровые дистанционные технологии и контактное общение педагогов с обучающимися.

Смешанное обучение представляет собой образовательную технологию, предполагающую сочетание традиционного обучения («лицом к лицу», с присутствием педагога) и элементов дистанционных технологий — онлайн-обучения. Сочетание двух этих элементов предполагает их одинаковую важность в учебном процессе.

Необходимо отметить, что смешанное обучение предполагает большую самостоятельную работу обучающегося, его участие в выстраивании собственного образовательного маршрута. Особенно важным это становится в организациях профессионального обучения, которое предполагает большую самоорганизованность студентов, необходимость привития им навыка самостоятельной работы.

Особую актуальность смешанное обучение приобретает в последнее время, что объясняется как потребностью общества в особых технологиях и формах образования, так и развитием информационных технологий, позволяющим рассматривать дистанционный аспект смешанного обучения как особую автономную технологию, обладающую своими особенностями, стандартами, понятийным аппаратом.

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием педагога. Исследователи Института Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen Institute) выделили параметры смешанного обучения, обеспечивающие повышение качества образования:

- персонализация;

- обучение, основанное на мастерстве (mastery based learning);

- создание среды высоких достижений;

- личная ответственность обучающихся за собственные учебные результаты [4].

Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 74-78.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия технологии смешанного обучения и дистанционных образовательных технологий, показаны недостатки и преимущества их использования в образовательном процессе. Особое внимание уделено вопросу готовности педагогического состава к практическому использованию данных технологий

Ключевые слова:

смешанное обучение, образовательная технология, дистанционное обучение, онлайн-обучение, подготовка педагогов, цифровизация образования

Существует несколько моделей смешанного обучения, одинаково эффективно использующихся в образовательном процессе. К наиболее известным относятся: модель «перевернутого класса», модели «Ротация станций» и «Ротация лабораторий», гибкая модель смешанного обучения [7]. В образовательной практике наиболее распространена модель «перевернутого класса», когда педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения вне стен образовательной организации, без своего присутствия, с тем чтобы самостоятельно изученная теория закреплялась практическими работами в классе. В этом случае активно используется дистанционная составляющая смешанного обучения или дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ).

Дистанционные технологии вошли в образовательный процесс в начале XVIII века, и претерпели в своем развитии несколько этапов внедрения, начиная с пересылки заданий и заканчивая выстраиванием целостной системы информационной среды, включающей в себя управление образовательной траекторией. Дистанционная составляющая смешанного обучения позволяет сделать процесс обучения более гибким: педагог получает больше возможностей в презентации учебных материалов, больше свободы в контроле и оценивании.

Интерес к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе объясняется многими факторами:

- стратегией непрерывного образования для взрослого работающего населения;

- необходимостью включения в образовательную систему (особенно профессионального образования и обучения) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- территориальной особенностью Российской Федерации в отношении локализации крупных образовательных и научных центров.

Актуальность ДОТ и образовательных технологий, использующих ДОТ (как в случае с технологией смешанного обучения), определяется и направленностью федеральных программ. Так, в программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, говорится о том, что развитие цифровой экономики предполагает, в первую очередь, создание условий и подготовку кадров для цифровой экономики, т. е. развитие и совершенствование системы образования и подготовку кадров именно для образовательной сферы [2]. Таким образом, образование должно не просто войти в цифровую среду как пользователь, но и быть его активным создателем и транслятором цифровых идей.

Технология смешанного обучения, сочетая в себе преимущества и недостатки традиционного и дистанционного методов, имеет ряд особенностей.

Несомненным плюсом является многообразие возможностей для взаимодействия педагога и обучающегося, при котором обучение становится наиболее эффективным. Такое взаимодействие создает благоприятную среду для совместного обучения нескольких студентов. Кроме того, обучающиеся получают больше возможностей в выборе наиболее

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

76 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

устраивающих их форм презентации учебных материалов, в общении с однокурсниками.

Однако наряду с явными преимуществами существует ряд опасений, связанных с применением модели смешанного обучения. К ним, в первую очередь, относят моду на это направление, которая притягивает к себе коммерсантов, заинтересованных не в качестве образования, а лишь в бизнес-аспекте данной технологии.

Некоторые считают недостатком необходимость использования дистанционных, а именно онлайн-технологий, имеющих решающее значение в модели смешанного обучения. Так, отсутствие устойчивой интернет-связи поставит под сомнение использование смешанной модели обучения.

Также отмечается и неготовность информационно-образовательной среды образовательных учреждений — вузов и колледжей — к поддержке целостного процесса электронного обучения и внедрения модели смешанного обучения.

Слабыми местами по-прежнему являются отсутствие методики преподавания в электронной среде и неготовность педагогов к переходу в новое качество — тьюторов, сопровождающих образовательный процесс. Препятствует внедрению смешанного обучения в образовательный процесс отсутствие подготовки преподавательского состава как к ведению тьюториалов, так и к разработке контента для электронной среды.

К проблемам, касающимся внедрения модели смешанного обучения, относится и отсутствие нормативной базы, регламентирующей разработку электронных образовательных ресурсов и распределение нагрузки преподавательского состава, что вызывает опасение педагогов и нежелание работать в электронной среде [3; 4].

Таким образом, одним из основных уязвимых мест по-прежнему остается степень готовности педагогических работников к работе в цифровой среде (в том числе методической и технической), отсутствие сформированной компетенции, направленной на использование ДОТ в своей профессиональной деятельности.

Предубеждения и опасения педагогических работников при использовании ДОТ подтверждаются данными исследования, проведенного автором статьи. В качестве интервьюируемых выступал педагогический персонал (ПП) профессиональной образовательной организации — колледжа [6]. Результаты опроса представлены на гистограмме.

Все опрашиваемые, в той или иной степени, выразили обеспокоенность тем, что из-за возможных технических неполадок, неуверенности в собственных знаниях и компетенциях в этой области они останутся «один на один» с внедряемыми технологиями.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р (далее — Программа) отмечает необходимость ориентироваться на наиболее проблемные зоны в системе образования, которые будут способны оказывать значительное влияние на ее развитие [4]. Одними из таких проблемных

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

моментов Программа называет дисбаланс в преподавательской среде, связанный с повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов; эпизодическое использование информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования [1].

В связи с этим в образовательных организациях необходимо выстраивать систему непрерывного образования педагогических работников, ориентированную на материально-техническую базу и стратегию развития образовательной организации и на внутреннюю потребность педагога. Обучение педагогов не может проводиться в отрыве от контекста образовательной организации: знания, полученные на типовых курсах, не применяемые в реальной практике, не будут способствовать ни снятию страхов педагогов, ни внедрению ДОТ в их педагогическую деятельность.

Необходимо отметить и фактор уместности использования ДОТ: желание «не отставать» от коллег-конкурентов в образовательной сфере, «быть на передовой» приводит образовательные организации к пагубной идее тотального перевода на дистанционную составляющую всех педагогов и обучающихся. Нужно помнить, что любая, даже самая совершенная технология не будет эффективной, если ее применять бездумно и без разбора.

Между тем необходимо сказать и о том, что, несмотря на большое количество проблем, электронное и смешанное обучение имеют огромный потенциал в образовательной среде, который необходимо развивать и использовать.

Анализ проблемы внедрения технологии смешанного обучения, его дистанционной составляющей, их преимуществ и недостатков позволяет сделать следующие выводы.

В современном образовании технологии смешанного обучения и дистанционные образовательные технологии востребованы и активно при-

78 | 3/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

меняются. При этом ДОТ используются и как составляющая смешанного обучения, и как самостоятельная технология.

При использовании технологии смешанного обучения и ДОТ выявлены как недостатки, так и явные преимущества. Тем не менее, нельзя не отметить их большой потенциал в образовательной сфере.

Смешанное обучение представляет собой продуктивную образовательную технологию, которую необходимо всесторонне исследовать и внедрять в образовательный процесс.

Одной из основных проблем при внедрении технологии смешанного обучения и ДОТ в образовательный процесс является неготовность педагогического персонала к использованию их в профессиональной деятельности.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации, официальный сайт. URL:http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

3. Балацкий Е. В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. — 2017. — № 2. — С. 63-69.

4. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809-811. URL: https://moluch.ru/archive/87/16877.

5. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб, 2015. — С. 29-31.

6. Скрыпникова Н. Н. Управление персоналом в условиях перехода к использованию системы дистанционного обучения в образовательном процессе: дипл. работа (диссертация магистра по управлению образованием). — М., 2016 [Электронный документ] // НИУ ВШЭ «Высшая школа экономики». Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/170883336.

7. Хаблиева С. Р. Организация модели смешанного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Сетевой научно-методический журнал. — 2018 — № 2. — С. 20-25. URL: http://www.apkpro.ru/949.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.