Научная статья на тему 'Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе'

Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4344
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT TOOLS FUND / TEST MATERIALS / PASSPORT OF COMPETENCIES / EDUCATIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна

Рассматривается проблема разработки контрольно-измерительных материалов, являющихся основой фонда оценочных средств для профессиональных образовательных программ, реализуемым по новым образовательным стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки контрольно-измерительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна, Кунгурова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED TECHNOLOGY OF TEST MATERIALS DEVELOPMENT

The article deals with the development of test materials, which are the basis of the assessment tools fund for professional educational programs implemented by the new educational standards. The author proposes a technological algorithm of test materials development.

Текст научной работы на тему «Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.146 ББК Ч448.027

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Вдовина Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова; 627750, г. Ишим, ул. Ленина, 1; e-mail: Sav1157@mail.ru.

Кунгурова Ирина Михайловна,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова; 627750, г. Ишим, ул. Ленина, 1; e-mail: irinakungur2011@rambler.ru.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования; фонд оценочных средств; контрольно-измерительные материалы; паспорт компетенций; образовательный продукт.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема разработки контрольно-измерительных материалов, являющихся основой фонда оценочных средств для профессиональных образовательных программ, реализуемым по новым образовательным стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки контрольно-измерительных материалов.

Vdovina Svetlana Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogy, of Ershov Ishim State Teachers’ T raining Institute, Ishim. Kungurova Irina Michailovna,

Candidate of Pedagogy, Head of Department of Foreign Languages, Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute, Ishim.

COMPETENCE-BASED TECHNOLOGY OF TEST MATERIALS DEVELOPMENT

KEY WORDS: quality of education; assessment tools fund; test materials; passport of competencies; educational product.

ABSTRACT. The article deals with the development of test materials, which are the basis of the assessment tools fund for professional educational programs implemented by the new educational standards. The author proposes a technological algorithm of test materials development.

О

бразование относится к системносоциальным явлениям и описывается через совокупность свойств, определяемых социальными нормами. Соответственно категория «качество образования» выступает как степень соответствия (адекватности) образования (образовательной системы) базовой системе описывающих его свойств, т. е. принятым требованиям, социальным нормам (стандартам) - базе сравнения.

В функции базы сравнения при оценке уровня качества образования используется норма качества образования, которая определяется как выявленная, общепризнанная и зафиксированная в нормативных документах система требований к качеству образования, соответствующих потребностям развития общества и личности. Качество образования - это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. Принято считать, что в представлениях о норме воплощаются социальные требования общества к учебновоспитательной деятельности образовательного учреждения, которые зафиксированы в государственных образовательных стандартах.

В стандартах высшего профессионально-педагогического образования, стандартах нового поколения (ФГОС ВПО) используется компетентностный подход, который «потребовал внесения изменений в условия реализации процесса обучения и воспитания, коррекции всех его компонентов - целей, содержания, методов, форм» [4, с. 147]. Существенно изменился объект стандартизации: вместо конкретного описания обязательного содержательного минимума, требования нового стандарта фиксируют ожидаемые результаты, выраженные в виде определенных компетенций [6, с. 6].

Сегодня вуз имеет возможности создавать высокоэффективные образовательные программы, проектировать и внедрять оптимальные контрольно-оценочные средства, выявляющие качество обучения, уровни сформированности компетенций. В связи с этим для педагогической теории и практики особую актуальность приобретает проблема создания фонда оценочных средств, позволяющего осуществлять объективную оценку результатов обучения.

Фонды оценочных средств (ФОС), которые проектируются и утверждаются вузом,

© Вдовина С. А., Кунгурова И. М., 2014

необходимы для аттестации обучающихся и выпускников на соответствие их уровня обученности промежуточным или итоговым требованиям основной образовательной программы, результаты реализации которой соответствуют требованиям ФГОС ВПО. Оценочные средства проектируется образовательными учреждениями с ориентацией на специфику реализуемых профессиональных образовательных программ, выполняют функцию социальной меры качества в системе высшего профессионального образования, заявленной в категориях «вид профессиональной деятельности», «квалификационные требования» и других.

0. В. Гордиенко определяет фонды оценочных средств как «набор развернутых описаний учебных заданий для осуществления всех видов контроля, ... а также зафиксированные и утвержденные описания заданий и критерии их оценки.» [2, с. 171]. Существует и другая дефиниция: «ФОС -это комплекс контрольно-измерительных материалов, методических рекомендаций, описывающих способы контроля, критерии оценки уровней сформированности запланированных компетенций на каждом этапе обучения» [1, с. 109].

Таким образом, проектирование фонда оценочных средств связано с созданием контрольно-измерительных материалов,

призванных обеспечить средствами эталонных квалиметрических процедур, позволяющих выявлять количественные и качественные оценки, надежность и объективность результатов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ), считают Л. А. Громова, П. А. Ба-вина, А. В. Кондрашин, это «целенаправленно разрабатываемые материалы для осуществления контроля уровня сформиро-ванности профессиональных компетенций обучающихся. КИМ определяются в качественных и количественных показателях, которые способны ярко показать степень овладения знаниями, умениями и навыками» [3, с. 29].

Проектирование контрольно-измерительных материалов должно опираться на следующие принципы.

1. Оценку компетенций нельзя подменять оценкой знаний, личностных качеств студентов.

2. Оценка готовности к профессиональной деятельности не может подменяться оценкой сформированности только специально-профессиональных или только общепрофессиональных компетенций.

3. Система контроля и оценки должна включать совокупность контрольно-оценочных материалов, адекватных набору значимых видов будущей профессиональной дея-

тельности и общему набору требований -компетенций к выпускнику учреждения высшего профессионального образования [5].

Технологию проектирования контрольно-измерительных материалов составляют пять этапов: 1) разработка матрицы соответствия; 2) создание паспорта компетенций; 3) планирование комплекса образовательных продуктов и методических рекомендаций по их созданию; 4) выявление качественных и количественных критериев результативности образовательных продуктов, показывающих достижение запланированных компетенций; 5) компоновка всех контрольно-измерительных материалов в единый пакет «Фонд оценочных средств по дисциплине». Рассмотрим особенности реализации каждого из этих этапов.

На первом этапе разрабатывается матрица соответствия компетенций, описываемых ФГОС ВПО, по всем преподаваемым дисциплинам или модулям, производственным, учебным и другим практикам, научно-исследовательской работе, итоговой государственной аттестации выпускников.

На втором этапе происходит процедура идентификации каждой из компетенций в соответствии с результатами, выражаемыми в знаниях, навыках, умениях, владениях. Создается документ, определяемый как паспорт компетенции.

Примером может служить паспорт профессиональной компетенции ПК-6 (направление профессиональной подготовки бакалавров 050100.62 - «Педагогическое образование»).

ПК-6. Способен организовывать

сотрудничество обучающихся и воспитанников

1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики

компетенции.

Под компетенцией, называемой способностью «организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников», понимается способность студентов к проектированию и осуществлению методов построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста.

1.2. Принятая структура компетенции.

Бакалавр должен:

• знать сущность, характеристики, методы и технологии построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста;

• уметь осуществлять проектирование и организацию сотрудничества обучающихся и воспитанников, основанного на методах построения межличностных отношений в группах разного возраста;

• владеть психолого-педагогически-ми технологиями проектирования и организации сотрудничества обучающихся и воспитанников в рамках учебно-воспитательного процесса.

1.3. Планируемые уровни сформиро-ванности компетенций у студентов-вы-пускников вуза приведены в таблице 1.

На третьем этапе планируются виды деятельности и образовательные продукты, ориентированные на конкретные результаты обучения. Образовательными продуктами являются сравнительно-обобщающие таблицы, глоссарий, аннотированный каталог, эссе, компендиум, решение профессионально-педагогических задач, портфолио, образовательные проекты и многое другое. Рассмотрим некоторые из них.

Портфолио - это форма и процесс организации образцов и продуктов учебнопознавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности студента и дальнейшей корректировки процесса обучения.

Портфолио в узком смысле - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. Он относится к ряду «аутентичных» (т. е. истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и на самооценивание. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи студентам в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, причем самооценка, рефлексия занимает важное место в технологии портфолио. Выделяют следующие типы портфолио в зависимости от целей создания:

1. «Папка достижений», способствующая повышению собственной значимости ученика и отражающая его успехи в разных сферах деятельности.

2. Рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ребенка.

3. Проблемно-исследовательское портфолио, связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.

4. Тематическое портфолио, создаваемое в процессе изучения какого-либо раздела, учебного курса.

Таблица 1

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня

Пороговый Знание сущности, характеристик, методов построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста. Понимание значения сотрудничества для обучающихся и воспитанников. Умение проектировать и организовывать разнообразные способы построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста Реализация данных знаний и умений в педагогической деятельности

Повышенный Знание сущности, характеристик, методов и технологий построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста. Умение проектировать и осуществлять современные педагогические технологии сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Владение психолого-педагогическими технологиями проектирования и организации сотрудничества обучающихся и воспитанников в учебно-воспитательном процессе Проектирование и реализация современных педагогических технологий сотрудничества обучающихся и воспитанников в группах разного возраста

Продвинутый Понимание значения психолого-педагогических технологий сотрудничества для построения межличностных отношений обучающихся и воспитанников в группах разного возраста. Владение психолого-педагогическими технологиями проектирования и организации сотрудничества обучающихся и воспитанников в образовательном процессе Проектирование и реализация современных педагогических технологий сотрудничества обучающихся и воспитанников в группах разного возраста с учетом условий осуществления образовательного процесса

При включении портфолио в список запланированных образовательных продуктов необходимо разработать его структуру и этапы работы над ним. В портфолио любого типа включаются задания рефлексивного характера, позволяющие формировать у обучающихся способность к самоанализу и самоконтролю деятельности.

Компендиум - краткое руководство, конспект. Компендиум по учебной дисциплине представляет собой совокупность материалов, самостоятельно взятых студентами из периодической литературы, интернет-ресурсов, других источников. Компендиум представляет собой краткое изложение (в форме конспекта) научных или практических взглядов на изучаемую проблему. При составлении компендиума необходимо:

- выбрать наиболее интересную и актуальную тему;

- провести анализ научно-педагогической и методической литературы и интернет-источников;

- отобрать соответствующие изучаемой проблеме материалы, раскрывающие различные точки зрения и подходы;

- законспектировать источники, раскрывающие авторскую позицию;

- собрать все материалы по общему содержательному блоку.

Примерные темы для компендиума по учебной дисциплине «Педагогика школы» (раздел «Содержание и базовые концепции воспитания»): воспитательные системы, современные подходы в воспитании, воспитательно-образовательная

политика России.

Перечисленные выше образовательные продукты могут создаваться индивидуально, в небольших группах (2-3 человека), а также коллективно. Примером коллективной работы может служить создание коллективного учебного пособия по учебной дисциплине «Педагогика школы» (раздел «Методы и средства обучения»).

Работа над пособием включает несколько этапов. На организационном этапе происходит распределение между студентами конкретных заданий, связанных с анализом методов обучения, и выбор редакционной коллегии. На проектировочном этапе изучается, обобщается и оформляется учебный материал. Итогом этого этапа является создание сравнительно-обобщающих таблиц (в качестве примера см. табл. 2).

Если реализуется продвинутый уровень, добавляется задание по подбору видеоролика, демонстрирующего реализацию выбранного метода обучения. Итогом проектировочной работы является коллективное электронное пособие, которое представляется и защищается на учебном занятии. На последнем этапе подводятся итоги и намечается коррекционная работа, позволяющая дополнить разработанные характеристики методов.

В структуру всех рабочих программ дисциплин, учебных и педагогических практик включаются методические рекомендации по контрольно-оценочной деятельности педагога и студентов (формы, методы, приемы, средства обучения, особенности самостоятельной работы), нужные для формирования компетенций.

Таблица 2

Метод обучения Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра - такая коллективная целенаправленная учебная деятельность , при которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Функции учителя Перед проведением игры учитель должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание. Следует продумать способы и средства сотрудничества учащихся в процессе игровой деятельности.

Функции ученика Ученики учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их вербально.

Средства обучения Игровые задачи, речь, иллюстрации, записи.

Условия успешного выполнения Четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач.

Четвертый этап связан с выявлением качественных и количественных критериев результативности образовательных продуктов с целью определения степени достижения запланированных компетенций. Для эффективного осуществления контроля и оценки компетенций необходимо разработать комплекс требований к образовательным продуктам, образцы выполнения контроля и оценки, банк типовых заданий (если необходимо), критерии оценки выполнения.

На этом же этапе можно представить балльные оценки за образовательные продукты (задания), шкалу перевода. Примером может служить компендиум как продукт деятельности, создаваемый в рамках курса «Педагогика школы». Для компендиума разработаны 4 вида показателей (требований) результативности: представление не менее 10 проанализированных источников (все они должны быть содержательно связаны, логично интегрированы, представлять авторскую позицию). Критерии оценки работы связаны с выполнением всех описываемых требований, с учетом уровней сфор-мированности компетенций и правил оценки в рамках балльно-рейтинговой шкалы.

Если за данное задание студент получает 10 баллов, то неполное соответствие или отсутствие данного показателя-требования лишает его 1-2,5 баллов.

На пятом, последнем этапе происходит компоновка всех разработанных контроль-

но-измерительных материалов в пакет «ФОС по дисциплине». В рабочей программе дисциплины в обобщенном (табличном) виде представляются все образовательные продукты с учетом осуществляемого вида аттестации (промежуточная, текущая, рубежная), оцениваемой компетенции и дидактического учебного элемента (раздела, темы).

Фонды оценочных средств, разработанные по каждой дисциплине (модулю), практике, научно-исследовательской работе по учебному плану, соединяются и оформляются в единый пакет «Фонд оценочных средств по основной образовательной программе», который утверждается структурным подразделением вуза.

Сложность проблемы проектирования контрольно-измерительных материалов, являющихся ядром фонда оценочных средств, обусловлена недостаточностью научно-методических и практических разработок по вопросам оценивания сформиро-ванности компетенций обучающихся. Эффективность контрольно-измерительных материалов зависит от выбора оптимальных образовательных продуктов, соответствующих специфике учебного предмета и особенностям формируемых компетенций, а также требований к созданию продуктов и параметров их оценивания как результата обучения, которым являются компетенции, определенные стандартом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов // Человек и образование. 2013. № 2. (35) С. 108-112.

2. Гордиенко О. В. Проектирование фондов оценочных средств на компетентностной основе (на примере дисциплин лингвометодического цикла) // Педагогическое образование в России. 2014. № 1.

с.171-175.

3. Громова Л. А., Бавина П. А., Кондрашин А. В. Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения : метод. пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.

4. Попова Н. Е., Лобут А. А. Компетентностный подход - новая парадигма современного воспитания // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С 145-150.

5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М. : Кно-рус, 2010.

6. Тряпицина А. П. Актуальные проблемы обновления современной системы образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. Н. И. Коновалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.