Научная статья на тему 'Технология организации учебных научно‑туристских экспедиций'

Технология организации учебных научно‑туристских экспедиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная научно‑туристская экспедиция / Великая Северная экспедиция / профессиональное самоопределение / educational scientific and tourist expedition / Great Northern Expedition / professional self‑determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тебенькова Елена Александровна, Зайцева Ирина Наильевна

В статье представлена технология организации учебных научно‑туристских экспедиций по маршрутам Великой Северной экспедиции. Технология направлена на повышение успешности профессионального самоопределения старшеклассников, формирование у них проектных и исследовательских умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Organizing Educational Scientific and Tourist Expeditions

The article presents the technology of organizing educational scientific and tourist expeditions along the routes of the Great Northern Expedition. This technology is aimed at increasing the success of professional self‑determination of high school students and developing their project and research skills.

Текст научной работы на тему «Технология организации учебных научно‑туристских экспедиций»

Тебенькова

Елена Александровна,

д-р пед. наук, профессор кафедры фундаментальной экологии, географии и рационального природопользования КГУ, Курган e-mail: eashu@mail.ru

Зайцева

Ирина Наильевна,

директор Автономной некоммерческой организации Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва e-mail: i@zaytseva-1.ru

Технология организации учебных научно-туристских экспедиций

Technology of Organizing Educational Scientific and Tourist Expeditions

Аннотация. В статье представлена технология организации учебных научно-туристских экспедиций по маршрутам Великой Северной экспедиции. Технология направлена на повышение успешности профессионального самоопределения старшеклассников, формирование у них проектных и исследовательских умений. Ключевые слова: учебная научно-туристская экспедиция, Великая Северная экспедиция, профессиональное самоопределение

Abstract. The article presents the technology of organizing educational scientific and tourist expeditions along the routes of the Great Northern Expedition. This technology is aimed at increasing the success of professional self-determination of high school students and developing their project and research skills. Keywords: educational scientific and tourist expedition, Great Northern Expedition, professional self-determination

Экспедиции всегда занимали важное место в российском школьном образовании. Но их роль изменялась в зависимости от задач образования. В советское время экспедиции были ориентированы на в основном на задачи воспитания подрастающего поколения. До 1991 г. успешно реализовывалась Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина — СССР». Она была частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа. Ежегодно в экспедиции участвовало до 16 млн школьников и около 4 млн учащихся училищ профтехобразования [Распоряжение..., 2019 ].

В конце 90-х годов ХХ века Ю. П. Грицак определял экспедицию как «путешествие, которое проводится с учащейся молодежью с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них» [Грицак, 2008].

Тебенькова Елена Александровна, Зайцева Ирина Наильевна

С введением новых ФГОС основного общего и среднего образования в начале XXI века экспедиции становятся форматом развития проектных и исследовательских умений школьников. Леонтович А. В. вводит понятие учебно-исследовательской экспедиции как «выездного учебно-оздоровительного мероприятия, организуемого образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенного в соответствующую образовательную программу и направленного на развитие у учащихся навыков полевых исследований, получения собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа» [Маршрутами Беринга, 2021а].

Экспедиционная технология отвечает приоритетным задачам обновления содержания и технологий в дополнительном образовании детей по туристско-краеведческой направленности:

• развитие исследовательского краеведения, в том числе для формирования патриотизма и гражданской ответственности;

• вовлечение обучающихся в изучение конкретной территории как природно-культурной целостности через интеграцию знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использование исследовательских методов и реализация проектов учащихся, направленных на развитие территории своего проживания;

• расширение возможностей для профессионального самоопределения и развития специальных навыков для освоения востребованных профессий в сфере туризма: разработка индивидуальных туристических продуктов, конструкторов виртуальных путешествий, стратегий развития туристического потенциала территорий, в том числе через укрепление связей с туристической индустрией [Леонтович, Саввичев, 2020].

Наиболее распространена практика эколого-краеведче-ских экспедиций [Артеменко, Калашников, 2014; Леонтович, Цветков, 2012; Маршрутами Беринга, 2021а]. Участие в таких экспедициях позволяет обучающимся прибрести опыт проек-тно-исследовательской и природоохранной деятельности, проявить на деле свои личностные качества, определиться с будущей профессией. Однако потенциал экспедиционного формата не исчерпывается эколого-краеведческой направленностью.

Актуальность приобретают научно-туристские экспедиции школьников [Распоряжение..., 2022]. Это направление поддерживается государственной политикой в сфере туризма, делающей акцент на развитие детского туризма и его интеграцию в образовательный процесс. Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» в образовательном сегменте предлагается:

Elena

Tebenkova,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Fundamental Ecology, Geography and Rational Nature Management, Kurgan State University, Kurgan, Russia

Irina

Zaytseva,

Director of the Autonomous Non-Profit Organization Center for the Promotion of Social Innovation "Technologies of Change and Development" (ANO CSSI "TIR"), Moscow, Russia

• интеграция детского туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования детских туристских программ как формы внеурочных занятий в образовательных организациях, которые обеспечат развитие детского туризма как элемента профориентации;

• разработка экскурсионных программ, реализуемых на базе музеев, интегрированных в общеобразовательные программы, которая позволит существенно повысить качество образования [Распоряжение., 2019]. Перспективным направлением расширения экспедиционной технологии в географическом образовании, на наш взгляд, могут стать экспедиции обучающихся по маршрутам первооткрывателей.

Учебная научно-туристская экспедиция по маршрутам первооткрывателей — это выездное культурно-познавательное и спортивно-оздоровительное мероприятие, организуемое для обучающихся образовательным учреждением совместно с туроператорами с привлечением потенциала специалистов научных учреждений, вузов, музеев, профильных сообществ (например, Русское географическое общество, «Общество Стеллера», Германия) и направленное на освоение обучающимися норм академической экспедиционной деятельности, «переоткрытие» наследия экспедиций в регионах и инициирования собственных исследований и проектов.

Кроме решения познавательных задач, в ходе научно-туристской экспедиции предполагается преодоление естественных препятствий (перевалов, порогов, пещер и др.), которые в свое время проходили первооткрыватели. Участки маршрутов экспедиций, которые соответствуют требованиям к туристско-спортивным походам, рассматриваются как маршруты с активными способами передвижения. Категория сложности для таких маршрутов устанавливается так же, как и для туристско-спортивных походов.

Учебная научно-туристская экспедиция дает возможность обучающимся овладеть приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и коммуникативные навыки. Встречи на маршруте с конкретными людьми разных профессий (водители автобусов, пчеловоды, плотники, сотрудники администраций муниципалитетов, музеев, библиотек, туроператоров и др.) и общение с ними дают возможность глубже узнать о специфике различных профессий.

Большой опыт подросткам дает общение с научными руководителями похода и педагогами-наставниками, их личный пример и жизненный практический опыт. Например, общение с держателем бренда «Экспедиции Беринга» [9] всегда оказывает на юных туристов неизгладимое впечатление.

Тебенькова Елена Александровна, Зайцева Ирина Наильевна

Кейс «Большое дело Ильдара Юнусовича Маматова»

У Ильдара Юнусовича много регалий, но главная его заслуга в том, что свои путешествия и открытия, работу созданного им издательства, проекты и победы во Всероссийских конкурсах он подчиняет важнейшей цели — историко-культурному просветительству. Ильдар Юнусович — уроженец г. Осы. Когда-то, удивившись факту пребывания Камчатской экспедиции Беринга на пермской земле, он очень заинтересовался этой историей. Сейчас он разрабатывает самый протяженный международный туристско-образовательный маршрут «Экспедиции Беринга» [9], который объединяет 14 стран и 45 регионов России.

С 2021 года ГБОУ Школа № 709 (г. Москва) включилась в проект И. Ю. Маматова «Экспедиции Беринга». Наиболее активное участие в этой инициативе принимают учащиеся кадетских классов. Представим вариант технологии организации учебных научно-туристских экспедиций по маршрутам первооткрывателей на примере Великой Северной экспедиции В. Беринга.

Цель технологии — повышение успешности профессионального самоопределения учащихся кадетских классов на основе научно-туристских экспедиций по маршрутам Великой Северной экспедиции. В качестве содержания, в первую очередь, определена работа с элементами осознанности профессионального выбора кадетов. К ним относятся знания о комплексе профессиональных видов деятельности, востребованных в научных экспедициях (например, геодезист, картограф, ботаник, зоолог, повар, врач, плотник, инженер и др.), необходимых компетенциях и способностях, профсообществе, а также ценности, склонности и интересы подростков [Громыко, 2020].

Во-вторых, формирование метапредметных умений, определяющих способность к жизненному целеполаганию и планированию, исследовательской деятельности и проектированию.

МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному

поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [ФГОС, 2012].

В-третьих, личностные результаты и качества агента изменений в духе первооткрывателей.

ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем [ФГОС, 2012].

Технология реализуется поэтапно.

Первый этап — мотивационно-просветительский (апрель).

На этом этапе для школьников (75 человек) был организован просмотр фильмов о пребывании Витуса Беринга и Алексея Чирикова на Урале в Осе, «Баллады о Беринге и его друзьях» (1970), сериала «Витус Беринг в России» (датский канал DR), цикл фильмов «По следам Витуса Беринга» (2020), встреча с держателем бренда «Экспедиции Беринга» И. Ю. Маматовым. Новые знания об экспедиции Беринга подростки закрепили,

отвечая на вопросы викторины. По итогам мероприятий школьники написали рефлексивное эссе. 20 человек решили принять участие в летних экспедициях по маршрутам:

• водный поход по Волге: Ржев — Старица — Тверь [Маршрутами Беринга, 2021б];

• пешеходные маршруты: Оса — Пермь — Кунгур, Камчатка — остров Беринга [Маршрутами Беринга, 2021в].

Рисунок 1. Пешеходный маршрут первой категории сложности по Пермскому краю «Маршрутами Беринга. По старому Сибирскому тракту»

Тебенькова Елена Александровна, Зайцева Ирина Наильевна

Второй этап - доэкспедиционный, проблемно-поисковый (май). На этом этапе авторами ставились учебные задачи на проектирование и исследование для будущих участников экспедиции [Маршрутами Беринга, 2021в].

В рамках третьего этапа — туристско-экспедиционного — с середины июля по начало августа группы кадет проходили маршруты. Так, на маршруте Оса — Пермь — Кунгур ребята получили консультации от работников музея г. Оса, пообщались с местными жителями, создали фото и видео материалы (Рисунок 1).

На четвертом этапе — камеральном, проектно-исследователь-ском (сентябрь-январь) — школьники самоопределились относительно формата, в котором они будут продолжать работу: исследование или проект. На основе этого уточнили темы, цели и задачи, определили продукт. Таким образом, в разработку вошли: исследования «Естественные ресурсы профилактики и лечения цинги по маршруту Второй Камчатской экспедиции В. Беринга, «Место Великой Северной экспедиции Витуса Беринга в развитии контактов с алеутами» и проекты «Пешеходное путешествие «Бырминский волок: по следам экспедиции Беринга», «Пещеры по маршруту экспедиции В. Беринга».

Ребята самостоятельно связывались по интересующим вопросам с музеем Осы, И. Ю. Маматовым, профильными кафедрами Курганского государственного университета, Московского городского педагогического университета, Йоахимом Руфом (Joachim Ruf), членом Stellergesellschaft («Общества Стеллера», ФРГ), работали в Российской Государственной Библиотеке им. Ленина. Каждую пятницу в рамках работы проектного офиса [Зайцева, 2022] ставились и решались задачи, происходила систематизация материала в логике исследования или проекта, собирался материал в «большую презентацию» (Рисунок 2).

Школьники на основе видеоресурсов, рекомендованных экспертами в сфере туризма, освоили технологию создания аудиогидов. А от экспертов в сфере образования узнали о технологии создания сценариев уроков в МЭШ (Московской электронной школе).

На пятом этапе — презентационном (февраль) — были оформлены четыре групповые работы и поданы на различные секции научно-практической конференции «Наука для жизни».

Летом 2022 года по этим же маршрутам прошли новые группы кадетов, продолжили начатые исследования и проекты, заложили новые инициативы.

Таким образом, учебные научно-туристские экспедиции по маршрутам первооткрывателей являются актуальным прак-тико-ориентированным образовательным форматом. Они позволяют комплексно решать задачи патриотического воспитания, предметного обучения по географии и истории, развития физических и личностных качеств, профориентации

ш

через вовлечение обучающихся в различные виды деятельности: проектную, исследовательскую, туристическую, предпринимательскую, основываясь на наследии действительно великих событий и биографий людей, изменивших мир. Ш

Рисунок 2. Проектный день с И. Ю. Маматовым

Литература:

Артеменко, Калашников, 2014 — Артеменко Б. А., Калашников Н. В. Эколого-краеведческая экспедиция как средство организации работы по формированию культурно-экологической компетентности школьников // Вестник юУрГГПУ, 2014. № 5. С. 125-131.

Грицак, 2008 — Грицак Ю. П. Организация самодеятельного туризма: Уч. пособие для студентов специальности «туризм». — Харьков: Экограф, 2008. С. 164.

Громыко, 2020 — Громыко Ю. В. Типология ситуаций устойчивого профессионального выбора подростков (на материале отечественных и зарубежных исследований): Обзор / Под науч. ред. Ю. В. Громыко. — М.: АНО Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, 2020. С. 102.

Зайцева, 2022 — Зайцева И. Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива, 2022. № 1 (5). С. 27-35.

Леонтович, Саввичев, 2020 — Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. 4-е изд./ Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2020. С. 161.

Леонтович, Цветков, 2012 — Леонтович А. В., Цветков А. В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/Researcher, 2012. № 1-2. С. 333-345.

Маршрутами Беринга, 2021а — Маршрутами Беринга. Водный поход по Волге // Маршруты России, 2021. URL: https://2r.ru/rtta/2021/route/view/2010. Дата обращеия 04.07.2023.

Маршрутами Беринга, 2021б — Маршрутами Беринга. Пешеходный маршрут «По старому Сибирскому тракту» // Маршруты России, 2021. URL: /https://2r.ru/rtta/2021/route/ view/2018. Дата обращеия 04.07.2023.

Маршрутами Беринга, 2021в — Маршрутами Беринга (Бухта Командор) // Маршруты России, 2021. URL: https://2r.ru/rtta/2021/route/view/2032. Дата обращеия 04.07.2023.

Маршрутами Великой Северной экспедиции // Официальный сайт проекта «Экспедиции Беринга». URL: https://bering-expedition.ru/Дата обращеия 04.07.2023.

Остапец, 2001 — Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. — М.: РМАТ, 2001. С. 87.

Распоряжение..., 2019 — Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».

Распоряжение., 2022 — Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

Тебенькова, 2021 — Тебенькова Е. А. Задача на проектирование в системе учебных задач // Непрерывное образование: XXI век, 2021. № 1 (33).

ФГОС, 2012 — Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изм. от 17.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.