Научная статья на тему 'О некоторых условиях успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку'

О некоторых условиях успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / ВОКАБУЛЯР / РЕШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ / ПИСЬМЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / UNIFIED STATE EXAMIN A FOREIGN LANGUAGE / VOCABULARY / SOLUTION OF A COMMUNICATIVE PROBLEM / WRITTEN STATEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульнина Елена Александровна, Кульнин Антон Дмитриевич

Подробно рассмотрена специфика ЕГЭ по иностранному языку. Его особенность заключается в том, что все задания проверяют одновременно и уровень владения отдельными видами речевой деятельности, и объем лексического запаса экзаменуемого. Утверждается, что для успешного выполнения заданий необходимо обладать высоким уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков и богатым вокабуляром, что требует серьезной и систематичной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульнина Елена Александровна, Кульнин Антон Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a detailed account of the specificity of the unified state exam (USE) in a foreign language. The authors claim that the peculiarity of USE lies in the fact that all tasks simultaneously check the level of acquisition of certain types of speaking skills and the vocabulary of the examinee. It is claimed that for the successful implementation of USE tasks it is necessary to have a high level of formation of communicative skills and abilities and a rich vocabulary which requires serious and systematic training.

Текст научной работы на тему «О некоторых условиях успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку»

известия вгпу

The content of learning foreign languages in the context of the implementation of the federal state educational standard

The article presents an interpretative analysis of the "content of teaching foreign languages" category in the works of Russian methodologists. The authors give a description of its component composition, including the implementation of the new generation of standards.

Key words: foreign language teaching, federal state educational standards of the second generation, universal learning activities, the subject and procedural activity orientated aspects of the teaching of foreign languages.

(Статья поступила в редакцию 24.09.2018)

ЕЛ. кульнинА, А.д. кульнин

(саранск)

о некоторых условиях успешной сдачи егэ по иностранному языку

Подробно рассмотрена специфика ЕГЭ по иностранному языку. Его особенность заключается в том, что все задания проверяют одновременно и уровень владения отдельными видами речевой деятельности, и объем лексического запаса экзаменуемого. Утверждается, что для успешного выполнения заданий необходимо обладать высоким уровнем сформи-рованности коммуникативных умений и навыков и богатым вокабуляром, что требует серьезной и систематичной подготовки.

Ключевые слова: ЕГЭ по иностранному языку, активный словарь, вокабуляр, решение коммуникативной задачи, письменное высказывание.

С момента введения и до сегодняшнего дня тема ЕГЭ остается одной из самых животрепещущих. Касаясь всех и каждого - учеников, учителей, родителей, она никого не оставляет равнодушным.

Выпускники нашего региона получили возможность сдавать ЕГЭ по иностранному языку еще в 2007 г. Мордовия тогда стала од-

ним из пилотных регионов. С тех пор многое изменилось и в структуре экзамена, и в форме заданий, и в количестве попыток сдачи. Наиболее серьезные изменения коснулись устной части. Она то появлялась, то исчезала, то вновь появлялась, претерпев большие изменения. Все эти годы, принимая участие в проверке работ ЕГЭ в качестве экспертов, мы имели возможность не только оперативно узнавать обо всех изменениях в процессе вебинаров и курсов повышения квалификации, но и видеть, какие аспекты вызывают наибольшие трудности у сдающих. В данной статье нам хотелось бы поделиться своими соображениями о том, как правильно подготовиться к сдаче ЕГЭ, на какие моменты следует обратить особое внимание.

В начале повествования необходимо напомнить, что задания разделов «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по иностранному языку требуют кратких ответов, которые проверяются компьютером. Ответы на задания разделов «Письмо» и «Говорение» в большинстве своем должны быть развернутыми и требуют творческого подхода и более тщательной подготовки. Им и будет уделено особое внимание в рамках данной статьи.

Министерство образования и науки считает, что система ЕГЭ «укрепляет развитие единого образовательного пространства и дает возможность жителям всей страны поступать в вузы на равных условиях» [2]. Совсем иной точки зрения придерживаются противники института ЕГЭ. Так, члены фракции ЛДПР представили на рассмотрение Госдумы проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», в котором предлагается отменить ЕГЭ. По мнению авторов законодательной инициативы, форма ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках». Парламентарии считают, что форма ЕГЭ неэффективна, т. к. не отражает реальных знаний учащихся [1].

На наш взгляд, ЕГЭ по иностранному языку, как никакой другой экзамен, дает действительно реальное представление об уровне знаний учащегося. Его особенность заключается в том, что все 44 задания проверяют одновременно уровни владения отдельными видами речевой деятельности (чтением, письмом, говорением, аудированием) и объем лексиче-

О Кульнина Е.А., Кульнин А.Д., 2019

педагогические науки

ского запаса экзаменуемого. Только богатый вокабуляр может помочь учащемуся успешно справиться со всеми предложенными заданиями. Как бы ни были глубоки знания ученика по грамматике, как бы хорошо он ни знал правила написания и оформления писем в стране изучаемого языка, он не справится с заданием 39 «Личное письмо», не имея достаточного словарного запаса. И произойти это может по двум причинам. Во-первых, учащемуся сложно будет понять содержание самого задания 39. Оно включает и выдержку из письма, на которое нужно написать ответ, и ряд аспектов, которые необходимо раскрыть в ответном письме. во-вторых, для успешного решения коммуникативной задачи экзаменуемому надо сформулировать ответы, задать вопросы, соблюсти все нормы вежливости, а сделать это, не имея достаточного словарного запаса, практически невозможно. Так, если в ответе на данное задание содержится менее 90 слов, то оно оценивается в 0 баллов. Однако следует обратить внимание и на то, что избыточный объем личного письма тоже может послужить причиной потери баллов. Если в ответе содержится более 154 слов, то в процессе проверки отсчитывают норму (140 слов) и проверяют только эту часть задания. как правило, в отсеченной части остаются завершающие фразы, подпись автора, а иногда и вопросы. Следовательно, ученик не может получить желанный максимум за это задание. Поэтому при выполнении задания 39 очень важно вести подсчет слов, не забывая о том, что личное письмо должно содержать 100-140 слов, а допустимые отклонения составляют 10% (90-154).

В целом данное задание не должно представлять особой сложности для экзаменуемого. Однако его успешное выполнение требует соблюдения определенных правил:

1) адрес и дата должны быть указаны в верхнем правом углу;

2) текст письма следует начинать с приветствия, которое, исходя из логики постановки задания, должно носить неофициальный характер;

3) все нормы вежливости (ссылка на предыдущие контакты, благодарность за полученное письмо, надежда на продолжение переписки) должны быть соблюдены;

4) особенности стилевого оформления личного письма должны быть выдержанны;

5) текст письма необходимо разделить на абзацы.

При выполнении задания 40 «Письменное высказывание с элементами рассуждения "Мое мнение"» активный словарь учащего-

ся не менее важен. Здесь экзаменуемому нужно, исходя из стимульных предложений в задании, сформулировать проблему, высказать свое мнение, приведя 2-3 аргумента, представить противоположную точку зрения с аргументами, дать объяснение своего несогласия с ней, а также подвести итог, подтверждая свою позицию. И все это должно быть представлено логично, грамматически, орфографически и пунктуационно верно.

Не следует забывать и про объем высказывания. Ответ, содержащий менее 180 слов, оценивается в 0 баллов. Если высказывание является очень объемным и насчитывает более 275 слов, то его часть (после 250 слов) отсекается. И снова ученик теряет баллы, т. к. ответ без отсеченной части не полностью решает коммуникативную задачу.

Данное задание требует большей подготовки по сравнению с предыдущим. Однако и с ним можно успешно справиться, если уделять внимание следующим моментам:

1) задание необходимо выполнять в требуемом формате (не заменять сочинение с элементами рассуждения просто сочинением или имеющимся в памяти топиком);

2) в ответе нужно использовать исключительно формальный стиль и не пользоваться сокращениями;

3) высказывание должно быть четко структурированным: постановка проблемы - мнение автора с аргументами - противоположная точка зрения с аргументами - несогласие с ней - заключение с подтверждением своей позиции;

4) ответ не должен содержать риторические вопросы.

как показывает анализ двух заданий из раздела «Письмо», для их успешного выполнения необходимо обладать высоким уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков, что требует серьезной и систематичной подготовки. И «умение проставлять галочки в клеточках» здесь не поможет.

Не пригодится оно и для того, чтобы набрать высокие баллы в разделе «Говорение». Ученик отвечает все 4 задания перед компьютером, его ответы записываются при помощи гарнитуры, а на экране показывается лишь отсчет времени. Задание 1 данного раздела нацелено на контроль сформированности навыков и умений выразительного чтения иноязычного отрывка. Учащемуся предлагается 1,5 минуты для подготовки и столько же для прочтения текста вслух, поэтому здесь важно читать не только правильно и выразительно, но и достаточно быстро.

известия вгпу

Трудности могут возникнуть в том случае, если учащийся не обладает богатым лексическим запасом и, следовательно, не понимает то, о чем читает. Искажение незнакомых слов, а также неверное смысловое деление предложений и ошибочная паузация в данном случае будут затруднять восприятие звучащего текста, что приведет к снижению баллов.

Задание 2 раздела «говорение» заключается в формулировании 5 прямых вопросов на основе опорных слов. Учащийся получает балл, если:

1) смысловое содержание вопроса решает поставленную в задании коммуникативную задачу;

2) само предложение имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса;

3) имеющиеся лексические и грамматические неточности не мешают восприятию и не затрудняют воображаемую коммуникацию;

4) вопрос звучит в отведенные для него 20 секунд.

Задание 3 данного раздела контролирует умение выстраивать монологическое высказывание. Осложняется задание тем, что ответ учащегося должен содержать элементы всех основных коммуникативных типов речи. Так, экзаменуемому необходимо описать картинку, рассказать о ее героях и их действиях, а также порассуждать, отвечая на вопросы, поставленные в задании. как показывает практика, особенная сложность данного задания объясняется часто не бедным вокабуляром учащихся и не несформированностью навыков владения перечисленными выше типами речи, как могло бы показаться на первый взгляд. Баллы часто теряются из-за невнимательности.

Согласно заданию, «представленные три фотографии взяты из альбома отвечающего, который должен выбрать одну из них и описать ее своему другу / подруге, опираясь на предложенные вопросы». Фотографию выбирают и даже ее успешно описывают, а дальше часто возникают проблемы. То отвечающий, который, согласно заданию, является автором снимка, оказывается на фото среди играющих в футбол. Иногда он весело выглядывает в окно поезда, в то время как фотографируют с перрона. Все это физически невозможно. И потому является логической ошибкой, минусующей баллы за решение коммуникативной задачи. Бывают случаи, когда учащийся рассказывает об описании выбранной фотографии как об уже свершившемся факте. Он даже подробно описывает реакцию друзей на представленный снимок, тем самым убеждая эксперта в том, что задание понял не до конца. По-

этому одно из важнейших условий успешного выполнения данного задания - это правильное его понимание: выбираем фотографию, представляем себя ее автором и описываем другу здесь и сейчас. А предложенные в задании вопросы помогут сделать ответ полным. Раскрывая каждый из указанных аспектов при помощи 2-3 предложений, можно построить полноценный ответ на данное задание. Не следует также забывать о времени. Ответ необходимо уложить в 2 минуты. При медленном темпе речи, при больших паузах или очень объемном высказывании можно не успеть раскрыть все аспекты задания и, следовательно, не выполнить коммуникативную задачу, потеряв баллы.

Задание 4 раздела «говорение» относится к заданиям повышенной сложности. Оно нацелено на создание связного тематического монологического высказывания с выражением своего отношения и оценки при сравнении двух фотографий. При внимательном прочтении задания учащийся должен понять, что ему необходимо не просто описать предложенные фотографии, а провести их анализ, выделяя то, что их объединяет, и то, чем они отличаются. В данном задании основное внимание уделяется сравнению и сопоставлению. Имея в активном словаре соответствующие клише, сделать это несложно. В заключении экзаменуемому необходимо высказать свои предпочтения относительно увиденного и объяснить их. грамматически верное и логично построенное высказывание объемом в 12-15 фраз, раскрывающее все аспекты задания, должно прозвучать в течение 2 минут.

Исходя из всего вышеизложенного, следует отметить, что одним из важнейших условий успешной сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку являются богатый вокабуляр и развитое языковое чутье. При недостаточном лексическом запасе экзаменуемый с трудом понимает не только тексты, но порой и сами задания. Вместе с тем некоторые задания требуют детального понимания содержания, а отдельные (разделы «Письмо», «Говорение») невозможно выполнить, не имея богатого активного словаря. Иными словами, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по иностранному языку ведется на протяжении всего процесса обучения, поскольку обогащение иноязычного вокабуля-ра - результат регулярной и кропотливой работы. Основной враг этого - заучивание то-пиков. Данный процесс не только малоэффективен, но и вреден. Учащиеся становятся зажатыми, неуверенными, боятся забыть слово

педагогические науки

в выученном тексте. Необходимо больше слушать, читать, говорить. Кроме того, очень полезно обращаться к онлайн-тренажерам, которые расположены на официальном сайте ЕГЭ. Они полностью имитируют экзамен и не только помогают тренировать и контролировать соответствующие навыки и умения, но и учат ориентироваться во времени.

Список литературы

1. Жириновский Б.Б., Нилов Я.Е., Строкова Е.В. [и др.]. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/ power/Büls/On_Education_in_the_Russian_Federati on_160318/ (дата обращения: 02.08.2018).

2. Минобрнауки не планирует отказываться от системы ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/5037243 (дата обращения: 03.08.2018).

* * *

1. Zhirinovskij V.V., Nilov Ja.E., Strokova E.V. [i dr.]. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ldpr.ru/poshher/Bills/On_Educa tion_in_the_Russian_Federation_160318/ (data obra-shhenija: 02.08.2018).

2. Minobrnauki ne planiruet otkazyvat'sja ot sistemy EGJe [Jelektronnyj resurs]. URL: http://tass.ru/ obschestvo/5037243 (data obrashhenija: 03.08.2018).

On some conditions for the successful delivery of the unified state exam in a foreign language

The article gives a detailed account of the specificity of the unified state exam (USE) in a foreign language. The authors claim that the peculiarity of USE lies in the fact that all tasks simultaneously check the level of acquisition of certain types of speaking skills and the vocabulary of the examinee. It is claimed that for the successful implementation of USE tasks it is necessary to have a high level of formation of communicative skills and abilities and a rich vocabulary which requires serious and systematic training.

Key words: unified state examin a foreign language, vocabulary, solution of a communicative problem, written statement.

(Статья поступила в редакцию 14.08.2018)

О Кузьмин Б.Б., 2019

В.В. Кузьмин (Волгоград)

технология использования системы подготовки по служебному биатлону как эффективный механизм повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел

Анализируются технологии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ в зависимости от совокупности механизмов, используемых в целях повышения уровня физической и огневой подготовки, в том числе навыков грамотного применения оружия, высокой психологической устойчивости, повышенного уровня развития физических способностей.

Ключевые слова: огневая подготовка, физическая подготовка, психологическая подготовка, служебный биатлон, тренировочный процесс, оружие, стрелок.

В настоящее время в России все больше обостряется проблема национальной безопасности, масштабируются дестабилизирующие факторы, угрожающие успешному осуществлению социально-экономических программ. Вместе с тем возрастают требования к методике борьбы с преступностью и терроризмом, что предопределяет необходимость разработки более эффективных технологий профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ, направленных на повышение уровня их личной подготовленности, в том числе грамотного применения оружия, высокой психологической устойчивости, повышенного уровня развития физических способностей. Данные качества возможно сформировать комплексом мероприятий специальной подготовки, компонентами которого являются функциональная подготовка, общая и специальная физическая подготовка, огневая (психологическая и техническая) подготовка.

Для эффективного развития необходимых профессиональных качеств у сотрудников целесообразно, кроме прочего, применять прикладные виды спорта, наиболее универсальным из которых выступает летний служебный биатлон, сочетающий в себе огневую и физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.