ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА
САМООБРАЗОВАНИЕМ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
Ираида Михайловна Кузнецова, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза. Автором выявлена ранговая структура компетенций, предъявляемых к эффективной самообразовательной деятельности студентов, и определены условия, необходимые для улучшения качества педагогического руководства самообразованием студентов. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: самообразование, педагогическое руководство, студенты экономического вуза.
TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL LEADERSHIP OF SELF-EDUCATION AT ECONOMY INSTITUTE OF HIGHER LEARNING
Iraida Mikhaylovna Kuznetsova, competitor,
Alekseevsky branch of Belgorod State University,
Alekseevka
Abstract
The results on developing technology of pedagogical leadership in self-education of students at economy higher learning are presented in the article. The author found out grade structure of competence, showed effective self education practice of students, and defined conditions necessary for improving pedagogical leadership. High efficiency of the developed technology has been experimentally proved by the author.
Key words: self self-education; pedagogical leadership; economy institute oh higher learning.
Основная цель профессионального образования заключается в подготовке высококвалифицированных, компетентных, способных к самостоятельному профессиональному росту в современных условиях экономического развития России специалистов. Все вышесказанное в полной мере относится и к выпускникам экономических вузов.
Как показало изучение специальной литературы, сущность самообразования студентов экономического вуза следует определить как целенаправленную систематическую познавательную деятельность.
Самообразование протекает на основе самодеятельности личности студента в соответствии с её индивидуальными возможностями, особенностями организации образовательного процесса в экономическом вузе и спецификой будущей профессиональной деятельности.
Цель самообразования состоит в расширении знаний, умений, навыков студентов в сфере экономики. Она определяет личное самосовершенствование, основанное на самоконтроле; овладение знаниями по теории и организации профессиональной деятельности на основе глубоких, перспективных внутренних мотивов и собственной инициативы.
Естественно, что самообразовательная деятельность студентов экономического вуза должна иметь педагогическое руководство. А педагогическое руководство этим процессом должно быть направлено на развитие внутренних мотивов у студентов к самообразованию; формирование цели самообразовательной деятельности; определение основных способов самообучения и самостоятельной подготовки; развитие уверенности в своих силах и способностях в процессе самообразования.
Анализ самообразовательной деятельности студентов позволил установить ряд закономерных зависимостей в их саморазвитии (табл. 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности в ходе учебной практики с основными компонентами готовности к самообразова-
нию студентов в сфере экономики
№ п/п Компоненты готовности к самообразованию Эффективность профессиональной деятельности в ходе учебной практики
1 Устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере экономики +0,69
2 Нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере экономики +0,58
3 Уровень развития знаний, навыков и умений при решении профессиональных задач +0,45
4 Уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования +0,44
Во-первых, на качество самообразования определяющее влияние оказывают уровень и направленность развития мотивации студентов. Полученные в ходе исследований результаты свидетельствуют, что высокого уровня саморазвития достигают лишь те из них, у которых сложились устойчивые социальные и внутренние мотивы: убежденность в необходимости улучшить качество профессионального образования; стремление повысить свой профессиональный уровень в процессе самообразовательной деятельности; завоевать авторитет у коллег и др.
Во-вторых, содержание и направленность самообразования зависят от профессиональной подготовленности и увлечений студентов. Ход и результаты экспериментальной работы показали, что процесс саморазвития начинается, как правило, с поиска приемов, обеспечивающих успешное решение экономических задач, затем он охватывает организационные и содержательные аспекты самообучения и, в последнюю очередь, распространяется на решение практических задач.
В-третьих, повышение уровня саморазвития во многом зависит от направленности самообразовательной деятельности студентов.
Практика показывает, что студенты, владеющие навыками самостоятельной работы, более эффективно участвуют в творческом поиске новых приёмов экономической деятельности, вносят более существенные и значимые предложения в обновление процесса профессионального обучения. Ранговая структура компетенций, предъявляемых к эффективной самообразовательной деятельности студентов, представлена в таблице 2.
В-четвёртых, анализ полученных результатов показал, что на саморазвитие в наибольшей степени влияют также действия руководства вуза и экономического факультета, которые направлены на материальное и моральное стимулирование студентов, организацию изучения передового педагогического опыта и контроля над самообразовательной деятельностью, а также на создание благоприятных условий для самостоятельной работы. Это отметили более 90% студентов.
Кроме того, в процессе исследования проводился опрос профессорско-преподавательского состава Белгородского государственного университета с целью определения ранговой структуры условий, необходимых для улучшения качества педагогического руководства самообразованием студентов. Результаты этого опроса представлены в таблице 3.
В-пятых, саморазвитие во многом зависит от эффективности деятельности студентов, связанной с самообразованием и самовоспитанием. Целенаправленное исследование данного аспекта проблемы показывает, что среди студентов с высоким и средним уровнем профессионального развития более 90% постоянно занимаются самосовершенствованием и только 8% - периодически.
Таблица 2
Ранговая структура компетенций, предъявляемых к эффективной самообразова-__________тельной деятельности студентов экономического вуза (п=127)____________
Значимость (ранговое место) Компетенция Удельный вес*, %
1 Вклад в выполняемую самостоятельную работу 15,7
2 Самообучение 14,3
3 Взаимопонимание в студенческом коллективе 11,2
4 Уверенность в себе 8,8
5 Самоконтроль 7,7
6 Умение проводить профессиональную экспертизу деятельности других 5,8
7 Ориентация на высокое качество самообучения 5,7
8 Сотрудничество с педагогами в процессе самообразовательной деятельности 5,3
9 Аналитическое мышление 5,2
10 Концептуальное мышление 5,2
11 Инициативность 5,1
12 Гибкость 5,0
13 Уверенность в своих силах 4,9
Примечание: «Удельный вес» - частота проявления данной способности у студентов высокого уровня, отличающая их от студентов «среднего» уровня.
Таблица 3
Ранговая структура условий, необходимых для улучшения качества педагогического руководства самообразованием студентов экономических вузов (п=81)
Значимость (ранговое место) Условия, необходимые для улучшения качества педагогического руководства самообразованием студентов в сфере экономики Ранговый показатель (в %)
1 Устойчивая внутренняя мотивация студента к самообразованию в сфере экономической деятельности 18,8
2 Наличие необходимого времени для самообразования студентов в сфере экономики 11,2
3 Максимальная реализация индивидуальных возможностей студентов в самообразовании 10,3
4 Положительное отношение и методическая помощь преподавателей в самосовершенствовании студентов 9,7
5 Наставничество опытных педагогов по отношению к студентам в вопросах самообразования 8,8
6 Традиции вуза, распространение положительного опыта в проведении мероприятий по самообразованию студентов 8,7
7 Проявляемый интерес преподавателей к самообразованию студентов и готовность к взаимодействию с ними 8,5
8 Наличие методических рекомендаций по проведению самообучения и самостоятельной работы для студентов 8,4
9 Высокий уровень овладения студентами навыками проведения самостоятельной работы 8,2
10 Проведение мероприятий по выработке уверенности у студентов в своих силах в процессе самообразовательной деятельности 7,4
В результате проведенного анализа самообразовательной деятельности была установлена структура готовности студентов к самообразованию, состоящая из трех уровней.
На первом уровне формируется готовность к копирующей деятельности. У студентов преобладает внешняя мотивация к самообразованию и низкий уровень саморе-
гуляции. Студенты лишь осмысленно подражают, копируют действия преподавателей экономического вуза.
На втором уровне формируется готовность к воспроизводящей деятельности при сохранении преобладания внешней мотивации. На данном уровне студенты в состоянии самостоятельно воспроизвести усвоенный совместно с преподавателем профессиональный приём и использовать его в аналогичных условиях деятельности.
На третьем уровне формируется готовность к собственно самообразовательной деятельности. Данный уровень готовности характеризуется наличием у студентов внутренней мотивации к самообразованию и высокого уровня саморегуляции. Это позволяет самостоятельно принимать правильные решения в сфере экономической деятельности.
На заключительном этапе исследования разрабатывалась технология педагогического руководства самообразовательной деятельностью студентов экономического вуза и экспериментально проверялась ее эффективность.
В основу разработки данной технологии были положены результаты анализа самообразовательной деятельности студентов, в результате чего была установлена структура их готовности к самообразованию. С учетом этих данных была разработана технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза, состоящая из четырёх этапов: «подготовительного»; «организационного»; «деятельностного»; «аналитического».
I этап «подготовительный». Решаемые задачи:
• Определить исходный уровень подготовленности студентов в сфере экономики (теоретическо-методическая и профессиональная подготовленность).
• Оценить наличие осознанной потребности в самообразовательной деятельности и ее мотивов.
• Оценить отношение студентов к источникам (средствам) самообразования в сфере экономики.
• Оценить уровень сформированности у студентов умений и навыков проведения самостоятельной работы.
II этап «организационный». Решаемые задачи:
• Поставить цель и задачи самостоятельной работы для студентов в сфере экономики.
• Спланировать содержание самостоятельной работы в соответствии с требованиями учебных программ.
• Определить степень сложности самостоятельной работы для каждого студента, исходя из индивидуальных возможностей.
• Провести инструктаж студентов перед самостоятельной работой в сфере экономики.
III этап «деятельностный». Решаемые задачи:
• Оказывать методическую помощь студентам при выполнении самостоятельных заданий и возникающих при этом затруднениях.
• Контролировать, чтобы самообучение было разнообразным и вносило элемент новизны в самообразование студентов.
• Своевременно реагировать на предложения студентов по улучшению качества проведения занятий, направленных повышение уровня профессиональных знаний.
IV этап «аналитический». Решаемые задачи:
• Оценить степень достижения цели - самообразование студентов в сфере экономики.
• Осуществлять контроль за самообразованием студентов в сфере экономики.
• Вносить коррективы в процессе самообразования, исходя из появления новых требований, изложенных в руководящих документах Правительства Российской
Федерации.
• Анализировать степень роста профессионального мастерства студентов в сфере повышения уровня экономических знаний.
Эффективность данной технологии проверялась в ходе организованного нами педагогического эксперимента.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самообразовательной деятельностью студентов экономического вуза (табл. 4).
Таблица 4
Сформированность профессиональных умений у студентов экспериментальной и контрольной групп в ходе проведения педагогического эксперимента (в баллах)
(п=27)
Профессиональные умения Группы Начало эксперимента Конец эксперимента Р
1. Гностические умения КГ 3,59±0,14 3,61±0,18 >0,05
ЭГ 3,52±0,17 4,71±0,12 <0,05
2. Конструктивные умения КГ 3,21±,019 3,47±,015 >0,05
ЭГ 3,15±0,21 4,32±0,14 <0,05
3. Проектировочные умения КГ 3,32±0,18 3,55±0,12 >0,05
ЭГ 3,28±0,15 4,37±0,16 <0,05
4. Экономические умения КГ 2,97±0,14 3,81±0,12 <0,05
ЭГ 2,88±0,15 4,25±0,18 <0,05
5. Коммуникативные умения КГ 3,45±0,23 3,87±0,19 >0,05
ЭГ 3,47±0,27 3,85±0,17 >0,05
6. Уровень саморазвития в сфере экономической деятельности КГ 2,55±0,17 3,68±0,16 <0,05
ЭГ 2,48±0,15 3,98±0,18 <0,05
ВЫВОД
Проведенное исследование позволяет заключить, что педагогическое руководство самообразованием студентов экономического вуза представляет собой относительно длительный процесс, включающий в себя несколько этапов. Динамика этого процесса зависит от индивидуальных особенностей личности студента, его профессиональной подготовленности, развития мотивации, организации самостоятельной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование : история, теория и современные проблемы / А.Я. Айзенберг. - М. : Высшая школа, 1986. - 126 с.
2. Зборовский, Г. А. Самообразование - парадигма XXI века / Г. А. Зборовский, Е.А. Щуклина // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 25-32.
3. Трофимова, Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 42-50.
4. Щуклина, Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект / Е.А. Щуклина // Общественные науки и современность. - 1999. - № 5. - С. 140-151.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ОФИЦЕРАМИ ДЕЖУРНЫХ СМЕН КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК
Валерий Викторович Лапин, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке комплекс-