Научная статья на тему 'Технология педагогического сопровождения научно-методического проекта студентов магистратуры в университете'

Технология педагогического сопровождения научно-методического проекта студентов магистратуры в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT STUDY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY BASED APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SCIENTIFIC-METHODICAL PROJECT / PEDAGOGICAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Татьяна Анатольевна

Поднимается проблема организации самостоятельной работы студентов магистратуры над научно-методическим проектом по вопросам высшего образования. Обоснована значимость научно-методических проектов в подготовке студентов магистратуры. Научно-методический проект рассматривается как комплексный, сочетающий элементы научно-педагогического исследования и проектирования практической педагогической деятельности. Вводится понятие «технология педагогического сопровождения» освоения студентами нового для них вида самостоятельной работы. Основное место занимает характеристика технологии педагогического сопровождения процесса обучения магистрантов выполнению научно-методического проекта, включающая: теоретические основания, целевые установки, этапы, средства, критерии оценки. В качестве ведущего метода исследования использована опытная работа, дополнительные сведения получены через наблюдения и анализ работ студентов. Представлена точка зрения автора относительно перспективности технологического оснащения введения новых видов самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабакова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL GUIDANCE PROVIDED TO UNIVERSITY MASTER STUDENTS INVOLVED IN SCIENTIFIC-METHODICAL PROJECTS

The article is concerned with the problem of independent study organization for Master students working at the scientific-methodical project dealing with problems of higher education. The significance of scientific-methodical projects in the process of postgraduate students’ training is substantiated. Scientific-methodical projects are viewed as a complex phenomenon incorporating elements of scientific research and practical pedagogical design. A new concept “technology of pedagogical guidance” is introduced. The main attention is given to particular characteristics inherent to the technology of pedagogical guidance employed in the process of postgraduate students’ training, which is aimed at development of necessary research skills. These characteristics include the following: theoretical justification of the problem, objectives, steps, instruments, and criteria of assessments. The leading method of the research is based on experimental results and data obtained through observation and analysis of student’s works.

Текст научной работы на тему «Технология педагогического сопровождения научно-методического проекта студентов магистратуры в университете»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Август, № 5 Педагогика 2014

УДК 378

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА БАБАКОВА

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация) babakova@psu. karelia. ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ*

Поднимается проблема организации самостоятельной работы студентов магистратуры над научнометодическим проектом по вопросам высшего образования. Обоснована значимость научнометодических проектов в подготовке студентов магистратуры. Научно-методический проект рассматривается как комплексный, сочетающий элементы научно-педагогического исследования и проектирования практической педагогической деятельности. Вводится понятие «технология педагогического сопровождения» освоения студентами нового для них вида самостоятельной работы. Основное место занимает характеристика технологии педагогического сопровождения процесса обучения магистрантов выполнению научно-методического проекта, включающая: теоретические основания, целевые установки, этапы, средства, критерии оценки. В качестве ведущего метода исследования использована опытная работа, дополнительные сведения получены через наблюдения и анализ работ студентов. Представлена точка зрения автора относительно перспективности технологического оснащения введения новых видов самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, компетентностный подход, педагогическое сопровождение, педагогическая технология

Актуальность исследования заявленной проблемы технологии педагогического сопровождения выполнения научно-методического проекта по педагогике высшей школы студентами магистратуры определяется следующим. Научнометодическая культура является составляющей профессионально-педагогической культуры личности. Как справедливо отмечает Ю. В. Под-поветная, современная высшая школа оказалась в противоречивом положении: с одной стороны, она обусловливает научно-технический прогресс, а с другой - внутри самого образовательного процесса отчетливо проявляется тенденция стабильности, неизменности, внутреннее сопротивление инновационным явлениям в образовательной области, профессиональнопедагогическая и научно-исследовательская подготовка преподавателей оказалась недостаточной для удовлетворения общественных и государственных требований. Но именно научно-методическая культура преподавателя вуза обеспечивает высокий теоретический уровень его педагогической деятельности, научное осмысление используемых педагогических средств и, как следствие, результативность учебной деятельности студентов [4]. В связи с этим подготовка и повышение квалификации педагогов высшей школы должны предусматривать становление и развитие научно-методической культуры преподавателя вуза.

Во ФГОС третьего поколения среди основных видов профессиональной деятельности для маги-

стратуры выделяются научно-исследовательская, проектная, педагогическая, которые требуют владения совокупностью компетенций.

Компетентностный подход в высшем образовании предполагает становление способности и готовности личности самостоятельно решать профессиональные задачи, делая осознанный выбор и самих задач, и способов их решения. Анализ ФГОС по подготовке магистров (по направлениям «Биология», «Экология и рациональное природопользование», «История», «Социология») позволил выявить ряд компетенций исследовательского и проектного характера: анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; подготовка и редактирование научных публикаций; организация учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов в вузах, руководство дипломными работами студентов; самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме; определение проблем, задач и методов научного исследования; обработка и критическая оценка результатов исследований; работа с научной информацией с использованием новых технологий; практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании на всех уровнях общего и профессионального образования и т. п. Названные компетенции могут развиваться в разных видах учебной работы студентов, в том числе через выполнение комплексных проектов.

© Бабакова Т А., 2014

28

Т. А. Бабакова

Образовательные программы магистратуры предполагают возможность трудоустройства выпускников в качестве преподавателей высшей школы, в связи с этим студенты изучают дисциплину «Педагогика высшей школы» («Психология и педагогика высшей школы») и проходят научно-педагогическую практику. Важно, чтобы студенты магистратуры были ориентированы не только на учебно-методическую, но и научно-методическую составляющую готовности преподавателя высшей школы (и других образовательных учреждений), на планирование и проектирование педагогического процесса на основе достижений педагогической науки.

Педагогический процесс в магистратуре в значительной мере ориентирован на самостоятельную работу студентов. В связи с более высоким уровнем высшего образования (по сравнению с бакалавриатом) в организации самостоятельной работы магистрантов целесообразно в большей мере ориентироваться на продуктивные виды самостоятельной деятельности студентов, одним из которых является выполнение проектов.

Обозначим основные понятия, используемые в статье.

Проект - совокупность действий, ограниченная во времени и имеющая целью создание некоторого уникального продукта. В личной работе проекту можно противопоставить регулярно повторяющуюся задачу, результат решения которой не уникален [1]. Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

Научно-методический проект по педагогике высшей школы (проект по теории и методике профессионального образования) - процесс и результат деятельности студента по созданию нового методического продукта. В нем сочетаются элементы исследовательской деятельности и деятельности по проектированию педагогического продукта, позволяющего совершенствовать практику высшего образования. Результатами проекта по теории и методике высшего образования могут стать научные факты, характеризующие состояние педагогического процесса (в том числе по отдельно взятой учебной дисциплине); предложения по совершенствованию учебного процесса; способы использования при обучении той или иной дисциплине известных в педагогике технологий, форм, методов, средств обучения и т. п. Кроме того, результатами работы студентов являются тексты научного стиля.

Согласно словарному толкованию, сопровождать - следовать за кем-нибудь находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. Педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов рассматривается как система работы преподавателя по обеспечению научно-педагогического оснащения процесса самостоятельной деятельности студентов и оказания им соответствующей практической (консультативной) помощи.

Педагогическая технология - обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся четкими целевыми установками, последовательностью действий (алгоритмом), специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях [2; 134].

Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Технология педагогического сопровождения научно-методического проекта - модель управления процессом самостоятельной деятельности студентов по созданию нового методического продукта. Заключается в создании условий для более эффективной работы по выполнению проекта.

Основное назначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующем интеграции знаний из различных предметных областей. Он позволяет найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями, что и характеризует компетентность.

В основе метода проектов лежит совершенствование познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта.

Научно-методический проект по теории и методике высшего образования характеризуется следующими признаками:

• отличается конкретностью и новизной методического продукта;

• обеспечивает взаимосвязь теории и практики;

• является междисциплинарным;

• выполняется, как правило, индивидуально (но работа в микрогруппах не исключается);

• оформляется в виде текстов научного стиля (полный текст, тезисы, аннотация);

• ограничен по времени, отводимому на изучение дисциплины «Педагогика высшей школы». Организация проектной деятельности студентов базируется на методологии научнопедагогического исследования и теоретических основах технологии реализации метода проектов.

Целевыми установками технологии сопровождения проектной деятельности студентов является создание педагогических условий для освоения студентами основных методологических положений и применения теоретических

Технология педагогического сопровождения научно-методического проекта студентов магистратуры...

29

знаний в области педагогики к проектированию педагогического процесса в высшей школе.

Технология собственно проектного обучения направлена на организацию самостоятельной деятельности студентов, формирование механизмов самообразования студентов, выстраивание отношений между субъектами педагогического процесса в формате сотрудничества.

Технология проектного обучения предполагает определенную последовательность в совместной деятельности преподавателя и студента, наличие следующих этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, этапа презентации [3]. Важным является соблюдение всех указанных этапов, поскольку их сочетание и последовательность позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов, которая характеризуется мотивацией, самоорганизацией, рефлексивной оценкой, умением представить и защитить результаты.

Однако опыт работы со студентами показывает целесообразность введения этапа предварительной подготовки и этапа последействия, а также разбиения этапов выполнения проекта на подэтапы. В результате получается следующая последовательность этапов и подэтапов.

I. Этап предварительной подготовки:

• ориентация студентов на научно-методическую составляющую работы преподавателя высшей школы, мотивация студентов на выполнение научно-методического проекта;

• освоение студентами основ методологии научно-педагогического исследования;

• ознакомление студентов с текстами научного стиля, написание студентами тезисов и аннотации по готовому тексту, выделение в готовом тексте понятий и формулирование их определений.

II. Этап выполнения проекта:

• выбор темы проекта (студент может выбрать тему из вариантов, предложенных преподавателем, или предложить свою, последний вариант приветствуется);

• уточнение формулировки темы, обоснование актуальности проблемы, выделение основных противоречий;

• формулировка цели, задач работы, гипотезы;

• обоснование выбора методов исследования;

• решение теоретических задач на основе анализа источников, составление тезауруса по изучаемой проблеме;

• решение практических задач (разработка методических рекомендаций, выполнение методических разработок, реализация разработок на практике, оценка результатов опытной работы).

III. Этап оформления результатов проектной деятельности:

• оформление результатов в форме текста с иллюстративным материалом (таблицами, рисунками);

• подготовка тезисов и аннотации;

• подготовка презентации.

IV. Этап представления и защиты проекта в группе студентов.

V. Этап последействия (подготовка выступлений на научной студенческой конференции, тезисов и статей к публикации).

Не выделяется отдельно оценочно-рефлексивный этап, что не означает отсутствия такого рода деятельности. Напротив, ввиду важности оценочно-рефлексивной составляющей в работе со студентами, она присутствует почти на всех этапах и подэтапах, так как обсуждению в группе и оценке со стороны преподавателя и самих студентов подвергаются конкретные результаты поэтапно выполняемой работы. На этапе представления и защиты проекта оцениваются в соответствии с разработанными критериями качество проекта и его представления, а также аннотация и тезисы.

Средствами реализации технологии педагогического сопровождения научно-методического проекта являются специально разработанные конкретные методические рекомендации по каждому подэтапу выполнения проекта, а также образцы студенческих работ, тезисов и аннотаций как текстов научного стиля.

Подготовленный проект защищается в форме устного доклада (обычно с презентацией) в студенческой группе. Критерии оценки следующие:

1. Обоснованность актуальности темы проекта.

2. Правильность формулировок цели и задач проекта, соответствие методов решаемым задачам.

3. Владение теоретическими знаниями.

4. Практическая значимость проекта.

5. Качество представления проекта аудитории (компактность представления содержания выступления, наглядность).

6. Качество оформления проекта.

7. Наличие и качество тезисов и аннотации. Опыт работы со студентами показал важность мотивации студентов в выполнении проекта. Здесь чаще всего необходима индивидуальная работа по обсуждению и выбору темы проекта.

В качестве позитивного момента можно отметить разнообразие тем проектных работ, выполненных за последние три года: «Использование опорных конспектов в преподавании русского языка в университете», «Приемы активизации познавательной деятельности студентов на лекциях (по историческим дисциплинам)», «Приемы активизации познавательной деятельности студентов на семинарском занятии (по историческим дисциплинам)», «Виды таблиц в обучении историческим дисциплинам», «Использование интеллект-карт в преподавании истории», «Использование ментальных карт в процессе обучения дисциплине “Микология”», «Лекция вдвоем: опыт разработки и реализа-

30

Т. А. Бабакова

ции», «Нетрадиционные виды лекций в биологическом образовании», «На пути к успешному устному выступлению», «Особенности содержания экологического образования в зарубежных университетах», «Применение ролевой игры в дисциплине “Технология социальной работы” как способ повышения профессиональной компетентности студентов», «Способы использования схематической наглядности при обучении дисциплине “Социальная защита детства”», «Виды самостоятельной работы студентов: опыт эмпирического исследования на кафедре социологии», «Приемы эффективного усвоения иностранной лексики» и др.

Опытная проверка технологии педагогического сопровождения научно-методических

проектов студентов магистратуры показала следующее. Регулярное поэтапное обсуждение результатов самостоятельной работы студентов на аудиторных занятиях обеспечивает ее систематичность (исключается выполнение проекта «в последний момент»). Поэтапная корректировка результатов приводит к более высокому качеству выполненных магистрантами проектов, к возможности публикации результатов.

Результаты данного исследования, а также изучения качества организации самостоятельной работы в университете позволяют сделать предположение о целесообразности педагогического сопровождения введения видов самостоятельной работы студентов в университете.

* Исследование выполнено при поддержке Программы стратегического развития (ПСР) ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности на 2012-2016 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский Г. Глоссарий терминов тайм-менеджмента, 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.vocable.ru/dictionary/655/word/proekt

2. Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 252 с.

3. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

4. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: Дисс. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2012. 400 с.

Babakova T. A., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL GUIDANCE PROVIDED TO UNIVERSITY MASTER STUDENTS INVOLVED IN SCIENTIFIC-METHODICAL PROJECTS

The article is concerned with the problem of independent study organization for Master students working at the scientific-methodical project dealing with problems of higher education. The significance of scientific-methodical projects in the process of postgraduate students’ training is substantiated. Scientific-methodical projects are viewed as a complex phenomenon incorporating elements of scientific research and practical pedagogical design. A new concept “technology of pedagogical guidance” is introduced. The main attention is given to particular characteristics inherent to the technology of pedagogical guidance employed in the process of postgraduate students’ training, which is aimed at development of necessary research skills. These characteristics include the following: theoretical justification of the problem, objectives, steps, instruments, and criteria of assessments. The leading method of the research is based on experimental results and data obtained through observation and analysis of student’s works.

Key words: independent study, competency based approach, scientific-methodical project, pedagogical guidance, pedagogical technology

REFERENCES

1. Arkhangel’skiy G. Glossariy terminov taym-menedzhmenta, 2003 g. [Glossary of time management terms]. Available at: http://www.vocable.ru/dictionary/655/word/proekt

2. Babakova T. A. Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogics of higher education]. Petrozavodsk, Izd-vo PetrGU Publ., 2009. 252 p.

3. Zagrekova L. V., Nikolina V V Teoriya i tekhnologiya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov ped. vuzov. [Theory and technology of education: students’ training manual]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2004. 157 p.

4. Podpovetnaya Yu. V Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoy kul ’tury prepodavatelya vuza: Diss. ... d-ra ped. nauk [The concept of scientific-methodical culture development in university educators: Dr. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2012. 400 p.

Поступила в редакцию 21.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.