Научная статья на тему 'Технология отбора методов обучения на этапе проектирования компонентов методической системы'

Технология отбора методов обучения на этапе проектирования компонентов методической системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
93
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология отбора методов обучения на этапе проектирования компонентов методической системы»

Моделирование динамики систем - «классический» метод моделирования- который проводится на основе использования многомерных дифференциальных уравнений и разностных уравнений. До сих пор этот метод наиболее эффективно использовался в естественных науках. При моделировании социальных процессов, характеризующихся чрезвычайной сложностью из-за большого числа различных факторов и их взаимосвязей, требуется подбор сотен коэффициентов и анализ систем из деся тков уравнений. При работе с системами из десятков и более дифференциальных уравнений оказывается. что проследить причинные связи (для отладки, исключения ошибок) в системе уравнений довольно сложно.

Кроме того, динамические системы описывают целевую систему как неделимый объект и пс принимают во внимание тог факт, что целевые системы для социолога обычно состоя т из индивидуальных людей, групп, классов и т. д. Поэтому социологов интересуют методы моделирования, состоящие из нескольких уровней -совокупного уровня и, по крайней мере, одного более узкого уровня. Первым методом, который хорошо решал эту проблему, был микроаналитический метод моделирования. До недавнего времени это был единственный метод моделирования, который получил широкое признание в пределах общественных наук.

Дискретные случайные модели. В основе этого метода моделирования лежит роль «случая», который изменяет состояние системы. Это отличает его от других методов моделирования. Дискретная методология может использоваться в микроаналитических моделях моделирования, чтобы избежать повторного вычисления состояния микроединиц.

Если подход микромоделирования рассматривает единицы анализа, как изолированные объекты, то метод. основанный на моделях клеточных автоматов, позволяет моделировать взаимодействия между единицами. Клеточные автоматы - динамические саморазви-вающиеся дискретные системы многих частиц, меняющих свое состояние на регулярной решетке (пространстве) одновременно и согласно общему правилу, исходя из состояний их ближайшего окружения. При таком подходе время идет вперед дискретными шага-

ми. Метод, основанный на клеточных автоматах, идеально подходит для моделирования социальных систем. т. к. они представлены большим набором индивидов, действующих исходя из состояния их ближайшего окружения.

Мри исследовании социальных систем широко используются модели «нейронных сетей». Множество нелинейно взаимосвязанных и параллельно функционирующих нейронов, которые можно содержательно интерпретировать как индивидов, группы индивидов, организации, страны или регионы мира, непосредственно ненаблюдаемые социальные «факторы» и т.д., каждый из которых имеег определенных уровень активации. позволяют точно описывать и успешно прогнозировать различные социальные явления, процессы и социальные системы. Процесс обучения «нейронных» сегей хорошо имитирует процессы адаптации и оптимизации в сложных социальных системах. Также необходимо отметить одну полезную особенность «нейронных» сетей, а именно, они позволяют описывать, моделировать и прогнозировать любые эмпирические данные: количественные, качественные и данные смешанной природы, часть из которых является количественными. а часть качественными.

Множественное имитационное моделирование включает одновременное и нараллелыюе моделирование на множестве имитационных моделей, например, клеточных автоматов и «нейронных» сетей. Одни модели можно реализовать на клеточных автоматах, другие на «нейронных» сетях и т. д. Разновидностью множественного имитационного моделирования является многоуровневое иерархическое моделирование, где одновременно на различных иерархических уровнях функционируют несколько имитационных моделей.

Обзор методов моделирования социальных систем составлен но моно)рафии [)].

ЛИТЕРАТУРА

I. (Hlbi't-t ¡V., Troiz.sch К. Simulation (or Social Scientist Open University

Press, 2006.

Поступила в редакцию 17 октября 2006 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ОТБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

© T.K). KiiTaeBcicasi

Kitaevskaya T.Y. Technology of the education methods selection on the projecting stage of the methodical system components.

Выбор наиболее эффективных методов изучения конкретною содержания представляет собой важную задачу повышения качества обучения дисциплине. Однако именно этот компонент проектирования вызывает трудности у педагогов, особенно тех, которые при хорошей теоретической подготовке не имеют достаточно]'О опыта практической деятельности. Кроме этого.

возникают сложности, связанные с необходимостью быстро подстраиваться под непрерывно меняющееся содержание. Необходима автоматизация трудоемкой процедуры отбора методов обучения, позволяющей, с одной стороны, перебрать множество различных вариантов. и в соответствии с ограничениями сформировать обобщенный метод организации учебно-познавательной

Этап 4. Множество обших методов организации учеб но-познавательной леятелы гости, содержащееся в базе данных, фильтруется по приоритетной формирующей цели. Множество целей разбито на классы: класс 1 - формирующие, класс 2 - развивающие, класс 3 - побуждающие и класс 4 - контролирующие. Приоритет' классов фиксирован и соответствует нумерации. Приоритетная цель задастся педагогом. Внутри класса возможно ранжирование целей. На пом этапе из базы данных отфильтровываются наиболее пригодные методы для изучения данного фрагмента содержания.

Этап 5. Отфильтрованные методы подлежат ранжированию в соответствии либо с формирующей целью. но меньше [О ранга, или в соответствии с целью, принадлежащей следующему классу. Ранжирование производится каждый раз внутри групп методов, имеющих одинаковое значение в предыдущем ранжировании. сами группы не смешиваются. Сортировка производится последовательно, пока не будут учтены все пели изучения данного фрагмента содержания.

Этапы 6 и 7 повторяют процедуры этапов 4 и 5 для специальных и частно-дидактических методов.

Этап 8. Выбор обобщенного метода организации учебно-познавательного процесса как объединение общих и специальных методов обучения, имеющих один и тот же рейтинг и занимающих высшие позиции.

Схема алгоритма представлена на рис. I.

Наибо лее эф ф ек тиб нь є Менее зфф ект ивные

методы методы

Рис. I. Схема алгоритма формирования обобщенного метода обучения

деятельности, с другой стороны, обеспечить возможность корректировки со стороны педагога, таким образом, учесть его предпочтения, уровень квалификации и другие возможности.

Предлагаемая технологическая последовательность включает в себя следующие этапы.

Этап I. Выделение элементов содержания и построение на их основе целевой модели данного содержания. Категориальные цели связаны между собой. Количество связей определяет сложность учебного материала.

Этап 2. Определение степени самостоятельности обучения (выбор методов самостоятельной работы или под управлением педагога). Вопрос решается в зависимости от сложности содержания, уровня готовности студентов, количества времени, отведенного на изучение этого фрагмента содержания.

Этап 3. Выбор вида деятельности: поискового или репродуктивного. Предпочтение отдастся поисковому виду деятельности, если материал имеет средний уровень сложности, студенты подготовлены для самостоятельного накопления знаний в ходе решения проблемных ситуаций, количество времени, отведенное на изучение фрагмента содержания, достаточно для обсуждения проблемы и нахождения решения. В случае, когда материал слишком прост или наоборот слишком сложен. выбирается репродуктивный вид деятельности.

Технология может быть реализована с помощью автоматизированной системы отбора методов организации учебно-познавательной деятельности, которая разрабатывается с учетом следующих принципов:

- пополнение и обновление множества методов, хранящихся в базе данных:

- обеспечение свободы выбора педагога на каждом из этапов проектирования системы методов обучения.

Система предоставляет следующие возможности:

- хранение и обновление множества методов;

- реализацию двух основных процедур: фильтрацию методов по приоритетной формирующей цели и последовательную сортировку по заданному ключу:

- обеспечивает полностью автоматический отбор или автоматизированный с коррекцией педагога по его желанию.

Поступила в редакцию 17 октября 2006 г.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПРОГРАММНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА

© С.Б. Лазутин

Lazutin S B, Peculiarities of a choice of the programme and technical solution at elaboration of the clcctronic educational course.

Информатизация образования поднимается на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. Для получения образования на базе компьютерных технологий необходимы три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы - образовательные электронные издания и ресурсы (ЭИР).

Учебные электронные издания и ресурсы (или просто электронный учебник) обеспечивают программируемый учебный процесс и включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известны* и новых формах, аттестацию.

Если препарировать электронный учебник, то формально этот продукт состоит из программ и данных. Программы обеспечивают взаимодействие с пользователем на уровне клавиатуры, «мыши», а также путем предъявления данных, включенных в ОИР или генерируемых в процессе моделирования. Основную, управляющую программу мультимедиа продукта называют ирофаммой-реализатором.

Сборка (монтаж, агрегация) мультимедиа продукта -представляет собой самостоятельную, достаточно сложную задачу. Мультимедиа среда характеризуется высокой степенью связности объектов и должна обес-мСЧИВлТЬ НС ТОЛЬКО ОТКЛИК данного объекта На действие пользователя, но и возможные реакции совокупности Ьредставленных объектов при изменении парамегров рассматриваемого. Например, активизацию других объектов, изменение их вида или местоположения, появление нового объекта и т. д. Понятно, что выбор реализатора зависит от сложности замысла, глубины приложения новых педагогических инструментов, спектра функциональных возможностей продукта.

Наибольшие возможности для воплощения практически любого замысла дают реализаторы, написанные на языках высокого уровня (ЯВУ): C++. Visual C++, Visual Basic. Pascal и др. По существу, в этом случае

программа-реализатор строится под конкретный продует, поэтому воплощается любая методическая идея, оригинальный способ представления предметной области. Понятно, что за широкие возможности приходится расплачиваться временем разработки и высокой к вал иф и кат 1ие й програм м иегов.

Другую группу реализаторов составляют так называемые оболочки. Если сравнить две программы, разработанные на ЯВУ для двух совершенно разных продуктов, можно обнаружить много одинаковых по функциям блоков, зачастую реализуемых совершенно одинаковыми программными модулями. Если один раз написать все программные модули, реализующие эти функции, то очередной новый продукт не потребует программирования эксклюзивною реализатора.

Как следствие, становится реальным создание инструментальною средства компоновки мультимедиа продуктов, которое в профессиональном коллективе значительно повышаег производительность пруда программиста точнее - компоновщика. Кроме того, открываются возможности использования подобного инструмента вне профессиональной среды. Director. Authorware Professional. Multimedia Toolbook, Hyper Card и другие оболочки достаточно успешно используются и крупными издательствами, и небольшими любительскими коллективами.

В общСм СЛУЧае 0б0Л0ЧКа ВКЛЮЧасТ ТрИ КрУ'ПНЫХ

программных компонента: инструментарий для авто-матизации сборки мультимедиа продукта, программу-реал изатор. конфигурация которой выстраивается в процессе сборки, и некоторые средства упрощенной разработки мультимедиа компонентов контента. В этих условиях кажется возможным создание мультимедиа продукта одним только автором - специалистом предметной области.

Третью группу програм м-реализат о ров составляют браузеры (Explorer. Mozilla. Opera, Netscape и др.) для сетевых продуктов. Первоначально браузеры предназначались для демонстрации тсксто-графичсских ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.