ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
J
Тимофеева Г.А. зав.сектором ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» E-mail: islet@mail.ru г.Санкт-Петербург
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КУРСА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
л_________________________________________г
Аннотация. В статье описываются особенности дистанционного обучения и построения модульных курсов дистанционного обучения с учетом этих особенностей. Предлагается внутренняя структура дидактического и содержательного модулей, требования к их структуре и содержанию и ряд важных вопросов для их проектирования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учет индивидуальных особенностей воспитанника, модульная структура учебно-методических материалов.
Дистанционное обучение предоставляет обучающемуся возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей. Сетевой преподаватель создает условия заинтересованного познавательного процесса на основе личностных особенностей учащихся, выявляемых в процессе общения, анкетирования, переписки по электронной почте, собеседования с родителями. Создание комфортных условий заключается, прежде всего, в отборе соответствующего содержания по предмету, расширения его информационного поля с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей воспитанника, зоны его ближайшего развития. Предметное содержание при этом приобретает практикоориентированный характер и способствует становлению информационной, коммуникативной компетентностей школьников, например через решение ситуационных задач, участия в проектной деятельности, дискуссиях.
В конце шестидесятых годов прошлого столетия основоположник бихевиоризма Б.Ф.Скиннер предложил принципы проектирования обучающих программ: принцип интерактивности, принцип педагогического мастерства, модульный принцип, принцип обратной связи и мотивационный принцип.
Обучение - это не пассивная деятельность. Если ученик не будет вовлечен в процесс обучения, то никакого обучения не будет. Фактически, чем более интерактивен процесс обучения, чем более ученик вовлечен в него, тем больше будут его успехи.
Уже на этапе разработки целесообразно формировать модульную структуру учебно-методических материалов (изложение содержания материала не-
большими структурными частями). Модульный принцип позволяет избежать избыточности материалов в компонентах и дает возможность выбирать траекторию обучения.
Модуль - это укрупненная по сравнению с традиционной темой единица содержания и процесса обучения, логически завершенный объем материала, дающий первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какого-либо вида работ.
Дидактический модуль:
1. Образовательная программа.
2. Методическое руководство по изучению дисциплины.
Содержательный модуль:
1. Название модуля.
2. Место модуля в изучаемом курсе.
3. Цели изучения модуля.
4. Характер межпредметных связей.
5. Методические рекомендации по самостоятельному изучению модуля (детальное указание знаний и умений, приобретаемых в результате освоения содержания модуля, виды или формы учебных занятий, которые необходимы для освоения понятий модуля, методы и средства обучения (с обязательной их краткой аннотацией), особенности самостоятельного изучения учебного материала, критерии правильности решений задач, поставленных в модуле)
6. Входной контроль по модулю.
7. Учебный материал (учебное пособие, хрестоматия).
8. Выводы.
9. Вопросы и задания для самоконтроля.
38
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
10. Ответы на вопросы самоконтроля.
11. Практикум.
12. Справочник.
13. Литература.
14. Глоссарий.
15. Итоговый контроль по модулю.
В перечне подчеркнуты элементы, наличие которых не является обязательным, они составляются ав-тором-разработчиком по его усмотрению, однако, наличие их повышает общую эффективность обучения.
Требования, предъявляемые к структуре модуля:
1. четкая формулировка целей, задач модуля в целом и каждого учебного элемента в отдельности;
2. наличие входного контроля уровня знаний и умений обучаемого, необходимых для освоения содержания данного модуля (возврат к предыдущему учебному модулю при отрицательном результате проведенных контрольных мероприятий);
3. наличие итогового контроля уровня знаний и умений обучаемого, приобретенных после освоения содержания модуля;
4. возможность осуществления текущего самоконтроля при работе с каждым учебным элементом.
Требования, предъявляемые к содержанию модульного курса:
1. при переходе от одного модуля к другому способ предъявления учебного материала должен оставаться единообразным;
2. содержание модуля необходимо строить с учетом межпредметных связей по конкретной направленности;
3. курс, состоящий из модулей, необходимо строить так, чтобы у обучающегося была возможность для изучения того или иного модуля при условии сохранения целостного представления обо всем курсе;
4. развертывание содержания модуля должно происходить постепенно, лучше всего через разнообразие взглядов и подходов к изучаемым предметам и явлениям;
5. при отборе содержания модуля, прежде всего, необходимо обращать внимание на научно-теоретическую направленность материала, его логическую последовательность;
6. автор-разработчик может на свое усмотрение устанавливать последовательность изучения учебного материала, разрабатывать перечень лабораторных и практических занятий, выбирать темы для дополнительного изучения обучаемыми.
При проектировании курса дистанционного обучения важно сразу предусмотреть возможные варианты взаимодействия между преподавателем и обучающимся. При выборе средств коммуникации для курса дистанционного обучения, необходимо решить несколько вопросов:
• Какое средство коммуникации больше привлекает обучающихся?
• Требуют ли изучаемые объекты особого средства коммуникации?
• Необходимы ли дополнительные технологии для использования выбранного средства коммуникации?
• Как должно использоваться каждое средство коммуникации и какую долю учебного времени будет с ним работать обучающийся?
• Может ли выбранное средство коммуникации обеспечить разнообразие учебных действий и стимулов?
• С какими другими средствами может сочетаться выбранное средство коммуникации для достижения максимального эффекта?
Обмен и пересылка информации играют роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности обучающихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты).
При проектировании курса следует помнить, что хороший преподаватель использует различные средства, чтобы обучение постоянно вызывало интерес. Информация будет воспринята только в том случае, если педагог ясно, непосредственно и просто объясняет информацию в той форме, которая соответствует уровню интеллекта учеников.
Соответственно, оценивать следует не знания, а деятельность обучающегося в процессе работы над курсом. Это особенно важно в дополнительном образовании, где процесс обучения подчас важнее достижения конечного результата, запланированного педагогом. Дистанционное обучение должно носить личностный, креативный и телекоммуникативный характер. Во главу угла ставится личная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств коммуникаций. Так достигается интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Цель дистанционного обучения - творческое самовыражение удаленного ученика.
Литература
1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой.- СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
2. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии. / Электронный ресурс. URL: http:// cdo.bash.ru/?m=1
3. Евсеев Д., Евсеева И. Метод проектов в сфере дистанционного обучения. / Электронный ресурс. URL: http://cdo.bash.ru/?m=1http://www.zname.org/jomal/n3/ st_metod_proektov.html
4. Ковярова И. Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2009.- № 6.
5. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие / Отв. ред. В. И. Солдаткин.- М., 2004.
6. Сидоренко А. Ф. Развитие познавательной самостоятельности учащихся через проверку их знаний, умений и навыков с использованием технологии дистанционного обучения. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 6.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
39