Научная статья на тему 'Технология подготовки учащихся старших классов к части "Письмо" единого государственного экзамена по английскому языку'

Технология подготовки учащихся старших классов к части "Письмо" единого государственного экзамена по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ЛИЧНОЕ ПИСЬМО / РАЗВЕРНУТОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / THE UNIFIED STATE EXAM / INFORMAL LETTER / ESSAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Вавилин Александр Сергеевич

В статье описывается технология подготовки учащихся старших классов к сдаче раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку. Представлены результаты апробации данной технологии и сделан вывод об эффективности ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Вавилин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING SENIOR SCHOOL STUDENTS FOR THE WRITING PART IN THE RUSSIAN UNIFIED EXAM

The article dwells upon the issue of preparing senior students for taking writing part in the Unified State Exam. The results of including the technique into the process of education described and the conclusion of its effectiveness is made.

Текст научной работы на тему «Технология подготовки учащихся старших классов к части "Письмо" единого государственного экзамена по английскому языку»

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЧАСТИ «ПИСЬМО» ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Мосина Маргарита Александровна

д-р пед. наук, профессор кафедры методики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Вавилин Александр Сергеевич

студент 741 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: aleks.vavilin@mail.ru

PREPARING SENIOR SCHOOL STUDENTS FOR THE WRITING PART

IN THE RUSSIAN UNIFIED EXAM

Margarita Mosina, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Alexander Vavilin

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: aleks.vavilin@mail.ru

Аннотация: в статье описывается технология подготовки учащихся старших классов к сдаче раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку. Представлены результаты апробации данной технологии и сделан вывод об эффективности ее использования.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, личное письмо, развернутое высказывание.

Abstract: the article dwells upon the issue of preparing senior students for taking writing part in the Unified State Exam. The results of including the technique into the process of education described and the conclusion of its effectiveness is made.

Key words: the Unified State Exam, informal letter, essay.

Согласно анализу типичных ошибок участников ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году Федерального института педагогических измерений, сформированность рецептивных навыков превосходит сформированность продуктивных. Наибольшую трудность вызывает выполнение заданий раздела «Письмо», что подтверждается низкими результатами по сравнению с результатами других разделов экзаменационной работы. За последние годы ошибки, допускаемые экзаменуемыми, носят неизменный характер.

© Мосина М.А., Вавилин А.С., 2018

Проанализировав наиболее часто используемые УМК в школах (Starlight English 11, Spotlight English 11, Enjoy English 11, Solutions Upper-Intermediate), можно сделать вывод, что заданий, помогающих учителям готовить старшеклассников к сдаче раздела «Письмо» единого государственного экзамена по английскому языку, недостаточно. Нет четкой системы подготовки к выполнению экзаменационных заданий, стратегий подготовки, а в целом и технологии подготовки к экзамену.

Для решения проблемы нами была предпринята попытка описать технологию подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо». Для этого были проанализированы дополнительные пособия, на основе которых созданы упражнения разных типов, которые легли в основу электронного пособия по темам «Designer Baby» и «Gadgets».

По мнению И.П. Волкова, педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. При проектировании технологии необходимо учитывать планируемый результат, выраженный в диагностируемых целях (знать, уметь, владеть); этапы осуществления педагогического процесса; средства, методы, инструменты для осуществления педагогического процесса; критерии и методы определения результатов технологического замысла.

Опишем далее технологию подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.

В результате использования технологии подготовки учащиеся будут

знать:

— формат заданий раздела «Письмо»;

— стратегии выполнения заданий раздела «Письмо»;

— критерии оценивания развернутых письменных высказываний;

уметь:

— дать развернутое сообщение;

— запросить информацию;

— использовать неофициальный стиль;

— соблюдать формат неофициального письма;

— правильно использовать языковые средства (в личном письме);

— строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме;

— выражать собственное мнение/суждение;

— аргументировать свою точку зрения;

— приводить примеры в поддержку высказанных суждений;

— описывать события/факты/явления

— делать выводы;

— последовательно и логически правильно строить высказывание;

— использовать соответствующие средства логической связи;

— лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно правильно оформить текст;

— стилистически правильно оформить текст (в соответствии с поставленной задачей - нейтрально) (в эссе).

Для достижения планируемого результата в рамках данного исследования был разработан и апробирован в ходе педагогической практики комплекс упражнений, включающий в себя такие типы заданий, как задание-установление соответствия (matching), задание-завершение (completing), задание-установление последовательности (ordering), задание-убери лишнее (odd one out), задание-редактирование (editing), задание-заполнение пропусков (gap-filling), задание-категоризация (categorising). Комплекс упражнений представлен в виде электронного учебного пособия на веб-сайтах https://aleksvavilin.wixsite.com/comeonwrite-letter (задание 39 - написание письма) и https://aleksvavilin.wixsite.com/comeonwrite-essay (задание 40 -развернутое письменное высказывание).

Рассмотрим, как используется данный комплекс упражнений при обучении написанию личного письма (задание 39). Предложенные нами упражнения способствуют формированию следующих умений:

— дать развернутое сообщение;

— запросить информацию;

— использовать неофициальный стиль;

— соблюдать формат неофициального письма;

— правильно использовать языковые средства.

При выполнении упражнений при подготовке к написанию личного письма (задание 39) необходимо соблюдать следующие этапы:

На первом этапе работы с письмом обучающиеся подробно изучают структуру письма индивидуально, затем обсуждают в парах и в конце подводят итоги с учителем, Затем приступают к выполнению первого упражнения, где они расставляют части письма в правильном порядке.

На втором этапе работы обучающиеся учатся, как начинать письмо, работают со средствами логической связи, соотносят фразы с их целями в письме, применяют полученные знания на практике.

На третьем этапе обучающиеся фокусируются на стилевом оформлении письменного высказывания. Данный этап был наиболее интересен для выполнения, так как в утверждениях для перефразирования содержится разговорный, нехарактерный для УМК или урока, язык «социальных сетей»:

Таблица 1. Пример упражнения [3, с.154]

The following sentences are either too colloquial or very formal. Change them so

that they give the right tone.

1. I would be grateful if you could give me your opinion regarding this matter.

2. RU OK?

3. Need 1,0000 roubles. PLS send.

4. Cambridge is situated approximately 100lm from London.

5. Many people currently attend English classes.

6. It's stupid to become a vegetarian.

7. Meet where?

8. I got acquainted with Olga when we were studying together.

9. Will write soon!

10. You're crazy if you think that kids understand all stuff._

Одним из критериев оценивания письма является «языковое оформление текста», которое требует отсутствия лексических, орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок, поэтому упражнение четвертого этапа выделено отдельно.

Экзаменуемые должны внимательно прочитать инструкцию к заданию, особенно внимательно изучить «письмо-стимул» с вопросами, которое служит для написания ответного письма. На пятом этапе в предложенном упражнении обучающиеся отвечают на вопросы.

В рамках шестого этапа нужно научиться задавать вопросы другу по переписке, а это является сложной задачей для экзаменуемых. В рамках предложенного упражнения, которое отвечает требованию к учащимся запрашивать информацию, будущие участники задают вопросы на конкретную тему и проверяют друг друга в группах. Благодаря взаимопроверке, процент выполнения повысился более, чем в два раза, по сравнению с началом работы над написанием личного письма. Упражнениевыглядитследующимобразом:

Таблица 2. Пример упражнения

In each point ask 3 questions about the suggested topic.

1. .. .My classmates and I have created a web-site... (ask 3 questions about the site)

2. ... My grandma joined computer club. (ask 3 questions about grandma's new hobby)

3. ... We are planning to log on school network. (ask 3 questions about the school

network)

4. ... I'm going to post some videos on YouTube. (ask 3 questions about videos)_

Предпоследний седьмой этап - окончание письма. Оно должно сопровождаться завершающей фразой, написанной в правильной форме, согласно неофициальному стилю, ссылкой на последующие контакты и подписью - только именем пишущего.

На заключительном восьмом этапепредложенные задания помогают обучающимся с опорой на таблицу выстроить высказывание в требуемом стиле и поработать над средствами логической связи, отличными от официального стиля.

В рамках подготовки обучающихся к написанию развернутого высказывания, была адаптирована трехфазная система обучения [2, с. 4-5]. За основу взята тема «Селективный ребенок» (Some people see designer babies as a step forward in technological development however many people see it as a negative step for technology).

Фаза 1. Pre-Writing Phase. Данная фаза включает в себя три этапа работы. На первом этапе - «Explore» - обучающимся предлагается отобразить в виде ментальной карты с помощью ресурса www.bubbl.us идеи о том, как технический прогресс влияет на нашу жизнь. На следующем этапе -«Research» - обучающиеся подробно изучают информацию о селективном ребенке в Интернет-источнике, статье журнала и видеоролике, подробно их

140

конспектируя. Ресурсы предложены учителем и выставлены в виде ссылок на веб-сайте. На заключительном этапе «Organize» обучающиеся определяются, какой точки зрения они будут придерживаться при написании развернутого высказывания. Используя собранную (законспектированную) информацию с источников и ментальную карту, старшеклассники формулируют аргументы и планируют эссе, опираясь на предложенную таблицу.

Фаза 2. Writing Phase. В рамках данной фазы обучающиеся выполняют упражнения, которые помогают написать развернутое высказывание согласно всем требованиям, предъявляемым в задании. Фаза состоит из двух этапов -«Draft» и «Review/Edit». На этапе «Draft» обучающиеся начинают работать над письменным высказыванием последовательно. На веб-сайте есть форум для комментариев социальной сети Facebook. Работая над вступлением, учащиеся пишут его в виде комментариев, которые друг у друга проверяют и в случае необходимости исправляют ошибки. Перед началом работы над вступлением, нужно подробно изучить пути перефразирования предложенного утверждения.

Таблица 3. Пример упражнения [1, с. 28]

Read the introduction. Make some improvements: what is not logical? What information is irrelevant? Are there any grammars or spelling mistakes?

Well, there are a lot of people nowadays who see designer babies as a step for future development as well as me. However, many people find negative as it costs much money for technology. What side to choose we are going to discuss in this essay._

После - проверяют свои работы и работы своих одноклассников помощью листов проверки на этапе «Review/Edit».

Фаза 3. Presentation. На данной фазе старшеклассникам дается время на проверку своей письменной работы (правописание, грамматика и пунктуация) перед тем, как она будет сдана учителю на проверку с выставлением баллов, согласно критериям.

Таким образом, предложенная нами технология подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку описывает планируемый результат, определенные этапы работы, средства обучения (комплекс упражнений, электронное ученое пособие, интернет-сервисы), а также диагностический инструментарий (критериальные карты оценивания, чек-листы).

Данная технология была апробирована в ходе педагогической практики. Результаты апробации представлены в табл. 4, 5:

Таблица 4. Результаты апробации комплекса упражнений для выполнения задания №39 (написание личного письма), в %

Умение до после

дать развернутое сообщение 50 90

запросить информацию 30 80

использовать неофициальный стиль 100 100

соблюдать формат неофициального письма 70 100

правильно использовать языковые средства 70 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Результаты апробации комплекса упражнений для выполнения задания №40 (написание развернутого высказывания), в %

Умение до после

строить развернутое высказывание в контексте коммуникативной задачи и в заданном объеме 100 100

выражать собственное мнение/суждение 100 100

аргументировать свою точку зрения 40 80

приводить примеры в поддержку высказанных суждений 40 80

описывать события/факты/явления 40 60

делать выводы 30 70

последовательно и логически правильно строить высказывание 100 100

использовать соответствующие средства логической связи 100 100

лексически, грамматически, орфографически и пунктуационно правильно оформить текст 40 50

стилистически правильно оформить текст (в соответствии с поставленной задачей - нейтрально) 40 60

В результате использования комплекса упражнений выявлены улучшения при выполнении задания №39: 9 участников опытного обучения (90%) умеют дать развернутое сообщение, 8 участников (80%) умеют запросить информацию, все обучаемые умеют соблюдать неофициальный стиль.

Комплекс упражнений также помог участникам улучшить результаты при выполнении задания №40: аргументировать свою точку зрения и приводить примеры в поддержку высказанных суждений умеют 8 человек (80%), 6 участников (60%) умеют описывать события/факты/явления и стилистически правильно оформить текст. Делать выводы удается 7 участникам (70%).

Таким образом, на основе проведенного опытного обучения можно сделать вывод о том, что успешно решены все поставленные задачи, разработанная технология подготовки учащихся эффективна и может быть внедрена в процесс обучения.

Список литературы

1. Хотунцева Е.А. Russian State Exam. 1-е изд. М.: ЗАО «РЕЛОД», 2015. 150 с.

2. Oxford Writing Tutor: Oxford University Press, 2015. 36 p.

3. Rimmer W., Vinogradova S. Exam Success: Cambridge University Press, 2013.

289 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.