Научная статья на тему 'Технология ознакомления студентов с возможностями ChatGPT и Midjourney как образовательных инструментов'

Технология ознакомления студентов с возможностями ChatGPT и Midjourney как образовательных инструментов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / искусственная нейросеть / машинное обучение / образование / педагогический дизайн / критическое мышление / экспертность / Midjourney / ChatGPT / artificial intelligence / artificial neural network / machine learning / education / pedagogical design / critical thinking / expertise / Midjourney / ChatGPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

Проанализирован опыт ознакомления студентов вуза с возможностью использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении посредством чат-ботов ChatGPT и Midjourney. В качестве обоснования целесообразности включения ИИ в образовательный процесс вуза представлены данные о многофункциональности ИИ и его наличии в большинстве экосистем современного мира, что, как следствие, актуализирует необходимость овладения умениями работы с ИИ практически любого профессионала. Так как одна из задач вуза – обеспечить максимальное развитие студентов и их конкурентоспособность на рынке труда, то постепенное, планомерное обучение навыкам продуктивной работы с ИИ является целесообразным и важным. Любой процесс приобретения умений и навыков целесообразно строить по принципу усложнения задач, поэтому первое знакомство с использованием ИИ должно быть доступным и успешным. Исходя из этого принципа, предложены интересные и несложные инструменты педагогического дизайна. Поскольку одной из главных проблем ИИ является допущение ошибок и неточностей из-за использования в процессе машинного обучения не всегда качественной информации, в разработанную технологию включены инструменты развития критического мышления. Обосновано, что все обучение студентов работе с ИИ обязательно должно сопровождаться развитием у них критического мышления, что необходимо для повышения самостоятельности и культуры работы с информацией. Данная технология может быть использована при преподавании любых дисциплин и на всех уровнях профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology for introducing students to possibilities of ChatGPT and Midjourney as educational tools

We analyze the experience of introducing university students to the possibility of using artificial intelligence (AI) in teaching through chatbots ChatGPT and Midjourney. Presented data on the versatility of AI and its presence in most ecosystems of the modern world is a justification for the expediency of including AI in the educational process of the university. The data, as a result, actualizes the need to master the skills of working with AI among almost any professional. One of the university’s tasks is to ensure the maximum development of students and their competitiveness in the labor market, so gradual, systematic training in skills of working with AI is appropriate and important. It is advisable to build any process of acquiring skills on the principle of complicating tasks, therefore, the first acquaintance with the use of AI should be accessible and successful. Based on this principle, we propose interesting and simple pedagogical design tools. As one of the main problems of AI is the assumption of errors and inaccuracies due to the use of not always high-quality information in the process of machine learning, the developed technology includes tools for the development of critical thinking. It is proved that all students’ training in working with AI must necessarily be accompanied with critical thinking development, as it is necessary to increase independence and culture of working with information. This technology can be used in teaching any discipline and at all levels of professional training.

Текст научной работы на тему «Технология ознакомления студентов с возможностями ChatGPT и Midjourney как образовательных инструментов»

УДК 37.026.7:004.853 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-35-41

Поступила в редакцию / Received 05.03.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 04.04.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

оригинальная статья

Технология ознакомления студентов с возможностями ChatGPT и Midjourney как образовательных инструментов

Королева Анна Валерьевна ©

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

anna-valerevnak@vandex.ru

Аннотация. Проанализирован опыт ознакомления студентов вуза с возможностью использования искусственного интеллекта (ИИ) в обучении посредством чат-ботов ChatGPT и Midjourney. В качестве обоснования целесообразности включения ИИ в образовательный процесс вуза представлены данные о многофункциональности ИИ и его наличии в большинстве экосистем современного мира, что, как следствие, актуализирует необходимость овладения умениями работы с ИИ практически любого профессионала. Так как одна из задач вуза -обеспечить максимальное развитие студентов и их конкурентоспособность на рынке труда, то постепенное, планомерное обучение навыкам продуктивной работы с ИИ является целесообразным и важным. Любой процесс приобретения умений и навыков целесообразно строить по принципу усложнения задач, поэтому первое знакомство с использованием ИИ должно быть доступным и успешным. Исходя из этого принципа, предложены интересные и несложные инструменты педагогического дизайна. Поскольку одной из главных проблем ИИ является допущение ошибок и неточностей из-за использования в процессе машинного обучения не всегда качественной информации, в разработанную технологию включены инструменты развития критического мышления. Обосновано, что все обучение студентов работе с ИИ обязательно должно сопровождаться развитием у них критического мышления, что необходимо для повышения самостоятельности и культуры работы с информацией. Данная технология может быть использована при преподавании любых дисциплин и на всех уровнях профессиональной подготовки.

Ключевые слова: искусственный интеллект; искусственная нейросеть; машинное обучение; образование; педагогический дизайн; критическое мышление; экспертность; Midjourney; ChatGPT

Для цитирования: Королева А.В. Технология ознакомления студентов с возможностями ChatGPT и Midjourney как образовательных инструментов // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 35-41. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-35-41

Образовательные технологии

© Королева А.В., 2024

original article

Technology for introducing students to possibilities of ChatGPT and Midjourney as educational tools

Anna V. Koroleva ©

Derzhavin Tambov State University 33 Internationalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

anna-valerevnak@yandex.ru

Abstract. We analyze the experience of introducing university students to the possibility of using artificial intelligence (AI) in teaching through chatbots ChatGPT and Midjourney. Presented data on the versatility of AI and its presence in most ecosystems of the modern world is a justification for the expediency of including AI in the educational process of the university. The data, as a result, actualizes the need to master the skills of working with AI among almost any professional. One of the university's tasks is to ensure the maximum development of students and their competitiveness in the labor market, so gradual, systematic training in skills of working with AI is appropriate and important. It is advisable to build any process of acquiring skills on the principle of complicating tasks, therefore, the first acquaintance with the use of AI should be accessible and successful. Based on this principle, we propose interesting and simple pedagogical design tools. As one of the main problems of AI is the assumption of errors and inaccuracies due to the use of not always high-quality information in the process of machine learning, the developed technology includes tools for the development of critical thinking. It is proved that all students' training in working with AI must necessarily be accompanied with critical thinking development, as it is necessary to increase independence and culture of working with information. This technology can be used in teaching any discipline and at all levels of professional training.

Keywords: artificial intelligence; artificial neural network; machine learning; education; pedagogical design; critical thinking; expertise; Midjourney; ChatGPT

For citation: Koroleva A.V. Technology for introducing students to possibilities of ChatGPT and Midjourney as educational tools. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 35-41. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-35-41

ВВЕДЕНИЕ

С 2023 г. в повседневную жизнь современного человека уверенно вошло новое явление - общедоступный искусственный интеллект (ИИ). Область научных исследований, до этого доступная только узкой категории специалистов, вдруг стала использоваться как инструмент для выполнения различных задач. Искусственный интеллект обладает разнообразным функционалом, который зависит от конкретной задачи и области применения. Рассмотрим некоторые общие функции ИИ.

1. Обработка естественного языка (Natural Language Processing, NLP): ИИ может анализировать, понимать и генерировать текст на естественных языках. Это позволяет создавать чат-боты, системы авто-

матического перевода, анализировать тексты и мн. др.

2. Машинное обучение (Machine Learning): ИИ способен обучаться на основе данных и делать прогнозы или принимать решения без явного программирования. Это используется, например, для выявления общих тенденций в профессиональных областях, распознавания образов, рекомендательных систем и др.

3. Компьютерное зрение (Computer Vision): ИИ может анализировать и интерпретировать изображения и видео. Это применяется в автоматическом распознавании лиц, медицинской диагностике, автоматическом контроле качества и других областях.

4. Автоматизация процессов и роботизация: ИИ используется для автоматизации рутинных задач, управления производст-

венными процессами, оптимизации логистики и других видов деятельности.

5. Рекомендательные системы: ИИ может анализировать данные о поведении пользователей и предлагать им персонализированные рекомендации, такие как фильмы, товары, музыку и т. д.

6. Аналитика данных: ИИ помогает анализировать большие объемы данных и извлекать ценные знания из них. Это включает в себя прогнозирование трендов, выявление аномалий, оптимизацию процессов и др. [1-4].

Следует подчеркнуть, что каждая конкретная система или приложение на базе ИИ может иметь свои уникальные возможности в зависимости от поставленных задач. Естественно, такой инструмент может помочь, в том числе повысить качество образовательного процесса в вузе при использовании преподавателем и студентами следующих форм и методов обучения:

- персонализированные тесты: ИИ может создавать тесты на основе уровня знаний и интересов студента, а также анализировать полученные результаты для предложения дополнительных материалов или заданий по улучшению понимания конкретных тем;

- виртуальные тренировки: студенты могут использовать виртуальные среды для практической тренировки преподавательских навыков, например, проведение уроков с виртуальными учениками, получение обратной связи и рекомендаций от ИИ;

- автоматическая проверка работ: ИИ может анализировать и оценивать работы студентов, выявлять ошибки и предлагать рекомендации по улучшению качества написания и содержания;

- интерактивные учебные модули: ИИ может создавать интерактивные уроки и обучающие модули, которые помогут студентам лучше понять сложные психолого-педагогические концепции и применять их на практике.

- анализ данных и статистика: ИИ может помочь студентам анализировать данные обучения, выявлять тренды и паттерны, а также делать прогнозы для оптимизации учебного процесса [5-7].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе аналитического осмысления данных о возможностях и функционале ИИ, современных работ исследователей в этой области. В рамках исследования использовались теоретические методы: анализ психологической, педагогической литературы, а также методы абстрагирования, обобщения, систематизации, сравнения и конкретизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для начала использования ИИ в профессиональной деятельности педагогу необходимо ознакомиться с основным инструментарием организации взаимодействия с ИИ. Следует уточнить, что же подразумевается под ИИ, так как это определяет понимание его возможностей. Оба термина «искусственный интеллект» и «искусственная нейросеть» являются важными понятиями в области информационных технологий, но они имеют различные значения.

Искусственный интеллект (ИИ) - это широкий термин, описывающий способность компьютерных систем выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта. ИИ включает в себя множество подходов и методов, включая машинное обучение, обработку естественного языка, компьютерное зрение и мн. др. ИИ позволяет компьютерам анализировать данные, делать выводы, принимать решения и даже обучаться на основе опыта. Искусственная нейросеть - это конкретный подтип искусственного интеллекта, который моделирует работу человеческого мозга. Нейросети состоят из соединенных искусственных нейронов, которые обрабатывают информацию и выполняют определенные задачи. Нейросети используются в различных областях, таких как распознавание образов, обработка естественного языка, прогнозирование и мн. др. [1; 2; 4; 5].

Таким образом, можно сказать, что искусственный интеллект является более широким понятием, которое описывает способность компьютерных систем к выполнению различных задач, в то время как искусственная нейросеть - это конкретный метод или технология в рамках искусственного интеллекта. К примеру, популярный ChatGPT на

вопрос: «Ты искусственный интеллект или искусственная нейросеть?» - отвечает следующее: «Я - искусственный интеллект, который работает на основе различных алгоритмов и моделей, включая нейронные сети. Моя цель - помогать людям, отвечая на их вопросы и предоставляя информацию. Хотя я использую некоторые принципы нейронных сетей для обработки информации, я не являюсь конкретной искусственной нейросетью, а скорее программой, созданной для взаимодействия с людьми».

Наше взаимодействие с ИИ осуществляется через чат-бот - программу, способную автоматически взаимодействовать с пользователями через чатовые интерфейсы [4; 8; 9]. Также важно понимать, что ИИ проявляет некоторую самостоятельность при развитии себя. Для обозначения этого процесса используют термин «машинное обучение» - метод обучения компьютерных систем на основе алгоритмов и данных, без явного программирования. Этот процесс происходит скрыто, поэтому полностью избежать ошибок, связанных с неправильной интерпретацией или с попаданием в ИИ некачественной и недостоверной информации, практически невозможно. Следовательно, информацию, получаемую с помощью ИИ, необходимо проверять, так как ИИ также может генерировать недостающие данные, как это делает психика человека, включая в его восприятие логически подходящие фрагменты. ИИ, с одной стороны, помогает находить, генерировать, обрабатывать данные, но с другой стороны, польза этой работы для человека будет только тогда, когда он быстро сам может определить, насколько эти данные достоверны. То есть пользователь должен обладать довольно высоким уровнем экспертности и развитости критического мышления, так как за результат совместной с ИИ работы несет ответственность человек.

Следует также учитывать, что данные (информация, используемая для обучения и работы ИИ) загружаются в ИИ постепенно и не всегда они самые актуальные. Это зависит от той сферы, которая сейчас наиболее активно развивается. Чем больше специалистов определенной сферы используют ИИ, тем больше информации из своей области они в нее вкладывают, то есть участвуют в процессе машинного обучения, о котором говорилось

чуть выше. Поэтому чем чаще, например, педагоги будут использовать ИИ для собственной работы, в том числе над научными исследованиями, тем более качественной и достоверной будет становиться генерируемая ИИ информация [6; 8; 9].

Это базовая и для начала работы с ИИ достаточная информация, которую также необходимо донести до учащихся, приступая к их обучению работе с ИИ. Рассмотрим конкретную технологию ознакомления студентов с возможностями использования ИИ в учебном процессе.

В связи с постоянным стихийным приростом данных возможности ИИ по их обработке делают его незаменимым инструментом, владению которым стоит готовить современных студентов. Как отмечалось выше, для эффективной работы с ИИ человек должен обладать определенным уровнем экс-пертности и развитости критического мышления. Процесс профессионализации строится в первую очередь на развитии профессиональных знаний, выстраивании специфических нейросетей посредством в основном абстрактно-логического мышления. От того, насколько эти новые нейросети наполнены информацией и как много у них образуется связей с другими, более ранними нейросетями, зависит прочность знаний и возможность на их основе вырабатывать умения, переходящие в навыки. Поэтому важно уделять много внимания проверке качества получаемых студентами знаний.

В настоящее время существует тренд на персонализацию обучения, которой в условиях массового образования добиться довольно сложно: и здесь ИИ также может выступать в качестве помощника в выстраивании индивидуальной траектории развития студента. С помощью ИИ студенты могут уточнять свои знания, перепроверять полученные данные, тренируя, таким образом, критическое мышление. Они также могут отслеживать свой прогресс в плане профессионализации, обнаруживать пробелы и недостатки в процессе обучения, используя ИИ в качестве аналитика. Исходя из вышеописанного, мы пришли к выводу о необходимости целенаправленного обучения студентов использованию ИИ в процессе получения профессионального образования. В качестве начала такого обучения

нами была разработана технология занятия по обучению использования ИИ для решения учебных задач.

1 этап. Заявление новой темы, уточнение ее связей с предыдущими темами и выявление междисциплинарных связей. Для этого мы можем создать с помощью ИИ кластер, в котором присутствуют все связанные с основным понятием темы элементы, и студенты должны назвать недостающий, подобрать эпиграфы или высказывания, создать ассоциативную картинку при помощи Midjoumey, по которым студенты могут догадаться о названии темы занятия.

2 этап. Непосредственное изучение темы. Студентам выдается текст, подготовленный таким образом, что в нем содержится часть информации, которую они уже знают; часть новой, часть ошибочной, часть без информации - вместо информации здесь вопросы, отвечая на которые студенты должны дописать текст. В качестве помощника работы с текстом студентам предлагается воспользоваться чат-ботом ChatGPT. Также им предоставляются ссылки на источники, использованные для написания изначального текста. Перед студентами ставятся следующие задачи.

1. Обозначить каждую из частей текста: «уже знал», «ошибочная», «новая», ответить на вопросы и дописать часть текста - «дописанная».

2. Описать, как они использовали чат-бот ChatGPT в своей работе.

3. Создать свой кластер на основе полученной информации с помощью чат-бота ChatGPT и проанализировать, насколько качественный кластер получился.

4. Написать проверочные вопросы к тексту по 2 на каждую из частей («уже знал», «ошибочная», «новая», «дописанная») и задать их ChatGPT, ответы собрать в электронном документе (в любом текстовом приложении).

5. Создать посредством ChatGPT тестовое задание по всему материалу.

6. Для каждой из частей работы написать запрос на создание ассоциативной картинки в Midjoumey и сохранить эти картинки с описаниями к ним. В зависимости от количества студентов в группе эта работа может выполняться как индивидуально, так и в микрогруппах.

3 этап. Проверка знаний. На этом этапе студенты тренируют навыки экспертизы и критического мышления. Они обмениваются текстами, которые у них получились в результате ответа ChatGPT на сформулированные ими вопросы и картинками из Midjoumey. Получивший работу студент должен выявить, какая часть ответа ChatGPT к какой из частей работы относится, что нового студент почерпнул из этого текста для себя, в каких местах ChatGPT, возможно, ошибся и привести аргументы, подтверждающие эту ошибку. Затем сопоставить ассоциативные картинки из Midjoumey со всеми частями текста. И результаты своей оценки отдать обратно автору, который должен оценить эту экспертную работу.

4 этап. Рефлексия. Здесь происходит обсуждение со студентами положительных сторон занятия, что нового они узнали, насколько им понравилось работать с ИИ, что можно было бы изменить в ходе работы, какие есть недоработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель данной технологии - ознакомление студентов с возможностями использования ChatGPT в учебном процессе в качестве консультанта и помощника; возможностями Midjourney в качестве инструмента перевода текстовой информации в визуальный, эмоционально окрашенный образ, что стимулирует эмоциональный интеллект обучающихся. При этом необходима демонстрация ограничений, имеющихся у ИИ, для подчеркивания важности обладания достоверной, качественной информацией и понимания, что ИИ не думает, а генерирует и может делать ошибки, так как не вся имеющаяся в его арсенале информация качественная. Это занятие также способствует тренировке экспертной оценки и критического мышления, что положительно сказывается на формировании отношения к себе как профессионалу. Представленная технология выступает лишь как начальный элемент, но проблематика обучения работе студентов с ИИ требует дальнейшей разработки комплексной технологии, которую можно использовать в рамках изучения различных дисциплин. Это перспективное и практически необходимое направление современной системы профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1473-1492. DOI 10.18334/vinec. 11.4.112249; EDN: MGHEPK

2. Кодиров Э.С.У., Халилов З.Ш. Возможности и преимущества искусственного интеллекта (ИИ) и логических вычислений // Universum: технические науки. 2020. № 6-1 (75). С. 18-21. EDN: FPXHKI

3. Павлов С., Шмаль В.Н. Принятие управленческих решений на основе систем с использованием элементов искусственного интеллекта. Екатеринбург: Издательские решения, 2023. 358 с. EDN: UDKUAY

4. Пчелинцева Н.В., Картечина Н.В., Абалуев Р.Н. Технологии искусственного интеллекта в образовании: проблемы и перспективы развития // Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 1. EDN: DOBOWL

5. Утегенов Н.Б. Искусственный интеллект на сегодняшний день // Universum: технические науки. 2022. № 7-1 (100). С. 27-30. EDN: RGOXNC

6. Акбаева Х.Б. Использование искусственного интеллекта на занятиях иностранного языка в эпоху цифровых технологий // Мировая наука. 2022. № 4 (61). С. 19-22. EDN: OFNQQH

7. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1 (52). С. 6-23. DOI 10.52944/P0RT.2023.52.1.001; EDN: NBBIRG

8. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2 (4). С. 98-113. DOI 10.31249/snsn/2021.02.07; EDN: UYZSBM

9. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 5-7. DOI 10.24412/1991-5497-2023-299-5-7; EDN: MTTLRW

REFERENCES

1. Gorodnova N.V. Application of artificial intelligence in the business sphere: current state and prospects. Russian Journal of Innovation Economics, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 1473-1492. (In Russian). DOI 10.18334/vinec. 11.4.112249

2. Kodirov E.S.U., Khalilov Z.Sh. Features and benefits of artificial intelligence (AI) and logic computing. Universum: tekhnicheskie nauki, 2020, no. 6-1 (75), pp. 18-21. (In Russian).

3. Pavlov S., Shmal V.N. Management Decision-Making Based on Systems Using Artificial Intelligence Elements. Yekaterinburg: Izdatelskiye resheniya Publ., 2023, 358 p. (In Russian).

4. Pchelintseva N.V., Kartechina N.V., Abaluev R.N. Artificial intelligence technologies in education: problems and prospects of development. Nauka i Obrazovanie, 2023, vol. 6, no. 1. (In Russian).

5. Utegenov N.B. Artificial intelligence today. Universum: tekhnicheskie nauki, 2022, no. 7-1 (100), pp. 27-30. (In Russian).

6. Akbaeva Kh.B. Use of artificial intelligence in foreign language lessons in the age of digital technologies. Mirovaya nauka, 2022, no. 4 (61), pp. 19-22. (In Russian).

7. Garkusha N.S., Gorodova J.S. Pedagogical opportunities of chatGPT for developing cognitive activity of students. Vocational Education and Labour Market, 2023, vol. 11, no. 1 (52), pp. 6-23. (In Russian). DOI 10.52944/P0RT.2023.52.1.001

8. Korovnikova N.A. Artificial intelligence in the modern educational space: problems and prospects. Social Novelties and Social Sciences, 2021, no. 2 (4), pp. 98-113. (In Russian). DOI 10.31249/snsn/2021.02.07

9. Agaltsova D.V., Valkova Yu.E. Artificial intelligence technology for the higher education teachers. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, 2023, no. 2 (99), pp. 5-7. (In Russian). DOI 10.24412/1991-5497-2023-299-5-7

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Королева Анна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

Е-таП: anna-valerevnak@yandex.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991 Вклад в статью: постановка общей проблемы исследования, анализ литературы, подготовка текста статьи

Anna V. Koroleva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: anna-valerevnak@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3739-7991 Contribution: research general issue statement, literature analysis, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.