Научная статья на тему 'Технология производства рельс Нижневыксунского завода в первой половине XIX в'

Технология производства рельс Нижневыксунского завода в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО РЕЛЬС / МЕТАЛЛУРГИЯ / METALLURGY / НИЖНЕВЫКСУНСКИЙ ЗАВОД / NIZHNEVYKSUNSKIY PLANT / ЗАМОСКОВНЫЙ ГОРНЫЙ ОКРУГ / ZAMOSKOVNIY MINING DISTRICT / PRODUCTION OF RAILS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыганкин Георгий Сергеевич

В данной статье рассматривается технология производства рельс Нижневыксунского завода в первой половине XIX в. Используя планы и чертежи заводских механизмов, автор рассматривает пространственную организацию завода, последовательно останавливаясь на всех этапах технологического процесса производства рельс. Сравнивая планы с ранними описаниями завода, сохранившимися в источниках, автор анализирует те изменения, которые потребовались для переориентации производственного процесса на выпуск рельс. К ним можно отнести: 1) полную перепланировку цехового пространства; 2) изменение технического оснащения. Большое внимание уделено исследованию передовых достижений в металлургии, которые были опробованы на Нижневыксунском заводе, к ним относятся: 1) пудлингование; 2) употребление высушенных дров вместо древесного угля. В статье дано подробное описание процесса пудлингования, приводятся данные, касающиеся особенностей устройства пудлинговых печей Нижневыксунского и Воткинского заводов, а также сравнительные данные о пудлинговом производстве четырех заводов: 1) Нижневыксунского; 2) Воткинского; 3) Нейбергского в Штирии; 4) Бергенского в Баварии. Автор приходит к выводу, что процесс пудлингования на Нижневыксунском заводе по характеристикам незначительно отличался от передовых заводов Германии, а процесс производства рельс в целом не уступал лучшим заводам России и основывался на передовых для того времени достижениях в металлургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF RAILS’ PRODUCTION OF NIZHNEVYKSUNSKIY PLANT IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

This article discusses the rails’ production technology of Nizhnevyksunskiy plant in the first half of the XIX century. Using the plans and drawings of the plant machinery, the author examines the spatial organization of the plant, considering consistently all stages of the process of rails’ production. Comparing plans with early descriptions of the plant, preserved in the sources, the author analyzes the changes which were needed to reorient the manufacturing process to produce rails. These include: 1) complete redesign of workshop space; 2) change of technological infrastructure. Much attention is paid to the study of the latest achievements in metallurgy, which have been tested on Nizhnevyksunskiy plant, these include: 1) puddling; 2) use of dried wood instead of charcoal. The article gives a detailed description of the puddling process, provides data concerning the features of the puddling furnaces of Nizhnevyksunskiy and Votkinsk plants, as well as comparative data on the puddling production of four plants: 1) Nizhnevyksunskiy; 2) Votkinsk; 3) Neuberg in Styria; 4) Bergen in Bavaria. The author concludes that the process of puddling in its characteristics at the Nizhnevyksunskiy plant was slightly different from the best plants in Germany.

Текст научной работы на тему «Технология производства рельс Нижневыксунского завода в первой половине XIX в»

УДК 94:72"18" ББК У03

Г. С. Цыганкин

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕЛЬС НИЖНЕВЫКСУНСКОГО ЗАВОДА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Ключевые слова: производство рельс, металлургия, Нижневыксунский завод, Замосков-ный горный округ

В данной статье рассматривается технология производства рельс Нижневыксунского завода в первой половине XIXв. Используя планы и чертежи заводских механизмов, автор рассматривает пространственную организацию завода, последовательно останавливаясь на всех этапах технологического процесса производства рельс. Сравнивая планы с ранними описаниями завода, сохранившимися в источниках, автор анализирует те изменения, которые потребовались для переориентации производственного процесса на выпуск рельс. К ним можно отнести: 1) полную перепланировку цехового пространства; 2) изменение технического оснащения. Большое внимание уделено исследованию передовых достижений в металлургии, которые были опробованы на Нижневыксунском заводе, к ним относятся: 1) пудлингование;

2) употребление высушенных дров вместо древесного угля. В статье дано подробное описание процесса пудлингования, приводятся данные, касающиеся особенностей устройства пудлинговых печей Нижневыксунского и Воткинского заводов, а также сравнительные данные о пудлинговом производстве четырех заводов: 1) Нижневыксунского; 2) Воткинского;

3) Нейбергского в Штирии; 4) Бергенского в Баварии Автор приходит к выводу, что процесс пудлингования на Нижневыксунском заводе по характеристикам незначительно отличался от передовых заводов Германии, а процесс производства рельс в целом не уступал лучшим заводам России и основывался на передовых для того времени достижениях в металлургии.

G. S. Tsygankin

TECHNOLOGY OF RAILS' PRODUCTION OF NIZHNEVYKSUNSKIY PLANT IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY

Keywords: production of rails, metallurgy, Nizhnevyksunskiy plant, Zamoskovniy mining district

This article discusses the rails' production technology of Nizhnevyksunskiy plant in the first half of the XIX century. Using the plans and drawings of the plant machinery, the author examines the spatial organization of the plant, considering consistently all stages of the process of rails'production. Comparing plans with early descriptions of the plant, preserved in the sources, the author analyzes the changes which were needed to reorient the manufacturing process to produce rails. These include: 1) complete redesign of workshop space; 2) change of technological infrastructure. Much attention is paid to the study of the latest achievements in metallurgy, which have been tested on Nizhnevyksunskiy plant, these include: 1) puddling; 2) use of dried wood instead of charcoal The article gives a detailed description of the puddling process, provides data concerning the features of the puddling furnaces of Nizhnevyksunskiy and Votkinsk plants, as well as comparative data on the puddling production of four plants: 1) Nizhnevyksunskiy; 2) Votkinsk; 3) Neuberg in Styria; 4) Bergen in Bavaria. The author concludes that the process of puddling in its characteristics at the Nizhnevyksunskiy plant was slightly different from the best plants in Germany.

Нижневыксунский завод в первой по- тырех заводов, в научной литературе в ловине XIX в. относился к группе из че- совокупности носивших название Вык-

сунский завод, который в свою очередь являлся центральным в группе из 6 заводов (Выксунский, Велетьминский, Железниц-кий, Унженский, Сновидский и Верхнеже-лезницкий) [2-4]. Ими владели наследники генерал-лейтенанта Д. Д. Шепелева, который 29 марта 1834 г. передал его своим детям Ивану, Николаю, Елизавете и Анне [12, л. 15].

Нижневыксунский завод стал первым из группы заводов, принадлежащих наследникам Д. Д. Шепелева, где была опробована технология производства железнодорожных рельс.

В данной статье подробно остановимся на особенностях их производства, поскольку в то время для этого требовались передовые технологии в области металлургии вообще и производства рельс - в частности.

Научная значимость данного исследования заключается в том, чтобы показать, как на заводах Замосковного горного округа в первой половине XIX в. впервые была опробована технология производства рельс, соответствующая мировым стандартам.

Планы по организации производства рельс потребовали значительной модернизации заводов. Для этого в 1843 г. необходимо было дополнительно построить 25 пудлинговых и 6 сварочных печей. Основное производство планировалось разместить на двух заводах: Верхнежелезницком (Дощатин-ском) и Унженском. Их выбор был обусловлен тем, что они ближе всего находились к судоходной реке Оке: первый находился в 2,1 км и соединялся с ней каналом, а второй находился у реки [10, с. 338]. До начала производства рельс на этих заводах необходимо было освоить технологию. Для этого и был выбран Нижневыксунский завод.

С согласия наследников Д. Д. Шепелева, в 1843 г. полковник Гурьев из Корпуса горных инженеров провел пробную экспериментальную сварку 176-килограммовой пачки, составленной из пяти железных полос толщиной 71 см, шириной 3,55 и длиной 1,42 м. Из нее с помощью прокатки был изготовлен брус длиной 4,0, толщиной 2,1 м и весом 150 кг, по параметрам соответствовавший необходимым технологиче-

ским требованиям для производства рельс [10, с. 339].

На Нижневыксунском заводе в 1844 г. была произведена первая партия рельс, утвержденная для Московской железной дороги [7, с. 161-164].

Для того чтобы понять особенность технологического процесса производства рельс, подробно рассмотрим пространственную организацию заводского комплекса. Обратимся к общему плану Нижневыксунского завода (рис. 1), датированному 1849 г. Для нашей статьи ценность этого плана увеличивается за счет того, что здесь изображен производственный цех уже после переориентации производства на выпуск рельс. Сравнивая этот план с ранними описаниями завода, сохранившимися в источниках, мы можем судить о том, какие технологические изменения претерпевало оснащение производственного процесса за непродолжительный промежуток времени. Для этого обратимся к упоминанию о Нижневыксунском заводе Р. Оливьера, относящемуся к 1839 г. [9, с. 275-276]. По его словам, заводские механизмы размещались в двух цехах, расположенных в одном большом кирпичном здании, из которых упоминаются 10 горнов с молотами и две печи для получения железа из кричных соков. Для нагнетания воздуха в печи использовалась 12-цилиндровая воздуходувная машина, летом она приводилась в действие водяным колесом в 12 лошадиных сил, а зимой - паровой машиной в 14 лошадиных сил.

Как можно заметить, за десять лет неизменными остались только внешние очертания завода, содержание же претерпело кардинальные изменения. Завод по-прежнему располагался в одном большом каменном корпусе, однако нам сложно разделить его на два цеха. Теперь основная часть рабочего пространства была переориентирована для производства рельс. Здесь размещались 8 пудлинговых печей (под буквой Л), жом (под буквами и), катальные валки (под буквой Н), две сварочные печи с котлом (под буквой Т) и одна без котла (под буквой У), два катальных стана (под буквами Г, ш). Все механизмы приводились в действие

четырьмя водяными колесами (под буквами Д, М, Е, Q) и паровой машиной в 100 лошадиных сил (под буквой В). От старого завода осталась одна четырехцилиндровая воздуходувная машина (под буквой Л), расположенная в отдельном помещении. Воздух от цилиндров по железным трубам (на плане обозначены штрихом) поступал в два кричных горна (под буквой z). Обработка железа производилась с помощью четырех молотовых станов (под буквой Г).

Рассмотрим основные особенности технологической цепочки производства рельс. На первом этапе чугун доставлялся из домен Верхневыксунского завода, и уже на Ниж-невыксунском заводе происходила его переработка в железо пудлингованием и сваркой. Нужно отметить, что в то время на Выксун-ском заводе использовались передовые достижения в области металлургии. В первую очередь к ним нужно отнести пудлингование.

Пудлинговое производство на заводах наследников Д. Д. Шепелева введено по технологии Воткинского завода в начале 1842 г. Рабочих специально направляли на Воткин-ский завод для их обучения этому делу. Технической стороной введения новой технологии руководил заводской механик Копьев, обучавшийся особенностям пудлинговой технологии за границей [10, с. 302].

Процесс пудлингования и получения полосового железа состоял из нескольких операций: пудлингование чугуна в пламенно-отражательной печи и получение крицы «сырого» железа; проковка крицы под молотом для удаления шлака и уплотнение металла (на Нижневыксунском заводе эта операция была заменена прокаткой криц через специальный механизм, о чем подробней будет сказано далее); проварка металла в кусках в сварочной печи; прокат проваренных кусков в прокатных валках на

Рис. 1. План заводских строений Нижневыксунского завода (1849 г) / Fig. 1. Plan of buildings of the Nizhnevyksunskiy plant (1849) [9, л. 39]

полосовое железо. Последние две операции в зависимости от сорта продукта повторяли по два, три и более раз, что необходимо было для требуемого (односварочного, двухсварочного, трехсварочного и т. д.) железа [1, с. 188].

Другим нововведением было употребление высушенных дров вместо древесного угля. Данный вид топлива систематически начал использоваться с июля 1843 г. при доменной плавке Верхневыксунского завода.

В дальнейшем высушенные дрова использовались не только при доменной плавке, но и при пудлинговании. Главным условием являлась тщательная просушка дров, с потерей в весе до 30 % [8, с. 456].

На Выксунском заводе существовали два способа сушки дров: 1) в кучах под открытым небом; 2) в специальных сушильных печах. При первом способе дрова складывались в кучу и обдувались специальными вентиляторами. Данный способ был введен Роджером, применившим бельгийский опыт.

Каждая куча длиной 8,5, шириной 4,2 и высотой 1,4 м (рис. 2) вмещала до 900 ку-

бических футов дров. Поверхность кучи обкладывалась хвоей и посыпалась слоем песка в 88 см. Растопка проводилась сучьями, помещенными в трубу, сложенную из кирпича. Вентиляторы приводились в движение одним конным воротом. Кожухи вентиляторов были диаметром 71 см и шириной 22 см, лопасти обращались со скоростью 360 оборотов в минуту. Воздух от вентиляторов доставлялся к кучам по системе специальных железных труб от 22 до 66 мм в диаметре, в зависимости от расстояния между кучами. Время, необходимое для просушки, зависело от степени сырости дров и в среднем составляло от 7 до 9 суток [10, с. 315]. Преимущество данного вида просушки дров заключалось в том, что кучи располагались недалеко от мест рубки, в связи с чем получалась экономия на их перевозке.

На Нижневыксунском заводе для распилки дерева необходимых размеров использовалась «древорезная машина» (под буквой П). Она приводилась в действие небольшим водяным колесом. Для просушки дров использовались специальные сушиль-

Рис. 2. Чертеж кучи для просушки дров Выксунского завода / Fig. 2. Drawing of pile for wood drying of Vyksa plant [6, л. 148]

Рис. 3. Чертеж сушильных печей Нижневыксунского завода / Fig. 3. Drawing of drying kilns of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 18]

ные печи (рис. 3). Как можно заметить, просушка производилась в отсеках, в каждом из которых находилась специальная печь. Главным преимуществом данного способа было то, что в печах жар сохранялся лучше, чем в кучах.

Переработка чугуна в железо происходила в восьми специальных пудлинговых печах (под буквой рис. 4). Их устройство повторяло конструкцию печей Воткинского завода. В дальнейшем, благодаря реконструкции, проведенной под руководством приглашенного специалиста из Англии Аллендера, и на Выксунском заводе конструкция пудлинговых печей претерпела изменение. Главное отличие печей Ниж-невыксунского завода от печей Воткин-ского завода заключалось в расположении сводов, которые на 0,75 фута были ниже перед рабочими отверстиями. Кроме того, при почти одинаковых размерах подов и дровяников площади пролетов в печах Нижневыксунского завода были на 0,26

квадратного фута больше. Это влияло на размер дров, необходимых для действия печи. В ход шли крупноколотые сосновые просушенные дрова длиной до 7 четвертей.

Кирпич для внутренней части печи производился из огнестойкой глины с незначительной примесью кварцевого песка. Глина привозилась из находившейся в Меленков-ском уезде Владимирской губернии деревни Санжино, принадлежавшей государственным крестьянам. Поды пудлинговых печей набивались шлаком, который образовывался от действия этих же печей.

По словам Олышева, который исследовал особенности пудлингования на заводах наследников Д. Д. Шепелева в 1843 г., низкое расположение сводов печи было важным недостатком, который препятствовал подъему пламени, удерживая его на поду, что значительно затрудняло работу мастеровых [10, с. 310].

В среднем с одной пудлинговой печи подобного устройства в неделю получа-

лось 13 т железа, с восьми печей - 104 т [6, с. 462-463].

Майор Решет на страницах «Горного журнала» за 1845 г. [7, с. 337-356] приводит интересные сравнительные данные о пудлинговом производстве четырех заводов: 1) Выксунского; 2) Воткинского; 3) Нейбергского в Штирии; 4) Бергенского в Баварии. Согласно сравнительному анализу, представленному в таблице, процесс пудлингования по характеристикам на Вык-сунском заводе незначительно отличался от передовых заводов Германии.

В связи с этим Решет отмечал, что на заводах наследников Д. Д. Шепелева пудлингование, которое было внедрено совсем недавно, «стоит уже на той же степени совершенства, до которой достигнуто в Во-ткинском заводе, откуда оно заимствовано» [11, с. 345].

Для приготовления пудлинговых болванок, необходимых для набора рельсовых пачек, использовалось особое устройство, состоящее из трех пар подготовительных валков, имеющих до 14 отверстий (под буквой Н) и из американского пресса (жома)

Таблица

Сравнение пудлингового производства по ряду заводов / Comparison of puddling production for several plants [7, с. 347]

Завод / Plant name Количество чугуна в одну садку / Quantity of cast iron within one charge, пуды / poods (Russian pound) Время работы одной садки / Time of work of one charge, часы, минуты / hours, minutes Число садок в сутки / Number of charges for 24 hours Количество дров в сутки / Quantity of woods for one day, куб. футов / cubic foot Суточная выделка железа / Daily iron manufacture, пуды / poods На 1 пуд / For 1 pood Угар / Metal loss, %

Угару / Metal loss, футы / pound Дров / Woods, куб. футы / сиЫс foot

Выксунский 13,0 2 12 560 130 3,80 4,0 9,50

Воткинский 11,0 1' 36'' 15 685 150 3,75 4,5 9,37

Нейберг в Штирии 11,9 1' 40'' 14 629 152 3,60 4,0 9,00

Берген в Баварии 13, 8 2' 40'' 9 476 120 2,00 3, 5 5,00

Рис. 4. Чертеж пудлинговой печи

Нижневыксунского завода / Fig. 4. Drawing of puddling furnace of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 7]

Рис. 5. Чертеж плана и фасада американского жома Нижневыксунского завода / Fig. 5. Drawing of plan and elevational drawing of the American press of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 12]

для прессовки пудлинговых криц (под буквами и, рис. 5). Данный пресс был весом до 2,2 т и совершал порядка 20 нажимов в минуту, а валки вращались со скоростью 30 оборотов в минуту [10, с. 320]. Эти механизмы приводились в действие двумя водяными колесами силой в 40 лошадиных сил (под буквами Д и М).

Следует отметить, что технология переработки пудлинговых кусков в сортовое железо посредством прокатки в валках в то время существовала только на Нижневык-сунском заводе, на всех остальных заводах наследников Д. Д. Шепелева они обрабатывались под кричными молотами, либо перевозились для прокатки на Нижневыксунский завод. Развитие данной технологии имело большое значение, так как она позволяла: 1) значительно упростить производственный процесс; 2) экономить лесные ресурсы, которые имели свойство очень быстро

истощаться. Но самое главное, внедрение этой технологии позволило Шепелевым получить правительственный подряд на производство рельс для железной дороги Санкт-Петербург - Москва [10, с. 302-303].

Из криц, вынутых из пудлинговых печей, прошедших через пресс (жом) и через валки получались железные пачки весом 240 кг Каждая пачка состояла из четырех болванок и из двух досок односварочно-го железа, составлявших основание и покрытие пачки. Длина таких пачек достигала 1,4 м и 26,4 см, ширина - 12,5 см и высота -17,5 см. Приготовленные таким образом пачки связывались и помещались в сварочные отражательные печи (под буквами Y и Т; рис. 6). Сварка в печах продолжалась от 30 до 40 минут.

После того как пачки извлекали из печей, их прокатывали на двух катальных станах (под буквами Г, ш), первый приводился в движение водяным колесом (под буквой Q), а

Рис. 6. Чертеж сварочной печи Нижневык-сунского завода / Fig. 6. Drawing of welding furnace of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 6]

на случай низкого уровня воды в пруду - паровой машиной мощностью 100 лошадиных сил (под буквой В, рис. 7), второй только приводом от водяного колеса (под буквой Е). Катальный стан состоял из трех пар рельсовых валков, первая пара имела четырехугольные и плоские отверстия, служащие для прессовки, вторая пара служила для придания заготовке нужного размера посредством постепенного пропуска через вальцевые отверстия, третья пара придавала рельсам окончательную форму (рис. 8) [7, с. 162-163].

На заключительном этапе рельсы выправляли с помощью деревянных молотков на решетке и подгоняли специальным механизмом, называемым «правило». Концы рельс первоначально обрезали на токарных станках, в дальнейшем рядом с катальными станами были устроены специальные механизмы, называемые «ножницами» (под буквой о).

Производительность труда можно оценить по тому времени, которое было необходимо на все перечисленные этапы

Рис. 7. Чертеж фасада паровой машины мощностью в 100 лошадиных сил Нижневыксунско-го завода / Fig. 7. Drawing of elevational drawing of steam engine with power of 100 hp. of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 13]

формирование современных экономических систем

Рис. 8. Чертеж катальных станов Нижневыксунского завода / Fig. 8. Drawing of rolling mills (machines) of Nizhnevyksunskiy plant [10, л. 10].

обработки 192 кг чугуна: 1) пудлингование -2 часа; 2) сварка и прокатка - 50 минут. Всего - 2 часа 50 минут [6, с. 462-463].

Таким образом, Нижневыксунский завод стоял в ряду передовых предприятий своего времени из-за использования технологий,

позволяющих получать рельсы из высококачественного железа. Технологический процесс производства рельс по характеристикам не уступал лучшим заводам России и основывался на передовых для того времени достижениях в металлургии [5].

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Промышленная Россия первой половины XIX века: Замосковный горный округ в планах и чертежах / Н. М. Арсентьев, А. М. Дубодел. - М. : Наука, 2004. - 324 с.

2. Арсентьев Н. М. Промышленное хозяйство Мальцовых XIX века в контексте теории анклавно-конгломератного развития / Н. М. Арсентьев, А. А. Макушев // Экономическая история. -2010. - № 1. - С. 58-75.

3. Арсентьев Н. М. Российская модернизация: развитие капитализма и проблема цивилизаци-онного выбора в XVIII - начале XX века / Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко // Экономическая история - 2010 - № 4. - С. 4-19.

4. Арсентьев Н. М. Экономическое положение рабочих Замосковного горного округа в первой половине XIX в. / Н. М. Арсентьев // Металлургическая промышленность России XVIII-XX в. / отв. ред.: проф. Н. М. Арсентьев, проф. В. В. Запарий. - Саранск ; Екатеринбург, 2007. - С. 279-327.

5. Виноградов В. А. Экономическая история и современность : к 20-летию Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории / В. А. Виноградов, Н. М. Арсентьев, Л. И. Бородкин. - Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - 2009. - 156 с.

6. О выделке железа кричным и пудлинговым способом в Выксунских заводах г. Шепелева // Горный журнал. - 1844. - Кн. 3. - С. 461-464.

7. О выделке рельсов на заводах г. Шепелева // Горный журнал. - 1844. - Кн. 1. - С. 161-164.

8. Об употреблении при доменной плавке сушеных дров вместо угля в Выксунских заводах г. Шепелева // Горный журнал. - 1844. - Кн. 3. - С. 456-461.

9. Оливьер. Статистическое описание заводов гг. Шепелевых / Оливьер // Горный журнал. -1839. - Ч. II. - Кн. V. - С. 262-300.

10. Олышев. Замечания о пудлинговании дровами в заводах гг. Шепелевых и сравнительно с положением его в Воткинском заводе / Олышев // Горный журнал. - 1843. - Кн. 12. - С. 304 - 349.

11. Решет. Некоторые замечания по заводам гг. Балашевых, Шепелевых и по Камско-Воткинскому заводу / Решет // Горный журнал. - 1845. - Кн. 3. - С. 337-356.

12. Центральный архив Нижегородской области. - Ф. 177. - Оп. 766. - Д. 2738.

13. Центральный государственный архив города Москвы (ЦГА Москвы). - Отдел хранения документов до 1917 г. (ОХД до 1917 г.) - Ф. 2199. - Оп. 1. - Д. 2126.

14. ЦГА Москвы. - ОХД до 1917 г. - Ф. 2199. - Оп. 1. - Д. 2132.

15. Цыганкин Г. С. Особенности архитектурно-пространственной и техногенной среды Вык-сунского заводского поселения конца XVIII - первой половины XIX в. / Г. С. Цыганкин // Экономическая история. - 2015. - № 1 (28). - С. 100-112.

References

1. Arsent'ev N. M. Promyshlennaja Rossija pervoj poloviny XIX veka: Zamoskovnyj gornyj okrug v planah i chertezhah / N. M. Arsent'ev, A. M. Dubodel. - M. : Nauka, 2004. - 324 s.

2. Arsent'ev N. M. Promyshlennoe hozjajstvo Mal'covyh XIX veka v kontekste teorii anklavno-konglomeratnogo razvitija / N. M. Arsent'ev, A. A. Makushev // Jekonomicheskaja istorija. -2010. - № 1. - S. 58-75.

3. Arsent'ev N. M. Rossijskaja modernizacija: razvitie kapitalizma i problema civilizacionnogo vybora v XVIII - nachale XX veka / N. M. Arsent'ev, D. V Dolenko // Jekonomicheskaja istorija. - 2010. -№ 4. - S. 4-19.

4. Arsent 'ev N. M. Jekonomicheskoe polozhenie rabochih Zamoskovnogo gornogo okruga v pervoj polovine XIX v. / N. M. Arsent'ev // Metallurgicheskaja promyshlennost' Rossii XVIII-XX v. / otv. red.: prof. N. M. Arsent'ev, prof. V V Zaparij. - Saransk ; Ekaterinburg, 2007. - S. 279-327 s.

5. Vinogradov V. A. Jekonomicheskaja istorija i sovremennost' : k 20-letiju Nauchnogo soveta RAN po problemam rossijskoj i mirovoj jekonomicheskoj istorii / V A. Vinogradov, N. M. Arsent'ev, L. I. Borodkin. - Saransk : Izd. centr ISI MGU im. N. P. Ogareva. - 2009. - 156 s.

6. O vydelke zheleza krichnym i pudlingovym sposobom v Vyksunskih zavodah g. Shepeleva // Gornyj zhurnal. - 1844. - Kn. 3. - S. 461-464.

7. O vydelke rel'sov na zavodah g. Shepeleva // Gornyj zhurnal. - 1844. - Kn. 1. - S. 161-164.

8. Ob upotreblenii pri domennoj plavke sushenyh drov vmesto uglja v Vyksunskih zavodah g. Shepeleva // Gornyj zhurnal. - 1844. - Kn. 3. - S. 456-461.

9. Oliv'er. Statisticheskoe opisanie zavodov gg. Shepelevyh / Oliv'er // Gornyj zhurnal. - 1839. -Ch. II. - Kn. V - S. 262-300.

10. Olyshev. Zamechanija o pudlingovanii drovami v zavodah gg. Shepelevyh i sravnitel'no s polozheniem ego v Votkinskom zavode / Olyshev // Gornyj zhurnal. - 1843. - Kn. 12. - S. 304 - 349.

11. Reshet. Nekotorye zamechanija po zavodam gg. Balashevyh, Shepelevyh i po Kamsko-Votkinskomu zavodu / Reshet // Gornyj zhurnal. - 1845. - Kn. 3. - S. 337-356.

12. Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti. - F. 177. - Op. 766. - D. 2738.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv goroda Moskvy (CGA Moskvy). Otdel hranenija dokumentov do 1917 g. (OHD do 1917 g.) - F. 2199. - Op. 1. - D. 2126.

14. CGA Moskvy. - OHD do 1917 g. - F. 2199. Op. 1. - D. 2132.

15. Cygankin G. S. Osobennosti arhitekturno-prostranstvennoj i tehnogennoj sredy Vyksunskogo zavodskogo poselenija konca XVIII - pervoj poloviny XIX v. / G. S. Cygankin // Jekonomicheskaja istorija. - 2015. - № 1 (28). - S. 100-112.

Поступила в редакцию 6 февраля 2016 г.

Сведения об авторе

Цыганкин Георгий Сергеевич - кандидат исторических наук, докторант кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - металлургическая промышленность За-московного горного округа конца XVIII - первой половины XIX в.

Тел.: +7-927-181-72-24

E-mail: cy-gan-kin@yandex.ru

Tsygankin Georgy Sergeyevich - candidate of historical sciences, doctoral student of the chair of economic history and information technology of Ogarev National Research Mordovia State University. Research interests: metallurgy industry of Zamoskovniy mining district in the end of XVIII - first half of XIX century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.