педагогические науки
Итинсон Кристина Сергеевна ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ...
УДК 378:004.9
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0024
ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В ВУЗЕ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
© 2020
AuthorlD: 777287
SPIN-код: 5121-8467
Итинсон Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье рассматривается новая модель обучения - перевернутый класс, в котором мероприятия, традиционно проводимые на занятиях в классе, становятся домашним заданием, а потенциальная домашняя работа обсуждается в классе. Автор статьи изучает ключевые принципы работы в перевернутом классе, рассматривает уровни обучения в таком классе (запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество). В статье автор использует методы описательного, комплексного, теоретического анализа. Автор отмечает тот факт, что несовместимость стиля преподавания педагога и стиля обучения студента может привести к снижению уровня обучения, а также к снижению интереса к предмету или дисциплине. Научная новизна работы состоит в том, что были определены отличительные черты перевернутого класса, принципы работы и потенциальные возможности применения перевернутых классов в высшем учебном заведении. Практическая значимость работы заключается в том, что автор сравнил этапы обучения в традиционном и перевернутом классах, пришел к выводу, какие преимущества перевернутый класс имеет перед традиционным. Важно отметить, что теории обучения, ориентированные на студентов (например, активное обучение, обучение в сотрудничестве), могут быть более полноценно применены именно в перевернутом классе. Результаты исследования: было установлено, что модель перевернутого класса может применяться в процессе обучения различным дисциплинам с целью увеличения взаимодействия и личного контакта между студентами и преподавателями на занятии, отмечаются позитивные тенденции в взглядах учащихся и преподавателей в сторону перевернутого классного подхода.
Ключевые слова: перевернутый класс, модель обучения, информационные технологии, запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, творчество, критическое мышление, творческое мышление, активное обучение, обучение в сотрудничестве, коллегиальное изучение.
THE TECHNOLOGY "FLIPPED CLASS" IN THE UNIVERSITY: POTENTIAL AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
© 2020
Itinson Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail [email protected])
Abstract. The paper examines a new learning model, the flipped class, in which activities traditionally conducted in classroom classes (such as explaining new material) become a homework, and potential homework is discussed in the classroom. The author of the article studies the key principles of working in a flipped class, considers the levels of training in such a class (memorization, understanding, application, analysis, assessment, creativity). In the article, the author uses methods of descriptive, complex, theoretical analysis. The author notes the fact that the incompatibility between the teacher's teaching style and the student's learning style can lead to a decrease in the level of learning, as well as decrease in interest in the subject or discipline. The scientific novelty of the work is that the distinctive features of the flipped class, the principles of work and the potential application of the flipped classes in the higher educational institution have been identified. The practical significance of the work is that the author compared the stages of training in traditional and inverted classes, concluded what advantages the inverted class has over traditional classes. It is important to note that the theories of training focused on students (for example, active training, training in cooperation), can be more fully applied in the flipped class. The results of the study: it was found that the model of the flipped class can be applied in the process of teaching various disciplines in order to increase interaction and personal contact between students and teachers in the class, there are positive trends in the views of students and teachers towards the inverted classroom approach.
Keywords: flipped class, learning model, information technology, memorization, understanding, application, analysis, evaluation, creativity, critical thinking, creative thinking, active learning, collaborative learning, peer learning.
ВВЕДЕНИЕ.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. «Перевернутый» класс (англ. flipped classroom) - это новая и популярная модель обучения, в которой мероприятия, традиционно проводимые на занятиях в классе (например, объяснение нового материала) становятся домашним заданием, а потенциальная домашняя работа обсуждается в классе. В перевернутом классе учитель или преподаватель помогает учащимся вместо того, чтобы объяснять новые темы по предмету, в то время как ученики или студенты становятся ответственными за собственный процесс обучения и могут работать в индивидуальном темпе обучения [1].
Поскольку классное время не используется для передачи знаний учащимся посредством лекций, преподаватель взаимодействует со студентами с помощью других методов обучения: обсуждение, решение проблем, предложенных студентами, практическая деятельность и
руководство. Сегодня концепция перевернутого класса реализована по многих предметам и дисциплинам (математика, социальные науки, гуманитарные науки) в школах и университетах по всему миру [2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Некоторые ученые отмечают, что стили обучения людей отличаются друг от друга и тип личности играет значительную роль в принятии решения о том, как человек учится лучше всего. Несовместимость стиля преподавания педагога и стиля обучения студента может привести к снижению уровня обучения, а также к снижению интереса к предмету или дисциплине [3]. Благодаря использованию новых информационных технологий обучения можно перемещать лекции, которые традиционно проходят на занятиях, за пределы занятий и учебные мероприятия, которые происходят вне класса, внутрь класса под руководством преподавателя. Перевернутое преподавание - это педагогический подход к смешанно-
Itinson Kristina Sergeevna
THE TECHNOLOGY "FLIPPED CLASS'
pedagogical sciences
му обучению, при котором занятия в классе и домашние задания взаимно заменяются.
Изучением вопроса перевернутых классов, их недостатков и преимуществ занимаются следующие ученые: Чичиланова С.А., Нестерова С.А. [4], Тихонова Н.В. [5], Смолина С.В. [6], Жуковский В.Е. [7], Гизатулина О.И. [8], Александрова З.А. [9], Павельева Т.Ю. [10].
В то время как некоторые исследователи свидетельствуют о том, что использование перевернутых классов ведет к положительным результатам в области образования, другие авторы отмечают наличие недостатков, связанных с перевернутым классом. Например, в перевернутой модели успеваемость и удовлетворенность учащихся может увеличиваться, так как перевернутый класс является рентабельнее, чем традиционное обучение.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Формирование целей статьи. Постановка задания. Цель данной статьи: изучить отличительные черты перевернутого класса, принципы работы и потенциальные возможности применения перевернутых классов в высшем учебном заведении.
Рассмотрим ключевые принципы работы в перевернутом классе [11-14]:
- предоставление учащимся возможности получения предварительной информации (учебного материала) перед занятием;
- поощрение студентов в просмотре лекций онлайн, в результате чего они приходят на занятие уже подготовленными;
- организация методов оценки;
- предоставление четко сформулированных и хорошо организованных рекомендаций по дисциплине;
- предоставление достаточного времени для выполнения заданий;
- поддержка студентов в создании учебных групп и сообществ;
- немедленная обратная связь по отдельным или групповым работам и проектам.
Исследование перевернутых классов позволяет выделить шесть уровней обучения [15], от самого низкого уровня к самому высокому (рисунок 1):
пниками, сравнивают свои полученные ответы с одно-группниками, а также подводят итоги. Студенты приобретают новые знания в процессе дебатов и обсуждений в группе. На этом этапе обучения студенты также развивают творческое мышление;
- Оценка: на этом этапе студенты оценивают все концепции обучения, а также происходит оценка знаний студентов, насколько успешно они обучались;
- Творчество: студенты способны проектировать, строить и производить что-то новое из того, что они узнали.
В перевернутой модели обучения нижние уровни обучения (запоминание, понимание) предоставляются группе с помощью видео-лекций. В перевернутом классе студенты обучаются, чтобы пройти с самого низкого уровня обучения (запоминание) до самого высокого уровня (творчество) [16]. Именно в перевернутом классе преподаватели стараются поддерживать студентов для достижения ими более высокого уровня обучения. В перевернутом классе большее внимание уделяется более серьезным методам обучения и заданиям, чем простое прослушивание лекций и выполнение других задач более низкого уровня мышления. В таблице 1 приводится сравнение традиционных занятий и перевернутого класса, например, задачи более низкого уровня, такие как знание и понимание, можно выполнять вне класса.
Таблица 1 - Сравнение этапов обучения в традиционном и перевернутом классах
Этап обучения Традиционные методы Методы перевернутого класса
Запоминание Лекции профес-сорско-преподава-тельским составом в лекционной аудитории Студенты самостоятельно читают лекции или смотрят лекции в специально разработанных системах
Понимание Теоретический опрос (студенты отвечают на вопросы, заданные преподавателем) Размышление, коллегиальное обсуждение, сотрудничество
Анализ Домашняя работа Занятия в классе, например, групповое обсуждение
Творчество Домашняя работа Студенческие проекты, презентации, коллегиальная и инструкторская оценка
Рисунок 1 - Уровни обучения в перевернутом классе
- Запоминание: на этом этапе студенты пытаются распознать и вспомнить полученную информацию, они также пытаются понять основные концепции и принципы приобретенных знаний, структурировать полученную информацию;
- Понимание: студенты стараются продемонстрировать свое понимание полученных знаний, интерпретировать информацию и обобщить то, что узнали;
- Применение: студенты практикуют то, чему они научились, или применяют знания к реальным ситуациям;
- Анализ: студенты используют свое критическое мышление для решения проблем, дебатов с одногруп-
В отличие от традиционного обучения, сконцентрированного на педагоге, при котором к учащимся относятся как к «пустым» сосудам, пассивно впитывающим информацию, перевернутые классы сосредоточены на студентах, а не преподавателях. Поэтому многие ученые поддерживают точку зрения, что теории обучения, ориентированные на студентов (например, активное обучение, обучение в сотрудничестве), могут быть более полноценно применены именно в перевернутом классе. Обучение студентов способствует реализации ряду теорий, которые включают активное изучение, коллегиальное изучение и обучение в сотрудничестве.
Активное обучение может быть определено как «любой метод обучения, который вовлекает студентов в процесс обучения» [17-25]. Активное обучение требует, чтобы студенты участвовали в значимых учебных мероприятиях, и чтобы они самостоятельно отвечали за собственное обучение. В перевернутых классах учащиеся превращаются из пассивных слушателей в активных учащихся.
Коллегиальное обучение - это «приобретение знаний и навыков посредством активной помощи и поддержки между равными по статусу» [26]. Различают несколько возможностей для коллегиального обучения в перевернутых классах, такие мероприятия на занятиях, как совместное решение проблем, сотрудничество для выполнения учебных проектов и внеклассная деятельность с
118
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Итинсон Кристина Сергеевна ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ...
помощью информационных технологий (например, дискуссионные форумы, сайты социальных сетей).
Совместное обучение в целом представляет собой «ситуацию, в которой студенты взаимодействуют на основе сотрудничества». Совместное обучение ведет к более глубокому образовательному процессу и предоставляет возможности для развития социальных навыков студентов.
Перевернутые классы включают в себя обучение в сотрудничестве. Студенты несут ответственность за собственное обучение, они участвуют в деятельности малых групп и учатся в активном режиме, а учитель сохраняет роль посредника. В перевернутых классах учащиеся могут использовать свое классное время для совместной работы и участия в совместном обучении. ВЫВОДЫ.
Перевернутый класс предусматривает обучение, ориентированное на учащихся с различными стилями обучения. Новые педагогические технологии позволяют перевернутому классу заменить традиционное обучение благодаря применению мультимедийных технологий, которые могут быть доступны в любое время и в любом месте для студентов, а также создать проблемную среду обучения в процессе обучения.
Было установлено, что модель перевернутого класса может применяться в процессе обучения различным дисциплинам с целью увеличения взаимодействия и личного контакта между учащимися и преподавателями в классе, отмечаются позитивные тенденции в взглядах учащихся и преподавателей в сторону перевернутого классного подхода.
Заключение. В целом модель перевернутого класса дает положительные академические результаты. Большинство ученых отмечают, что перевернутый класс способствует повышению успеваемости учащихся, их мотивации и позитивного настроя. Тем не менее, перевернутый класс имеет преимущества не только для преподавателей, но и для оказания личной поддержки студентов и для создания возможностей для практической отработки знаний и умений во время занятий.
Модель перевернутого класса требуют дальнейшего изучения современными авторами и учеными. Так как у некоторых студентов отмечалась хорошая подготовка к занятиям, у других наблюдалась ограниченная неполноценная подготовка. Таким образом, существует необходимость проведения дальнейших исследований, в ходе которых должны изучаться все преимущества и возникающие проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гончаренко Д.С. Применение модели «перевернутый класс» в учебном процессе (перевернутый класс — новый тренд в образовании) // Образование. Технология. Сервис. — 2015. — №1(16). — Т.1. - С. 138141.
2. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевернутый класс» //Высшее образование в России. — 2018. — №5. - Т.27. - С. 42-49.
3. Павельева Т.Ю. Организация учебного контента при использовании технологии «перевернутый класс» // International journal of advanced studies in education and sociology. — 2018. — №1. - С. 37-41.
4. Чичиланова С.А., Нестерова С.А. Особенности технологии «перевернутый класс» в процессе обучения иностранного языка // Гуманизация образования. — 2018. — №3. - С. 104-108.
5. Тихонова Н.В. Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения // Казанский педагогический журнал. — 2018. — №2(127). - С. 74-79.
6. Смолина С.В. Опыт внедрения методики «перевернутый класс» в деятельность преподавателя информационных технологий // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование. — 2018 — С. 155-158.
7. Жуковский В.Е. Изучение сетевых технологий в перевернутом классе // сборник научных трудов IV Международной научно-методической конференции «Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин». — 2017. — С. 16-24.
8. Гизатулина О.И. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения // материалы VI международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии». — 2017. — С. 116-118.
9. Александрова З.А. Некоторые особенности включения в учебный процесс вуза модели обучения «перевернутый класс» // материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные про-
блемы обучения информатике в высшей и средней школе». — 2017. — С. 75-80.
10. Павельева Т.Ю. Реализация технологии «перевернутый класс» на основе платформы «Yourstudy» // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. — 2017. — №5(169). - С. 82-87.
11. Коновалова С.В. Занятие по технологии «перевернутый класс» //Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. — 2017. — №3(4). - С. 96-97.
12. Итинсон К.С. Применение мультимедийных средств при изучении дисциплины иностранный язык // Региональный вестник. — 2020. — №2(41). - С. 56-57.
13. Акрамова Л.Ю. Отличительные особенности модели «перевернутый класс» (flipped classroom) // Современная педагогика. — 2017. — №4(53). - С. 74-76.
14. Белашевская Н.А. Модель «перевернутый класс» как один из компонентов современной технологи обучения иностранным языкам // материалы V международной научно-практической конференции «Эмиховские чтения». — 2018. - С. 27-32.
15. Арнаут М. Н. Модель «перевернутый класс» как инструмент маркетинга образовательных услуг университета // Практический маркетинг. — 2016. — №6(232). - С. 10-15.
16. Боровков ДА. Потенциальные возможности педагогической технологии «перевернутый класс» //материалы 9-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции неязыковых вузов «Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах». — 2016. — С. 12-13.
17. Гуркова М.В. Технология «перевернутый класс» как средство повышения методологической культуры учащихся // сборник статей «Повышение качества образования в условиях поликультурного социума». — 2017. —С. 201-204.
18. Кайгородцева Н.В., Шкуро Е.Ю. Применение концепции «перевернутого класса» в системе высшего образования // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. — 2016. — №1. - С. 61-64.
19. Мельникова О.К., Благовещенская А.А. Применение метода «перевернутого класса» в преподавании английского языка в вузе // Успехи современной науки. — 2017. — №1. — Т.1. - С. 96-99.
20. Юрина М.В., Лопухова Ю.В. Применение инновационной технологии «перевернутый класс» при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 262-266.
21. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.
22. Гурецкая А.О. Практическое использование активных методов обучения при обучении авиационному английскому языку в авиационном вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 52-55.
23. Морозова И.М. Методика применения комплексных технологий активного обучения на занятиях по модулю «педагогические коммуникации» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 80-85.
24. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.
25. Gudkova S.A., Emelina M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.
26. Зиновьева Л.В. Технология «перевернутый класс» // сборник статей «Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем». — 2016. — С. 139-141.
Статья поступила в редакцию 20.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020