Научная статья на тему 'Технология проектирования структуры контента официального сайта учреждения культуры (на примере официального сайта музея)'

Технология проектирования структуры контента официального сайта учреждения культуры (на примере официального сайта музея) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
768
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЕИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ МУЗЕЕВ / КОНТЕНТ ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Самаковская О. В.

Рассматривается проблема разработки структуры контента официальных сайтов учреждений культуры. Объектом исследования выступают официальные сайты музеев. Обосновывается применение функционально-структурного подхода при формировании контента сайтов. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании сайтов не только музеев, но и других учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Самаковская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования структуры контента официального сайта учреждения культуры (на примере официального сайта музея)»

УДК 069.01

О. В. Самаковская

Технология проектирования структуры контента официального сайта учреждения культуры (на примере официального сайта музея)

Рассматривается проблема разработки структуры контента официальных сайтов учреждений культуры. Объектом исследования выступают официальные сайты музеев. Обосновывается применение функционально-структурного подхода при формировании контента сайтов. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании сайтов не только музеев, но и других учреждений культуры.

Ключевые слова: учреждения культуры, музеи, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, цифровой контент, официальные сайты музеев, контент официальных сайтов.

O. V. Samakovskaya. Technology of projecting of the content structure of the official cultural institution site by the example of the official museum site

The article deals with the problem of developing the content structure of the official cultural institution websites. The object of the study are the official museum sites. The application of the functional-structural approach in the formation of site content is substantiated. The results obtained can be used to develop not only for the museum sites, but also for other cultural institutions.

Keywords: cultural institutions, museums, informatization, information and communication technologies, digital content, museum sites, content of official sites.

На сегодняшний день официальный сайт учреждения культуры — это не только потребность современного общества, но и государственное требование. На современные учреждения культуры возложена миссия формирования и укрепления отечественной культуры, в том числе и в электронной информационной среде. В связи

© Самаковская О. В., 2018

с этим особую ответственность несут разработчики сайтов учреждений культуры, которые должны владеть не только знаниями программно-технической реализации, но и глубокими знаниями и умениями в достаточно новом направлении — в сфере разработки контента (содержания] сайтов.

Причисление сайта учреждения культуры к категории «официальный» означает, что при его разработке в первую очередь необходимо учитывать требования федерального и регионального законодательства РФ. В приложении приведены основные нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения к настоящему времени. Следует иметь в виду, что невыполнение требований законодательства является нарушением, ответственность за которое несет первый руководитель учреждения.

Таким образом, независимо от типа учреждений культуры есть обязательная информация, которая должна быть представлена на их официальных сайтах. Это связано с реализацией принципа информационной открытости сведений об учреждении и права граждан на информацию. К таким сведениям относятся: основная информация об учреждении, наличие копий конкретных документов (учредительных, финансовых, плановых, отчетных], информация об услугах и проводимых мероприятиях. Также на федеральном уровне установлены требования к своевременному обновлению и корректному отображению информации, порядку оценки качества работы учреждения, обработке и размещению персональных данных пользователей.

Однако содержательная часть официального сайта учреждения культуры не ограничивается «обязательной» информацией, регламентированной законодательными документами. Вопрос о том, какой контент должен быть представлен на сайте учреждения культуры, с тем, чтобы сайт представлял собой качественный информационный ресурс, требует концептуального осмысления.

Как показывают результаты анализа публикаций, теория формирования контента официальных сайтов в настоящее время представлена некоторыми общими сведениями о том, какую информацию должен содержать сайт учреждения культуры. В ходе исследования нами выявлены наиболее типичные недостатки, присущие публикациям по теории создания контента сайтов: предлагаемые структуры контента сайтов носят эмпирический характер, не содер-

жат обоснования принципов формирования контента (информационного наполнения]; в них преимущественно представлен только первый уровень структурирования информации (рубрики первого уровня]; предлагаемый состав рубрик, характеризующих информационное наполнение сайтов, не дифференцирован, то есть не учитывает специфику сайтов учреждений культуры различных типов (музеев, библиотек, театров]; рубрики в предлагаемых структурах не отражают связь контента с различными категориями пользователей сайта. Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что теория создания сайтов требует дальнейшего развития.

Предлагаемая в данной работе технология формирования контента официальных сайтов разработана в соответствии с концептуальным подходом, теоретически обоснованным в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры [5]. Важнейшие положения данной технологии следующие:

— разработка контента сайтов в настоящее время носит в большей степени эмпирический, субъективный характер, что проявляется в разнородности и несопоставимости рубрик, структурирующих содержание сайтов, в затруднительности ориентации пользователей в их структуре;

— сущность концепции проектирования контента официального сайта учреждения культуры заключается в ориентации на функции, профиль и миссию самого учреждения, особенности организации и ценности, которые это учреждение может предложить конечным пользователям, информационные потребности всех категорий пользователей.

При формировании структуры контента официального сайта учреждения культуры используется функционально-структурный подход. При таком подходе информационное наполнение сайта должно быть организовано таким образом, чтобы каждая рубрика (раздел или подраздел сайта] была строго функциональна и ориентирована на отражение определенной функции реального учреждения. При этом сайт выступает в роли инструмента реализации основных функций самого учреждения. Таким образом, тип и функции учреждения культуры предопределяют функции и задачи его сайта, от которых напрямую зависит информационное наполнение рубрик.

Такой подход к формированию структуры сайта полностью согласуется с основополагающими документами, принятыми в рамках проекта Minerva — «Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство» [4] и «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации» [1].

На наш взгляд, действенным способом оптимизации структуры контента сайта является создание информационного образа объекта сайтостроения (например, музея, библиотеки или театра]. Под информационным образом понимается максимально полный, упорядоченный с использованием фасетного и/или иерархического принципов перечень признаков (атрибутов и аспектов], которые дают полное и целостное представление об объекте сайтостроения и позволяют моделировать контент сайта в зависимости от его общих и специфических функций [3, с. 211].

Ориентация на создание и использование информационного образа объекта сайтостроения при проектировании структуры контента его сайта позволяет перейти к осмысленному, аргументированному принятию решений по структуре и наполнению рубрик конкретного сайта, обеспечивает полноту и адекватность контента сайта объекту сайтостроения, ведет к уменьшению интеллектуальных, временных и стоимостных затрат на разработку сайтов, обеспечивает снижение субъективизма разработчиков сайтов при принятии проектных решений [2, с. 211].

Итак, предлагаемая технология проектирования структуры контента официального сайта учреждения культуры на примере музейного сайта предполагает последовательное выполнение следующих этапов.

1. Выявляются лексические единицы, выражающие типовые характеристики учреждения, в частности музея. Основой отбора служат нормативно-правовые, нормативно-технические, справочные, учебные, научные, методические профильные издания, классификационные и дескрипторные ИПЯ (информационно-поисковые языки]. Анализируются основные понятия, такие как «музей», «музейные коллекции», «экспозиции», «выставки», «музейный фонд» и т. д.

2. Аспекты рассмотрения каждого компонента отражаются на различных уровнях детализации. Так, например, выделенный в ка-

честве одного из основных компонентов музея «музейный фонд» может быть охарактеризован с точки зрения объема, состава и направлений деятельности фонда.

3. Выявленные лексические единицы систематизируются и интегрируются в информационный образ музея, который наглядно можно отобразить в виде иерархических схем, таблиц, матриц, ER-диаграмм.

4. Определяются тип и профиль объекта сайтостроения — конкретного музея, его функции, структурные компоненты. Особое внимание уделяется анализу и обобщению функций музея, поскольку именно от них зависит, какие задачи в будущем будет выполнять музейный сайт

5. Определяется целевая аудитория сайта музея — группа пользователей, на которую сфокусировано содержание будущего сайта, круг посетителей, заинтересованных в информации или услугах, представленных на музейном сайте. Выявляются информационные потребности конечных пользователей сайта.

6. Формулируются функции и задачи музейного сайта. Основой служат функции конкретного музея и информационные потребности пользователей сайта.

7. Исходя из состава задач сайта определяется общая семантическая структура контента сайта — исходный массив информации в виде перечня аспектов содержания, требующий впоследствии структурирования. Каждый аспект представляет собой потенциальную рубрику (раздел] сайта.

8. Полученные рубрики контента сайта распределяются по уровням вложения в соответствии с их местом в иерархической системе информационного образа музея.

9. Устанавливаются взаимосвязи рубрик и подрубрик контента музейного сайта. Разрабатываются аспектно-маркерные структуры для наполнения содержания каждой рубрики.

10. Готовые рубрики дифференцируются по категориям «обязательные», «условные» и «факультативные» с целью формирования оптимальной структуры контента сайта.

11. Строится проект структуры контента сайта (карта сайта] в виде таблицы, включающей в себя состав логически взаимосвязанных и распределенных по уровням вложения рубрик (разделов].

12. Проект структуры контента сайта музея проверяется по комплексу критериев:

— соответствие требованиям законодательства;

— отражение функций объекта сайтостроения — конкретного музея;

— удовлетворение информационных потребностей всех категорий пользователей сайта;

— удовлетворение критериям качества веб-сайтов по культуре [1, 4].

В случае необходимости структура возвращается на доработку.

При условии соответствия всем вышеперечисленным требованиям, карта сайта утверждается.

Следуя предлагаемой технологии, была разработана типовая структура контента сайта для этнографического музея, которая представляет собой состав логически взаимосвязанных и распределенных по уровням вложения информационных рубрик, обеспечивающих системное представление об этнографическом музее в интернет-пространстве. Основу контента сайта этнографического музея составили десять рубрик: «О музее», «Посетителям», «Специалистам», «Выставки», «Музейное собрание», «Культура народов в музейном собрании», «Образовательные программы», «Информационные ресурсы», «Сотрудничество с музеем», «Культурная жизнь региона». В разработанной структуре контента музейного сайта каждая рубрика содержит тематические подрубрики, все рубрики и подрубрики снабжены поясняющей информацией по их информационному наполнению. Электронные полнотекстовые документы «Методика формирования контента сайтов этнографических музеев» и «Структура контента сайта для этнографического музея» представлены на официальном сайте НИИ информационных технологий социальной сферы (www.nii.kemguki.ru] в разделе «Разработки в сфере сайтостроения».

Разработанная структура контента сайта музея успешно прошла апробацию — внедрена и поддерживается по настоящее время на официальном сайте музея-заповедника «Томская Писаница». Сайт этого музея (www.gukmztp.ru] занимает высокие позиции в рейтинге российских музейных сайтов (на портале www.museum.ru] и неоднократно был отмечен жюри профессиональных конкурсов веб-сайтов.

Предлагаемая концепция и методический инструментарий активно применяются в учебном процессе в Кемеровском государственном институте культуры по направлениям подготовки «51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность (Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем)» и «51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия«. В рамках этих направлений в институте ведется подготовка бакалавров и магистров, призванных в своей самостоятельной профессиональной деятельности решать задачи по созданию и дальнейшей эксплуатации специализированных электронных информационных ресурсов различных видов: официальных сайтов, электронных выставок, путеводителей и других.

Технологический подход к проектированию контента сайтов может служить основой для создания методик оценки качества электронных ресурсов учреждений культуры, в частности для разработки мониторингового инструментария и критериев оценки качества музейных сайтов.

***

1. Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации / под редакцией рабочей группы проекта MINERVA EC «Качество, доступность и удобство работы». URL: http://www.ifapcom.ru/ru/ news/1046/?returnto=0&n=1. Загл. с экрана

2. Информационное обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем: учебник / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. 356 с.

3. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Технологии создания электронных информационных ресурсов: учеб. пособие. М.: Литера, 2013. 360 с.

4. Принципы качества веб-сайтов по культуре: руководство / под ред. пятой рабочей группы проекта Minerva «Определение потребностей пользователей, содержания и критериев качества веб-сайтов по культуре». М., 2006. 62 с. URL: http://www.ifapcom.ru/files/publications/Kachestvo_websaitov_po_ kulture.pdf

5. Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика: сборник научных трудов / науч. ред.: проф. Н. И. Гендина; доц. Н. И. Колкова. СПб.: Профессия, 2015. 384 с.

Приложение

Нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к сайтам учреждений культуры (в том числе музеев)

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования: федер. закон от 21 июля 2014 № 256-ФЗ ред. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: федер. закон от 01 декабря 2014 № 419-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

3. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

5. Об утверждении Перечня дополнительной необходимой и достоверной информации, предоставляемой гражданам — потребителям услуг о деятельности учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации: приказ Минкультуры России от 06 августа 2013 № 1091. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры: приказ Минкультуры России от 22 ноября 2016 г. № 2542. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

7. Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети «Интернет»: приказ Минкультуры России от 20 февраля 2015 г. № 277. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

8. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. закон от 09 октября 1992 № 3612-1-ФЗ ред. от 05.12.2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2018].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.