Научная статья на тему 'Технология самостоятельной работы студентов в интерактивном режиме при изучении иностранного языка'

Технология самостоятельной работы студентов в интерактивном режиме при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE-COGNITIVE APPROACH / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / INTERACTIVE ACTIVITIES / DIALOGUE-BASED EDUCATION / PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна

Рассмотрена двухэтапная технология интерактивного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Особое внимание обращено на проблему структурирования и алгоритмизации самостоятельной работы. Выявлены пути усиления интерактивности, разработан алгоритм учебно-речевых действий в интерактивном режиме. Установлено, что введение структурированной алгоритмизации с использованием социального сервиса «ВКонтакте» может эффективно использоваться для обучения слабо подготовленных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокая Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technology of independent student work in the process of foreign language learning

The two-stage technology of online learning a foreign language is considered. Particular attention is drawn to the problem of structured algorithmic homework. The ways of enhancing interactivity and an algorithm for teaching speech acts were developed. It is established that structured algorithmization can be useful for teaching non-language university majors.

Текст научной работы на тему «Технология самостоятельной работы студентов в интерактивном режиме при изучении иностранного языка»

удк 378.147:811

М.А. Одинокая

технология самостоятельной работы студентов в интерактивном режиме при изучении иностранного языка

Maria A. Odinokaya

INTERACTIVE TECHNOLOGY OF INDEPENDENT STuDENT wORK IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGuAGE LEARNING

Аннотациия

Рассмотрена двухэтапная технология интерактивного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Особое внимание обращено на проблему структурирования и алгоритмизации самостоятельной работы. Выявлены пути усиления интерактивности, разработан алгоритм учебно-речевых действий в интерактивном режиме. Установлено, что введение структурированной алгоритмизации с использованием социального сервиса «ВКонтакте» может эффективно использоваться для обучения слабо подготовленных студентов.

Ключевые слова

самостоятельная работа, интерактивность, коммуникативно-когниТИВНЫЙ ПОДХОД, ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, СОЦИАЛьНЫЕ СЕТИ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА.

Abstract

The two-stage technology of online learning a foreign language is considered. Particular attention is drawn to the problem of structured algorithmic homework. The ways of enhancing interactivity and an algorithm for teaching speech acts were developed. It is established that structured algorithmization can be useful for teaching non-language university majors.

Keywords

STUDENTS' INDEPENDENT WORK, INTERACTIVE ACTIVITIES, COMMUNICATIVE-COGNITIVE APPROACH, DIALOGUE-BASED EDUCATION, SOCIAL NETWORKS, PROBLEM SOLVING, PEDAGOGICAL SUPPORT.

В настоящее время в центре внимания педагогов стоят вопросы, связанные с совершенствованием условий организации самостоятельной работы студентов (СРС), целью которой является развитие аналитического и творческого мышления, повышение уровня ответственности за результаты учебной деятельности. Это должно способствовать решению задачи обеспечения непрерывного формирования профессионального уровня выпускника, отвечающего современным требованиям общества. Под самостоятельной работой мы понимаем целенаправленное изучение студентами учебного материала, развитие и совершенствование их умений и навыков; процесс, организуемый преподавателем на основе формирования и акти-

визации приемов, методов и средств самостоятельной работы обучаемых, направленных на усвоение знаний и самоорганизацию.

С введением стандартов третьего поколения реальный учебный процесс в вузе изменяется, поскольку усилия преподавателей направляются на формирование профессионально значимых компетенций обучающихся. Это означает, что главным ориентиром становится не столько получение знаний, сколько «формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности» [1, с. 74]. Исследователи считают организацию самостоятельной работы настолько важным аспектом компетентностного учебного процесса, что относят образовательную самоорганизацию

и самообразование к наиболее значительным ключевым компетенциям [2].

Положение об изменении статуса самостоятельной работы находит подтверждение в учебных программах нового поколения. Так, в новых программах компетентностного формата в СПбГПУ самостоятельная работа градуируется на 16 категорий с выделением творческой самостоятельной работы в отдельную категорию.

Нужно отметить, что большинство студентов учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы [3, с. 45]. Результаты диагностических срезов показали, что большое количество студентов-первокурсников (приблизительно 60-70 %) изначально не обладает тем уровнем обучен-ности по иностранному языку (ИЯ), который необходим для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и ее профессионального компонента. У них ограниченный лексический запас, возникают трудности при запоминании лексико-грамматического материала и правил построения видовременных форм глагола и областей их использования, трудности с полным пониманием при чтении адаптированного текста, трудности при передаче содержания прочитанного на ИЯ, слабо развиты навыки и умения аудирования. Они демонстрируют также отсутствие способности и готовности свободно пользоваться ИЯ, особенно в плане устной речи [4, с. 79].

Для совершенствования СРС необходимо, чтобы преподаватель структурировал деятельность студентов, знал уровень усвоения ими учебного материала и мог научить их приемам самостоятельного выполнения заданий. Основная стратегия преподавателя при организации СРС состоит в том, чтобы вовлекать студента в активную самостоятельную деятельность, которая интересна для обучающихся. При этом необходимо позаботиться об усилении контроля за этой работой и за качеством выполнения заданий.

Применение в обучении компьютера в качестве средства организации и управления СРС может существенно повысить эффективность обучения. Автоматизация процедуры контроля знаний позволяет обеспечить более полную проверку уровня обученности студентов. При традиционном способе организации контроль и самоконтроль знаний носят эпизодический

характер, значительная часть учебного материала, подлежащего усвоению, контролируется бегло либо вообще не контролируется из-за недостатка времени. Применение интерактивных образовательных технологий может помочь преподавателю решить проблему формирования прочных лексико-грамматических навыков. Предоставление студентам возможности закрепить и активизировать объясненный преподавателем материал при выполнении алгоритмизированной СРС во внеаудиторное время дает реальные перспективы для повышения качества обучения. Созданная нами технология самостоятельной работы в интерактивной информационной среде предоставляет студентам тренировочные задания и упражнения, оказывает оперативную помощь в демонстрации степени обученности студентов.

Рассмотрев различные подходы к обучению ИЯ, и к формированию навыков самообучения в частности, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым для обучения говорению и лексическому оформлению высказывания студентов неязыковых вузов является принятый в современной отечественной методике преподавания ИЯ коммуникативно-когнитивный подход. А.Н. Шамов, А.В. Щепилова и другие исследователи считают, что коммуникативно-когнитивный подход является безусловной необходимостью при обучении ИЯ в разных типах образовательных учреждений [5].

Коммуникативный аспект деятельности связан с формированием рецептивно-продуктивных умений студентов, ориентированных не только на восприятие, осмысление, анализ и обобщение языкового и речевого материала, заключенного в тексте, но и активного использования в практике межличностного (межкультурного) непосредственного общения. Реализация когнитивного аспекта содержания коммуникативно-когнитивной деятельности предполагает сознательное, осмысленное и креативное участие студента в опосредованном общении с последующим переходом к реальной коммуникации. Осознание студентами лингвистических явлений и овладение языковыми средствами происходит через освоение студентом познавательных и речевых действий в процессе решения определенных коммуникативных и когнитивных задач, которые могут быть нацелены на расширение профессионально

ориентированного вокабуляра обучающихся. К основным когнитивным приемам при освоении новой лексики в интерактивной информационной среде можно отнести анализ, синтез, сравнение, сопоставление [6].

Представляется, что необходимым условием для реализации коммуникативно-когнитивного подхода становится в настоящее время интерактивная среда. Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусмотрено в Федеральном государственном стандарте (ФГОС) [7, п. 7.3]. Оно требует тщательного осмысления и рассмотрения форм интерактивности и технологий интерактивного обучения применительно к каждой отдельной дисциплине учебного плана.

Термин «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером) [8]. Взаимодействие понимается как специальная форма организации познавательной и коммуникационной деятельности, важнейшей особенностью которой признается способность человека интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Таким образом, интерактивное обучение [9] — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как преподавателя и студента, так и между студентами непосредственно на занятии в аудитории или дистанционно. Под технологией интерактивного обучения понимается процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия студентов, общающихся между собой и с преподавателем, обеспечивающий продуктивную устно-речевую деятельность студентов [10]. Интерактивные технологии ставят перед студентами конкретные и прогнозируемые цели, а также гарантируют их достижение.

Если диалог «студент — преподаватель» является типичным примером учебной деятельности в формате активных методов обучения, то поставленная в настоящее время задача введения интерактивных методов обучения ИЯ может быть решена прежде всего при тщательной раз-

работке формата общения в режиме «студент — студент». Несовершенный монолог неуверенного в себе студента приобретает диалогическое качество, которое является главным атрибутом парной работы при применении интерактивных методов обучения [11]. Самостоятельная работа студентов при этом должна стать гораздо более структурированной, поскольку участники общения могут быть весьма посредственными коммуникантами. Предлагаемая нами технология самостоятельной работы в интерактивной среде представляет собой введение определенного алгоритма диалогической учебной деятельности, который, как показывает проведенная нами апробация, может эффективно использоваться для обучения студентов неязыкового вуза. Алгоритмом при этом считается точное предписание исполнителям совершать последовательность действий, направленных на достижение цели для определенного вида задач [12].

Алгоритмизированная учебная работа студентов особенно актуальна для обучения студентов со средним и низким уровнем языковой подготовки, так как данный контингент испытывает наибольшие сложности при общении. Активный коммуникативно-когнитивный процесс опосредованного общения на занятиях ИЯ, предполагающий последовательный переход к реальной коммуникации в аутентичных ситуациях делового и научного партнерства, обеспечивается различными видами учебной деятельности. Для достижения целей и задач по овладению лексикой рекомендуется специальная группа интерактивных заданий, с помощью которых достигается требуемый уровень автоматизма.

При переходе к обучению студентов интерактивной самостоятельной работе по ИЯ возникает необходимость создания специальных обучающих материалов и их размещения в социальной сети «ВКонтакте». Этот сервис был выбран потому, что абсолютное большинство студентов, согласно итогам анкетирования, выбрали его в качестве наиболее приемлемого для общения. Для организации интерактивного общения студентов в социальной сети нами разработан комплекс дидактических средств, составляющих первый этап технологии интерактивного обучения ИЯ: электронная таблица с дифференциацией на активный и пассивный вокабуляр на основе текстов из программного учебника По1еск; автоматический электрон-

ный переводчик терминологических лексических единиц, электронный кроссворд.

Обратимся к наиболее важным формулировкам заданий, предлагаемых для пошагового выполнения в электронном доступе в социальной сети «ВКонтакте» на первом этапе (длительность 20 мин), когда когнитивное начало превалирует над коммуникативным. Студентам предлагается вспомнить значения слов из текста учебника. Для этого в их распоряжение в папке «Documents» в ресурсе сети «ВКонтакте» поступают список слов, подлежащих усвоению, и аудиофайл, содержащий их озвучивание. Студент регистрирует подтверждение выполнения задания, высылая скриншот преподавателю. Студент также проверяет, совпадает ли его пассивный и активный запас с предлагаемыми вариантами группировки слов (таблица Актив-Пассив), и записывает те слова, которые ему нужно перевести в активный запас. Далее студент регистрирует свое подтверждение выполнения задания. Следующее задание — это разгадывание кроссворда в интерактивном режиме и отправление отчета с указанием процентов правильности выполнения задания. Скриншот и отчет о выполнении кроссворда позволяют преподавателю контролировать выполнение первого этапа технологии интерактивного обучения.

На втором этапе технологии, занимающем 25 мин, студенту предлагается ознакомиться со списком выражений для составления диалога и зарегистрировать свое подтверждение. Затем студенты составляют диалог, в котором им следует использовать новую лексику учебника Infotech и при этом использовать слова из активного и пассивного запаса. Студенты завершают выполнение задания, распечатывают диалог и предъявляют распечатанный скриншот диалога преподавателю на занятии. Кроме этого, студенты читают диалог вслух, создают аудиофайл и отправляют его преподавателю на электронный ресурс «ВКонтакте». Скриншот и аудиофайл являются важными для преподавателя формами контроля.

Поскольку в интерактивном режиме предполагается более широкое взаимодействие студентов друг с другом, необходимо сфокусироваться на том, как расширить спектр взаимодействия студентов на ИЯ при составлении диалогов. Нам представляется, что одним из возможных вариантов решения данной проблемы является ис-

кусственное введение в диалог дополнительного стимула или мотива для усиления устно-речевой деятельности обучающихся.

Таким стимулом, по мнению исследователей, может стать проблемная фраза, которая «может породить ряд речевых высказываний и способствовать возникновению обсуждения» среди участников коммуникативного процесса [13], как реального, так и виртуального. Дополнительными стимулами или мотивами для усиления устно-речевой деятельности обучающихся могут стать конфликтные ситуации или противоречия, которые обучающимся необходимо разрешить в процессе диалога. Познавательная деятельность студента при этом заключается в творческом воспроизведении и частичном реконструировании структуры приведенной информации. Такое реконструирование предполагает необходимость анализировать приведенное описание, различные возможные пути решения задачи.

Введение дополнительных стимулов в диалогическую речь можно назвать алгоритмом для продуцирования диалога участниками коммуникации, что способствует структуризации диалога и его протеканию в заданном русле в интерактивном режиме. Для усиления интерактивности диалогической речи предлагается использовать разработанный нами алгоритм составления диалога студентами (см. таблицу).

Из этого алгоритма видно, что студентам предлагается обсудить три варианта решения проблемы или разрешения конфликта, прежде чем пойти на компромисс. Ниже дан пример алгоритмизированного диалога 2 на основе приведенного выше задания из учебника Infotech [14] (М — менеджер, С — покупатель).

Алгоритмизированный диалог 2

M.: Good Afternoon! It's Digital Computer Shop. Can I help you?

C.: I hope so. I'm going to complain about the PC that was delivered by your courier yesterday.

M.: Sorry to hear that. What are the problems exactly?

C.: The sound quality is just awful.

M.: Well, this is not our problem, I am afraid. You'd better contact our supplier...

C.: Besides that the camera is always flickering and ...

M.: Our camera man is on vacation at the moment, so we can't fix it real fast. Anything else?

Алгоритм учебно-речевых действий в интерактивном режиме

Порядок реплик Формулы вежливости

Первый участник Второй участник

1 Обобщенная констатация проблемы или конфликтной ситуации: ключевые слова Уточнение с повторением ключевых слов и выражение эмоций (удивление, недовольство и т. п.)

2 Первый вариант решения проблемы / трактовки конфликта Выражение несогласия / нежелания решать проблему, объяснение причины несогласия

3 Второй вариант решения проблемы / трактовки конфликта Выражение несогласия / нежелания решать проблему, объяснение причины несогласия

4 Третий вариант решения проблемы / трактовки конфликта Выражение несогласия / нежелания решать проблему, объяснение причины несогласия

5 Окончательный вариант решения проблемы / трактовки конфликта (компромисс) Выражение согласия, объяснение причины согласия, создание эмоционального фона (удовлетворение, радость и т. п.)

6 Уточнение мнения второго участника Дополнительные заверения в том, что мнение окончательное

C.: There's a dark line down the left-hand side of the monitor. Could you just replace this computer or give me a refund?

M.: I'm afraid it isn't our policy to change computers, sir.

C.: What? Are you joking? This PC costs a fortune! It took me three years to save money on it!

M.: I'm sorry about the problems, of course. Could you please leave it here until tomorrow when our specialists can examine it. Is it OK?

C.: Great! Let's hope they will find the solution.

Из этого алгоритмизированного диалога видно, что, несмотря на некоторую искусственность его содержания, он становится более подробным и продуктивным в сравнении с диалогом без установки на алгоритмизацию и искусственное усложнение. Три проблемы клиента, за которыми следуют полные равнодушия реплики менеджера, выделены жирным шрифтом, а компромиссное решение обозначено курсивом. В этом диалоге, обладающем большей степенью интерактивности, чем обычные диалоги слабо подготовленных студентов, студенты произносят больше реплик и в большей мере используют лексический и грамматический материал изучаемого материала учебника.

Педагогическая поддержка в виде предоставления обучающимся конкретного и понятного для них алгоритма учебной деятельности способствует повышению интерактивности диалогической речи в режиме парной работы. Нужно, однако, отметить, что создание ал-

горитмизированного диалога требует больше времени, которого не всегда достаточно на аудиторном занятии, особенно в слабых группах. В связи с этим подготовка данного задания перенесена на самостоятельную работу студентов. Учитывая то, что многие современные студенты интенсивно пользуются социальным сервисом «ВКонтакте», который дает возможность вести переписку в синхронном режиме на ИЯ, студентам дается задание подготовить алгоритмизированный диалог в интерактивном режиме в процессе вечернего досугового общения. Как показывает наш небольшой опыт апробации этого задания, студенты охотно его выполняют и приносят на занятие распечатанные скриншоты диалога, который может быть представлен на занятии. Отметим, что при подготовленных заранее интерактивном диалоге и аудиофайле студентам требуется меньше времени на занятии для подготовки диалога.

Понимая, что рассмотренный нами формат домашнего задания в интерактивном режиме парной работы требует дальнейшей апробации и исследования, мы можем, однако, сделать предварительные выводы. Данный режим самоподготовки нам представляется достаточно эффективным. Во-первых, он занимает мало времени и не отвлекает студентов от других заданий. Во-вторых, это задание позволяет экономить аудиторное время и использовать его более эффективно. Кроме этого, интерактивный режим подготовки к занятию по ИЯ можно легко проконтролиро-

вать, что особенно важно при работе в больших группах неязыкового вуза.

Интересно отметить, что формат синхронной переписки для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы оказался привлекательным и для тех студентов, которые весьма неохотно участвуют в аудиторном интерактивном общении в силу своего характера, лени или плохого знания ИЯ.

Подводя итоги, можно сказать, что самостоятельная работа студентов в интерактивной среде будет более эффективной при ее струк-

туризации и введении алгоритмизированного диалога. В процессе осуществления самостоятельной работы в интерактивной среде студент и преподаватель получают информацию о степени усвоения знаний в результате выполнения этапов рассмотренной технологии. При условии соблюдения алгоритмизированной работы студент получает возможность более успешного выполнения задания, преподаватель, в свою очередь, держит слабых студентов под контролем, а значит, обучение ИЯ становится для студента более продуктивным.

список литературы

1. Компетентностный подход: пути реализации [Текст]: моногр. / Г.П. Гагаринская, В.П. Гарькин, Е.Н. Живицкая [и др.]; Самар. гос. ун-т [и др.]. — Самара: Универс групп, 2008.

2. Баранников, А.В. Компетентностный подход и качество образования [Текст] / А.В. Баранников. — М.: Моск. центр качества образования, 2008. — 144 с.

3. Туриева, С.М. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы студентов с использованием современных технологий [Электронный ресурс] / С.М. Туриева // Вестн. Сев.-Осе-тин. ун-та им. К.Л. Хетагурова. — 2010. — № 3. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/91417977.pdf (дата обращения: 14.09.2013).

4. Землянская, Н.В. Об использовании индивидуальных образовательных траекторий при обучении иностранному языку студентов с низким уровнем обученности [Электронный ресурс] / Н.В. Землянская // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. — 2008. — № 1. — Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/79694192.pdf (дата обращения: 07.09.2013).

5. Шепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному [Текст] / А.В. Шепилова. - М.: Владос, 2005. - 245 с.

6. Шамов, А.Н. Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике на уроках немецкого языка [Текст]: моногр. / А.Н. Шамов. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. — C. 98—109.

7. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения [Электронный ресурс] // Департамент методического обеспечения СПбГПУ: [сайт]. — СПб., 2011. — Режим доступа: http://uap.spbstu.ru/fgos (дата обращения: 31.01.2013).

8. Мельников, С.В. Лекция и семинар в вузе: интерактивные методы обучения [Текст]: учеб.-метод.

пособие / С.В. Мельников; под ред. Е.А. Сигиды; ФГОУВПО «РГУТиС». - М.: Изд-во Степаненко, 2011. - 138 с.

9. Борисова, Т.С. Интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.С. Борисова. — Владимир: Изд-во ВГГУ, 2010. — 124 с.

10. Информационная война. Информационное противоборство: теория и практика [Текст]: моногр. / В.М. Щекотихин, А.В. Королёв, В.В. Королёва [и др.]; под общ. ред. В.М. Щекотихина. — М.: Изд-во Академии ФСО России, ЦАТУ, 2010. — 999 с.

11. Попова, Н.В. Пути повышения интерактивности в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза (на примере делового дискурса) [Текст] / Н.В. Попова, М.А. Одинокая // Культура и деловой иностранный язык: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. и Всерос. науч.-метод. конф. «STUDIUM: педагогика высш. шк.». Санкт-Петербург, 14—15 марта 2013 г. / М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.А. Девель, Н.В. Попова; ред.-сост. Л.А. Девель. — СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. — С. 133—144.

12. Рогозин, С.А. Алгоритмы. Основные алгоритмические конструкции [Текст]: сб. задач / С.А. Рогозин. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. — 42 с.

13. Селютин, А.А. Коммуникативная природа социальных сетей: статус как элемент коммуникативной структуры [Электронный ресурс] / А.А. Селютин // Знак: проблемное поле медиаобразова-ния: [сайт]. — СПб., 2010. — Режим доступа: http:// elibrary.ru/download/87074258.pdf (дата обращения: 01.09.2013).

14. Remacha, E.S. Infotech. English for computer users [Text]: Student's Book / E.S. Remacha. — Cambridge Univ. Press, 2008. — 168 p.

REFERENCES

1. Gagarinskaia G.P., Gar'kin V.P., Zhivitskaia E.N.

et al. Kompetentnostnyi podkhod: puti realizatsii. Monografiia. Samara, Univers grupp, 2008. (rus.)

2. Barannikov A.V. Kompetentnostnyi podkhod i kachestvo obrazovaniia. Moscow, Mosk. tsentr kachestva obrazovaniia, 2008. 144 p. (rus.)

3. Tiirieva S.M. Pedagogicheskie usloviia sover-shenstvovaniia samostoiatel'noi raboty studentov s ispol'zovaniem sovremennykh tekhnologii. Vestnik Seve-ro-Osetinskogo univ. im. K.L. Khetagurova, 2010, nr 3. Access mode: http://elibrary.ru/download/91417977.pdf (reference data: 14.09.2013). (rus.)

4. Zemlianskaia N.V. Ob ispol'zovanii individu-al'nykh obrazovatel'nykh traektorii pri obuchenii ino-strannomu iazyku studentov s nizkim urovnem obu-chennosti. Vestnik Kostromskogo Gosudarstvennogo univ. im. N.A. Nekrasova. Seriia Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota, 2008, nr 1. Access mode: http:// elibrary.ru/download/79694192.pdf (reference data: 07.09.2013). (rus.)

5. Shepilova A.V. Teoriia i metodika obucheniia frantsuzskomu iazyku kak vtoromu inostrannomu. Moscow, Vlados, 2005. 245 p. (rus.)

6. Shamov A.N. Lingvodidakticheskie osnovy kog-nitivnogo podkhoda v organizatsii obucheniia leksike na urokakh nemetskogo iazyka. Monografiia. Nizh-nii Novgorod, NGLU im. N.A. Dobroliubova, 2004. Pp. 98-109. (rus.)

7. Third Generation Federal State Educational Standard of Higher Education. Department of Methodological Support [site]. St. Petersburg, 2011. Access mode: http:// uap.spbstu.ru/fgos (reference date: 31.01.2013).

8. Melnikov S.V. A lecture and a seminar at Institution of Higher Professional Education: Interactive training methods: study guide. Ed. by E.A. Sigidi, FSEIHPE «RGUTiS». Moscow, Publishing Company Stepanenko, 2011. 138 p.

9. Borisova T.S. Interactive training methods in professional preparations of prospective teachers: study guide. Vladimir: VGGU, 2010. 124 p.

10. Shchekotihin V.M., Koroliov A.V., Koroliova V.V.

and others. Information war. Information confrontation: theory and practice: monogr. Ed. by YM. Shchekoti-hin. Moscow, Academy FGS of the Russian Federation, TTAC, 2010. 999 p.

11. Popova N.V., Odinokaya M.A. Ways of increasing of interactivity in teaching foreign language of non-linguistic students (the case of business discourse). Culture and Business English: collected works adapted from international research and practice conf. and all-Russia scientific-methods conference «STUDIUM: education science of higher school». St. Petersburg, 14—15 March 2013. Ed. by L.A. Devel', N.V Popova; compl. ed. L.A. Devel'. St. Petersburg, SPbGUKI, 2013. Pp. 133-144.

12. Pogozin S.A. Algorythms. Basic algorithmic constructions: problem book. Cheliabinsk, Cheliabinsk State Pedagogical University, 2008. 42 p.

13. Selutin A.A. Communicative nature of social networks: status as an element of communicative structure. Sign: problem mediaeducation sphere: [site]. St. Petersburg, 2010. Access mode: http://elibrary.ru/ download/87074258.pdf (reference date: 01.09.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Remacha E.S. Infotech. English for computer users: Student's Book. Cambridge Univ. Press, 2008. 168 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОрЕ / AuTHOR

ОДИНОКАЯ Мария Александровна — старший преподаватель стратегического менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 World.Maria@hotmail.com

ODINOKAYA Maria A. — St. Petersburg State Polytechnical University. Politekhnicheskaya Str., 29, St. Petersburg, Russia, 195251 World.Maria@hotmail.com

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.